Способы повышения легитимности власти

Способы повышения легитимности власти

В обыденной речи, публицистике, да и во многих научных трудах зачастую отождествляются два похожих по звучанию, но разных по смыслу понятия: ‘легальность’ и ‘легитимность’. В политологии наиболее распространенным является мнение, что ‘легальность’ и ‘легитимность’ близкие по значению понятия, но первое из них носит юридический, этически нейтральный характер, а второе — оценочный, этический и политический. Подобный подход актуален и для политической социологии, но последняя более четко определяет разницу этих понятий.

Легальность власти — это ее соответствие существующим юридическим нормам, т.е. законность . В этом отношении любая власть , пусть и не популярная, легальная, т.к. добившись власти (любым путем) правители первым делом законодательно утверждают свое право на нее. Однако, узаконив свое пребывание у власти, субъект не может быть уверен, что население признает его право властвовать, точнее говоря, не может быть уверен в легитимности собственной власти, ибо легитимность власти — это естественное и несомненное признание населением правомочности существующих властных отношений . Это признание населением права носителей власти предписывать другим индивидам нормы поведения.

Отождествление понятий ‘легальность’ и ‘легитимность’ происходит благодаря термину ‘законность’, лежащему в основе обоих понятий, но понимаемый в первом случае как действительное, а во втором — как должное. Теоретически должное и действительное может совпадать, но социальная реальность многомерна и изменчива, поэтому в политической социологии данные понятия всегда неравнозначны.

Чтобы лучше усвоить, каким образом социологи разграничивают данные понятия, будет нелишним разобраться, почему в других политических науках между ними иногда ставят знак равенства. Это происходит, главным образом в двух случаях:

] когда понятию ‘легальность’ придается оценочное значение (публицистике обычно свойственен такой вариант), и исследователь определяет существующие властные отношения не с точки зрения действующих законов, а из своих представлений о них (бывает, что этому способствует несовершенство законодательной базы);

] когда законность пребывания у власти определенных социальных сил в конкретном обществе квалифицируются не с точки зрения действующих в данной стране юридических норм, но исходя из норм других государств и международного права, а отношение к властвующим жителей страны подменяется отношением к ним населения иных социальных систем (главным образом, жителей индустриально развитых стран) или отдельных социальных общностей.

Указанные случаи свидетельствуют о многомерности политической власти и многоаспектности изучения ее легитимности. Социология в своем исследовании легитимности власти опирается на четко фиксируемые и количественно определенные измерения. Основным измерением здесь является мнение дееспособного населения (в большинстве современных обществ все оно наделено гражданскими правами), проживающего в границах определенного государственно-территориального образования о существующих отношениях власти и подчинения. То есть, — обобщенное мнение совокупности людей, находящихся в едином политическом, правовом и социальном пространстве, интегрированных в определенную общественную систему, хотя политическая власть может распространяться за рамки системы (воздействие на страны — сателлиты) или, напротив, не функционировать в отдельных местах собственной страны.

Другими распространенными измерениями легитимности власти являются: мнение населения определенного региона по поводу деятельности местных и центральных властей, обобщенная оценка населением нескольких стран (имеющих схожую политическую систему) существующего политического режима, а также относительные (с точки зрения объективации, но важные для социологического анализа) величины — мнения о действующих властях существующих социетальных общностей (классов, профессиональных групп, национальных общностей, конфессий и т.д.). Можно, например, изучать отношение к местной власти провинции Квебек жителей этой провинции, населения других провинций, франкоязычных жителей (провинции или страны), всех граждан Канады. В любом случае необходимо первоначально выделить объекты легитимности.

Читайте также:  Круглые светильники способы установки

2. Объекты легитимности власти.

Объектами легитимности выступают структурные компоненты политической власти и властных отношений в оценке населения . К ним относятся:

] носители власти (политические элиты, лидеры различных уровней);

] структуры реализующие властные решения (административные органы, силовые ведомства, другие политические институты и организации);

] поведенческие модели лиц, реализующих властные решения (используемые административным персоналом, представителями силовых структур методы управления, характер их отношения к подвластным, неформальные связи и отношения и т.д.);

] предписанные властвующими нормы поведения (запрет забастовок, демонстраций, митингов, отсутствие свободы слова, отдельные законодательные акты и т.д.).

Причем данные элементы могут выступать объектами легитимности по отдельности (‘парламентская республика хорошо, но нынешний состав парламента не дай боже. ‘), в различных сочетаниях (‘работники администраций ведут себя нагло и вызывающе, а лица, обладающие властью, не обращают на это внимания’) и в совокупности.

В общем смысле власть называют легитимной, если существующие властные отношения устраивают большую часть общества. Абсолютной легитимности не бывает — всегда в обществе имеются недовольные властью. Помимо криминальных структур и анархистов, которые по своей природе конфликтуют (по разным, естественно, причинам) с любой формальной властью, в обществе находятся люди, неудовлетворенные политическим режимом или его отдельными элементами. Их недовольство может быть латентным (скрытым) или ярко выраженным, но в любом случае их мнение нужно учитывать.

Совокупность соотношения удовлетворенных и неудовлетворенными властью и степенью проявления неудовлетворенности последними определяет уровень легитимности власти . В простейшем виде это утверждение можно представить в виде формулы:

Ll — уровень легитимности (Level of legitimacy)

S — количество удовлетворенных (Satisfied)

Us — количество неудовлетворенных (Unsatisfied)

k — коэффициент проявления неудовлетворенноси

Здесь уровень легитимности (Level of legitimacy) обратно пропорционален количеству неудовлетворенных (Unsatisfied) и коэффициента проявления неудовлетворенности — k. Последний может колебаться от единицы (пассивное недовольство) до 10 (вооруженная борьба). Квантифицировать коэффициент проявления неудовлетворенности лучше по шкалам Гарра (Gurr T.) для ивент-анализа, они учитывают количество участников тех или иных акций и степень важности самих акций. Естественно, что все недовольные не могут участвовать в вооруженной борьбе.

Эта формула схематично отражает социологическую закономерность во властных отношениях, где удовлетворенные (Satisfied) обычно ведут себя пассивно, а неудовлетворенные могут активно бороться за изменение властных отношений, и, скажем 5% активно протестующего населения может (при пассивности основной массы) может свергнуть власть или вызвать политический кризис. Изменение властных отношений может впоследствии вызвать неприятие значительно большего качества населения, но уровень легитимности замеряется в данных пространственно-временных рамках, при данных конкретных властных отношениях.

Недостаток приведенной формулы заключается в том, что она не отражает социальные характеристики удовлетворенных и неудовлетворенных властью (социальный статус групп, их внутригрупповая сплоченность, имеющиеся в распоряжении данных групп ресурсов, месторасположение групп относительно центров власти и центров формирования общественного мнения, характер взаимоотношений данных групп (особенно неудовлетворенных властью) между собой и т.д.). Социальные взаимоотношения в обществе многоаспектны и изменчивы — их невозможно отразить в одной формуле, однако при анализе количественных показателей уровня легитимности социологи их безусловно учитывают.

Важнейшими показателями уровня легитимности являются:

1. Соотношение методов убеждения и принуждения, применяемых властями в осуществлении своей воли. Количественным показателем здесь является частота использования метода принуждения, угрозы насилия за определенный промежуток времени. Здесь же определяется по отношению к каким социальным силам какие методы используются чаще. Бывают случаи, когда насилия использовать необходимо, но если они составляют основу деятельности властных структур, то легитимность власти оставляет желать лучшего.

Читайте также:  Иные способы исключительных прав гражданское право

2. Наличие попыток свержения власти, либо призывов к ее свержению. Здесь обычно учитывают только действия, противоречащие законодательству и принятой политической практике. Законная смена состава правительства, других органов власти, по преимуществу, означает ротацию представителей элитных слоев и влияет на характер властных отношений незначительно. Большое значение имеет социальный статус активно участвующих в борьбе против власти групп и индивидов. Возможности у группы радикально настроенной молодежи и командного состава Вооруженных Сил далеко неравнозначны.

3. Сила проявления гражданского неповиновения. Она измеряется количеством случаев неповиновения властным распоряжениям, в т.ч. игнорирования последних, что побуждает власть использовать насилие (первый показатель) или отказаться от полной реализации решения, а также количеством граждан, неподчиняющихся властям. В данном случае очень важно действуют ли недовольные сообща или разрозненно, готовы ли они пойти на сотрудничество или настроены бескомпромиссно.

4. Совокупность оценочных суждений различных категорий населения о существующих властных отношениях. Оценка может выражаться различными способами (результаты выборов и референдумов, публикации, материалы в СМИ, устно высказанные мнения, в т.ч. фольклор, массовостью компаний в поддержку власти или ее противников) и выявляется с помощью разнообразных методов социологического исследования (опросы общественного мнения, анализа статистического материала, контент-анализ и смысловой анализ текстов, видеоматериалов и т.д.). Отталкиваясь от конфигурации социальной структуры конкретного общества, социологи определяют господствующую точку зрения членов больших социальных общностей, их возможные модели поведения. Население может быть далеко не в восторге от существующих властных отношений, но не видеть им серьезной альтернативы.

Определяя уровень легитимности, нужно помнить, что его величина весьма относительна. Относительность проистекает, во-первых, из невозможности полного учета всех показателей; во-вторых, постоянной изменчивости основных величин, в-третьих, отсутствии принятых стандартов. Поэтому определять уровень легитимности можно лишь сравнивая величину определенных показателей друг с другом на разных отрезках времени или с величиной данных показателей в иных социальных системах.

3. Способы повышения уровня легитимности.

Для поддержания легитимности власти, предотвращения падения ее уровня, традиционно используются следующие способы и приемы:

] изменение законодательства и структур государственного управления в соответствии с новыми требованиями;

] создание политической системы, законность которой основана на традициях, соответствует представлениям и привычкам граждан;

] включение в круг политической элиты харизматических лидеров, пользующихся популярностью определенных слоев населения;

] отстранение от власти одиозных политических фигур, представителей административных органов, вызывающих неприятие населения;

] совершенствование средств и методов урегулирования конфликтов между соперничающими социальными группами, поиск взаимоприемлемых вариантов разрешения спорных ситуаций;

] эффективная деятельность по поддержке законности и правопорядка в стране, решительная борьба с коррупцией, организованной преступностью и другим криминалом;

] успешное осуществление государственных программ во внутренней и внешней политике, мобилизация населения на их реализацию.

В поддержании уровня легитимности на должной высоте власти широко используют данные социологических исследований, которые предоставляют информацию о том, что конкретно не устраивает те или иные категории населения. В соответствии с объектами легитимности (см. Табл.) это могут быть либо эффективность работы определенного органа государственной власти (местного самоуправления), либо неприятие лица, его возглавляющего, либо различия отношений административного персонала к представителям различных социальных групп. Социологи способны предложить перечень мер, по повышению уровня легитимности с учетом возможных побочных явлений ( когда шаг на встречу одной социальной группе вызывает досаду у другой), но решения принимают субъекты власти. В последнее время для повышения уровня легитимности власти научились применять методы манипулирования общественным сознанием (имитируют борьбу с преступностью вместо реальной борьбы, с помощью СМИ концентрирует внимание населения на ‘надуманных’ проблемах, которые ‘успешно решают’), что приносит свои плоды. Однако (как свидетельствуют социологические исследования) подобными методами уровень легитимности можно поднять лишь на непродолжительное время, а впоследствии они являются одной из причин его стремительного падения. Социологи, рекомендуя тот или иной метод, должны предупреждать о возможных последствиях его использования. В этом заключается особенность прикладного аспекта (социальная инженерия) социологии.

Читайте также:  Курапрокс таблетки для индикации зубного налета способ применения

В настоящее время проблема легитимности стала крайне актуальной в российском обществе. Неспособность властей справиться со стоящими перед обществом проблемами подрывает доверие населения к рационально-правовым способам легитимизации. Низкий уровень легитимности, в свою очередь, значительно снижает потенциал отечественных властных структур, их возможность влиять на развитие политической ситуации.

4. Типы легитимности.

Легитимность — социокультурная характеристика власти. Она возникает из однородности политических установок, нравов, традиций, общего духа данного общества. Немецкий социолог М. Вебер выделял три типа легитимности: традиционную (основана на принятии членами существующего миропорядка как должного, если не единственно возможного), харизматическую (основанную на вере в исключительные качества и способности властвующих) и рациональную (базирующуюся на принятии населением существующих норм права, которые предусматривают возможность выдвижения во власть любого гражданина). Однако данные типы больше подходят для анализа популярности конкретных политических лидеров, политическая власть в обществе — явление многоаспектное и в различных пропорциях сочетает все из указанных типов. Так, одни члены общества могут признавать в политическом деятеле харизматические качества, другие — нет, но поддерживать его по признаку социального происхождения, третьи — могут отрицать выдающиеся способности у данного деятеля, не придавать его социальному происхождению никакого значения, но признавать законность его пребывания у власти, ибо он добился последней легальными средствами в конкурентной борьбе.

В современной политической науке выделяют и другие типы легитимности власти. Помимо вышеназванных ростовский политолог Д. П. Зеркин называет еще следующие типы легитимности: идеологическую (вера в правильность идеологических ценностей, отстаиваемых властвующими), структурную (признание правомочности существующих структур регулировать общественные отношения) и политической целесообразности (вера населения, что деятельность властей приведет к качественно новому состоянию общества). Несмотря на то, что они в какой-то мере перекликаются между собой и типами, выделенными М. Вебером, данные типы весьма полезны для социологического анализа, т.к. заостряют внимание на определенных объектах легитимности.

Несколько другой подход учитывает убеждения относительно природы власти (демократическая и технократическая) и способов ее осуществления (онтологическая и идеологическая). Демократическая основана на убеждении, что человек лучше любого правительства знает, что ему нужно, а властные структуры — проводник его воли; технократическая — власть имеет надындивидуальное происхождение и не сводима к сумме индивидуальных интересов. Онтологическая — соответствие установленному порядку вещей; идеологическая — поставленным задачам.

Подводя итоги данной лекции, еще раз отметим, что власть — возможность и способность влиять на поведение других, где границы возможности определяются имеющимися в распоряжении ресурсами и уровнем легитимности, а способность — инструментами и опять -таки легитимностью, так как противодействие работе административных органов сказывается на эффективности их деятельности. В свою очередь легитимность зависит от того, каковы возможности власти и в какой мере они используются.

Источник

Оцените статью
Разные способы