Способы повышения квалификации педагогических работников

Формы повышения квалификации учителей в образовательном учреждении

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы организации работы по повышению профессионального уровня педагогов

Квалификация педагога – это уровень профессиональной подготовки педагога, отражающий совокупность знаний и практических навыков педагога, его готовность к профессиональной деятельности и выполнению своих профессиональных функций, обязанностей и несение ответственности.

Качество образовательного процесса, его эффективность, реализация образовательных целей и задач определяется, прежде всего, профессиональной компетентностью педагога.

Профессиональная компетентность – это характеристика умений, способностей и возможностей педагога в выполнении им педагогических функций, организации образовательного процесса и формировании воспитательных мероприятий, которая проявляется в уникальной форме, за счет индивидуальных особенностей развития личности каждого отдельного педагога, стиля его преподавания.

Профессиональная компетентность педагога требует развития, которое обеспечивает успех в профессиональной сфере деятельности и достижение соответствующего уровня квалификации педагога.

Профессиональный уровень педагога, его квалификация повышаются на основании ряда принципов организации работы. К ним относятся следующие:

  • Принцип определения стиля педагога. Происходит выявление профессионального стиля работы педагога и создаются условия для реализации его образовательного потенциала.
  • Принцип мотивации. В работе педагога необходимо делать акцент на развитие желания и стремления заниматься исследовательской деятельностью, искать что-то новое, применять в работе инновационный подход. К данным направлениям педагога необходимо стимулировать.
  • Принцип поощрения. Педагога необходимо поощрять за его желание развиваться и совершенствоваться, расти в профессиональном направлении.
  • Принцип поддержки. Учебное учреждение должно помогать педагогам в организации их исследовательской деятельности, участие в различных проектах и разработках, способствовать применению в образовательном процессе инновационных форм и методов организации педагогического процесса.
  • Принцип информированности. Педагога необходимо просвещать в области педагогических открытий и научных разработок, новых приемов и подходов в организации обучения, воспитания и развития. Для этого, требуется проведение семинаров для педагогов, создание информационного уголка в учебном учреждении и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Повышение квалификации педагогов образовательного учреждения имеет преимущества для всех его участников. Это обусловлено тем, что профессиональный уровень педагога растет, а соответственно, он лучше справляется со своими функции, выполняет обучение более качественно и эффективно, а значит, учащиеся получают более качественное образование, у них формируются универсальные учебные действия, компетенции. В конечном итоге, происходит достижение целей и задач образования, которое приводит к выпуску специалистов в социально-экономическое пространство, а значит, социальный заказ оказывается успешно реализованным.

Повышение уровня квалификации педагогов способствует:

  1. Созданию в образовательном учреждении условий для самообразования педагогов.
  2. Поддержанию совершенствования и развития педагогического мастерства, отвечающего современным научным разработкам, информационным достижениям.
  3. Внедрению в образование новых методических разработок, приводящих к повышению профессионального уровня педагогов.
  4. Возможности выхода педагогов за рамки традиционной образовательной методики.
  5. Поддержке педагогов в организации, управлении и методическом обеспечении учебно-воспитательной работы.
  6. Практическому применению инновационных методов обучения, технологий реализации педагогического процесса.
Читайте также:  Как отрастить бороду быстро способы

Система повышения квалификации педагогических работников

Повышение квалификации педагогов реализуется на основании применения системного подхода. Он включает в себя три уровня организации профессиональной подготовки и переподготовки педагогов:

  1. Внутриорганизационный. Сюда входит повседневная работа педагога, ориентированная на развитие его профессионального мастерства, проведение методических разработок в рамках учебного учреждения.
  2. Самообразование. Оно включает в себя чтение педагогом педагогической литературы, знакомство с инновационными направлениями деятельности, открытиями в области педагогики, освоение инновационных методов организации учебно-воспитательной работы, применение новых форм и технологий. Педагоги могут посещать семинары, вебинары, лекции, чтобы повысить свои знания и практические навыки в какой-то области, пройти самостоятельное обучение в вузах для повышения своей квалификации, получения второго высшего образования и т.д. Самообразование имеет большой потенциал в развитии профессионального мастерства педагога. Если педагог желает саморазвиваться, укреплять и расширять свои знания, то он найдет для этого множество способов.
  3. Прохождение курсов подготовки и переподготовки педагогических кадров. Педагога отправляют раз в пять лет на прохождение курсов по повышению своей квалификации. Кроме того, педагог сам может выбрать для себя курсы, способствующие углублению своих знаний и расширению педагогического опыта.

Рисунок 1. Методические формы повышения квалификации педагогических работников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Повышение профессионального мастерства педагогов может быть реализовано, также, одним из следующих видов деятельности:

  • Прохождение стажировки. Чтобы освоить навыки практического применения теоретических знаний, полученных в ходе самообразования или прохождении курсов повышения квалификации, педагогу предлагается занятие должности стажера в образовательной организации. Она предполагает выполнение ассистентских функций, роль помощника педагогу. В ходе этой деятельности, педагог осваивает практические навыки использования своих знаний;
  • Профессиональная переподготовка. Она включает в себя изучение профессиональных программ и иных направлений педагогической деятельности, которые расширяют спектр навыков педагога и сферу их применения т.е. педагог получает дополнительные навыки в иных направлениях педагогической или иной деятельности;
  • Аспирантура. Это уровень получения научного образования и докторской степени. Педагог, желающий заняться научно-исследовательскими педагогическими разработками, поступает в аспирантуру, обучение в которой предполагает проведение исследований и формирование своих выводов на их основе. Оно завершается написание докторской диссертации и ее защитой, дающей степень доктора педагогических наук.

Источник

Как эффективно повышать квалификацию коллектива?

Обучение педагогов, повышение их квалификации часто сопряжено с различными проблемами. Одна из основных: педагог уехал на обучение, а кто работать будет? И школам приходиться искать выходы из ситуации. Опыт успешного решения такой проблемы, в виде проекта «Внутрифирменное обучение», вместе со своим педколлективом представил директор ижевской школы «Гармония» Ахтам Чугалаев.

«Обучающаяся организация»

В конце 70-х годов Т. Питерс и Р. Уотерман одними из первых сформулировали тезис о том, что лучшие компании — обучающиеся.

Ориентируясь на точку зрения зарубежных исследователей, «обучающейся» можно назвать организацию, которая создает условия для непрерывного обучения и развития всех работников и, находясь в процессе постоянного самосовершенствования, изменяет, таким образом, окружающий ее мир.

В 2008 году компания «МакКинзи» представила исследование качества образования в разных странах мира, лучших систем школьного образования, в котором были изучены факторы, оказывающее существенное влияние на уровень качества.

Действительно, ключевым вопросом для администрации школы всегда остается рост квалификации педагогов, развитие их способностей.

Тогда возникает еще один вопрос: «как эффективно повышать квалификацию коллектива?»

Рассмотрим, как происходит повышение квалификации традиционным способом: от учителя требуется пройти курсы повышения квалификации один раз в три года в период между аттестацией.

Читайте также:  Что такое изощренные способы

Из-за этого возникают определенные проблемы:

1. Курсы повышения квалификации проводятся по плану учреждений повышения квалификации (УПК), с отрывом учителя от учебного процесса на длительный срок (неделя и больше). В связи с этим нерационально расходуются средства фонда заработной платы: нужно сохранить среднюю зарплату учителю, который обучается на курсах, и оплатить работу заменяющего учителя: происходит «двойная оплата».

2. Невозможно организовать полноценную замену уроков из-за массового «ухода» учителей одного предмета на курсы.

3. Многие курсы проводятся на платной основе.

4. Из-за предметной направленности традиционных курсов нет единства в понимании методических и инновационных процессов конкретной школы. Учитель выбирает тот или иной курс случайным образом (подошло время аттестации, коллеги пригласили на курсы, просто понравилось название и т.п.). В некоторых школах, как в нашей, ситуация усложняется и тем, что коллектив работает в разных корпусах, которые входят в состав образовательного комплекса.

Школа «Гармония» — это более 2000 обучающихся, более 300 сотрудников, которые работают в 7 корпусах, включая детский сад.
В таких условиях сложно скоординировать работу всех предметных лабораторий, определять индивидуальные программы роста каждого педагога.

Чтобы устранить эти проблемы, и найти эффективный подход к организации системы повышения квалификации и научно-методической работы в нашем образовательном комплексе, мы внедрили проект «Внутрифирменное обучение» (корпоративное обучение всех работников). И должен признать, весьма успешно.

Суть проекта : организация курсов повышения квалификации
в самой школе в каникулярное и внеурочное время; определение тематики курсов с учетом уровня развития коллектива, инновационных и методических процессов; определение перспективы развития профессионального мастерства каждого учителя, и тем самым создание непрерывной модели повышения квалификации в школе.

Проект позволяет сформировать коллектив высококлассных учителей, способных на современном уровне решать задачи обучения и воспитания.

К основным направлениям реализации проекта относится разработка и реализация модели внутрифирменного обучения.

Это инновационная модель, т.к. высок уровень интеграции и размыты границы между подразделениями. Курс обучения может перестраиваться в процессе обучения, он чувствителен к сбоям; происходит тесная взаимосвязь изучения актуальных тем, современных тенденций развития научно-теоретического и практического знания с реальной практикой ОУ.

Эта система характеризуется своеобразием путей и форм организации внутрифирменного обучения кадров в условиях школьной практики.

Система внутрифирменной подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы изменения.

Эта модель требует внутренней интеграции организации и будет эффективна при условии интеграции наук. Это дает возможность педагогу говорить на межпредметном и метапредметном уровнях.

Особенностью этой модели является то, что у участников должна быть сформирована установка на изменение, овладение новыми способами решения проблем как в процессе индивидуальной деятельности, так и при освоении эффективных приемов групповой работы.

И в этом случае целью обучения является не столько передача определенной суммы знаний, сколько формирование ориентации на изменение индивидуального и группового поведения.

Формы «Внутрифирменного обучения», которые мы применяли у себя в организации:

• курсы повышения квалификации;

• мастер-классы, тренинги, практикумы известных педагогов России, победителей профессиональных конкурсов;

• коммуникативные практикумы, деловые игры, сетевые практикумы, вебинары;

• стажировки в школах различных городов РФ;

• образовательные экскурсии в лучшие школы РФ, образовательный туризм, в том числе и зарубежный;

Читайте также:  Бактерии брожения по способу питания это сапротрофы

• творческие мастерские, лаборатории учителей школы, специализирующиеся на конкретной методике, технологии, активно их использующие и прошедшие соответствующую подготовку учителя (ЮНЕСКО, Intel, Google и т.д.).

Ценный ресурс для непрерывного повышения квалификации — это сами педагоги. Каждый учитель — центр инновации, он может поделиться определенными образовательными технологиями, которые практикует каждый день, в чем он уже дошел до совершенства.

Это происходит в формате мастер-классов, Мастерских инноваций, открытых уроков. Помимо этого, учителя школы «Гармония» постоянно и активно принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, грантах и проходят стажировки и обучение в мировых и российских организациях, университетах (BritishCouncil, Microsoft, Google, МГУ, КФУ и других), после чего становятся тьюторами и наставниками, проводят обучение всего коллектива учителей.

Динамичные изменения, происходящие в образовании, требования профессионального стандарта педагога, а также запросы и потребности участников образовательного процесса создают основания для разработки индивидуального маршрута профессиональной подготовки учителей.

Содержательную сторону индивидуального образовательного маршрута составляет решение тех профессиональных проблем, которые актуальны не только для конкретного педагога, но и для педагогического коллектива образовательного комплекса.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога реализуется в течение учебного года и предусматривает:

  • самообследование и диагностику профессионального мастерства;
  • проектирование на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута по принципу устранения индивидуальных и общих «пробелов» и запросов;
  • реализацию маршрута;
  • оценку и самооценку эффективности индивидуального образовательного маршрута.

Финансирование проекта «Внутрифирменное обучение» осуществляется за счет аккумуляции различных источников:

  • средств, направлявшихся ранее на «двойную оплату» (теперь учителя получают из этих средств материальную помощь на повышение квалификации);
  • средств грантовых программ;
  • средств целевых федеральных программ повышения квалификации (школа активно участвует в работе стажировочных площадок городов РФ);
  • за счет использования инфраструктуры школы (собственный загородный лагерь, собственный комфортабельный автобус, развитая информационная сеть, школьный портал, сайт и т.д.).

Вот только некоторые примеры внутрифирменного повышения квалификации:

  • курсы повышения квалификации по теме «Современные образовательные технологии» — Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;
  • мастер -класс «Урок как художественное произведение»;
  • стажировка в гимназии №19 г. Казань;
  • мастер- класс «Использование сингапурских технологий», знакомство с опытом работы гимназии;
  • участие в Летней школе филологов МГУ;
  • семинар-погружение по развитию творческих способностей учащихся;
  • образовательный туризм: Финляндия, Венгрия, Германия;
  • Курсы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного характера управления в образовании» Челябинский институт переподготовки
    и повышения квалификации работников образования;
  • стажировка в школе №104 города Челябинска «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления образованием»;
  • мастер-класс абсолютного победителя конкурса «Учитель года -2012» Александра Демахина и т.д.

Результаты реализации проекта

Данный проект реализуется с 2010 года, общее количество часов повышения квалификации для педагогов составило
в среднем — 200 часов в год на одного учителя (и это без ущерба для учебного процесса).

При традиционной системе повышения квалификации этот показатель был равен 14,4 часам, тем самым, результат внедрения внутрифирменного обучения позволил почти в 14 раз увеличить эффективность работы в этом направлении.

Кроме того, учителя школы становятся финалистами и победителями различных всероссийских конкурсов профессионального мастерства.

Проект «Внутрифирменное обучение» получил свое развитие и в других направлениях: повышают свою квалификацию и профессиональное мастерство не только учителя школы, но и другие не менее важные работники: повара, водители, технические служащие, медицинские работники.

Источник

Оцените статью
Разные способы