- Как мотивировать сотрудников: 30+ способов мотивации персонала с примерами
- 8 правил мотивации, без которых все бесполезно
- Как повысить мотивацию сотрудников к работе: способы и примеры
- 1. Стандартно — не значит плохо
- 2. Необычные фишки мотивации
- 3. Мотивация на автомате: добавим дух соперничества
- Хотите прокачать отдел продаж?
- Как не стать демотиватором
- Еще больше идей
- Помогаем эффективнее управлять бизнесом
- Вдохновляй! Как мотивировать сотрудников в 2021 году?
- ⏱ Время прочтения — 5 минут
- Максимально убрать демотивацию
- Создать пространство для творчества и свободы
- Внедрить гибкие подходы к организации рабочего процесса
Как мотивировать сотрудников: 30+ способов мотивации персонала с примерами
Работать за идею может разве что владелец бизнеса, остальным нужен стимул: например, в компании Airbnb можно приносить в офис домашних питомцев, чтобы поднимать себе настроение. В статье вы найдёте новые способы мотивации сотрудников — обещаем, что обойдемся без шерсти и лая.
Содержание
8 правил мотивации, без которых все бесполезно
Мотивированный сотрудник дышит энтузиазмом и приносит больше денег. Нужно лишь найти правильный стимул. Существует более десятка теорий мотивации, основанных в том числе на пирамиде потребностей Маслоу, психоанализе Фрейда и гедонистическом подходе Юнга. На теоретическую основу наложился опыт практиков, благодаря чему вам не придется постигать тонкости психологии: все уже придумано — бери и делай.
Но прежде чем перейти к главному, ознакомьтесь с этими правилами: если их не соблюдать, то никакие способы повышения мотивации персонала вам не помогут.
- Чем ближе стимул к интересам сотрудника, тем сильнее его эффект. Зарубежная командировка мотивирует лучше, чем поездка в соседний город.
- Стимулирование, основанное только на ощущениях руководителя, не работает. Вряд ли абонементы на йогу повысят энтузиазм работников-любителей бокса.
- Измеряйте уровень мотивации каждого работника, например, путем анкетирования. Можно взять готовый тест на мотивацию по Герчикову, мотивационный профиль личности по Ричи и Мартину или же разработать свой опросник.
- Всегда пользуйтесь одной и той же методикой измерения, это позволит отследить динамику.
- Измерения проводите раз в квартал.
- Поощряйте работников всех категорий, а не только продавцов.
- Вводите новые способы мотивации каждые полгода: сработает эффект новизны.
- С помощью нематериальной мотивации решайте тактические задачи. Например, при наборе в штат сотрудников важно обучить их стандартам работы. Мастер-классы и тренинги помогут в этом, а для работников станут приятным бонусом.
- Создайте приятную компенсационную систему. Это оклады, премии и прочие денежные надбавки, который вы платите работникам за их труд. Если компенсации не будут их устраивать, то они от вас уйдут или станут хуже работать.
Как повысить мотивацию сотрудников к работе: способы и примеры
Для большинства людей главным мотиватором все еще является повышение зарплаты. Однако согласно исследованию международного рекрутингового агентства Kelly Services, проведенному в 2015 году, нематериальные способы мотивации, такие как обучение или изменение функционала, тоже могут удержать работника.
А чтобы у сотрудника не возникло даже мысли об уходе, важно постоянно подпитывать его интерес. Какие шаги и этапы по внедрению мотивации предпринять?
1. Стандартно — не значит плохо
Типовые способы повышения мотивации персонала проверены временем и дают положительный результат. Помимо оклада и бонуса за достижение KPI к ним относят:
- материальные премии за достижения;
- повышение в должности;
- расширение полномочий;
- дополнительный оплачиваемый отпуск;
- оплата полиса ДМС, занятий спортом;
- ссуды с пониженной ставкой;
- предоставление служебного автомобиля;
- дотации на питание;
- оплата обучения на курсах, тренингах и в учебных заведениях;
- вручение грамот лучшим работникам;
- командировки на отраслевые выставки.
Однако на этом варианты не заканчиваются. Примером удачной мотивации сотрудников служит опыт «Промсвязьбанка». Его система стимулирования включает ряд интересных бонусов:
- премию за лучшие идеи, внесенные в базу рацпредложений;
- компенсацию стоимости туристических поездок с детьми;
- оплату изучения иностранных языков работником и его ребенком;
- софинансирование получения второго высшего образования;
- оплату дополнительных взносов в пенсионный фонд;
- подарки, приуроченные к значимым семейным событиям;
- систему скидок от компаний-партнеров: в автосалонах, брендовых магазинах одежды, турагентствах и т.д.
Конечно, не каждый может инвестировать колоссальные средства в HR, но кое-что из перечисленного вполне реально перенять.
2. Необычные фишки мотивации
Методы мотивации сотрудников могут и вовсе не крутиться вокруг денег и подарков. Продумайте некомпенсационную систему мотивации. Оригинальные методы могут не только взбодрить засидевшийся коллектив, но и стать для компании конкурентным преимуществом на рынке труда. Так, озадачившись поиском лучших специалистов по программированию и гейм-дизайну, российский разработчик компьютерных игр Nival Interactive предложил своим сотрудникам:
- обучение у именитых художников и кинооператоров — преподавателей ВГИКа;
- работу в инновационных проектах, в том числе зарубежных;
- свободный график работы;
- офисное помещение, организованное с учетом требований коллектива;
- зоны отдыха.
Предоставление большей свободы сотрудникам — западный тренд, которого пока побаиваются в России. А зря. Об этом говорит опыт Google, где действует система 80/20: сотрудникам разрешено 20% от рабочего времени тратить на собственные проекты. По оценкам компании, около половины новых продуктов, таких как Gmail, Google News и AdSense, появились благодаря этой системе.
Возьмите на вооружение еще несколько нестандартных способов мотивации:
- обед с директором (практикуется Германом Грефом в «Сбербанке»);
- публикация в СМИ (сотрудник выступает в качестве эксперта);
- спортивные мероприятия для всех сотрудников (например, еженедельный футбол);
- конкурсы по интересам (вокальные, танцевальные, спортивные);
- бесплатное такси и питание для сотрудников, вынужденных работать допоздна;
- поощрение отказа от курения.
Еще можно воспользоваться опытом крупных западных компаний и создать лучшую мотивацию для своих сотрудников.
3. Мотивация на автомате: добавим дух соперничества
Еще один действенный способ. Он подходит, когда перед сотрудниками стоит общая задача и одинаковые KPI. В этом случае первый, кто достигнет нужного показателя, получает дополнительное поощрение: материальное (денежный бонус, сувенирную продукцию, скидку) или нематериальное (например, статус «Менеджер месяца»).
Такой способ мотивации сотрудников каждого отдела удобно реализовать на базе CRM-системы: руководитель задает KPI и в реальном времени мониторит достижение сотрудниками целей: сумма завершенных сделок, количество обработанных заявок или холодных звонков. Причем этот рейтинг виден не только руководителю, но и самим работникам. Например, в программе SalesapCRM на рабочий стол можно вывести информацию по всем сотрудникам: их план продаж и звонков, текущее место в рейтинге, их вклад в прибыль компании в виде диаграммы и т.д. В итоге менеджеры в онлайн-режиме сравнивают свои успехи с достижениями коллег и стремятся к новым высотам.
Рабочий стол системы SalesapCRM с отчетом по сотруднику
Хотите прокачать отдел продаж?
Внедрите CRM-систему S2!
Менеджеры будут в 6 раз быстрее составлять документы, начнут экономить до 30% времени и продавать на 50% больше!
Как не стать демотиватором
Какую бы систему мотивации сотрудников в организации вы не выбрали, она не будет работать, если в компании царит деспотизм и недоверие. Поэтому постарайтесь создать атмосферу открытости и творчества. Этому способствуют:
- уважительное отношение к подчиненным;
- минимизация количества правил;
- участие сотрудников в обсуждении решений, касающихся их обязанностей, условий труда и т.д.;
- обучение от лидеров компании;
- признание вклада сотрудников в успех компании;
- предоставление работникам льгот на продукцию компании;
- постановка четких измеримых целей.
Еще больше идей
Правильная мотивация сотрудников должна воодушевлять коллектив. Если вы всерьез решили повысить энтузиазм в своем коллективе, советуем не ограничиваться нашими советами и черпать идеи из специальной литературы:
- Радмило Лукич «Материальная мотивация продавцов. Принципы, возможности, ограничения», 2010 г.
- Светлана Иванова «Мотивация на 100%. А где же у него кнопка?», 2015 г.
- Клаус Кобьелл «Мотивация в стиле ЭКШН. Восторг заразителен», 2011 г.
- Наталья Самоукина «Эффективная мотивация персонала при минимальных фин. затратах», 2006 г.
- Елена Ветлужских «Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI», 2017 г.
- Сара Холлифорд, Стив Уиддет «Мотивация», 2008 г.
- Макс Эггерт «Мотивация. Что заставляет выкладываться на работе», 2010 г.
- Стив Чандлер, Скотт Ричардсон «100 способов мотивации», 2014 г.
- Светлана Иванова «50 советов по нематериальной мотивации», 2017 г.
- Райнхард Шпренгер «Мифы мотивации», 2004 г.
Помогаем эффективнее управлять бизнесом
- checkзахват заявок с сайта, почты и соцсетей;
- checkавтоматизация процессов и аналитика;
- checkкалендарь для записи клиентов;
- checkкалькулятор стоимости услуг;
- checkшаблоны документов и писем;
- checkIP-телефония, e-mail- и sms-рассылки,
- checkбесплатный тестовый период 7 дней.
Источник
Вдохновляй! Как мотивировать сотрудников в 2021 году?
⏱ Время прочтения — 5 минут
Максимально убрать демотивацию
Рассказывает Алёна Данилова, заместитель директора по персоналу холдинга «К-Плюс»: «Во время пандемии я еще раз убедилась в том, что в разработке мотивационных программ очень важно использовать принцип позитивного подкрепления. Очень подробно этот принцип описан в книге Карен Прайор „Не рычите на собаку“.
Положительное подкрепление — это то, что совпадает по времени с определенным действием и ведет к повышению вероятности повторного совершения этого действия. Поведение, которое встречается время от времени, можно усилить и отрегулировать с помощью положительного подкрепления.
Например, вы хотите укрепить отношения с кем-то из клиентов. Попробуйте при следующем звонке сказать: „Знаете, так приятно с вами всегда поговорить. После беседы с вами у меня просто отличное настроение“. Если это сказано искренне, с высокой долей вероятности ваш следующий звонок будет встречен с симпатией и благосклонностью.
В качестве подкрепления важно использовать несколько вариантов — похвалу, шутку, комплимент, благодарность.
Понятно, что положительное подкрепление не годится для всех случаев. Тогда используется негативное подкрепление. По сути, это наказание за поведение, которое не поощряется. Например, это может быть замечание, публичный разнос, ухудшение каких-то условий (лишение премии).
Так вот, исследовательница заметила, что положительное подкрепление работает гораздо эффективнее, чем отрицательное.
Расскажу на примере одного проекта, куда меня позвали в качестве консультанта в пандемический 2020 год.
Я заметила, что некоторые руководители долго перестраивались на „новые рельсы“, что сильно демотивировало команды.
Например, некоторые менеджеры проводили собрания только по плохим поводам; на встречах 1:1 давали только критическую обратную связь; увеличили продолжительность рабочего дня через общение в чатах, но ничего не дали взамен.
Да, какое-то время люди терпели, но затем проголосовали ногами.
За счет чего этого можно добиться?
- Проводить больше формальных и неформальных встреч.
- Больше говорить о результатах, и помогать людям эти результаты видеть и отмечать.
- Устраивать „дни тишины“ без zoom-встреч.
- Говорить слова поддержки и проводить индивидуальные встречи с сотрудниками».
Создать пространство для творчества и свободы
Наталия Тормышова, практический психолог, считает, что отсутствие строгих рамок и выстраивание доверия поможет и сотрудникам, и компаниям выстоять в эти непростые времена:
«Вопрос мотивации стоит и перед соискателями, и перед компаниями. Если открыть Яндекс.Wordstat, то запрос „как мотивировать себя“ находится среди самых высокочастотных. Причем мотивация требуется везде: и работать, и зарабатывать больше, сменить работу или остаться на прежней.
Работодатели сталкиваются с проблемой мотивации не меньше: как мотивировать сотрудников остаться работать в компании? Чем привлекать талантливых соискателей в 2021 году, когда конкуренция так высока?
Действительно, ситуация на рынке труда сильно изменилась за последние десять лет: с появлением социальных сетей, развитием инфобизнеса, ростом эмоционального интеллекта в обществе компаниям сложнее удерживать интерес соискателей.
Например, большинство западных компаний внедрили home office задолго до того, как грянул коронавирус. Это говорит о высокой степени доверия, что, в свою очередь, повышает лояльность работников.
„Ты можешь работать откуда угодно, главное, чтобы был результат“ — подобное сообщение, вербальное или невербальное, помогает чувствовать себя в команде единомышленников, что повышает степень личной ответственности.
Подобный подход помогает мотивировать сотрудников нематериальными способами, что влияет на лояльность в положительную сторону».
Внедрить гибкие подходы к организации рабочего процесса
По мнению Анатолия Антипова, генерального директора шинного завода ООО «Континентал Калуга», это вопрос комплексный, но пандемия внесла определенные коррективы в мотивационные инструменты:
«Работа с вовлеченностью сотрудников в рабочий процесс и уровнем их лояльности к компании всегда была важным элементом HR-политики. После пандемии развитие этих направлений приобрело еще большую ценность, а компании начали вести активную деятельность для повышения мотивации своего персонала. В 2021 году многие мотивационные инструменты и методы остались прежними, но что-то все-таки изменилось.
В нашей компании мы долгое время применяли и продолжаем применять программы развития, направленные на активных талантливых сотрудников. У нас действует международная программа подготовки молодых специалистов, в рамках которой молодые люди под патронажем опытных экспертов получают теоретический и практический опыт, а после завершения обучения продолжают карьеру на предприятиях компании по всему миру. Многие руководители нашей компании в свое время также успешно завершили этот курс. Кроме того, мы предоставляем ДМС, что очень сильно повышает мотивацию персонала в нынешних постпандемических условиях, а также обеспечиваем бесплатное питание и корпоративный транспорт. Для поощрения за выдающиеся достижения действует программа немонетарного вознаграждения.
Разумеется, мы прислушались к нуждам нашего персонала. Сейчас 100% офисных сотрудников используют возможность гибкого подхода к организации трудовой деятельности и формат удаленной работы. Порядка 5% рабочего персонала на нашем производстве используют сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю, это особенно популярно у молодых родителей.
Хочу отметить, что в условиях дистанционной работы мотивация стала намного больше зависеть от руководителя. Принадлежность к общей команде, вовлеченность, проектная работа и сама по себе удаленная работа требуют новых компетенций. Благодаря решениям, принятым нами в области организации рабочего процесса, у многих сотрудников наладился баланс трудовой деятельности и личной жизни, а есть и те, кто с удовольствием вернулся работать в офис. Конечно, тут потребовалась поддержка и помощь руководителя, чтобы подобрать максимально комфортный график и обеспечить эффективность выполнения задач. Наши сотрудники чувствуют заботу со стороны руководства компании, понимают, что их мнение важно, и оно всегда учитывается в процессе модернизации рабочих процессов — всё это положительно сказывается на их мотивации к эффективной работе».
Источник