Статья «Повышение правовой грамотности у подростков»
Повышение правовой грамотности подростков
Актуальность правового воспитания на современном уровне объясняется особенностями современного развития Российского государства (экономическая и политическая нестабильность, рост негативных процессов – преступность, межнациональные войны и т.д.). Каждый из нас встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания юридических норм.
Такие знания особенно необходимы для несовершеннолетних, поскольку очень часто из-за правовой безграмотности они становятся как преступниками, так и жертвами преступлений. Другими словами, профилактический потенциал права необходимо как можно быстрее повернуть лицом к несовершеннолетним. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди подростков. Практически нерешенной остается проблема предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Все это требует внимательного подхода к работе по повышению правовой культуры детей и юношества.
Начинать правовое просвещение необходимо с раннего школьного возраста. С самых первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. В настоящее время рост подростковой преступности тревожит многих родителей, педагогов, юристов, общественность. Вот почему социальная профилактика этого явления должна занимать ведущее место в деятельности различных государственных и общественных организаций.
Одним из главных структурных звеньев в этом направлении является общеобразовательное учреждение. В традиционной методике правового воспитания подростков в общеобразовательных учреждениях есть свои положительные результаты, но следует понимать, что стремительно изменяющееся мировое информационное пространство требует введения новых технологий и методик в образовательный процесс. Особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры подростков.
ёПрежде, чем вести профилактическую работу, необходимо выявить причины подростковой преступности или правонарушений подростков, психолого-педагогические особенности несовершеннолетних правонарушений. К 10-12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу «что такое хорошо и что такое плохо». Откуда они берутся? От бабушки, мамы, папы, из детской литературы и не всегда хороших кино- и видеофильмов. И, конечно же, от цепочки значимых для подростка бытовых (житейских) ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание. К 14-16 годам на основе суждений у подростков возникают убеждения. Он (подросток) убежден в правильном знании и понимании того, что для него хорошо и что для него и окружающих плохо. Откуда возникают убеждения? Можно сказать, от несчитанной статистики, отложившейся у него в подсознании (и в сознании, конечно). Убеждения — это уже позиция. Подросток спорит, выражает и отстаивает свою точку зрения. У него в зависимости от собственных представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с которыми складываются круг друзей, стиль поведения, внешний облик. Лишь к 18-20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу и общество в значительной степени определяют жизненный путь молодого человека.
Правовое воспитание подростков предусматривает комплексную, систематическую работу по правовому просвещению и воспитанию поколения. К реализации работы должны привлекаться правоохранительные органы, юристы, общественные и молодёжные организации, психологи и педагоги.
Подросток должен знать:
1. С какого возраста, за какие преступления наступает уголовная ответственность (Уголовный кодекс).
2. Про эмансипацию (в Гражданском кодексе).
3. Из семейного кодекса – о возможности лишения родительских прав, взаимодействия с органами опеки и попечительства.
4. Из Конституции – о государственном устройстве, государственном управлении, судах, Президенте, Правительстве, Федеральном собрании. За последние десять лет большинство россиян убедились, что в современном обществе каждому из нас просто необходима правовая компетентность или правовая грамотность. Но если это необходимо взрослым, следовательно, и подросток должен быть осведомлен об основных правовых нормах бытия. Естественно, правовое обучение должно проходить в доступной для данного возраста форме (терминология, определенные статьи законодательных актов, методика преподнесения теоретического и практического материала), а главное – аргументировано (конкретные статьи законов, примеры из судебной практики, исполнение наказания за проступки известных данной подростковой аудитории граждан, и т.д.).
Практика показывает, что человек, владеющий юридической информацией и хорошо знакомый с типичными моделями поведения в экстремальных ситуациях, имеет гораздо меньше шансов нарушить закон и понести ответственность, а главное, сможет защитить себя и своих близких.
Источник
Лекции по теме «Правовая грамотность»
Сайт: | Интернет-лицей МГТУ им. Г.И. Носова |
Курс: | Правовая грамотность |
Книга: | Лекции по теме «Правовая грамотность» |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Суббота, 20 Ноябрь 2021, 20:12 |
Оглавление
К выступлению
Причина правовой безграмотности населения
— российская традиция правового нигилизма – негативного отношения и недоверия к правовым средствам разрешения жизненных ситуаций.
— низкий уровень общей культуры населения и правовой культуры в частности
Правовая безграмотность населения приводит к
— мошенничеству различных лиц
— привлечению к ответственности за правонарушения совершённые по незнанию
— неполучению льгот, компенсаций, субсидий предусмотренных законом
— дискриминации в сфере трудовых отношений
— нарушению прав потребителей
Способами повышения правовой грамотности населения являются:
— деятельность правозащитных организаций
— деятельность центров правовой информации на базе библиотек
— развитие телевизионных ресурсов (программы о защите прав потребителей, судебные шоу).
— развитие информационных ресурсов сети Интернет (официальных сайтов Государственной Думы РФ, судов, справочных поисковых систем Консультант Плюс, Гарант и др.).
В последнее десятилетие наметился рост правовой грамотности населения
— выросло количество обращений российских граждан в суды различных инстанций
— выросло количество обращений российских граждан в Европейский Суд по правам человека
— возросла доля участия граждан в деятельности правозащитных организаций
— возрос интерес и количество обращений граждан к правовым Интернет-ресурсам
Повышение личной правовой грамотности даёт возможности
— организации и ведения бизнеса
— успешной карьеры на государственной и муниципальной службе
— успешного выполнения трудовых обязанностей
— законных способов разрешения конфликтных жизненных ситуаций
— решения проблем ЖКХ
— защиты прав потребителей
— реализации своих прав во вех сферах правового регулирования законными способами
— отстаивания своих законных интересов в судебном порядке
— обращения за помощью в органы государственной власти и местного самоуправления
Лекция: Государство и право. Их роль в жизни общества
- Понятие, признаки государства
- Основы конституционного строя России
- Понятие права
Государство – это политико-правовая организация общества, осуществляющая суверенную публичную власть управление и регулирование общественных отношений на определенной территории с помощью права.
1) Территория, обозначенная границами и проживающее на ней население. Территориальное разделение населения порождает институты гражданства (подданства) иностранных граждан, лиц без гражданства. В республиках проживают граждане. В монархиях — подданные.
По форме государственного территориального устройства различают: унитарные государства и федерации
Унитарное государство — это целостное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Признаки унитарного государства:
- единая система государственного аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении всех территориальных единиц;
- административно-территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус по отношению к центральным органам.
- единое гражданство;
- единая система права, основа которой – единственная конституция;
- единая судебная система;
- одноканальная система налогов, когда налоги вначале поступают в центр, а оттуда распределяются в регионы;
- межгосударственные сношения осуществляют центральные органы;
- единые вооруженные силы.
Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную автономию.
Федеративное государство — это союзное государство, части которого обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства.
Признаки федеративного государства:
- территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью;
- два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации;
- высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру;
- разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в конституции;
- двухканальная система налогов.
2) Наличие публичной политической власти, которая выступает от имени всего населения. Публичная власть воплощается в профессиональном сословии чиновников состоящих на государственной службе, работающих в государственных органах, которые в совокупности образуют государственный аппарат.
По форме правления различают: монархии и республики
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично главой государства, который не несет ответственности перед населением.
Абсолютные монархии – вся полнота власти принадлежит единолично главе государства. (Катар, Бахрейн, Саудовская Аравии)
Дуалистическая монархия характеризуется: (Марокко, Таиланд, Иордания)
- наличие двухпалатной структуры (нижняя палата формируется выборным путем; верхняя — назначением монарха);
- формирование правительства осуществляется монархом независимо от партийного состава в парламенте, у монарха право вето;
- полномочие представительного органа голосовать за бюджет.
Признаки парламентской монархии: (Великобритания, Люксенбург, Шведция, Норвегия)
- правительство формируется из представителей партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент;
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства;
- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
- правительство ответственно перед парламентом;
- власть монарха в законодательной, исполнительной, судебной областях фактически отсутствует.
Республика — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, которые несут ответственность перед населением..
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.
Признаки президентской республики: США
- президент при определенном парламентском контроле формирует правительство, несущее ответственность за свою деятельность перед президентом;
- президент имеет право отлагательного вето на издание законов;
- отсутствие поста премьер-министра;
- внепарламентский способ избрания президента и формирования правительства;
- отсутствие ответственности правительства перед парламентом;
- президент лишен права роспуска парламента;
- парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент).
Признаки парламентской республики: ФРГ
- верховенство власти парламента;
- правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к партии большинства;
- правительство ответственно перед парламентом;
- глава государства избирается парламентом;
- правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства в парламенте;
- абсолютное право вето правительства на издание законов.
Смешанная (парламентско-президентская) республика (Россия) — это такая форма правления, в которой парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
3) Суверенитет – независимость государства во внутренней и внешней политике. Государство решает все свои вопросы самостоятельно, независимо от любой другой власти, существующей как на территории страны, так и за её пределами. Суверенитет распространяется на всё население. Государственная власть вправе уничтожить проявление любой другой власти в государстве.
4) Система налогов и сборов для формирования общенационального бюджета – финансовая основа государства.
5) Связь с правом. Государство осуществляет правотворческую и правоприменительную деятельность, обеспечивает реализацию правовых норм посредством государственного принуждения.
Право юридически оформляет государственную власть и тем самым способствует ее легитимности, а также определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства. С помощью права определяется вид и мера государственного принуждения, вследствие чего, оно становится правовым и контролируемым.
Основами конституционного строя России являются:
1) форма правления — Россия — смешанная республика (ст.1 КРФ)
республика – власть принадлежит избираемым на определенный срок органам, которые несут ответственность перед населением.
смешанная (парламентско-президентская) республика – Президент РФ не является главой Правительства РФ, есть должность Председателя Правительства РФ, формируют Правительство РФ и Президент РФ и парламент, правительство несет ответственность и перед президентом (отставка) и перед парламентом (вотум недоверия)
2) форму государственного устройства – Россия – федеративное государство (ст. 1 КРФ)
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ).
По способу образования Россию следует относить к конституционно-договорным федерациям. Федеративный договор от 31 марта 1992 г ., положил начало современному федеративному устройству России. В Конституцию РФ 1993 г . были включены основные положения Федеративного договора, и он продолжает действовать в части, не противоречащей Конституции. Конституция РФ допускает регулирование отношений между Федерацией и ее субъектами, а также последними между собой на основе двусторонних договоров и соглашений между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. За период действия новой Конституции РФ такие договоры были заключены с большинством субъектов Российской Федерации.
РФ образована по национально-территориальному принципу. По национальному принципу образованы республики в составе Российской Федерации, имевшие ранее статус автономий; национально-государственными образованиями являются автономная область и автономные округа. Территориальный принцип относится ко всем остальным субъектам Федерации, являющимся государственно-территориальными образованиями.
Хотя в российской Конституции (ч. 1, 4 ст. 5) провозглашено равноправие субъектов Российской Федерации, в том числе и в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, различие правового статуса субъектов Федерации свидетельствует, что Россия является асимметричной федерацией.
Принципы российского федерализма:
- верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;
- отсутствие у субъектов РФ права свободного выхода из Федерации и права изменения своего статуса без согласия РФ;
- единое гражданство Российской Федерации;
- единство государственного языка на всей территории РФ;
- единство экономического пространства на территории РФ, денежной и кредитной системы, в том числе единую национальную валюту – рубль, единый (консолидированный) государственный бюджет;
- единые Вооруженные силы РФ;
- единство системы государственной власти.
- принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Конституция РФ прямо устанавливает сферу исключительной компетенции РФ и сферу совместного ведения РФ и субъектов РФ.
- равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.
3) форма политического режима – методы осуществления политической власти и степень вмешательства государства в частную жизнь. По форме политического режима Россия – демократическое государство (ст. 1 КРФ).
демократия (народ – носитель власти, приоритет и защита прав и св. ч. и гр. И невмешательство государства в частную жизнь граждан, не применение открытого террора, вплоть до см. казни – методы осуществления государственной власти)
4) правовой статус человека и гражданина – глава 2 КРФ закрепляет права, свободы, гарантии и обязанности гражданина РФ.
5) система высших органов государственной власти – основана на принципе разделения властей:
законодательная власть – согласно ст. 94 Конституции РФ Федеральное собрание – Парламент РФ является представительным и законодательным органом РФ.
В соответствии со ст. 95 Конституции РФ Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти этого субъекта. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
В силу установленного Конституцией РФ и федеральными законами порядка формирования палат Федерального собрания, при решении общефедеральных вопросов Государственная Дума представляет интересы всего населения страны, а Совет Федерации – интересы субъектов Федерации.
Полномочия палат Федерального Собрания РФ: принятие государственного бюджета, осуществление текущего контроля за его исполнением и утверждение итогов его исполнения Правительством, ратификация международных договоров, участие палат Федерального собрания в реализации кадровой политики Президента РФ, одобрение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопросов о доверии и недоверии Правительству РФ, возможность отрешения Президента РФ от должности, направление депутатских запросов в органы государственной власти и некоторые другие функции.
Вопросы, относящихся к совместному ведению палат Федерального собрания: принятие федеральных законов, федеральных конституционных законов, рассмотрение предложений о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ; образование Счетной палаты для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета; осуществление процедуры отрешения от должности Президента РФ.
Согласно ст. 102 Конституции РФ, к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами страны; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, а также заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Исполнительная власть – Правительство РФ (ст. 110-117 КРФ)
Состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.
Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.
1. Правительство Российской Федерации:
а) занимается разработкой и исполнением федерального бюджета;
б) обеспечивает единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) управление федеральной собственностью;
д) меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
е) меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия,
В РФ в настоящее время созданы федеральные суды и суды субъектов РФ, которые в своей совокупности образуют судебную систему России. Создание чрезвычайных судов не допускается.
К федеральным судам относятся:
- Конституционный суд РФ;
- Верховный суд РФ,
— верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды,
— военные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
— федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Президент РФ – глава государства обеспечивает взаимодействие всех ветвей власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
Избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Система органов местного самоуправления – не входит в систему органов государственной власти РФ
Местное самоуправление в РФ – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление осуществляется в рамках муниципального образования, под которым понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
- Субъективные притязания людей и признанные государством их возможности.
Глава 2 Конституции РФ закрепляет права и свободы человека и гражданина РФ:
— личные (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну переписки, переговоров, почтовых отправлений),
— экономические (право на частную собственность и предпринимательскую деятельность),
— политические (право избирать и быть избранным, свобода слова),
— социальные (право на труд и отдых, социальное обеспечение),
— культурные (право на образование, свобода творчества),
— экологические (право на благоприятную окружающую среду).
2. Система правил поведения (норм) регулирующих общественные отношения, которая характеризуется общеобязательностью, формальной определённостью, обеспечивается возможностью государственного принуждения.
Формальная определённость проявляется в закреплении правовых норм в источниках права (законах, судебных прецедентах, религиозно-правовых сборниках) и фиксации на материальных носителях.
Система Российского законодательства:
На всей территории РФ
- Конституция Российской Федерации;
- общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицированные в установленном порядке международные договоры Российской Федерации;
- федеральные конституционные и федеральные законы, законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;
- нормативные постановления Конституционного суда РФ;
- нормативные указы Президента Российской Федерации;
- нормативные постановления Правительства Российской Федерации;
- регламенты и иные нормативные правовые акты палат Федерального собрания – парламента Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты СССР и РСФСР, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ от 1993 года, применяемые в части, не противоречащей Конституции РФ.
На территории субъектов РФ действуют следующие нормативные правовые акты:
- конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;
- договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
- постановления конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;
- законы субъектов Российской Федерации;
- нормативные правовые акты исполнительной власти субъектов РФ.
На территории муниципальных образований
- уставы, нормативные акты органов местного самоуправления.
Возможность государственного принуждения проявляется в виде юридической ответственности.
Юридическая ответственность – реакция государства в лице компетентных государственных органов на правонарушение в виде наказания (лишений личного, имущественного или организационного характера).
Виды юридической ответственности: конституционная, уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная.
Законность — строгое и неуклонное соблюдение исполнения норм права всеми участниками общественных отношений.
Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.
Соотношение законности и правопорядка: правопорядок – результат обеспечения законности; законность — условие обеспечения правопорядка.
Источник