Повышение педагогической культуры родителей в условиях образовательной организации
Любовь Кузнецова
Повышение педагогической культуры родителей в условиях образовательной организации
ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Воспитание как целенаправленная деятельность взрослых зависит от целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры родителей, их опыта социального общения, семейных традиций. Важнейшее место среди них занимает педагогическая культура родителей.
В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, перекладывают воспитание на образовательные учреждения.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новые формы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе её лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
В связи с этим было решено создать на базе детского сада МБДОУ «Мастерок» инновационную площадку «Наставничество семьи в условиях образовательной организации», которая способствует развитию педагогической компетентности родителей.
В настоящее время наставничество рассматривается как одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которого начинающий родитель практически осваивает приемы общения с детьми под непосредственным руководством родителя-мастера. Это позволяет укрепить чувство уверенности в родителях, вызвать доверие к детскому саду и готовность сотрудничать.
Именно в системе наставничества отражена жизненная необходимость начинающего родителя получить поддержку опытного родителя, который окажет теоретическую и практическую помощь по вопросам воспитания.
Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, влияния семейного и общественного воспитания.
Каждая форма общения дошкольных работников с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, соответственно повышению педагогической культуры.
Основные принципы взаимодействия ДОО и семьи считаем:
1. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
2. Принцип открытости и доверия – создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем (предоставление информации и помочь, решение и т. д.)
3. Принцип сотрудничества – общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
4. Принцип согласованного взаимодействия – возможность высказывать друг друга свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
Родители оперативно получают информацию не только в группах социальных сетей, но и по электронной почте, мобильной связи и т. д. Это способствует усилению родительской активности, повышению их педагогической компетентности в вопросах развития детей, что в свою очередь позволяет быстрее и эффективнее решать задачи и достигать целевых ориентиров в ФГОС ДОО.
Современный подход к организации и проведению этих форм общения ставит нас перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей
В настоящее время педагогами нашего детского сада разработан комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня педагогической культуры родителей.
Педагоги постарались создать такие условия, при которых взаимодействия с родителями стало обоюдно интересным и продуктивным, ведь у родителей возникает интерес к какой — либо деятельности или общению тогда, когда это касается лично его, семьи или ребенка. Мероприятия запланированы в соответствии с календарно- тематическим планом детского сада
Это такие формы работы,как:
• конкурс детско-родительских проектов: «Осенние фантазии», «Моя семья», «ПДД» и т. д
• спортивные праздники «Папа, мама, и я – спортивная семья», «Олимпийские игры» и т. д.
• конкурс «Умный дошколенок», «Юный архитектор» и т. д.
• Персональные выставки с презентацией семейного творчества
•Акции: «Неделя Добрые дел»; «Жить здорово»; «Слышать сердцем» и т. д
Мы считаем, что положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь благодаря согласованным действиям педагогов и семьи. Потому что появилось интересное общее дело, мотив для организации совместной деятельности.
Это объединяет родителей и детей: создается атмосфера тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей.
Взрослых все больше интересуют события, происходящие в группе, детском саду, даже если они не касаются их собственного ребенка. Наиболее контактные взрослые вступают в беседы с другими родителями. Многие из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками мероприятий в группе и в деятельности детского сада. Тесное общение с ребенком и педагогами, почувствовали большую компетентность в семейном воспитании.
Родители убедились в том, что их участие в жизни детского сада нужно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому что это важно для них.
Включившись в реальное сотрудничество и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали взаимодействие и оказались готовы к содержательному общению.
Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей. В процессе работы с ними повысился их интерес к проблемам детей. Установлен эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми через совместные экскурсии выходного дня, досуги и праздники, выставки Родители принимают участие в праздниках, играют роли, участвуют в оформлении.
Мероприятия, организованные с родителями в ДОО обогащают знаниями и впечатлениями не только детей, но и сплачивают родителей группы и повышается их авторитет
Ежегодно активные семьи принимают участие в спортивных мероприятиях не только в детском саду, но и за его пределами, и занимают призовые места.
Таким образом, в процессе систематической работы заметили, что отношения с родителями стали более доверительными, они стали чаще интересоваться успехами своих детей и детского сада, активнее принимать участие в мероприятиях ДОО и группы. Использование разнообразных форм и методов в работе позволило активизировать, заинтересовать родителей и соответственно способствовало повышению уровня педагогической культуры родителей. Поэтому данная форма «Наставничество семьи в условиях образовательной организации» эффективна для работы с семьей в ДОО.
1. Бутурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. — М. : А. П. О., 1995
2. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М. : Просвещение,1989
3. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей.
Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.
Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей Уважаемые родители, ответьте пожалуйста на вопросы анкеты. касающиеся воспитания вашего ребенка. Из предложенных ответов выберите подходящий.
Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.
Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.
Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.
Источник
Повышение педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждениях
Алена Немсадзе
Повышение педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждениях
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись – и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в Законе РФ «Об образовании» (ст. 18). В законе сказано, что родители – первые педагоги ребенка. В помощь семье существуют дошкольные образовательные учреждения. Современные родители достаточно грамотны и образованны, многие из них имеют доступ к педагогической информации.
Заботясь о благе каждой семьи, делая все для ее укрепления, современное общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи.История семьи доказала: чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Еще совсем недавно считали, что чем выше уровень образования, общая культура родителей, тем больше у них возможности правильно воспитывать своих детей.
«Каждой семье – педагогическую культуру» — этот девиз становится в последние годы определяющим в организации педагогических знаний среди родителей в нашем ДОУ. Минимум педагогических знаний, имеющийся в большинстве семей, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.
В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Очевидна важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей.
О типичных ошибках родителей сказано немало в педагогической литературе, много опубликовано материала о негативных факторах семейного воспитания. Родители нуждаются в поддержке со стороны специалистов, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Роль педагога в просветительской работе с родителями возрастает, ее ничем нельзя заменить.
Вот почему повышение педагогической культуры родителей во многом зависит и от личности самого воспитателя детского сада. «Какими качествами должен обладать педагог, как проходит его общение с родителями и воспитанниками?» — эти вопросы волнуют воспитателей детского сада. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями не только у малышей, но и у их родителей.
Воспитатель дошкольного учреждения выступает одновременно и официальным лицом и доверительным собеседником. Путь к установлению контакта с родителями видится в том, что педагог обеспокоен неудачами ребенка или гордится его успехами, проявляет искреннюю заинтересованность его развитием. Он может доходчиво рассказать родителям о режиме дня, об организации занятий, прогулок и других видов деятельности детей в дошкольном учреждении.
В настоящее время педагогические знания буквально обрушиваются на родителей из теле- и радиопрограмм, популярной педагогической литературы, журналов, Интернета. Сегодня телевидение, радио, популярные публицистические издания предлагают родителям возможность получить грамотно и доступно изложенную информацию, касающуюся разнообразных аспектов воспитания детей. Многие телевизионные программы, представляющие новые методики воспитания детей, периодические издания «Игра и дети», «Мой Кроха и Я», «Родители», «Наш малыш» и другие созданы специально в помощь родителям.
Говоря о применении Интернета можно добавить, что в некоторых дошкольных учреждениях родители и педагоги переписываются по электронной почте. Но порой родители сетуют на то, что, вроде бы, и знания есть, но они не могут их применить в конкретной ситуации.
Чтобы знания «работали», актуализировались, родителям нужно обладать педагогическим тактом, выдержкой, соблюдением единства требований к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи. Помимо сообщения родителям знаний о воспитании, необходимо формировать у них рефлексивное отношение к своей воспитательской деятельности.
Что возьмут дети в будущее?Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств: необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то доброе дело. Ведь именно в любви к своему ребенку заложена необходимость постоянного самосовершенствования личности самого родителя. Совместное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семьей главной задачи – воспитания детей.
Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители, другие члены семьи в сотрудничестве с педагогами будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах,если они смогут организовать их жизнь: повседневный быт, игру и труд, полезные интересные занятия. Если родители обладают определенной педагогической культурой (психолого-педагогическими знаниями и умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей, им удается успешно воспитывать дошкольников.
Таким образом, в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором установления которого являются педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.
Уроки семьи и семейных ценностей в нашем детском саду Семья и семейные ценностей3 сентября в дошкольных учреждениях Волгоградской области проводятся «Уроки семьи и семейных ценностей» на основании.
Статья: «Нравственное воспитание в семье» Енина Надежда Леонидовна, воспитатель 1к. к., МБДОУ «ЦРР – д/с «Рябинушка», город Абакан ИСТОКИ ПАТРИОТИЗМА В СЕМЬЕ «МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО».
Источник