Повышение профессионального мастерства педагога посредством самообразования
Елена Ческидова
Повышение профессионального мастерства педагога посредством самообразования
Мне хотелось бы начать со слов президента Российской Федерации В. В. Путина
«Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать».
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь,приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ». Одним из показателей профессионального мастерства воспитателя является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Воспитатель 21 века — это:
гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
педагог, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
педагог, умеющий организовать рефлексивную деятельность;
педагог, обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях — очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации и т. д.
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я, как старший воспитатель пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов — это самообразование. Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».
Итак, что же такое самообразование? Существует несколько понятий самообразования.
Разные источники дают следующие определения:
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, культуры и т. п. («Педагогический словарь»)
Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Для разных категорий педагогов самообразование имеет различное значение
Для молодых специалистов:
• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
• Формирование основ педагогического мастерства;
• Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей,работающих свыше 5 лет:
• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных,творчески-работающих воспитателей:
• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
• Проявление творческого потенциала педагога;
• Пропаганда своих достижений;
• Развитие исследовательской деятельности.
Для педагоговбез специального образования:
• Овладение методикой работы с детьми;
• Адаптация к педагогической деятельности.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• ежедневная работа с информацией;
• стремительный рост современной науки;
• изменения, происходящие в жизни общества;
Источники самообразованиямогут быть разнообразны:
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
Аудио информация на различных носителях.
Семинары и конференции.
Мастер-классы.
Мероприятия по обмену опытом.
Экскурсии, выставки, музеи, концерты.
Курсы повышения квалификации
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога.
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет его творческий потенциал.
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ,
с приоритетным направлением его деятельности.
Хотелось бы отметить, что самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию рефератов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
В нашем ДОУ педагогами используются различные формы работы по самообразованию.
В первую очередь это изучение научно-методической литературы
Так же разработка перспективных планов и конспектов занятий по теме
Создание современной предметно-развивающей среды в группе.
Все педагоги ДОУ проходят обучение на курсах повышения квалификации.
Для заинтересованности и привлечения педагогов к участию в методической работе ДОУ используются такие формы работы как
Педагогические советы в форме деловой игры.
Семинары – практикумы, на которых организуется изучение и внедрение в педагогический процесс новых идей и технологий
Мастер — классы проводятся с целью повышение профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы в условиях практико-ориентированной деятельности, обмен передовым педагогическим опытом.
В каждой группе и в фойе детского сада систематически оформляются выставки работ педагогов или детей.
Немаловажной формой работы по самообразованию является открытый показ образовательной деятельности педагогами. Цель таких мероприятий — овладение новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход и анализ со стороны коллег.
Педагоги принимают активное участие в смотрах – конкурсах, проводимых в ДОУ.
Так же наши педагоги посещают различные семинары и конференции как на городском так и региональном уровне.
Изучают информационно-компьютерные технологии.
С удовольствием участвуют в различных Интернет — конкурсах на всероссийском и межрегиональном уровне (самостоятельно и совместно с воспитанниками).
В целях распространения педагогического опыта помещают свои разработки на сайтах в Интернете.
Заполнение карт профмастерства помогает педагогам проанализировать свою деятельность за определенный период. Содержимое карт профмастерства периодически редактируется и пополняется.
Полезным делом в повышении уровня самообразования стало составление портфолио педагога. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т. к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Можно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется до такой степени, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом оно возрастает. Сама жизнь побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Закончить мне хотелось бы словами Ч. Дарвина.
«Выживает не самый сильный и не самый умный,
а тот, кто лучше всех откликается на изменения»
Желаю всем успешного саморазвития и благодарю за внимание.
Самообразование как условие профессионального роста педагога Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической.
Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей» Традиционно в феврале месяце в нашем городе Нефтеюганске проходит декада профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. Несколько.
Доклад «Самообразование как источник индивидуального роста современного педагога» «. Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли.
Фотоотчёт. Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года» 2015 г. Уважаемые коллеги, в апреле месяце мне довелось быть в роли зрителя на окружном конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года».
Я стала лауреатом в конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года-2015», г Тольятти Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своей радостью, я стала лауреатом городского профессионального конкурса «Воспитатель года -2015».
Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года -2014» 26 октября я принимала участие в конкурсе «Воспитатель года — 2014» заняла 2 место, была награждена Почетной грамотой, дипломом участника.
Неделя профессионального мастерства — одна из форм методической недели в ДОУ То, что мы знаем – ограничено А то, чего мы не знаем – бесконечно П. Лаплас (из опыта работы старшего воспитателя Горошковой Е. А.) Методическая.
Описание опыта работы по теме «Использование проектного метода в повышении профессионального мастерства педагогов» Описание опыта работы по теме: ««Использование проектного метода в повышении профессионального мастерства педагогов» Цель углубленной работы:.
Положение конкурса профессионального мастерства «Учитель года Танды — 2015» Приложение 1 Утверждено приказом Отделом образования администрации Тандинского кожууна от «___» февраля 2015 г. № ___ ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе.
Положения о конкурсах профессионального мастерства Положение о районном смотре- конкурсе на лучшую предметно-развивающую среду ДОУ Районный смотр- конкурс на лучшую предметно-развивающую.
Источник
Статья «Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя»
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_puti_i_sposoby_sovershenstvovaniya_pedagogicheskogo_masterstva_uchitelya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя
методист по начальному обучению МКУ «Управление образования Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан», учитель истории МБОУ «Гимназия № 2» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Изменения в социально-экономической и культурной сферах жизни общества предъявляют сегодня серьезные требования к личности педагога. Согласно прогнозам футурологов, для решения актуальных проблем школьного образования в XXI веке нужен учитель-мастер педагогического труда, высококвалифицированный, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственно предметной области, способный к творческому продуктивному труду.
В эпоху глобализации образования знание становится ключевым ресурсом. Наряду с этим, в школе закладывается фундамент, основа формирования личности будущего полноценного, конкурентоспособного гражданина государства, следовательно, роль школы неоспорима.
А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе будущего педагога своей профессии, научно обоснованный отбор претендентов на педагогическую работу, а также овладение системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и готовности к педагогической деятельности.
Профессиональное становление и развитие учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, оно продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является повышение его квалификации, а также специально организованная в районе и школе система методической работы.
Через методическую службу района и школы осуществляется становление и развитие творчества и педагогического мастерства учителя.
Методическая служба включает в себя следующие главные направления:
- повышение научной информативности в области знаний учебного предмета и смежных дисциплин;
- совершенствование технологии обучения (преподавания и учения);
- углубление общекультурной и психолого-педагогической подготовки.
Единство и взаимосвязь указанных направлений обеспечивают развитие педагогического мастерства творчества педагога.
Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии ее индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок, прежде всего необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, направленных на повышение уровня профессионализма учителей.
Большую роль в совершенствования педагогического мастерства учителя играет муниципальное методическое объединение педагогов, работа которого направлена на реализацию единой методической темы: «Формирование современной модели муниципальной системы образования как условие для развития уровня профессиональной компетентности педагога и получения качественного образовательного результата», на использование продуктивных форм и методов организации учебного занятия, освоение альтернативных педагогических программ, знакомство с опытом работы коллег по внедрению современных педагогических технологий.
В общем виде задачи методической работы в школе можно сформулировать как формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки; повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей. Участие учителей в методической, инновационной деятельности способствует в конечном итоге формированию личной педагогической системы, формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.
В большинстве школ по инициативе руководителей или педагогов создаются организационные координационные органы методической работы — методические советы. Методический совет школы определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей. Он определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях; разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев, общую программу методической работы в школе. Методический совет — это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение педагогического мастерства учителя.
Проблемные семинары и практикумы ориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя. В районе проводятся различные семинары. Например, в 2014 году были проведены семинары по темам: «Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности»; «Проектная и исследовательская деятельность школьников». Они стимулируют самообразовательную деятельность учителей, вводят их в круг педагогических инноваций. Содержание работы проблемных семинаров может составить изучение современных педагогических теорий. Их обсуждение будет во многом способствовать самообразовательной работе учителя.
В целях совершенствования педагогического мастерства учителя района в рамках проведения видеоконференцсвязи регулярно участвуют в сеансах ВКС на базе МБОУ «Гимназия № 3» (н-р, по темам: «Системно-деятельностный подход как средство развития УУД в преподавании предметов гуманитарного цикла», «Применение метапредметного подхода в преподавании предметов гуманитарного цикла», «Проектирование урока в условиях реализации ФГОС НОО»).
Научно-педагогические конференции, педагогические чтения (н-р, по теме «Опыт, педагогические открытия, практика»), творческие отчеты отдельных учителей или методических объединений являются итоговыми формами методической работы.
Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы.
Профессиональное развитие учителя — это не только рост, становление, личностная реализации в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но и главное — это качественное преобразование учителем своего внутреннего мира.
В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием.
Для достижения успехов в профессиональной деятельности учитель должен стараться максимально развивать свои внутренние силы, закалять свою волю и характер, мышление и потенциальные возможности.
От того, насколько человек умеет управлять процессом собственной деятельности, зависит успешность и результативность его действий как самостоятельной личности.
Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование учителя. Самообразование каждого учителя строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование учителя зависит от его умения организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его.
Самообразование, являясь самостоятельной познавательной деятельностью, требует от личности целенаправленного саморазвития – развития психических свойств, качеств, интеллектуальных, организационных умений и навыков. Но только на этом пути возможен рост личностный и рост профессиональный.
Содействие развитию профессионализма учителей считается важной деталью в повышении квалификации специалистов. Для разрешения данной цели организовываются мероприятия по совершенствованию знаний педагогических кадров в различных формах: тематические курсы повышения квалификации, семинары, научно-методические, научно-экспериментальные конференции, индивидуальные и групповые консультации.
Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
1.Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:
а) организация методических объединений в районе и школах,
б) курсы повышения квалификации.
2.Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя:
а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);
б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);
в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);
г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.
Список использованной литературы:
- Ушинский К.Д. Из статьи «Проект учительской семинарии» // Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968.
- Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, и др. – М.2007.
Источник