Формы и методы повышения профессионального мастерства
На современном этапе развития лечебно-профилактической помощи значительно возросли требования к профессиональному мастерству медицинских сестер.
Высокое качество работы нельзя обеспечить без глубоких профессиональных знаний, без творческого отношения к делу на основе хорошей деонтологической подготовки, а для этого необходимо постоянное повышение деловой квалификации медицинских работников.
Существуют разнообразные формы и методы повышения квалификации медицинских сестер: курсы (постоянно действующие, прерывистые, краткосрочные и более длительные), семинары, декадники, тематические занятия и пр.
Подготовку среднего медицинского персонала проводят наиболее опытные врачи.
Главным организатором всех сестринских мероприятий, в том числе и по повышению квалификации средних медицинских работников, должен быть совет медицинских сестер больницы.
Советы медицинских сестер (первые такие советы возникли в 1948—1950 гг.) организуют и направляют работу среднего и младшего медицинского персонала.
Председателем совета обычно является главная медсестра больницы. Вся его работа осуществляется по плану, утвержденному главным врачом больницы.
В плане большое место должно отводиться и проведению различных форм повышения квалификации медицинских сестер. Не должно быть никаких стандартов в проведении этой работы — к ней нужно подходить творчески, постоянно искать лучшие, более эффективные формы.
Высшей формой профессиональной учебы медицинских сестер является научно-практическая конференция.
При организации таких конференций нужно подбирать наиболее актуальную тему, продумывать оформление помещения, выпускать специальные санитарные бюллетени, подготавливать наглядные пособия, рефераты по темам.
Наиболее перспективная форма — тематическая научно-практическая конференция.
Выбирается какая-нибудь важная проблемная тема, которая интересует медицинских сестер разного профиля.
Наиболее продуктивно проходят такие конференции, если на обсуждение выносится не более 6— 7 докладов продолжительностью каждый 10—15 мин.
Желательно, чтобы вели такую конференцию ведущие специалисты района или города, сотрудники, медицинских училищ или медицинских институтов.
Это способствует более высокому уровню подготовки докладов, повышению интереса к обсуждаемым вопросам.
В работе советов медсестер важное место занимает проведение читательских конференций, в том числе по материалам журнала «Медицинская сестра», который на протяжении более 40 лет своего издания играет значительную роль в повышении практического и теоретического уровня работников среднего медицинского звена.
Конференции являются стимулом для активной подписки на журнал, который должен быть настольной книгой каждой медицинской сестры. Постоянное самообразование, то есть пополнение своих знаний из специальной литературы, наблюдений из практики и пр., должно стать правилом для любого медицинского работника.
Существует индийское изречение: «Медицину невозможно выучить, и тот не является знающим врачом, кто не изучает ее каждый день заново».
Тот же смысл имеет крылатое выражение известного русского врача-терапевта и ученого-гуманиста М. Я. Мудрова: «Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку». В полной мере это можно сказать и о медицинской сестре.
Одним из видов повышения квалификации медицинских сестер является проведение смотров-конкурсов на звания «Лучший по профессии», «Лучшая медицинская сестра» и др.
Лечебные учреждения могут проводить также смотры-конкурсы на лучший медицинский пост, лучших лаборанта, процедурную сестру, младшую сестру, сестру-хозяйку и др.
Все виды смотров являются как бы заключительным итогом работы по повышению квалификации и профессионального мастерства.
Нужно добиваться, чтобы качества, демонстрируемые во время смотров-конкурсов; профессиональное мастерство, эрудиция, виртуозное владение техникой, проявлялись в повседневной трудовой деятельности.
Большое значение должно придаваться освоению средним медицинским персоналом смежных специальностей исходя из производственной необходимости.
Овладение медперсоналом смежными специальностями дает возможность руководству больницы более мобильно использовать кадры, позволяет вовремя заменить работников, отсутствующих на работе по тем или иным причинам.
Совет медицинских сестер должен обеспечивать проверку качества и содержания занятий, контроль за ходом учебы, изучать эффективность проводимых занятий, разрабатываемых учебным сектором совета.
Чтобы исключить деонтологические ошибки в отношениях с больным, медицинской сестре необходимо знать особенности возрастной психологии ребенка и приемы «малой» психотерапии.
Овладение знаниями в области медицинской психологии существенно повышает качество и эффективность медицинской помощи детям, страдающим соматическими заболеваниями, способствует профилактике конфликтных ситуаций, облегчает установление контакта и всю последующую работу с детьми.
Поэтому, на наш взгляд, изучение вопросов возрастной психологии является обязательным для каждой детской медицинской сестры и должно непременно входить в план повышения квалификации медицинских сестер детского стационара.
Уместно вспомнить в этой связи слова известного врача и ученого И. А. Кассирского: «Мне хочется сказать горькую правду.
Некоторым нашим медицинским сестрам не хватает общей культуры. Они должны и могут научиться сестринской психотерапии у постели больного».
Постоянное развитие и совершенствование форм повышения деловой квалификации средних медицинских работников положительно сказывается на состоянии лечебно-диагностического процесса в больнице.
Значение повышения квалификации медсестер чрезвычайно велико в настоящее время, то есть в условиях научно-технического прогресса, бурного развития методов диагностики и лечения.
Только при соответствии своего профессионального уровня требованиям времени они с успехом смогут выполнять роль первых помощников врача.
Добросовестное отношение к труду — нравственный принцип, определяющий положение медицинского работника в коллективе и обществе. По тому, как медицинский работник относится к своим обязанностям, как он исполняет свой долг, судят о его деловых и нравственных качествах.
Выбрав профессию медицинской сестры, нужно пронести ее через всю жизнь чистой и незапятнанной, как белый халат.
Источник
Способы повышения профессионального мастерства врача
Совершенствование качества обучения в медицинских вузах и повышение квалификации врачей все больше обсуждается во время встреч работников здравоохранения. Ведь требования к современным врачам такие, что его образование начинается в высшем учебном заведении и не заканчивается до конца его жизни.
Необходимость самообразования не зависит от опыта, стажа работы, возраста и заслуженности врача. Непрерывное развитие профессионализма и повышение квалификации составляют основу качественной медицинской помощи. Самообразование — это процесс самостоятельного обучения вне стен какого-либо учебного заведения. Оно необходимо для творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессии с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье человека, какой является профессия врача.
Существующая система повышения квалификации врача, когда он прослушивает один раз в 5 лет месячный курс, где ему рассказывают о новинках в медицине, уже не отвечает современным требованиям медицины. Чтобы быть действительно высококвалифицированным врачом, надо повышать уровень своих знаний постоянно.
В современном обществе польза от самообразования не вызывает ни у кого сомнений. А для врача самообразование — это залог профессионализма и успешности. Конечно же, самым важным этапом профессионального развития врача является приобретение практического опыта по специальности и его подтверждение, то есть получение сертификата.
Сертификация врача — это процесс присвоения статуса специалиста в выбранной им области медицины, который доказывается прохождением экзаменов и зачетов. Наличие сертификата большой плюс при устройстве на работу в любое медицинское учреждение, оно обязательно скажется на отношениях к вам работодателей. Ведь с получением сертификата у врача повышается профессиональный авторитет среди коллег и собственная самооценка, что естественно положительным образом должен повлиять на размер заработной платы и успешную карьеру.
Врачам непросто найти время и возможности, чтобы повысить свой багаж знаний без отрыва от основной работы. Решить проблему можно, записавшись в курсы дистанционного обучения работников здравоохранения и изучая новейшие данные о способах и методах лечения, которые применяются во всем мире, оперативно размещаемых в различных Интернет порталах.
Оценку профессионального уровня врача во многих европейских странах проводят по количеству публикаций в медицинских изданиях, участий в научных и практичных конференциях, докладах на этих конференциях и наличию документов об окончании различных медицинских курсов. Если в течение года врач не участвовал ни в одном из этих мероприятий, то он не может пройти сертификацию и подтвердить категорию врача. Особое внимание обращается на отношение врача к вопросу самообразования. Если в течение 5 лет он не принимал никаких мер для повышения собственного профессионального уровня, то это может стать причиной сокращения его на работе.
Если представить деятельность врача в области самообразования глаголами, то получится: читать, анализировать, изучать, наблюдать, спрашивать, пробовать, практиковать и принимать опыт. Предметная область приложения этих глаголов к медицине заключается в изучении и внедрении новых технологий и методов лечения в медицине, а для этого надо:
— посещать передовые медицинские центры и участвовать в обмене опытом;
— систематически интересоваться событиями и новостями в современной медицине;
— повышать уровень своей культуры и эрудиции;
— проводить обзор информации в Интернете по новинкам в области медицины и фармацевтики;
— читать периодические издания по специальности и осваивать новые технологии;
— регулярно посещать конференции, симпозиумы и совещания;
— дискуссировать и проводить обмен опытом с коллегами по работе;
— изучать иностранный язык и при первой возможности посетить известные зарубежные клиники;
— своевременно обучаться на курсах повышения квалификации;
— изучать информационно-компьютерные технологии и научиться пользоваться им в области медицины;
— использовать электронную почту и Интернет для общения с коллегами по работе и передача информации;
— вести здоровый образ жизни и найти время для систематических занятий спортом. Постоянно болеющий врач не может добиться профессионального роста.
Чем больше разнообразных умений и опыта врача, тем больше шансов у него не просто устроиться на хорошую работу, но и требовать себе высокую зарплату и уважение. Ведь с уходом профессионального врача клиника теряет хорошего специалиста, на подготовку которого нужно минимум 8 лет времени и немало средств из бюджета медицинского учреждения.
Источник
Учеба для врачей — способ повысить свой профессионализм
Медицинские работники несут большую ответственность перед людьми и обществом, ведь им доверяют самое важное, что есть у человека – здоровье.
Естественно, чтобы оказывать людям помощь на высоком профессиональном уровне, необходимо постоянно учиться, быть в курсе последних достижений медицины и улучшать свои профессиональные навыки.
Поэтому курсы повышения квалификации для врачей необходимы и всегда востребованы среди медицинских специалистов. Пройти подобные курсы можно в учебном заведении, имеющем лицензию на подобный вид деятельности. Занятия должны вести специалисты, имеющие практический опыт. Чтобы выбрать подходящую учебную программу, нужно внимательно изучить учебный план и, при необходимости, задать дополнительные вопросы менеджеру. После обучения медики получают документ установленного образца, удостоверение о повышении квалификации.
Курсы повышения квалификации по медицинским специальностям могут проходить только люди, имеющие соответствующее образование: высшее медицинское (для врачей), средне-специальное (для медперсонала среднего звена). Курсы отличаются по длительности, форма обучения может быть очной или, в некоторых случаях, дистанционной. Как правило, это зависит от выбранной специальности.
Как часто нужно проходить курсы повышения квалификации? Медицинские работники обязаны делать это один раз в пять лет, но можно проходить обучение и чаще.
Повышение квалификации позволяет расширить свои знания в области выбранной специальности, улучшить навыки современной диагностики и лечения заболеваний. В программу курсов обычно включают сведения о новых препаратах, диагностических приборах и так далее. Кроме того, врачи изучают медицинскую документацию: новые нормативные акты, изменения в лечебных стандартах
Необходимость периодически проходить обучение на курсах повышения квалификации закреплена законодательно приказом Минздрава. При отказе от обучения, человека просто не допустят к работе (пока он не пройдет курсы и не сдаст аккредитацию) или даже уволят по ТК РФ за несоответствие установленным квалификационным требованиям.
Повышать свой уровень знаний обязан любой специалист, в том числе и самостоятельно. Например, участие в семинарах, краткосрочных курсах и конференциях, чтение специальной литературы. Врачи сами должны быть заинтересованы в получении новых знаний, так как от этого зависит их востребованность, как специалистов. А в современных реалиях, когда люди сами выбирают врачей и клиники, некомпетентный медик рискует просто остаться без пациентов.
- Расскажите об этом своим друзьям!
Источник
Пути и способы повышения педагогического мастерства
Нургалиева А.А.
ГУ «Отдел образования района Магжана Жумабаева СКО»
КГУ «Медвежинская СШ» района Магжана Жумабаева СКО
Аннотация: В статье «Пути и способы повышения педагогического мастерства учителя» отмечается необходимость постоянного совершенствования учителя путем непрерывного педагогического образования. Опыт работы над собой направляет на сознательную работу по развитию своей личности как профессионала.
Ключевые слова: компетентность, непрерывное образование, педагогическое мастерство, «образование в течение всей жизни», педагогическая рефлексия.
Качество образования, в первую очередь,
определяется качественно подготовленными
преподавателями [1].
Успешная реализация Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы в условиях интеграции в мировое образовательное пространство всецело зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Несомненно, современный учитель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Однако, как показывает практика, формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности.
Учителя, мыслящие критически — развиваются профессионально, видят как и над чем надо работать, как саморазвиваться.
Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
Все мы разные, преподаём разные предметы, но нас объединяет любовь к детям, любовь к своей профессии. Нас, педагогов, ждут дети в школах, чтобы мы не только давали новые знания, но и научили их учиться всю жизнь. А такой учитель сам может ставить и решать сложные образовательные задачи и обеспечивать реальное развитие конкурентоспособности нашей республики. Профессия педагога очень важна и значима. И как писал великий чешский ученый Я.А. Коменский: «быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя поставлены на высоко почётном месте и им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». И как солнце освещает своими лучами землю, так учитель должен освещать собой своих учеников, вот к чему должен стремиться настоящий учитель
Список использованной литературы
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана 2010
2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ имени С.М. Кирова, 2004 — 216 с
3. Закон РК «Об образовании»- Астана, 2007г.
4. Концепция непрерывного профессионально — педагогического образования педагога новой формации РК-Астана, 2005.
5. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956. — С. 203
6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, и др. – М.2007.
7. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. – Алматы: Ғылым, 1998.-С 320
8. Ушинский К.Д. Из статьи «Проект учительской семинарии» // Избранные педагогические произведения. – М.:Просвещение, 1968.- с.557
9. Тотанова А.С. Педагогическое мастерство- Алматы, 2010.-с.105
Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
Источник