Статья «Эффективные приёмы мотивации на уроках английского языка в средней и старшей школе»
Вопрос мотивации был предметом исследований многих методистов, психологов и педагогов. И остается открытым до сих пор. Под мотивацией принято понимать совокупность внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают людей к реализации идей или потребностей через действия или соответственно, учебная мотивация определяется как обучаемого к учебной деятельности для достижения образовательной цели.
Мотивация – это основной элемент структуры учебной деятельности. Понятие «мотивация» также используют как совокупность мотивов поведения и деятельности. А.И.Божович под мотивом понимает то, ради чего учится ребёнок, то, что побуждает его учиться. [3,c. 13].
Она имеет сложную структуру. Главными компонентами мотивации учения являются мотивы такие, как познавательный, гражданский, материальный, мотив значения, переживания и др. [13, c. 89].
Учебная мотивация характеризуется рядом факторов. Сюда входят форма организации процесса обучения, особенности особенности преподавателя, специфика учебного образовательная система и образовательное учреждение.
Мотивация относится к внутреннему желанию или потребности человека в совершении какого-либо действия, невозможно одному человеку замотивировать другого, это уже будет расцениваться как манипуляция, которая может либо увеличить, либо уменьшить внутреннюю мотивацию.
У каждого обучаемого есть мотивация делать что-либо, но она редко направлена на изучение иностранного языка. Когда речь идёт о процессе обучения, необходимо различать виды мотивации, которые приводят к положительному эффекту обучения. Мотивация должна исходить от самого обучающегося, а учитель может только «манипулировать» учеником таким образом, чтобы уровень его мотивации поддерживался и в дальнейшем возрастал.
Для этого следует учесть важность разных видов мотивации. Внутренняя мотивация связана с желанием самого получить положительный результат обучения, он сам осознаёт цель данного процесса. Цель может быть определена как стремление к познавательной деятельности и выявлению причинно-следственной связи в изучении учебного материала из-за собственного любопытства. Внутренние мотивы имеют долгосрочный эффект и постоянство. Как только человек определяет деятельность, необходимую для достижения поставленной им цели, эта деятельность становится регулярной. Именно поэтому, мотивация – самый эффективный способ обучения [6, c. 95].
Внешняя мотивация противоположна внутренней. В то время как внутренняя мотивация тесно связана с целью, внешняя – либо не имеет отношения к цели, либо обладает целью, не относящейся к внутренней мотивации. Если цель внутренней мотивации — положительный результат обучения, имеющий длительный характер, то цель обучаемого, мотивированного внешне, совершенно другая.
Когда человек имеет внешнюю мотивацию, его цель – это какой-либо желаемый результат (хорошая оценка, избежание наказания и т.п.), он признаёт определённый способ поведения целесообразным и планирует свои действия, исходя из этого.
Как правило, такие обучающиеся мотивированы результатом, который не связан с деятельностью, в которой они участвуют. Всё, что выполняется, основано на ожидании «внешней» награды. Следовательно, «манипуляция» обучаемого со стороны учителя приравнивается к внешней мотивации [6, c. 96].
Конечно, внешняя мотивация эффективна в обучении иностранным языкам, но всё же отличается от внутренней степенью эффективности. Она, в свою очередь, определяется продолжительностью познавательной деятельности. Естественно, при внутренней мотивации она будет намного дольше.
Таким образом, внешняя мотивация является продуктивной для обучения, но становится сомнительной, когда стоит вопрос о том, приносит ли данный вид мотивации желаемый долгосрочный результат процесса обучения.
Г.В. Рогова и З.Н. Никитенко утверждают, что интерес к процессу изучения иностранного языка держится прежде всего на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Таким образом, в целях поддержания интереса к предмету преподаватель иностранного языка должен развивать у обучающихся внутренние мотивы. Для этого необходимо строить процесс обучения таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели [9, c. 102].
Мотивация делится также на логическую и эмоциональную [7, c. 61]. Что касается эмоциональной мотивации, то она связана с эмоциями и эмоциональным состоянием, например, с боязнью ученика выглядеть глупо или смешно перед своими одноклассниками из-за незнания какого-либо материала. Почти всегда эмоции включают нашу активность и стремление или отвращение к какому-либо виду деятельности. Исходя из этого, можно подразделить мотивацию на позитивную и негативную.
Позитивная мотивация аккумулирует позитивные эмоции, подталкивая людей к действиям.
Негативная мотивация обычно организована так же только с одной лишь разницей, что человек рисует в своем воображении негативные картинки будущих событий, которые расстраивают его до тех пор, пока он больше не сможет их выносить.
Логическая же мотивация связана с желанием обучаемого получить какую-либо выгоду от знания иностранного языка. Например, владение высоким уровнем английского языка позволяет активно пользоваться Интернетом, общаться с иностранцами или профессионально заниматься программированием [7, c. 62].
Известно, что если мотивации нет, то урок английского языка кажется скучным и утомительным, нет желания работать на уроке и уж тем более выполнять домашнее задание. Это ещё раз доказывает, что внутренняя мотивация является основополагающей в процессе
обучения. При её отсутствии обучаемым не хватает энергии и трудолюбия. Можно предположить, что главная причина такого состояния – неимение или неосознанность цели обучения.
Английский язык как учебный предмет в общеобразовательной школе выступает целью и средством обучения в одно и то же время. Стоит учесть ещё три его очень важных особенности такие, как беспредметность, беспредельность и неоднородность.
Английский язык беспредметен, потому что овладение им не позволяет человеку получить знания о реальной действительности, а язык – это всего лишь средство выражения мысли об объективной действительности. Язык является носителем общекультурной информации. В условиях профильного обучения английский язык приобретает предметность, когда изучается определённая терминология, проводится беседа на конкретную тему, читаются специальные тексты и тому подобное, то есть когда предмет учебной деятельности строго отобран [11, c. 40].
Английский язык беспределен. Это означает, что овладение языком заключается в знании всех его аспектов (грамматика, лексика, синтаксис, фонетика, орфография, стилистика), культуры народа, речевого и неречевого поведения, а это всё практически не имеет границ. Для устранения проблемы беспредельности предмета были установлены ограничения, обеспечивающие обучение какому-то определённому виду и стилю английского языка в школе, попавшему в учебный материал [5, c. 5].
Неоднородность языка обусловливается большим объёмом знаний, которыми обучающийся должен владеть, чтобы общаться на иностранном языке. Так как всё взаимосвязано, сюда входит обладание всеми аспектами языка, языковыми способностями, знаниями правил употребления определённой лексики и грамматического материала [4, c. 43].
У учителей нередко возникают трудности, связанные с вызовом мотивации. Чтобы решить эту проблему, необходимо помнить, мотивация – это субъективная составляющая мира обучаемого, она представлена его собственными интересами, потребностями и побуждениями. Для зарождения личной заинтересованности в учебной деятельности, учитель в силах лишь создать предпосылки и сформировать основания для действий обучаемого, а не повлиять на мотивацию напрямую.
Учителю нужно представить себя на месте обучаемого, чтобы понять его мотивы учебной деятельности и в дальнейшем их вызывать, развивать или корректировать. Также учитель должен иметь представление о мотивации в целом, её видах, типах и средствах. Исходя из этих знаний, можно создать стойкую мотивацию, характерную для всех этапов обучения и гарантирующую прогресс в овладении английским языком.
Особенности формирования мотивации при обучении английскому языку старших школьников отличаются от школьников младшего возраста стремлением к автономии и потребностью в самоопределении. Старшеклассники в оснвном задумываются о будущем и сами выбирают направление дальнейшего обучения.
Учебная деятельность старших школьников тесно связана с будущей профессиональной деятельностью, она направлена на развитие самостоятельности и творческого подхода к знаниям. Это обусловливается тем, что в данном возрасте обучающиеся ориентируются на практический результат своей деятельности, а не на освоение знаний. Данное отношение старшеклассников касается всех учебных предметов, в том числе и английского языка.
Цель на старшем этапе обучения – повысить коммуникативную компетенцию [10, c. 54].
Это определяет постановку таких задач, как – способствовать развитию умения пользоваться иностранным языком в ситуациях повседневной жизни или при опосредованном общении;
— повысить уровень социокультурной компетенции, сформировать знания о культуре страны изучаемого языка, особенностях речевого поведения, о сходстве и различии иностранного языка с родным;
— помочь приобрести знания и умения, которые обеспечат дальнейшее изучение иностранного языка для удовлетворения личных потребностей или потребностей профессиональной деятельности [11, c. 27].
Говоря о мотивации на данном этапе обучения, известно, что если обучающийся не ощущает потребности в английском языке для его будущего успеха, то, скорее всего, он будет игнорировать данный учебный предмет. Поэтому повысить мотивацию крайне сложно. Можно попробовать это сделать с помощью сети Интернет, так как для данного возраста самоутверждение через эту сеть очень актуально, а значит, это поспособствует улучшению качества усвоения материала и повышению мотивации [2, c. 24].
Урок иностранного языка может начаться традиционно с фонетической зарядки или с речевой разминки. Но, учитывая особенности расписания и нагрузки детей, почему бы не превратить начало урока в маленькую радость для учащихся?
Игра «Hangman». Ребята угадывают слово по буквам. Если данной буквы нет в слове, то учитель рисует один из элементов. Дети выигрывают, если угадывают слово до того, как учитель завершит свой рисунок. Ребята и не заметят, как в такой занимательной форме быстро проходит повторение изученных лексических единиц.
«Crosses and Noughts». Класс делится на две команды: крестики и нолики. Каждая клеточка поля содержит задание (задание зависит от цели учителя), на выполнение которого уходит 15-20 секунд. Если член команды у доски выполняет это задание, то он имеет право поставить крестик или нолик в нужной клетке. Примеры заданий: назови/напиши три формы глагола :; назови предлоги к глаголам :; переведи выражения :; найди ошибку в предложении : и т.д. Данный вид заданий не только даёт возможность повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке.
Учащиеся старшего звена испытывают трудности при изучении синонимического ряда. Цепочки слов, например feud — friction — argument — quarrel — row или grumble — mumble — moan — mutter удаётся запомнить не сразу. Можно предложить учащимся инсценировать глаголы. Ребята старшего звена делают данный вид заданий быстро и легко. Необходимые монологические и диалогические высказывания они составляют спонтанно на уроке или придумывают дома в качестве домашнего задания.
Использование викторин на уроке помогает осуществить межпредметные связи. Вопросы викторины могут включать информацию и материал, изученный ребятами на предыдущих уроках. Химия или геометрия на английском языке вызывают удивление и интерес у ребят, а учителю дают хорошую возможность «переключить» учащихся на свой предмет. К сожалению, наши ученики привыкли к тому, что все их уроки проходят за партами. Безусловно, это очень удобный способ расположения учащихся на уроке. С другой стороны, изменение привычной обстановки вызывает любопытство учащихся, раскрепощает их и создаёт непринуждённую атмосферу.
Театральные постановки иноязычных произведений. Они развивают не только творчество, но и оттачивают языковые навыки и умения. К тому же различные инсценировки и драматизация способствуют разрушению языкового барьера, обучающиеся начинают мыслить на английском языке, выражать чувства, эмоции и результаты размышлений их персонажей. Также совместная работа в сценках и спектаклях формирует у обучающихся уважение и умение слушать друг друга. В постановках можно использовать песни и музыку для активизации эмоциональной сферы обучающихся, обеспечивая расширение лексического запаса.
Использование на уроках песен, музыки, видео, фильмов и стихотворений. Это создаёт приятный эмоциональный климат и снимает напряжение обучающихся, воздействуя на их эмоции и чувства. Не зря музыку называют «сильнейшим психологическим побудителем, проникающим в подспудные глубины сознания». С помощью песен, стихотворений, видеороликов, фильмов и музыки прочнее усваивается грамматический материал, расширяется словарный запас и совершенствуются навыки произношения. К тому же музыку и стихи можно включать как в начале урока для фонетической зарядки, так нуждаются в разрядке и восстановлении работоспособности [1, c. 39].
Применение интерактивных компьютерных технологий, мультимедийных систем и ресурсов сети Интернет, которые позволяют разнообразить формы и методы работы, сделать урок более запоминающимся для обучающихся. Презентации на уроках английского языка удобны и для обучающихся, и для учителя, так как в них содержится не только текст, но и всевозможные наглядные примеры: картинки, графики, схемы и другое, делающие усвоение языкового материала проще и легче. К тому же Интернет позволяет пользоваться материалами из сети в ходе урока, самостоятельно искать информацию в рамках обучающего процесса и самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях.
Кроме того с помощью Интернета на уроке можно создать естественную языковую среду, работая с аутентичными текстами и общаясь с носителями языка [8, c. 163].
Использование игр на уроках. Согласно психологическому словарю под редакцией А. В. Петровского и М. Я. Ярошевского, «игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественногоопыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [12, c. 128].
Применение на уроках образных наглядных материалов так же поддерживает интерес учащихся к теме, развивает у них чувственное восприятие и воображение.
Профессиональная направленность.Стимулирующим фактором при изучении английского языка также является использование межпредметных связей. Овладение английской речью с опорой на межпредметные связи отвечает различным интересам учащихся, позволяет учитывать их индивидуальные особенности и склонности, что, естественно, создаст наиболее благоприятный режим для практического применения языка как средства общения, в силу этого межпредметные связи являются одним из эффективных средств мотивации учебного процесса по английскому языку.
Мой педагогический опыт и результаты работы показывают, что соблюдение вышеперечисленных условий позволяет избежать падения мотивации на среднем этапе изучения иностранного языка. Кроме того, я привлекаю учащихся и к участию в общешкольных мероприятиях, где они также выступают с литературно-музыкальными композициями, сценками и стихотворениями на английском языке. Хотелось бы отметить, что такая постоянная вовлеченность в творческий процесс подготовки к очередному мероприятию детям отнюдь не в тягость. Ситуация успеха, осознание того, что они могут выступить на концерте с номером на иностранном языке формирует положительную самооценку, ребенок растет не только в собственных глазах, но и в глазах сверстников. Для меня первостепенное значение имеет развитие инициативы учащихся, творческих способностей, создание условий для самовыражения.
Источник