- 25 способов улучшить качество образования
- Статья «Резильентность как фактор повышения качества современного образования»
- Что такое резильентные школы и как они устроены
- Что такое резильентность
- Как устроены резильентные школы
- Что такие школы дают ученикам
- Роль педагогов
- Родительское (не)участие
- Учиться или работать?
- Роль социализации
- Какое будущее ждет резильентные школы в России?
25 способов улучшить качество образования
Образовательный портал Международного института планирования образования ЮНЕСКО (UNESCO International Institute for Educational Planning) собрал данные современных исследований, посвященных качеству образования и улучшению образовательных результатов. Теперь вы можете познакомиться с 25 способами, которые помогут улучшить качество образования.
Перевод картинки на превью (сверху-вниз, слева-направо):
- Улучшение качества образования
- Помощь обучающимся
- Учителя и педагогика
- Учебный план и учебные материалы
- Школа и ресурсы
- Менеджмент образовательной системы
И.С. Григорьев,
методист Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва
По итогам переговоров по целям устойчивого развития передовые страны по всему миру обязались обеспечить качественное начальное и общее образование населения. Поскольку руководители стран поручат исполнить данную задачу своим соответствующим ведомствам, для последних становится актуальным правильно расставить приоритеты использования ресурсов для достижения всеобщего «соответствующего и эффективного» обучения.
За последние десятилетия было проведено большое количество исследований факторов, влияющих на качество образования, было разработано большое количество моделей, иллюстрирующих их взаимосвязь. Можно выделить как минимум пять таких моделей, которые были серьезно рассмотрены на международном уровне: исследование качества образования ЮНИСЕФ в 2000 году; доклад по итогам мониторинга «Образование для всех» в 2005 году; анализ системы общего образования ЮНЕСКО (GEQAF); исследование результатов образования Всемирного Банка (SABER); а также несколько более известных международных исследований, таких как PISA.
Развитие образования является комплексной задачей. В этом материале намеренно приводятся результаты исследований, сформулированные буквально в одно предложение. Если какие-то из 25 предложенных путей будут вам интересны, всегда можно ознакомиться с вопросом подробнее (например, в библиотеке образовательного портала Международного института планирования образования ЮНЕСКО).
25 способов улучшить результаты образования
Учителя и педагогика
- Стараться как можно более равномерно распределить высококвалифицированных педагогов по всей системе образования.
- Повышать мотивацию педагогов путем изменения статуса профессии и условий работы.
- Подготовить будущих учителей к реалиям работы с помощью специализированных учебных курсов и педагогической практики в период обучения.
- Дать возможность учителям использовать эффективные и подходящие педагогические технологии, применяя различные подходы для удовлетворения потребностей разных детей и различных контекстов.
- Поддержка учителей без отрыва от работы через контекстно-зависимые возможности для непрерывного профессионального развития.
Помощь обучающимся
- Понимать разнообразность потребностей и способностей обучающихся.
- Обеспечение того, чтобы все учащиеся – в любом возрасте – приходили в школу готовыми к обучению путем соблюдения необходимых условий для когнитивного развития, защиты физического и социально-эмоционального здоровья детей. Обеспечение того, чтобы у них было достаточно времени для отдыха, учебы и игр.
- Реализация комплекса программ по обучению детей в раннем возрасте на базе центров и на дому, направленных на всестороннее развитие ребенка при одновременной поддержке родительских навыков.
- Вовлекать родителей в продвижение, поощрение и реализацию обучения их ребенка.
- Координировать свою деятельность с другими социальными службами в целях содействия устранению социально-экономического неравенства, способствующего снижению успеваемости детей, находящихся в неблагоприятном положении.
Учебный план и учебные материалы
- Учить детей на родном языке не менее 6 лет, прежде чем они смогут полностью переключиться на другой язык обучения.
- Разработать соответствующие и эффективные учебные программы и стандарты, обеспечить их распространение и реализацию.
- Обеспечить наличие соответствующих учебников и руководств для преподавателей, обеспечить регулярный доступ к ним учащихся и преподавателей.
- Использовать экономически эффективные дополнительные материалы для обогащения преподавания каждого предмета, вовлекая обучающихся в многомерное обучение, развивая способность применять свои знания.
- Развитие цифровой грамотности учителей и обучающихся путем надлежащего и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Школы и ресурсы
- Подготовить и поддержать лучшие организации, которые имеют видение путей улучшения качества и результатов обучения, а также являющихся эффективными в текущих задачах управления.
- Конструировать образовательное пространство школы для того, чтобы она была доступна, безопасна, удобна, и стимулировала желание учиться.
- Внедрить общешкольную политику, укрепляющую позитивные школьные отношения посредством открытого диалога и предотвращения насилия, обеспечивающую разумную рабочую нагрузку для обучающихся и способствующую осознанию того, что то, чему они учатся, имеет смысл.
- Убедиться, что обучающиеся имеют достаточно времени, чтобы учиться, придерживаясь запланированных графиков, улучшать посещаемость, умения педагога мотивировать, а также его навыки эффективного управления классом.
- Обеспечить оценку успеваемости учащихся в течение всего года, используя различные методы, а также соответствие практики оценки стандартам качества, обоснованности и надежности.
Менеджмент образовательной системы
- Анализ образовательной среды и стратегическое планирование на основании надежных исследований, данных для определения приоритетных вопросов и средств улучшения результатов обучения.
- Позволить децентрализовано принимать решение в отношении локальных приоритетов развития в образовательной организации, обеспечивая при этом справедливое распределение ресурсов.
- Обеспечить достоверность в отчетах образовательных организаций с целью эффективного изменения плана развития.
- Разработка крупномасштабных систем мониторинга, позволяющих получить достоверные данные для улучшения образовательной среды посредством системных изменений.
- Выделять достаточные ресурсы на образование, финансирование организаций, с учетом очевидной эффективности использования средств для улучшения качества образования.
Источник
Статья «Резильентность как фактор повышения качества современного образования»
«Резильентность как фактор повышения качества современного образования»
« Глубочайшим свойством человеческой
природы является страстное стремление
людей быть оцененным по достоинству».
Ни для кого не секрет, что к ачество, н а сегодняшний день, является одним из главных критериев модернизации системы образования. Оно указывает на уровень знаний, получаемый учащимися в том или ином образовательном учреждении. В получении качественного образования заинтересованы и ученики, и их родители, и работодатели, и, главное, все общество.
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.
В ней подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.
Качество образования состоит:
Ø из высокого уровня профессионализма педагогов;
Ø прочности знаний учащихся;
Ø из создания комфортности в обучении школьников;
Ø соблюдение санитарно-гигиенических норм;
Ø из материально-технического обеспечения школы.
Все составляющие качества образования можно объединить в 4 основных кусочка пазла. Это академические результаты, достижение высокого уровня, школьное благополучие и академическая резильентность. Если 3 нам давно известны, то 4-е понятие достаточно новое.
Резильентность – способность образовательной организации преодолевать ресурные трудности и ограничения, в том числе такие, которые характерны для сельских школ. Это не означает, что резильентность – это исключительная характеристика сельской школы, напротив, проявление устойчивости универсально в любой образовательной системе, в любой стране мира.
Цель государственной
политики в области образования- повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. Это указывает на то, что резильентным в школе, в первую очередь должен быть педагог.
От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.
Учитель – тот, кто учит, или тот, у кого учатся?
• Учитель должен быть специалистом в своём деле. Знать методику преподавания своего предмета на высшем уровне. Педагог должен обладать такими основными качествами, как требовательность, эрудиция, умение объяснять материал доступно и увлекательно.
• Для учителя важно заинтересовать учащихся своим предметом, сделать так, чтобы предмет стал любимым. При этом он должен понимать, что тяга и интерес к его предмету не обязательно будет у всех учащихся – он не ревнив. Учитель должен понимает, что кроме знаний по своему предмету нужно развивать у учащихся умение размышлять, вести дискуссию, справедливо оценивать возможности, достижения.
У образовательного учреждения возможность стать резильентным становится выше в тех случаях, когда преподаватель слушает учащегося, относится к нему с уважением и по справедливости, готов оказать помощь в получении качественного образования, а учащийся, в свою очередь, знает, чего от него ждет учитель, понимает его.
Учитель начальных классов для ученика – это эталон, образец для подражания, наставник. От педагога в период начального образования, решающим образом зависит то, как высоко будет развита мотивация учебной деятельности, и самооценка ребенка. В средних и старших классах за реализацию образовательной программы отвечает несколько учителей, а за образование начальной школы — преимущественно учитель этого класса. Необходимо учитывать, насколько учитель сам понимает комплекс задач, стоящих как перед ним, так и перед учениками, ведь от этого зависит развитие ребенка и его успех в будущем.
Основные идеи современного образования :
• 1. Умение обучаться в течение всей жизни (научить учиться);
• 2. Индивидуализация спроса и возможностей его удовлетворения (обучение для всех и для каждого);
• 3. Не только освоение прошлого, опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности
• ( опыт решения реальных проблем)
Современный урок для современных детей «Другие» дети?
Особенности детей начала XXI века:
• увеличивается категория одаренных детей, среди них:
ü дети с особо-развитым мышления,
ü дети, способные влиять на других людей, — лидеры,
ü дети- « золотые руки »,
ü дети, представляющие мир в образах, художественно одаренные,
ü дети, обладающие двигательным талантом.
• от 50 до 55% детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в больших городах России имеют сегодня IQ 115 баллов и выше. Это вызывает опасность «перекоса» акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе личностному развитию.
(по материалам исследования РАО и РАМН)
Особенности детей начала XXI века:
• ограниченный энергетический тонус, снижение энергичности детей, их желания активно действовать, быстрая утомляемость;
• недоразвитие мотивационной сферы ребенка, а также его воли и произвольности;
• смысловая сфера: «зачем?», а не «почему»;
• сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры школьников;
• недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты;
• обеднение и ограничение общения подростков со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности;
• у подростков произошло ухудшение возможности избирательного внимания, снижение возможности избирательной оценки значимости информации, уменьшается объем памяти;
На современном уроке должно быть:
ü учебно-познавательная атмосфера;
ü взаимопонимание и взаимодействие учителя и учащихся, учащихся друг с другом;
ü учебная самостоятельная деятельность обучающихся;
ü интерпретация содержание обучения для создания проблемной ситуации в учебном процессе;
ü избыточная образовательная среда урока;
ü использование дидактического электронного сопровождения;
ü расширение образовательного пространства урока;
ü рефлексивная деятельность учителя и обучающихся.
Для повышения качества образования нам необходимо:
Ø использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;
Ø продолжать методическое совершенствование для повышения профессионализма;
Ø активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет;
Ø быть гибкими, компетентными и интересными.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Что такое резильентные школы и как они устроены
Что такое резильентность
Об исследователях:
- Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
- Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ;
- Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
- Роман Звягинцев, стажер-исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
- Александра Михайлова, стажер-исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
- Татьяна Чиркина, стажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ.
Материал предоставлен РБК Тренды порталом IQ.HSE.RU.
«Поверх барьеров» — так исследователи определили образ жизни резильентных школ (от англ. resilient — «живучий, устойчивый»). Такие школы работают с самыми сложными учениками — из неблагополучных семей, детьми мигрантов, школьниками с нарушениями развития — и при этом добиваются высоких результатов. Причем без дополнительных денег, высокой административной поддержки или других выдающихся ресурсов. Отстроенная ими система успешно функционирует вопреки всем трудностям.
Не случайно в западной литературе такие школы называют «превосходящими ожидания» — «schools performing beyond expectations». В них низкий индекс социального благополучия учеников — много семей с невысоким уровнем образования и дохода. Но вопреки этому сложному контексту резильентные школы достигают заявленной цели — «повышение жизненных шансов учащихся». У их учеников высокий средний балл ЕГЭ по русскому языку и математике и неплохие результаты в тестах международных образовательных мониторингов TIMSS и PISA.
Как устроены резильентные школы
Такие учебные заведения стараются найти подход к каждому ребенку, мотивировать к учебе и помочь определиться в жизни, показали интервью и фокус-группы с родителями, детьми (8-11-е классы), учителями и директорами школ. В таких коллективах умеют работать с очень разными учениками: от мотивированных и благополучных до тех, кто остается без родительского внимания. Администрация, педагоги и ученики придерживаются общих ценностей.
- Приоритет — хорошая учеба и достижения. Создана насыщенная образовательная среда для того, чтобы дети раскрылись, проявили способности.
- Требовательны к себе абсолютно все: и педагоги, и администрация, и школьники.
- Родители, дети и школа сотрудничают. Семьи поддерживают усилия администрации и учителей, преподаватели верят в детей и задают им высокую планку, ученики стараются оправдать ожидания. Времени и желания конфликтовать ни у кого нет.
Что такие школы дают ученикам
В зарубежных работах феномен таких школ объясняют особыми педагогическими методами, талантами педагогов, а также партнерством между семьей и школой. Значимы и такие компоненты, как позитивные ожидания учеников от школы, их вовлеченность в ее жизнь, психологический комфорт. Исследователи ВШЭ приводят стратегии работы резильентных школ с учащимися.
Школы действуют адресно, работают с детьми по индивидуальным планам:
- подтягивают слабых учеников — есть занятия после уроков;
- помогают адаптироваться детям мигрантов — для них проводятся дополнительные уроки русского языка;
- выводят на новый уровень сильных учеников: для них есть профильное обучение, внеурочные занятия — например, факультативы, участие в научных обществах, а чаще всего — подготовка к участию в олимпиадах;
- активно работают с детьми из неблагополучных семей: компенсируют им недостаток родительского внимания;
- учат школьников самостоятельности и помогают им определиться с интересами, будущим образованием и профессией;
- вовлекают детей в неакадемическую жизнь школы, создают чувство причастности к школе;
- работают с родителями, подключают к помощи детям.
Вот два показательных кейса — работы с самыми сложными и, наоборот, с наиболее мотивированными детьми. Есть «ситуации родительской неадекватности» из-за наркомании, алкоголизма, рассказывает директор одной из школ:
«Избиение детей, и дети за гаражами, тоже один-два ребеночка таких есть. Но здесь своими силами помогаем, бабушек подтягиваем. Чувствуем, что в этом ребенке потенциал большой. Если его первый-второй класс пустить на самотек, то тогда потерян будет совсем…»
А вот другая история, рассказанная благополучным ребенком:
«Учителя у нас довольно сильные, они предлагают и тесты, и какую-то помощь после занятий…Поэтому, если хотеть работать, то репетиторы особо не нужны».
В резильентных школах возникает и особый школьный климат. Обычно под ним подразумевают:
- характер взаимоотношений между педагогами, учениками и родителями, администрацией,
- ожидания школы, родителей и самих детей по поводу достижений,
- нюансы системы оценивания.
Роль педагогов
Правило таких школ — прозрачность требований и объективность оценок. «Даже тройку надо заработать, — подчеркивает респондент-директор. — Списывание категорически возбраняется, это самый страшный грех…». Администрация и учителя поддерживают образовательную активность учеников и предъявляют к ним высокие требования. Такие повышенные ожидания обычно служат средством мотивации, поднимают самооценку. А это положительно влияет на учебу.
Ученики берут на себя основную ответственность за достижения или неуспех (хотя признают и важность помощи родителей и преподавателей). Так настраивают их учителя («Сам ребенок должен понимать, что он должен получить результат»). Родители тоже объясняют отставание детей недоработками и не предъявляют претензий к школе. «Если у него [ребенка] какие-то проблемы, допустим, история, — значит, что-то сам не то делает», — убеждена мать одного из учеников.
Родительское (не)участие
Многие родители помогают детям в учебе. «Я бросаю все свои домашние дела и даже если я чего-то не знаю то мы будем изучать вместе», — говорит респондентка. Другая поясняет: «Мы начинаем с учебника, начинаем вместе листать . И [дочь] говорит: мама, я уже поняла».
Но не все родители готовы к такой помощи. На это сетуют и сами дети (семье нужно «интересоваться как дела в школе», подчеркивает ученик), и преподаватели. По мнению педагогов, семьи уделяют недостаточно внимания учебе детей.
«Очень часто родителям некогда, — рассказывает глава школьной администрации. — Гораздо проще прийти в кабинет директора и сказать: да, я отказываюсь от своего ребенка, забирайте его, делайте с ним, что хотите. Бывает так, что даже на экзамен ребенка вынужден приводить социальный педагог или классный руководитель, потому что ребенок спит дома и разбудить его некому».
Учиться или работать?
Для разных учеников выстраиваются разные образовательные траектории — с учетом возможностей и запросов.
В отношении сильных учеников ставки высоки. Директора и учителя считают, что их выпускники получают хорошую подготовку и могут конкурировать за места в престижных вузах. «Если такие ожидания есть и над этим целенаправленно работают с самого начала обучения, то [поступление в известный университет] вполне реально», — замечает директор школы. Это проявление «продвигающей силы школы» (school promoting power), когда перспективные выпускники движутся по «максимально продолжительной академической траектории».
Учеников с другими возможностями нацеливают на более раннее получение профессии, учебу в колледжах и техникумах. «Чтобы они понимали, где могут зарабатывать», — поясняют представители школы.
Роль социализации
Выпускники должны уметь самостоятельно мыслить, строить профессиональные планы и отвечать за них, подчеркивают директора резильентных школ. В отношении всех учеников действует одно и то же правило. «Прежде чем совершить любой поступок , все равно должно быть какое-то рассуждение», — поясняет директор одной из школ.
Социализация в представлении респондентов — и есть главный результат обучения. Респондент-директор считает: «Первое — это сформировать социальные навыки, второе — это сформировать самостоятельное мышление и какие-то познавательные сферы, и третье — это тот формальный выход, который мы видим: ЕГЭ, ОГЭ и все виды контроля. ». «Я вижу в социализации максимальный фактор успеха как на уроке, так и в жизни», — заключает он.
Такой подход «ближе к мировому тренду формирования компетенций и тонких, в том числе некогнитивных, навыков (умения общаться, договариваться, понимать других людей, решать проблемы и пр.), чем традиционная ориентация на знания и предметные результаты, заключают исследователи.
Какое будущее ждет резильентные школы в России?
Михаил Мягков, генеральный директор MAXIMUM Education:
«Сегодня в России подобные школы держатся на энтузиазме и энергии директора. Он собирает команду преподавателей-энтузиастов, драйвит и их, и учеников, создает атмосферу.
Существуют разные государственные программы развития и поддержки, но кажется, что многие эти решения сверху очень формальны. Наверное, это связано с тем, что образовательной системе в целом пока не свойственны индивидуальный подход и работа с мотивацией детей. Да, это декларируется и в отдельных элементах системы реализуется, но не является повсеместным явлением. Конечно, еще есть такие проекты как «Учитель для России», разные фонды — они тоже вносят свой вклад, но этого недостаточно».
Источник