Повышение уровня этики делового общения
Существуют различные средства и способы повышения уровня морально-сти делового общения. Примерами повышения показателей этичности поведе-ния как руководителей, так и рядовых работников могут быть:
• разработка этических нормативов на предприятии,
• создание комитетов и комиссий по этике,
• проведение социально-этических ревизий,
• обучение этическому поведению.
Этические нормативы делового общения и поведения должны описывать общую систему и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Эти нормативы разрабатываются с целью улуч-шить деловое общение на различных уровнях и в разных сферах деятельности организации. Цель их создания — установление нормальной нравственной ат-мосферы и определение этических рекомендаций при принятии решений. Каж-дое предприятие, если оно дорожит своей репутацией, будет стремиться к тому, чтобы утвердить у себя высшие стандарты этики делового общения, являющей-ся важнейшим компонентом бизнеса.
Так, при заключении сделок и других видов делового общения этическими нормативами обычно запрещаются взятки , «подмазки», вымогательство, подар-ки, мошенничество, нарушение законов, незаконные выплаты политическим организациям и т. д. На Западе организации обычно доводят этические норма-тивы до своих работников в виде печатных материалов. Некоторые фирмы соз-дают рабочие группы или постоянные комитеты по этике. Другие нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Его роль сво-дится к выработке суждений по этическим вопросам, в том числе и по этике де-лового общения. В России , к сожалению , этике делового общения и вообще этике бизнеса не придается пока должного внимания.
Применительно к бизнесу на международном уровне следует иметь в виду, что в некоторых странах правительственные чиновники привыкли и ждут не-больших денежных подношений. По мнению специалистов, видимо, настала пора заняться разработкой этических нормативов, применяемых во всем мире, и обеспечить уход с сомнительного рынка любого субъекта при возникновении крупных не разрешаемых этических проблем.
Задача повышения норм и стандартов этики делового общения, как и во-обще этики бизнеса, во многих странах сегодня выдвигается как одна из важнейших. Проблема стоит достаточно остро. Так, согласно опросам общественного мнения, среди широких слоев населения США господствует убеждение, что ценности этического поведения неуклонно снижаются. В России, как это признается повсеместно, положение с этим еще хуже. Поэтому организации, фирмы, руководители и предприниматели всех уровней должны приложить максимум усилий для повышения этичности делового общения, используя для этого различные способы и средства, в том числе и обучение этике делового общения.
Тема 6. Этикет и культура делового общения
Деловой этикет.
Правила этикета.
Правила общения по телефону.
Азбука делового этикета.
Деловой этикет
Этикет (от фр. Etiguette) — это установленный порядок поведения где-либо. Таково наиболее общее определение этикета.
Культура поведения — поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и пра-вил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации, В этой главе понятие «культура делового общения» будем рассматривать как часть делового этикета,отлично понимая, что сам термин «культура» в широком смысле гораздо объ-емнее понятия « деловой этикет». Последний относится к категории «культура» как особенное к общему.
Деловой этикет — важнейшая сторона профессионального поведения де-лового человека, предпринимателя. Знание этикета — необходимое профессио-нальное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Почти 70% выгодных для отечественных предпринимателей сделок не состоя-лись из-за того, что российские бизнесмены не знают правил делового общения и не владеют культурой поведения. Эта цифра подтверждается и мировым опы-том. Так, еще в 1936 г. Дейл Карнеги писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных зна-ний и процентов на 85 — от его умения общаться с людьми».
Немало рушится карьер и теряется денег из-за неправильного поведения или невоспитанности. Зная это, японцы тратят на обучение хорошим манерам и консультациям по вопросам этикета, культуры поведения сотни миллионов долларов в год. Они хорошо знают, что успех любой фирмы во многом зависит от способности ее работников, от их умения дружно трудиться над достижени-ем общей цели. Знание этикета, культура поведения — вот ключевые условия для успешной работы в любой организации — таково мнение специалистов фирм.
К сожалению, российские деловые люди до сих пор не придают серьезного значения этим аспектам своей деятельности. Подчеркнем , что соблюдение де-лового этикета, умение культурно вести себя особенно важно при работе с представителями иностранных фирм, при выезде для заключения сделок за гра-ницу. У многих «новых русских» заметен дурной вкус в одежде, в украшениях (будь то массивные золотые цепи с крестами на шее или иные многочисленные изделия из драгоценных металлов и камней на пальцах, запястьях и т. п.). А еще чаще своих патронов «подставляют» различные секретарши, переводчицы, которых они возят с собой по «европам».
В результате новые русские и их сопровождение становятся предметом молчаливой, но, тем не менее, нелицеприятной критики со стороны партнеров по переговорам. Уважающие себя и честь своей фирмы зарубежные предпри-ниматели нередко после первой же встречи прекращают все переговоры. Пове-дение таких новых русских можно оценить словами из известной сказки А. С. Пушкина про старуху, которая «ни ступить, ни молвить не умеет».
Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ , со-гласно которому подлежал наказанию каждый , кто вел себя «в нарушение эти-кету». Возможно, надо ввести наказание и для тех отечественных бизнесменов, кто выставляет на посмешище не только себя, но и бросает тень на российское предпринимательство.
Итак, знание делового этикета, умение культурно вести себя — основа предпринимательского успеха.
Правила этикета
Правила этикета , облаченные в конкретные формы поведения , указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической . Первая сто-рона — это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, ува-жения, защиты и т. д. Вторая сторона — эстетическая — свидетельствует о кра-соте, изяществе форм поведения. Приведем некоторые советы и рекомендации.
Например, для приветствия пользуйтесь не только вербальным (речевым)
средством «Здравствуйте», «Добрый день», но и невербальными жестами: по-
клоном, кивком , взмахом руки и т. п. Можно равнодушно сказать «Здравст-вуйте», кивнуть головой и пройти мимо.Но лучше поступить иначе—сказать,например, «Здравствуйте, Иван Александрович!», тепло улыбнуться ему и ос-тановиться на несколько секунд. Такое приветствие подчеркивает ваши добрые чувства к этому человеку, он поймет, что вы цените его, да и звучание собст-венного имени — приятная мелодия для любого человека.
Обращение без имени обращение формальное: будь то подчиненный или начальник, сосед по лестничной площадке или попутчик в общественном транспорте . Обращение по имени, а еще лучше — по имени и отчеству — это обращение к личности. Произнося имя, отчество, мы подчеркиваем уважение человеческого достоинства, демонстрируем душевное расположение. Такое приветствие говорит о культуре человека.
Конечно, с подобными качествами люди не рождаются. Эти качества вос-питываются, а потом входят в привычку. Чем раньше начнется такое воспита-ние, тем лучше: скорее войдет в привычку. Особенно тяжело дается формиро-вание хороших привычек интеллигента бизнесменам первого поколения, так как приходится большей частью идти путем проб и ошибок. Недаром англичане говорят, чтобы стать джентльменом, надо иметь в семье три университетских диплома: деда, отца и сына.
Источник
Способы повышения нравственного уровня делового общения
Повышение уровня этики делового общения. Существуют раз¬личные средства и способы повышения уровня моральности делового общения. В качестве примеров повышения показателей этичности поведения как руководителей, так и рядовых работ¬ников можно привести следующие: разработка этических нор¬мативов на предприятии, создание комитетов и комиссий по этике, проведение социально-этических ревизий, обучение этическому поведению.
Этические нормативы делового общения и поведения долж¬ны описывать общую систему и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Эти нормативы разрабатываются с целью улучшить деловое об¬щение на различных уровнях и в разных сферах деятельности организации. Цель их создания — установление нормальной нравственной атмосферы и определение этических рекоменда¬ций при принятии решений. Каждое предприятие, если оно дорожит своей репутацией, будет стремиться к тому, чтобы ут¬вердить у себя высшие стандарты этики делового общения, яв¬ляющейся важнейшим компонентом бизнеса.
Так, при заключении сделок и других видов делового обще¬ния этическими нормативами обычно запрещаются взятки, «подмазки», вымогательство, подарки, мошенничество, наруше¬ние законов, незаконные выплаты политическим организациям и т.д. На Западе организации обычно доводят этические норма¬тивы до своих работников в виде печатных материалов. Некото¬рые фирмы создают рабочие группы или постоянные комитеты по этике. Другие нанимают специалиста по этике бизнеса, на¬зываемого адвокатом по этике. Его роль сводится к выработке суждений по этическим вопросам, в том числе и по этике дело¬вого общения. В России, к сожалению, этике делового общения и вообще этике бизнеса не придается пока должного внимания.
Применительно к бизнесу на международном уровне следует иметь в виду, что в некоторых странах правительственные чи¬новники привыкли и ждут небольших денежных подношений. По мнению специалистов, видимо, настала пора заняться разра¬боткой этических нормативов, применяемых во всем мире, и обеспечить уход с сомнительного рынка любого субъекта при возникновении крупных неразрешаемых этических проблем.
Задача повышения норм и стандартов этики делового обще¬ния, как и вообще этики бизнеса, во многих странах сегодня выдвигается как одна из важнейших. Проблема стоит достаточно остро. Так, согласно опросам общественного мнения, среди ши¬роких слоев населения США господствует убеждение, что цен¬ности этического поведения неуклонно снижаются. В России, как это признается повсеместно, положение с этим еще хуже. Поэтому организации, фирмы, руководители и предпринимате¬ли всех уровней должны приложить максимум усилий для по¬вышения этичности делового общения, используя для этого раз¬личные способы и средства, в том числе и обучение этике дело¬вого общения.
Источник
Повышение уровня этичности деловых отношений
Корпоративные и профессиональные кодексы
Основные принципы и правила поведения формулируются сегодня в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы). В России такие кодексы только начинают появляться. Первые кодексы появились в США в начале XX века. Первоначально это были короткие формулировки основных идей, а также перечни норм обращения с клиентами. Подобного рода кодексы существуют и до сих пор в виде кредо (например, в компании «Джонсом и Джонсон»).
Наряду с корпоративными получили развитие и профессиональные кодексы. Наиболее полное представление о первых профессиональных кодексах дает исследование американского социолога Э. Хирмэнса. Он собрал 198 таких документов. Некоторые из них провозглашали малодостижимые идеалы предпринимателей.
Исследователь Э. Бенсон считает, что профессиональные кодексы эффективны лишь в тех сферах, в которых действуют мелкие предприниматели, независящие от системы ценностей крупных корпораций. Наиболее серьезные препятствия для кодексов встречаются в двух случаях: 1) там, где ассоциация охватывает меньшинство профессионалов; 2) так, где профессиональные кодексы часто сталкиваются с корпоративными (известно, что последние требуют абсолютной преданности компании).
В России процесс создания профессиональных кодексов пока только начинается. Например, Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций (принят в 1996г.). Кодекс чести банкира (1992г.) и т.д. Наиболее распространенные нарушения, осуждаемые в российских кодексах – использование чужих товарных знаков, использование чужой собственности, применение физического насилия в борьбе с конкурентами, демпинг (букв. – сбрасывать», «опрокидывать» — продажа товаров или услуг по бросовым ценам, т.е. ниже себестоимости), обман, дача ложных сведений, вымогательство, получение от клиента вознаграждения в неявной форме. Санкции за нарушение кодекса не предусматриваются или сводятся к дисциплинарным взысканиям и публично осуждению, процесс исключения из членов общества осложнен.
Существую также национальные и всемирные кодексы: «Принципы ведения бизнеса» (США), «Хартия бизнеса России».
Хотя корпоративные и профессиональные кодексы получают распространение, их эффективность в борьбе с нарушениями деловой этики до сих пор ставится под вопросом.
Существуют различные средства и способы повышения уровня моральности деловых отношений. В качестве примеров повышения показателей этичности поведения, как руководителей, так и рядовых работников можно привести следующие:
• разработка этических нормативов на предприятии;
• создание комитетов и комиссий по этике;
• проведение социально-этических ревизий;
• обучение этическому поведению
Этические нормативы делового общения и поведения должны описывать общую систему и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Нормативы разрабатываются с целью улучшить деловое общение на различных уровнях и в разных сферах деятельности организации. Цель их создания — установление нормальной нравственной атмосферы и определение этических рекомендаций при принятии решений. Каждое предприятие, если оно дорожит своей репутацией, будет стремиться к тому, чтобы утвердить у себя высшие стандарты этики делового общения, являющейся важнейшим компонентом бизнеса.
Так, при заключении сделок и других видов делового общения этическими нормативами обычно запрещаются взятки, подмазки, вымогательство, подарки, мошенничество, нарушение законов, незаконные выплаты политическим организациям и т.д. На Западе организации обычно доводят этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов. Некоторые фирмы создают рабочие группы или постоянные комитеты по этике. Другие нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Его роль сводится к выработке суждений по этическим вопросам, в том числе и по этике делового общения. В России, к сожалению, этике деловых отношений и вообще этике бизнеса не придается пока должного внимания.
Задание для самостоятельной работы с последующей оценкой для ВСЕХ (выберите одно из заданий и сделайте в письменном виде):
1. Напишите эссе на тему: «Студенческий этический кодекс» (или «Кодекс этических отношений между студентами и преподавателями»).
2. Просмотрев периодическую печать, найдите статьи, где поднимаются вопросы этики деловых отношений в организации (рецензия на статью).
3. Обоснуйте различия между корпоративным и профессиональным кодексами.
4. Написать очерк о любом российском профессиональном кодексе (основные принципы, свое отношение, выводы).
Задание на семинар:
1. Модели руководства в рамках управленческой деятельности. Концепция континуумов Лайкерта: достоинства и недостатки.
2. Классификация психотипов личности.
3. Этико-психологические принципы делового общения: руководитель-подчиненный, подчиненный-подчиненный.
4. Этика бизнеса. Основные концепции этики бизнеса.
5. Корпоративная социальная ответственность и повышение уровня этичности деловых отношений.
6. Корпоративные и профессиональные кодексы (конкретные примеры, интересные)
1. Блинов А., Василевская О. Искусство управления персоналом. — М.: Гелан, 2001.
2. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. — М.: Фонд ≪Правовая культура≫, 1994.
3. Даниленко Т.И., Жульева С.В. Этика делового общения. — М., 1998.
4. Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. — М: Издательство Альфа-Пресс, 2007.
5. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2001.
6. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. – М.: Ось-89, 2001.
7. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
8. Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М., 2005.
9. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла: Пер. с англ. — М.: Автор, 1993.
10. Филиппов А.В. Психология и этика деловых отношений. – М., 1996.
11. Ягер Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. — М.: Джон Уайли энд Сан, 1994.
Источник