Способы повышения профессиональной компетентности педагога

Публикация по теме:«Пути повышения профессиональной компетенции педагогов»
статья

Введение..Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.Развитие профессиональной компетентности это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.2.Пути повышения профессиональной компетенции педагогов.3.Самообразование педагога. Примерный план по саморазвитию.Заключение.

Скачать:

Вложение Размер
publikatsiya.docx 21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Новожилова Инна Юрьевна

Учитель начальных классов,

«Пути повышения профессиональной компетенции педагогов»

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога , способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

1.Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».

В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». Рассмотрим с вами такие понятия как «компетенция» и «профессиональная компетентность».

Компетенция — это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Таким образом, компетенции являются структурными компонентами компетентности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;

информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, коллегах;

рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

Предлагаю вам тест для самооценки, определяющий уровень профессиональной компетентности педагога. (см. Приложение 1).

Если ваш уровень по результатам теста ниже Высокого (меньше 26 баллов) предлагаю пути его повышения.

2.Пути повышения профессиональной компетенции педагогов.

Развитие педагогических компетенций идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне: а) организация методических объединений, б) курсы повышения квалификации и т.д.

2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого педагога: а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков); б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности); в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей); г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.

Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно повышаться! В этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессии с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия преподавателя и мастера производственного обучения. Самообразование – процесс сознательной познавательной деятельности, который ведёт к повышению ответственности за результаты своего труда.

3.Самообразование педагога. Примерный план по саморазвитию.

Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. Самообразование каждого педагога строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование педагога зависит от его умения самосовершенствоваться. Каким бы высоким не был уровень или мастерство педагога, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока педагог стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием . Любое развитие грамотного человека должно происходить не спонтанно, а целенаправленно и планомерно. Для этого предлагаю вам примерный план по саморазвитию. План по саморазвитию может составляться педагогом на различные периоды, например на один год, или на 5 лет, от аттестации до следующей аттестации. Структура плана может быть изменена, например можно добавить колонку, где педагог ставит отметки о выполнении определенного пункта. При выполнении такого плана необходимо подвести итог и конечно поставить следующие цели и задачи для саморазвития.

Итак, рассмотрим план саморазвития.

Внедрение Федерального образовательного стандарта образования требует от педагогов постоянного развития, соответствующего перспективным тенденциям, социальной и творческой активности. В рамках данных перспективных тенденций образование ориентируется на свободные и ответственные отношения между педагогом и обучающимся, педагогом и другим педагогом. А это значит, что интересы личности являются приоритетом, а главная задача образования – реализация возможностей для развития личности.

Главной целью педагогического образования является профессионально-личностное развитие педагога. Так как, с одной стороны, педагог – бесспорно личность, а с другой – педагог – носитель информации, знаний и традиций и в практической деятельности – педагогическая деятельность тесно связана и с процессом социализации и с духовно-нравственным аспектом воспитания. Это означает, что для того чтобы развить нравственно ценностные качества в личности обучающегося – справедливость, гуманность, доброту, благодарность, целеустремлённость, необходимо эти же качества развить и в педагоге. Развитие личности педагога возможно лишь в саморазвитии, а значит, и в профессиональном становлении. Итак, можно сделать вывод – профессионализм педагога тесно связан с саморазвитием.

Таким образом , профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества педагогического процесса.

Источник

Пути повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО

веревкина татьяна
Пути повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО

Выступление на тему:

«Пути повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО»

Здравствуйте Уважаемые коллеги! В начале своего выступления я хотела бы сказать вам – как вы прекрасно выглядите, какие вы все красивые и отдохнувшие!

Тема моего выступления «Пути повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО».

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание,об этом свидетельствуют нормативно-правовые документы: в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г. ;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н утвержден «Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель)».

Сегодня уже не достаточно получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Каким должен быть современный педагог?

Профессионалом и профессионально компетентным.

Быть компетентным – значит уметь мобилизовать как в конкретной, так и в неопределенной ситуации полученные знания и опыт.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОО определяется как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

«Профессиональная компетентность»рассматривается как:

совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда;

объем навыков выполнения задачи;

комбинация личностных качеств и свойств;

комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;

направление профессионализации;

теоретическая и практическая готовность к труду;

способность к сложным культуросообразным видам действий;

основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности.

Рассмотрим с вами основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

o — работа в методических объединениях, творческих группах;

o — исследовательская, экспериментальная деятельность;

o — инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

o — различные формы педагогической поддержки;

o — активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

o — обобщение собственного педагогического опыта.

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога

Для того чтобы, педагог мог повышать профессиональную компетентность необходимо ресурсное обеспечение ДОО

1. Оборудование кабинета ИКТ;

2. Обновление библиотечного фонда методической литературы;

3.Пополнение методической базы Трудовые ресурсы:

1. Корректировка плана повышения квалификации педагогов;

2. Внесение изменений в положение «О распределение стимулирующей части фонда оплаты труда»

3. Привлечения специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров.Информационные ресурсы:

1. Выход в Интернет, электронная почта.

2. Создание официального сайта ДОО;

3. Взаимодействие ДОО с РИПКиППРО

Основными субъективными источниками определения успешности педагога считают:

• Анализ и мнение методистов, членов МО и экспертных групп;

• Сложившееся представление среди коллег, родителей;

• Показательная активность педагога, желание выступить, участвовать, руководить.

Основные же источники определения успешности педагога:

• Результаты воспитанности, обученности детей в разных видах деятельности;

• Количество детей, успешно обучающихся в начальной школе;

• Успешно проведенные педагогические мероприятия;

• Обобщение передового профессионального опыта;

• Публикации в местной печати, СМИ.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

В заключение своего выступления хотелось бы вам пожелать: Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Спасибо за Внимание!

«Как пройти в Ситцевую Страну?» Консультация для педагогов. Часть 2 «Начало пути» Сегодня мы, уважаемые коллеги, немножко отклонимся от собственно «ситцевых» стран и прочих волшебных континентов, а посмотрим с чего начинается.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Делимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Источник

Читайте также:  Нелинейный способ амортизации с коэффициентом
Оцените статью
Разные способы