- Как увеличить прибыль компании
- Способы повышения прибыли и их сочетание
- Ошибки собственников / руководителей
- Как увеличить объем продаж
- Дополнительные продажи или повторные продажи
- Оптимизация рекламы и работа с конверсией
- Расширение клиентской базы
- Работа с издержками
- Какие пути повышения рентабельности можно использовать для увеличения прибыли
- Способы увеличения рентабельности
- Способы повышения рентабельности
- Формула расчета рентабельности
- Методы оптимизации затрат и снижения себестоимости
- Оценка рентабельности привлечения инвестиций
Как увеличить прибыль компании
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Бизнес создается для извлечения прибыли и закономерно, что собственник постоянно стремится повысить рентабельность. Расскажем о способах увеличения прибыли.
Способы повышения прибыли и их сочетание
Независимо от размеров бизнеса и сферы экономики выделяют три основных способа повышения прибыли:
- увеличение объемов продаж;
- снижение издержек;
- увеличение цены.
Планируя стратегию развития и стратегию работы с маржой, собственник или топ-менеджер компании должен учитывать все три способа и искать сбалансированное решение, хотя, например, повышение цены и повышение объема продаж в единицах продукции не всегда могут сработать одновременно.
Работа над повышением маржинальности обязательно соотносится и со стратегией развития компании. Допустим, если стратегия строится на выходе на новые рынки, то в первую очередь упор будет на увеличение объемов продаж. Если же цель при сохранении доли рынка перейти на другой сегмент потребителей, то фокус внимания можно направить на повышение цен или оптимизацию издержек.
Ошибки собственников / руководителей
Зачастую решение по повышению прибыли лежит на поверхности. В силу стереотипов компании упускают прибыль из-за того, что:
- не оптимизируют затраты на маркетинг;
- не работают над УТП и не реагируют гибко на запросы рынка;
- слабо уделяют внимание perfomance-маркетингу — анализу и достижению конкретных показателей;
- недостаточно внимания уделяют аналитике.
Как следствие, у компании нет четкой стратегии, и работа отдела маркетинга может быть похожа, скорее, на решение текущих задач.
Еще одна ошибка — стремление руководителя “лечить” вопросы прибыли модными “фишками”, которые касаются как управления, так и применения инструментов. Например, компания заказывает большой интернет-портал, чтобы через него продавать свои товары и услуги, но на практике оказывается, что для интернет-продаж достаточно подробного лендинга и качественной работы контакт-центра.
Или, к примеру, все увлекаются переводом сотрудников на KPI, хотя эти KPI никак не влияют на рост прибыли. В инструментах и решениях нет ничего плохого. Но плохо, если они применяются без всестороннего анализа ситуации.
Как увеличить объем продаж
Один из самых простых способов — повышение цен, при этом увеличение цены на 3-5% с тем же уровнем издержек позволяет довольно быстро увеличить общий оборот и доходность. Вполне закономерны опасения собственников, что часть клиентов перестанет покупать, и это скажется на объеме продаж. Но тут стоит рассчитать критическую точку потери базы, после которой повышение цены становится необоснованным.
Вот условный пример. Компания продавала продукт по 100 рублей, который покупали 100 раз в месяц, что давало общий оборот 10 000 рублей. С каждого клиента компания зарабатывала 20 рублей чистой прибыли или 2 000 рублей в месяц.
При повышении цены до 105 рублей оборот увеличится до 10 500 рублей. При тех же затратах прибыль составить 2 500 рублей. Но если 2 клиента откажутся от сотрудничества из-за повышения цен, то оставшиеся 98 клиентов все равно принесут компании по 25 рублей чистой прибыли. То есть совокупная прибыль по итогам периода будет — 2450. Таким образом повышение цены в любом случае позволило увеличить прибыль. И при том сосредоточиться на качественном обслуживании существующих клиентов, что позволит сгладить дискомфорт от новых цен.
Дополнительные продажи или повторные продажи
Подумайте, какие продукты вы можете предложить клиенту еще? Например, салон оптики при заказе обычных очков с диоптриями предлагает приобрести солнцезащитные очки со скидкой. Магазин электроники при покупке телефона предлагает сразу же купить чехол и защитное стекло, а также страховку от не гарантийной поломки гаджета. Это работает на увеличение объема продаж и увеличение среднего чека.
Важно вести работу, направленную на возвращение клиента и увеличение LTV (жизненного цикла клиента). Если это ритейл, то хорошо работают бонусные программы и секретные промоакции, специальные скидки. Если это товар, который требует регулярных повторных покупок (например, капсулы с кофе), то здесь та же задача — пригласить клиента прийти в эту точку снова и снова. Для предприятий в сфере красоты и здоровья хорошее решение — записывать клиента сразу же на повторную процедуру через месяц или два.
Таким образом компания не тратит деньги на привлечение новых клиентов, а обеспечивает загрузку и получение прибыли за счет уже имеющейся базы. Дополнительно стоит возвращаться к “спящим” клиентам, которые не делали покупку более 6-12 месяцев. Комплимент, небольшая скидка, специальное предложение поможет привлечь человека, который уже был с вами знаком, а значит гораздо охотнее согласится на повторный визит/покупку.
Оптимизация рекламы и работа с конверсией
Один из способов оптимизации рекламы — работа над увеличением конверсии рекламного объявления в покупку. Так вы существенно снижаете стоимость каждого клиента и экономите маркетинговый бюджет, оставляя себе больше прибыли.
Для работы над конверсией необходимо составить карту пути пользователя, которая помогает оценить, как приходят клиенты, на каких этапах они встречаются с рекламой компании и как принимают решение о дальнейшем шаге.
Например, вы запускаете таргетированную рекламу в социальных сетях и ожидаете, что одна кампания приведет к вам 100 потенциальных клиентов, которые будут готовы посетить сайт и 10 из них сделают заказ. Но чтобы привести 100 человек на сайт, вам сначала нужно показать свое объявление 2000 человек. Если хорошо поработать над объявлением, то на сайт перейдет уже 150 человек, а не 100. Из этих 150 заказ сделают 15, а не 10. Таким образом, при тех же затратах на рекламу вы получаете больше заказов и меньшую стоимость лида.
Расширение клиентской базы
Каналы привлечения клиентов могут быть самыми разными: от покупки готовых баз для запуска ретаргетинга до запуска рекламных кампаний. Стоит помнить и про онлайн, и про оффлайн-каналы привлечения в зависимости от вашего продукта.
- email-рассылки;
- контекстная реклама;
- баннерная реклама;
- таргетированная реклама;
- реферальные программы.
- реклама в печатных СМИ;
- наружная реклама;
- полиграфия;
- участие в мероприятиях.
Хорошим показателем будет стабильный рост клиентской базы, который позволит компенсировать естественный отток клиентов и за счет новых клиентов обеспечить объем продаж.
Работа с издержками
Этот способ позволяет повысить рентабельность даже при существующем уровне цен. В этом вопросе полезно ориентироваться на технологии “бережливого производства” и оптимизацию работы. Достаточно поработать с уменьшением потерь, к которым относятся:
- перепроизводство и избыток запасов;
- простои персонала и техники;
- лишняя транспортировка (не продуманы маршруты);
- лишняя работа, которая не влияет на результат и качество продукта;
- брак и ошибки персонала.
Повышение прибыли — это системная работа, и даже небольшие действия могут привести к существенным изменениям. В сервисе Контур.Бухгалтерия вы найдете инструменты для анализа и повышения прибыли: управленческие отчеты по продажам, себестоимости и марже, а также возможности для финансового анализа работы фирмы. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату и сдавать отчетность. Первые две недели бесплатны для всех новых пользователей.
Источник
Какие пути повышения рентабельности можно использовать для увеличения прибыли
Способы увеличения рентабельности
Считается, что повысить рентабельность можно, снизив себестоимость и расширив сбыт. Это мнение в целом верно, но сильно упрощено. На самом деле для эффективного контроля прибыльности необходим учет многих факторов, внутренних и внешних.
Нет у руководителя предприятия более важной задачи, чем повышение рентабельности. Каждый вложенный в дело рубль, доллар или иной денежный знак должен давать максимальную прибыль. Именно на эту цель направлены усилия менеджмента во все времена. Статья посвящена путям и способам наращивания рентабельности независимо от того, высокая она или низкая.
Способы повышения рентабельности
Термин «рентабельность» происходит от немецкого слова Rentabel, которое переводится как прибыльность. Он характеризует эффективность коммерческого использования ресурсов, доступных предпринимательской структуре. В общем виде показатель рентабельности рассматривается как отношение результата к затратам. По своей сути это экономический аналог физического коэффициента полезного действия, только вместо энергетических параметров используются финансовые.
Объективно существуют лишь два пути повышения рентабельности: снижение издержек и увеличение оборота. При этом оба метода часто взаимосвязаны и на практике имеют много побочных ответвлений.
Считается, что повысить рентабельность можно, снизив себестоимость и расширив сбыт. Это мнение в целом верно, но сильно упрощено. На самом деле для эффективного контроля прибыльности необходим учет многих факторов, внутренних и внешних. По этой причине различают специфические показатели рентабельности: продаж, активов, производства, собственного и заемного капитала, основных средств и другие. Все коэффициенты в данной статье нет смысла подробно рассматривать – их немало, и они доступны в других наших статьях.
Двуединая задача снижения себестоимости и расширения сбыта решается общими методами:
- внедрение инноваций;
- диверсификация материальных потоков;
- оптимизация кредитной политики и налогообложения.
В то же время применение каждого из вышеуказанных методов может реализоваться разнообразно. Утверждение о том, что росту рентабельности продаж способствует увеличение оборачиваемости, можно объяснить на простом примере.
Допустим, что полный цикл воспроизводства длится ровно год и реализованный продукт приносит 10% чистой прибыли. Очевидно, что если тот же товар предприятие сможет изготовлять и продавать вдвое быстрее (за шесть месяцев), то прирост доходности составит 100%, а величина рентабельности поднимется как минимум до 20%, так как учитывается эффективность вложений за один и тот же отчетный период. Оговорка «как минимум» обусловлена тем, что прибыль каждого цикла также может вкладываться в оборот и приносить свой финансовый результат.
Столь же понятно влияние сокращения издержек. Чем их доля в цене продукта меньше, тем его производство рентабельней. Тема снижения себестоимости очень интересна и требует более подробного рассказа – в статье ей будет посвящена отдельная глава.
На рентабельность собственного капитала влияет доля заемных средств в его составе.
Рентабельность основных средств увеличивается, если они эксплуатируются наиболее эффективно.
Активы также используются с большей или меньшей прибыльностью. Проведение финансовых операций (например, на фондовом или кредитном рынке) может способствовать увеличению общей рентабельности предприятия.
Из всего этого можно сделать вывод о том, что помимо общей рентабельности, необходим ее аналитический учет по отдельным направлениям и аспектам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Каждому из них присущи собственные факторы роста и снижения. К ним относятся:
- рациональная организация управления и производства;
- правильное распределение структуры собственного и заемного капиталов;
- эффективность использования доступных ресурсов, в том числе природных;
- объем производства, качественные показатели продукта и его ассортимент;
- себестоимость продукции и дополнительные производственные затраты);
- прибыльность отдельных видов деятельности по направлениям;
- направления использования прибыли.
В свою очередь, получаемый предприятием доход может использоваться на различные цели:
- пополнение резервного капитала;
- формирование фондов потребления и накопления;
- самофинансирование (собственные источники инвестирования новых проектов);
- вложения в акции и облигации сторонних структур, формирование пакетов ценных бумаг (внешнее доходное инвестирование);
- прочие активы.
Практикуются и другие методы увеличения доходности:
- экономия на коммерческих и представительских расходах;
- проведение операций по перепродаже имущества;
- уменьшение выплачиваемых посредникам комиссий;
- минимизация штрафов, неустоек, пени и пр.
Эти статьи расходов влияют на так называемую бухгалтерскую рентабельность, повышение которой обусловлено проведением мероприятий по улучшению финансовой дисциплины.
Рентабельность активов отражает прибыль, приносимая их эксплуатацией. Малоэффективные основные средства и собственность, облагаемая налогом на имущество, но приносящая малую пользу деятельности предприятия, подлежат ликвидации, реализации или передаче на безвозмездной основе.
Формула расчета рентабельности
В общем виде формула, по которой можно рассчитать рентабельность или один из ее видов по направлению, представляет собой дробь. Она соотносит получаемые доходы и расходы, понесенные с целью достижения финансового результата.
Значение показателя рентабельности продаж RR рассчитывается по формуле:
Где:
PR – валовая прибыль от реализации продукции;
TR – сумма выручки.
Для удобства восприятия, коэффициенты рентабельности сведены в таблицу.
Параметр, по которому проводится анализ рентабельности | Числитель | Знаменатель |
Продажи | Чистая прибыль (разница между выручкой от всех продаж и валовыми издержками после уплаты налоговых обязательств) | Объем продаж |
Собственный капитал | Совокупный собственный капитал | |
Текущие активы | Сумма оборотных средств | |
Внеоборотные активы | Стоимость основных средств | |
Трудовые ресурсы | Численность персонала | |
Инвестиции | Суммарная стоимость активов | |
Затраты | Себестоимость валового годового продукта | |
Производственные фонды | Среднегодовая стоимость основных и оборотных активов | |
Оборачиваемость | Выручка | |
Основная деятельность | Прибыль от реализации (чистая прибыль минус прибыль от реализации прочей продукции) | Валовая себестоимость плюс коммерческие и управленческие издержки |
Полученный коэффициент для перевода в процентную форму следует умножить на 100%.
Среднегодовые значения фондов (основных и оборотных) определяются чаще всего как среднее арифметическое значений на начало и конец отчетного периода. Суммы объемов выпуска берутся в бухгалтерском балансе в строке 12105 на конец отчетного периода.
Методы оптимизации затрат и снижения себестоимости
При выработке мер по повышению экономической эффективности производства снижению себестоимости уделяется наибольшее внимание.
Уменьшением удельных затрат товарные производители озадачивались с незапамятных времен, но системой подход к решению этой задачи промышленники использовали лишь в начале XX века. Термин «фордизация» стал синонимом комплексной оптимизации издержек. Цель состояла в том, чтобы максимально уменьшить себестоимость изделий при сохранении приемлемого качества. Тогда же экономистами были произведены первые теоретические изыскания в этой области, позже существенно развитые.
Снижению себестоимости продукции способствуют или препятствуют факторы внутренние и внешние.
К первым, внутренним, относится все, на что менеджмент предприятия может оказать влияние: создание оптимальной системы управления, уровень автоматизации, технологии, способы контроля качества, рационализация производственных процессов и т. д.
На заводах Генри Форда уже в 20-30-е годы прошлого века наблюдался существенный процесс, касающийся сокращения временных затрат, организации питания сотрудников, бесперебойности конвейерной сборки и прочих мероприятий, содействующих повышению рентабельности. В то же время один из популярнейших у тогдашних промышленников приемов – минимизация оплаты труда – практически не применялся. Напротив, тарифные расценки у Форда были самыми высокими в США.
Важнейшую роль в решении задачи снижения себестоимости играет функционально-стоимостной анализ (поэлементный экономический анализ) – отдельная область прикладной науки, начинателями которой стали американец М. Майлз и советский ученый Ю. М. Соболев.
К внешним факторам относятся обстоятельства, неподвластные руководителям отдельно взятого предприятия: налоговая политика государства, изменения цен на сырье, рыночная конъюнктура, мода, тарифы перевозчиков и поставщиков необходимых услуг и пр. На внешние факторы повлиять нельзя, но их непременно следует учитывать при планировании производства, формировании ассортимента и прочих мероприятиях, способствующих максимизации прибыли.
На первом месте среди внутренних факторов повышения рентабельности стоит уровень производительности труда. Он влияет не только непосредственно на себестоимость, но и на скорость оборачиваемости капитала. В уже рассмотренном примере прирост прибыльности принимает значение больше 100 процентов, что значит не только двойное увеличение нормы прибыли, но и сокращение периода оборота вдвое.
Иными словами, если работник за то же время, получая ту же фиксированную зарплату, изготовит большее количество изделий, то он принесет предприятию сверхприбыль. При этом переменные расходы (сырье, энергия, амортизация и др.) вырастут пропорционально объему производства. а постоянные сохранятся на приблизительно прежнем уровне.
Второй фактор касается автоматизации и комплексной механизации технологических процессов. Уменьшение влияния человеческого фактора сокращает издержки на оплату труда и в некоторых случаях способствует повышению качества продукта.
Третье, на что обращает внимание каждый специалист – всемерная экономия. Рентабельный – означает прибыльный. Процесс необходимо оптимизировать в направлении уменьшения доли отходов, снижения энергоемкости и других затратных статей.
Четвертый внутренний фактор – оптимизация партнерских отношений и логистики. Речь идет о закупке сырья по наименьшим ценам, поиске наиболее выгодных сбытовиков. Например, снижение издержек на реализацию – эффективный способ повышения рентабельности продаж фирмы.
Поиск способов получить доход от побочных видов деятельности. Нередки случаи предоставления производственными предприятиями услуг нетоварного характера (транспортных, сервисных и пр.)
Повышение уровня квалификации работников. По поводу применения этого фактора существуют два подхода, полярно противоположных. Сторонники «фордовской» концепции стремятся организовать производство таким образом, чтобы практически любой сотрудник, прошедший простой инструктаж, мог приступить к выполнению трудовых обязанностей. Альтернативная концепция предполагает глубокое вовлечение каждого работника в процесс материального воспроизводства. Обе стратегии имеют право на существование, но во втором случае об обучении персонала заботиться необходимо.
Перманентный контроль эффективности и релевантности издержек также является важным фактором повышения рентабельности. Под релевантностью расходов подразумевайся выявление зависимости величины затрат от тех или иных решений менеджмента.
Перечисленные факторы в большинстве случаев действуют применительно не только к условиям производственного предприятия, но и при оказании услуг.
Оценка рентабельности привлечения инвестиций
Общая рентабельность предприятия зависит от того, насколько эффективно оно пользуется заемными средствами. Оценке пользы внешних инвестиций способствует показатель, называемый эффектом финансового рычага (ЭФР).
Как и подобает рычагу, он имеет два «плеча». Одно из них показывает, насколько дороже или дешевле обходится заемный капитал по сравнению с эффективностью предприятия. Второе звено показателя демонстрирует соотношение собственных и привлеченных средств. Произведение «плеч» корректируется в соответствии с действующей банковской ставкой.
Формула расчета финансового рычага выглядит так:
Где:
ЭФР – показатель эффекта финансового рычага;
НС – действующая налоговая ставка на прибыль, %;
ROA – общая рентабельность предприятия, %;
С – ставка, под которую привлечены заемные средства (инвестиции);
СК – сумма собственного капитала, руб.;
ЗК – сумма заемного капитала, руб.
Эффект финансового рычага характеризует, во-первых, выгодно ли привлечение инвестиций, во-вторых, насколько они полезны для повышения рентабельности предприятия.
Корректирующая составляющая, находящаяся в самом начале формулы, вносит поправку на налог, подлежащий уплате в бюджет.
Первое «плечо» называется дифференциалом и указывает на целесообразность привлечения сторонних средств как таковых. Если разность (ROA – С) будет отрицательной, то в этом случае предприятия будет вынуждено уплачивать инвесторам дивиденды, превышающие сумму заработанных с их помощью денег.
Второе звено рычага демонстрирует соотношение собственных и заемных средств. Чем оно меньше, тем большую долю прибыли придется отдавать инвесторам.
Для общей оценки рациональности привлечения заемного капитала корректирующая составляющая (1 – НС/100%) в большинстве случаев не играет роли, так как фискальные ставки относятся к внешним факторам, влияющим на рентабельность.
Значение корректора проявляется, если видов деятельности предприятия несколько, и они облагаются налогами по-разному. Второй вариант – фирма открыла отделение в оффшоре или другой стране.
Источник