Способы повышения работоспособности водителей

9. Способы борьбы с усталостью за рулем

Проблема борьбы с усталостью актуальна для многих водителей, поскольку длительное пребывание за рулем, однообразный вид за окном, повышенное напряжение глаз, ночное время суток и другие факторы часто приводят к снижению внимания и скорости реакции на изменяющуюся дорожную обстановку. Немало бед приносит и такое крайне нежелательное явление, как микросон – кратковременный неосознанный сон, который возникает у человека после длительного лишения полноценного сна и длится от долей секунды до тридцати секунд. Это очень опасное состояние, поскольку если микросон произойдет во время управления автомобилем, то это может привести к автокатастрофе. По статистике, чаще всего аварии случаются между тремя и пятью часами ночи — именно в этот период времени повышена вероятность возникновения микросна у уставшего человека.
Ниже приведены рекомендации по борьбе с усталостью и ее профилактике. Помните, что потеря контроля над управлением автомобилем может привести к непоправимым последствиям!

1 Позаботьтесь о здоровом сне.

  • Перед длительной поездкой водителю необходимо хорошо выспаться.
  • Если чувствуете, что засыпаете за рулем, лучше съехать на обочину, включить аварийную световую сигнализацию и уснуть хотя бы на 20-30 минут.
  • В ночное время, если есть возможность, лучше все же остановиться на ночлег в мотеле, чтобы восстановить силы и не рисковать собственной безопасностью.

Медицинская справка:

Выделяют несколько фаз сна. Первые две фазы длятся достаточно долго, но сон в этот период поверхностный, эти фазы можно назвать подготовкой к отдыху мозга. Только третья и четвертая фазы обеспечивают нам необходимую «зарядку» мозга, именно благодаря этим двум фазам мы чувствуем себя отдохнувшими и бодрыми. Существует еще и пятая фаза – быстроволнового сна, которая необходима для того, чтобы на время активизировать все системы организма, в этот период происходит учащение сердцебиения, повышение кровяного давления и теплоотдачи.
Наверное, многие замечали, что порой можно дать мозгу полноценно отдохнуть и за 20-30 минут сна, если этот сон будет достаточно глубоким. Вся сложность заключается в том, чтобы научиться бороться с легкой сонливостью, из-за которой наступает неглубокий сон. А вот когда чувствуете, что подступают третья и четвертая фазы сна, то сопротивляться им не стоит. Восстанавливающий сон в таком случае может занять не более 30 минут, а польза от него будет несомненной.

Чувство сонливости часто возникает из-за недостатка кислорода в организме. Наиболее чувствителен к низкому содержанию кислорода головной мозг. В условиях кислородного голодания мозг пытается перейти в «режим энергосбережения». Поэтому так важно обеспечить приток насыщенной кислородом крови к мозгу.

2 Обеспечьте проветривание салона автомобиля.
В закрытом салоне увеличивается концентрация углекислого газа, содержащегося в выдыхаемом водителем и пассажирами воздухе. Регулярно проводите проветривание автомобиля, это обеспечит необходимую вентиляцию и приток кислорода. Кроме того, в зимнее время года холодный воздух поможет водителю взбодриться.

ВАЖНО:

Не допускайте длительной работы кондиционера в режиме рециркуляции (забора воздуха из салона).

3 Время от времени проводите зарядку.
Подвижные упражнения на свежем воздухе активизируют мышцы, что улучшает кровообращение и насыщает организм кислородом.

4 Воспользуйтесь методом смехотерапии.
Влияние смеха на организм давно исследуют ученые. Его благоприятные свойства не вызывают сомнений. Смех улучшает настроение и самочувствие из-за того, что во время смеха в организме выделяется большое количество так называемых «гормонов счастья» – эндорфинов. Во время смеха у человека расслабляются мышцы лица, шеи, спины, вибрирует диафрагма, работают мышцы плеч, пресса, учащается сердцебиение. За счет этого в ткани организма поступает больше кислорода. Такой же эффект мы получаем от физических упражнений. Существует мнение, что 10 минут смеха могут заменить полуторачасовой отдых. В длительной поездке зарядить вас положительными эмоциями может попутчик с хорошим чувством юмора, записи юмористических концертов, радиостанции, на которых звучат развлекательные передачи.

Читайте также:  Как поменяться телами способы

Для того, чтобы в пути сон не одолел вас, постарайтесь постоянно давать работу мозгу .

5 Общайтесь с попутчиком.

6 Слушайте громкую разнообразную музыку.

7 Пойте песни.
Необходимость постоянно вспоминать слова отвлечет вас от мыслей о сне.

8 Ешьте легкие низкокалорийные продукты во время вождения.
Пережевывание пищи помогает сосредоточиться и не дает мозгу отключиться. Недаром у дальнобойщиков есть поговорка: «Кто жует, тот не уснет». Полезно во время вождения есть орехи, поскольку они содержат магний, снимающий мышечную усталость. Вещества, помогающие справиться с переутомлением также содержатся в шпинате, моркови, сухофруктах, бананах и бобовых.

10 Сделайте массаж биологически активных точек.
Для этого помассажируйте уши, область над бровями, шею.

  • Массаж ушей
    Массаж поверхности ушных раковин необходимо выполнять по часовой стрелке подушечками пальцев. Особенно эффективен массаж мочек уха.
  • Массаж точек над бровями
    Делайте круговые движения области над бровями подушечками пальцев в направлении от носа к виску в течение 2-3 минут.
  • Массаж шеи
    Массируйте шею вдоль позвоночника, сделайте несколько круговых движений и наклонов назад, вперед, влево и вправо. Это поможет улучшить мозговое кровообращение.

11 Если у вас нет медицинских противопоказаний, выпейте кофе.
Кофе хорошо тонизирует нервную систему, однако употребление чрезмерного количества кофе может негативно сказаться на здоровье.

ВАЖНО:

Употребление кофе может вызвать повышение артериального давления, что особенно опасно для людей, страдающих гипертонией. Прежде чем употреблять тонизирующие напитки, убедитесь, что это не навредит вашему здоровью!

12 Используйте эфирные масла в салоне.
Некоторые эфирные масла оказывают сильное тонизирующее и бодрящее действие. Особенно полезно возить в салоне автомобиля апельсиновое, лимонное, шалфейное и розовое эфирные масла.
Можно нанести по несколько капель масла на запястья или повесить в салоне небольшой сосуд с аромамаслами.

ВАЖНО:

Убедитесь, что ни у вас, ни у ваших пассажиров нет аллергии на аромамасла!

Помните, что вы должны быть внимательны и осторожны на дороге. От вашей бдительности зависит ваша собственная безопасность, безопасность ваших пассажиров и других участников дорожного движения! Не управляйте автомобилем в состоянии переутомления!

Источник

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ВОДИТЕЛЯ

Работоспособностью называется способность человека с наименьшими затратами энергии выполнять производственные операции без снижения темпа и качества. Немало ДТП происходит из-за ошибок, допускаемых водителями в результате снижения работоспособности. Основной причиной этого является утомление: процесс, наступающий в результате деятельности. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить работу или снизить ее интенсивность. Однако не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Часто тяжелая напряженная работа, выполняемая с удовольствием, меньше утомляет, чем выполнение более легкой, но неприятной работы. Работоспособность изменяется в течение дня, суток, недели. На рис. 100а показаны основные стадии работоспособности. Первая стадия характеризуется нарастающей работоспособностью. Этот период врабатываемости обычно продолжается 1-1,5 ч, после чего устанавливается оптимальный уровень работоспособности, который сохраняется в течение 2-2,5 ч (вторая стадия). В этот период достигаются наилучшие результаты работы при минимальной затрате энергии. Поэтому несмотря на то, что наибольшая интенсивность движения бывает в середине дня, в этот период совершается наименьшее число ДТП. Третья стадия характеризуется снижением работоспособности вследствие утомления, которое можно приостановить, устроив перерыв на обед (см. рис. 100а — заштрихованная зона). Уровень работоспособности во второй половине рабочего дня несколько ниже, но характер ее изменения повторяется. При этом периоды врабатываемости и устойчивой работоспособности становятся короче, а третий период — снижение работоспособности — наступает раньше. Работоспособность изменяется также в течение рабочей недели. Понедельник соответствует фазе врабатывания, наилучшие показатели наблюдаются от вторника до четверга, а в пятницу и субботу работоспособность наиболее низка (см. рис.100 б).

Читайте также:  Способы борьбы с жуком древоточцем

В результате упадка сил происходит расстройство ранее сформированных навыков. У водителя это проявляется, например, в изменении рабочей позы. Он садится более глубоко, сильнее наклоняя корпус вперед или заваливаясь назад. Такая поза затрудняет пользование рулевым колесом, педалями, рычагами, а также наблюдение за дорогой и приборами. Утомленный водитель менее точно выполняет приемы управления, неоправданно часто поворачивает рулевое колесо, пропускает необходимые корректирующие действия.

Положительные эмоции (хорошее настроение) способствуют более быстрому вхождению в нормальный рабочий ритм. Под влиянием эмоционального возбуждения, интереса к работе, ответственности за порученное дело или при опасности водитель в состоянии утомления может не чувствовать усталости. Отрицательные эмоции (плохое настроение) приводят к быстрому утомлению, выбывают чувства неуверенности, сомнений, страха.

На утомление водителя влияют не только характер информации и его отношение к ней, но и ее количественные характеристики, называемые информационной нагрузкой. Часть информационной нагрузки для водителя составляет интенсивность движения. при большой интенсивности движения (более 300 авт./ч на двух- и трех-полосных дорогах) утомление наступает относительно быстро. (однако при управлении автомобилем в условиях, когда на дороге пет других участников движения, при однообразном ландшафте, из-за монотонной обстановки и вынужденной бездеятельности водитель быстрее чувствует усталость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения, хотя признаков утомления при этом еще может и не наблюдаться.

В течение смены водителю приходится работать в разнообразных условиях, в том числе и в потоках с различной интенсивностью, полому он должен быть готов к изменениям своего эмоционального напряжения. Опасным может быть резкое возрастание сложности дорожных условий (например, при выезде из тихого переулка на оживленный проспект крупного города). Если водитель, зная о предстоящей смене условий движения, внутренне подготовился к такому усложнению дорожной обстановки, то эмоциональное напряжение изменится не столь значительно, как при неожиданном переходе.

У ставший водитель может избежать ошибок даже при внезапном осложнении дорожной обстановки, если будет более внимателен и готов к действиям. Для этого требуется волевое усилие, благодаря которому в течение некоторого времени работоспособность сохраняется на достаточном уровне. Однако любое волевое усилие требует затрат тельной энергии, что влечет за собой дополнительное утомление и учащающиеся ошибки водителя при управлении автомобилем.

Утомление, развивающееся в течение рабочего дня, проходит после отдыха. Если же чувство усталости не проходит после ночного сна или усталость наступает быстрее обычного, это свидетельствует о переутомлении. Причиной переутомления может быть недостаточный отдых. Особенно это касается водителей, ежедневно работающих по 12 ч и более. Переутомление обычно сопровождается повышенной раздражительностью, сонливостью днем и плохим сном ночью, общей слабостью, головной болью, ухудшением памяти и аппетита. При неоднократном появлении признаков переутомления следует обратиться к врачу. Основным средством предупреждения переутомления является правильная организация работы с обязательным полноценным и своевременным отдыхом.

Зевота, ощущение тяжести тела, рассеянное внимание, изменение частоты пульса и артериального давления, желание поменять позу или положение рук на рулевом колесе являются первыми признаками утомления. Они неопасны и легко устраняются кратковременным отдыхом. Характерным симптомом утомления являются сонливость и засыпание водителя за рулем, что нередко приводит к ДТП. Утомленный водитель может некоторое время преодолевать сонливость и надежно управлять автомобилем, но засыпание может наступить внезапно. Поэтому, если водитель за рулем почувствует сонливость, нужно остановиться и уснуть на короткое время или проделать энергичные гимнастические упражнения. Продолжать путь можно только после снятия сонливости.

Читайте также:  Способы общественного производства философия

Для предупреждения сонливости или заторможенного состояния, вызываемого монотонными условиями движения, можно включить радиоприемник, беседовать с пассажиром, жевать кислые конфеты или сушеные фрукты.

Согласно действующему законодательству, продолжительность ежедневной работы водителей при 6-дневной рабочей неделе не должна превышать 7 ч, а накануне выходных -6 ч. При этом время на подготовительно-заключительные работы включается в состав рабочего времени. При 5-дневной рабочей неделе продолжительность смены определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности. В тех случаях, когда невозможно соблюдать указанный режим, допускается введение суммированного учета рабочего времени. Причем продолжительность рабочей смены не должна превышать 10 ч, а с разрешения министерства (ведомства) и ЦК профсоюзов — не более 12 ч.

В течение рабочего дня также нужно чередовать труд и отдых. Если движение продолжается 3-5 ч, необходимо примерно через час делать 5-10-минутный перерыв, во время которого полезны кратковременные (2-3-минутные) физические упражнения для мышц спины, рук и ног. После 2-го и 4-го часа работы целесообразно выпить сладкий чай, кофе.

Особое значение для водителя имеет правильно организованное питание, так как нарушение режима и плохое качество питания приводят к быстрому нарастанию утомления и заболеваниям. Нежелательно изменять привычное время обеда и заменять горячие блюда холодной закуской. Водителям, совершающим дальние рейсы, рекомендуется брать с собой горячую пищу в термосе.

Правильный режим работы и отдыха водителя является основой борьбы с утомлением и переутомлением. Работоспособность снижается при болезненном состоянии водителя, после употребления им алкоголя или наркотиков и в результате сильного нервного возбуждения или угнетенного состояния. Для уменьшения влияния отрицательных эмоций рекомендуется аутогенная тренировка, которая заключается в самостоятельном настрое перед рейсом. Например, нодитель мысленно говорит: «Сегодня я должен быть спокойным, внимательным, дисциплинированным, тогда я не совершу дорожно-транспортного происшествия». Повторение с полной надежностью этих слов помогает снять эмоциональное возбуждение, избавиться от неуверенности, внушить себе спокойствие перед выездом в рейс.

подробнее об аутогенной тренировке можно узнать из специальной литературы.

Большое влияние на работоспособность водителя оказывают подготовка и содержание рабочего места и микроклимат кабины. Регулировка сиденья и спинки должны обеспечить положение тела водителя, исключающее излишнее мышечное напряжение и способствующее наилучшей обзорности. Загрязнения, повреждения и завешивание стекол, а также подвешивание различных безделушек, сокращающих поле зрения водителя, недопустимы, так как ухудшают условия обзорности и приводят к более быстрому утомлению.

Микроклимат кабины характеризуется температурой воздуха, его влажностью и скоростью движения. Температура воздуха в кабине должна быть в пределах +15. +25°С, а наиболее благоприятная температура +18. +20°С. Пониженная температура воздуха уменьшает быстроту и точность движений, а работа при повышенной температуре быстрее утомляет водителя, снижает его внимание и увеличивает время реакции. Эффективной мерой снижения температуры воздуха при сильной жаре является вентиляция кабины. Большая влажность воздуха при высокой температуре способствует переохлаждению водителя и простуде. Для большинства людей нормальной является влажность воздуха 30-70%.

Источник

Оцените статью
Разные способы