Способы повышения комплаентности пациентов

Пациентская карта. Как повысить приверженность лечению

Проблема приверженности пациента лечению одна из ключевых в здравоохранении. Несоблюдение рекомендаций врача, нарушение схем приема препарата ведет к ухудшению состояния больного, что в конечном счете увеличивает финансовое бремя на отрасль. Страдают от некомплаентных пациентов и врачи — они перестают испытывать удовлетворение от работы, чувствуют свою «бесполезность». Повлиять на ситуацию можно несколькими способами.

Каков урон от низкой комплаентности

The Journal of Applied Research приводит такие данные: в США от 30 до 50% пациентов игнорируют или неверно исполняют инструкции, касающиеся лечения. Расходы на госпитализацию из-за несоблюдения назначений врачей оцениваются в 8,5 млрд долл. в в год, а вся финансовая нагрузка на систему здравоохранения достигает 100 млрд долл. ежегодно. Примерно 125 тыс. человек с поддающимися лечению заболеваниями ежегодно умирают из-за того, что не принимают лекарства должным образом.

По данным клиники Майо, неправильный прием препаратов от отторжения – третья основная причина неудачного исхода операций по пересадке органов.

В России аналогичной статистики нет, но проблема стоит не менее остро.

Как изменить ситуацию

В медицинском и фармацевтическом маркетинге набирает популярность инструмент Customer Journey Map (CJM, карта путешествия клиента). Смысл его заключается в том, чтобы пройти путь пациента и понять, на каком этапе возникают сложности, которые препятствуют продолжению лечения. Это может быть неудобная форма выпуска или размер упаковки (на курс надо 14 таблеток, а упаковки выпускают только по 10 и 20) препарата, сложная схема приема, побочная реакция организма, сильно снижающая качество жизни: диарея, бессонница, сонливость, аллергические реакции. Выяснив «узкие места», можно откорректировать терапию.

Если альтернативы нет, и медикаментозная терапия неизбежно сопровождается дискомфортом, следует сразу предупредить об этом пациента, проговорив, что это единственный возможный, но эффективный вариант.

Некоторые врачи также делятся лайфхаками, полученными от других больных: как принять препарат, если он имеет неприятную консистенцию и вкус и вызывает рвотную реакцию, или если таблетка слишком большая и ее трудно проглотить.

Есть пациенты, которые элементарно забывают вовремя принять лекарство или выполнить процедуру. Им можно предложить подключить одно из многочисленных мобильных приложений, которые направляют напоминания, или завести таблетницу с таким функционалом.

Как завоевать доверие

Сложнее работать с пациентами, которые не выполняют рекомендаций врача из-за личных убеждений. Например, они считают, что принимать лекарство от гипертонии в их возрасте — «слишком рано», «плохо для печени», «накладно». Как переубедить их? Подробно рассказать о возможных последствиях такого поведения или, наоборот, о том, как изменится их жизнь, самочувствие, если они начнут терапию.

Нередко проблема низкой приверженности лечению объясняется недоверием больного к врачу и медицине. Поэтому базовая рекомендация при работе с любым пациентом — перед тем, как что-то назначить, простыми словами, доступно объяснить тактику лечения.

Тема комплаентности неразрывно связана с таким профессиональным навыком врача, как коммуникация, комментирует председатель общественной организации «Молодые медики Дона», один из инициаторов открытия школы профессиональных коммуникаций для врачей Роман Поликарпов.

Читайте также:  Классификация методов исследования рынка по способу получения информации

«С одной стороны, академические программы подготовки врачей не предусматривают в достаточной степени обучения навыкам общения с пациентом и его родственниками, консультирования, — уверен эксперт. — С другой стороны, сама парадигма отношений «врач—пациент» в нашей стране по-прежнему строится на патернализме».

По его словам, более эффективной моделью могла бы быть партнерская, которая предусматривает учет индивидуальных особенностей пациента, совместный поиск решения.

Как комплаентность связана с выгоранием

«Часть врачей вообще на ставит себе такую задачу — работать над комплаенсом, — говорит консультант по медицинским коммуникациям, пациентоцентричности, генеральный директор консалтинговой компании «Kobzeva.ru» Вера Кобзева. — Они работают по принцпипу: «Я сказал, назначил, а будет ли пациент следовать назначениям — это его дело».

Но с таким подходом ждать высоких показателей лечения не приходится. Ведь пациент тем больше вовлечен и привержен терапии, чем больше у него доверие к врачу и чем лучше отношения с ним, уверена эксперт.

«Это нужно обеим сторонам, так как довольные и благодарные пациенты — лучшее средство от профессионального выгорания врача», — резюмирует Кобзева.

Эти выводы подтверждает американская статистика. Согласно данным блога Health Populi (2020), уровень удовлетворения врачей от работы напрямую зависит от времени, проведенного с пациентом. Треть докторов в США жалуются, что его следовало бы увеличить на 50%. Сегодня они лишены этой возможности из-за необходимости заполнять электронные медицинские карты, указали участники опроса.

Материал проекта «Приверженность здоровью» при участии iHerb

Источник

Комплаенс в медицине: что это и как применяется?

Мы привыкли, что термин «комплаенс» употребляется в деловой среде и обозначает соответствие компаний и их персон законодательным и этическим нормам в процессе бизнес-деятельности. Но комплаенс распространяется и на сферу медицины в коммуникациях между врачом и пациентом и предполагает добровольное, осознанное и правильное соблюдение вторым предписаний и назначенного режима лечения.

История становления комплаенс в медицине

До середины XX века в медицине преобладал принцип патернализма: врач прописывает схему терапии (лекарственные препараты, нелекарственные процедуры, соблюдение диеты, избавление от вредных привычек, добавление в образ жизни физической активности и т.д.) — пациент это все неукоснительно соблюдает. Авторитет медицинских работников был велик. Но со временем ситуация поменялась: участились случаи самостоятельного изменения людьми врачебных указаний, что обычно влекло за собой ухудшение их состояния здоровья.

В связи с этим в 1970-х годах и в медицинское сообщество пришло понятие комплаенса, ставшее неотъемлемой частью оценки эффективности лечебного процесса в ежедневной клинической практике и при проведении научных исследований. В российской системе здравоохранения о комплаенсе узнали пару десятилетий назад, переняв опыт зарубежной медицины.

Как работает медицинский комплаенс?

Если рекомендации врачей полноценно соблюдаются — можно говорить о высоком комплаенсе, если нарушаются — о низком. По данным американских медиков из-за низкой комплаентности каждый год погибает более 100 000 пациентов с различными заболеваниями. Также установлено, что около 10% всех случаев госпитализации связаны с несоблюдением назначений лечащего врача.

Но не следует перекладывать всю ответственность за комплаенс на пациента. Эффективная система соответствия в медицине подразумевает и осознанность врачей. Уровень комплаентности определяется комплексом следующих факторов:

  • Поведенческими действиями пациента;
  • Профессионализмом медицинских сотрудников;
  • Характером медицинского вмешательства;
  • Социально-экономическими показателями.

Стоит иметь в виду, что приверженность к терапии снижается с течением времени, особенно при хронических заболеваниях. Практически половина всех пациентов, которым назначаются препараты для лечения хронических болезней на достаточно долгий или даже пожизненный срок, перестают их принимать уже через год в случае кажущейся низкой эффективности или плохой непереносимости, проявляющейся ухудшением самочувствия. Эта проблема остается актуальной и на текущем этапе развития мирового здравоохранения.

Читайте также:  Как приготовить макароны легкий способ

Способы повышения уровня комплаенс в медицине

Со стороны врачей попытаться повысить комплаентность пациента можно следующими несложными действиями:

  • Конкретно и простыми словами озвучивать цели лечения. Если человек не понимает, для чего именно принимает тот или иной препарат, то он с высокой вероятностью будет игнорировать прием лекарств;
  • Учитывать образ жизни пациента. То есть помимо назначения терапии обращать внимание и на его привычки. Например, тем, кто страдает заболеваниями желудочно-кишечного тракта, в дополнении к назначенным препаратам и процедурам напоминать о необходимости соблюдения диеты как одного из ключевых факторов стабилизации состояния;
  • Предупреждать о возможных побочных эффектах от принимаемых лекарств и рассказать четкий план действия в случае их наступления;
  • Писать рецепты, схему приема препаратов и различные рекомендации в легко читаемом виде, в идеале — в формате напечатанных инструкций;
  • Обговаривать финансовые возможности пациента. Если вдруг его доход не позволяет купить предлагаемые лекарства, то обязательно нужно предложить более бюджетные, но достаточно эффективные аналоги.

На сегодняшний день, к сожалению, имеет место быть значительный разрыв между высоким уровнем медицинских знаний и неудовлетворительными показателями результатов лечения. Медицина добилась огромных достижений, но ни на статистике заболеваемости, ни на показателях смертности, ни на продолжительности жизни это глобальным образом не сказывается. Одна из весомых причин — некомплаентность пациентов, в основе которой лежит недостаток внимания к своему здоровью.

Для изменения текущей отрицательной статистики в лучшую сторону важно найти некую связь между врачами и пациентами, которые должны прилагать все усилия для достижения общей цели — повышения уровня комплаенса в медицине.

Источник

Повышение комплаентности пациентов как одно из условий снижения антибиотикорезистентности и повышения эффективности антихеликобактерной терапии

*Пятилетний импакт фактор РИНЦ за 2020 г.

Читайте в новом номере

Открытые в прошлом веке антибактериальные препараты совершили революцию в медицине и остаются главным средством борьбы с инфекциями. Широчайшее использование в современном мире антибиотиков не только в медицине, но и в других сферах деятельности, в частности сельском хозяйстве, привело к развитию высокой устойчивости микроорганизмов к антимикробным препаратам. Вследствие этого при растущем потреблении антимикробных средств в мире эффективность антимикробной терапии не увеличивается. Подбор оптимальных схем антибиотикотерапии в настоящее время является более сложной задачей, чем когда-либо прежде, поскольку изменились модели резистентности микроорганизмов к антибиотикам, возросли затраты на лекарства и появились новые антибактериальные препараты. Высокая инфицированность хеликобактером в России, появление и рост количества полирезистентных штаммов Helicobacter pylori, повышение частоты неудачной эрадикации этого возбудителя делают актуальной проблему повышения эффективности антихеликобактерной терапии. Важной составляющей решения этой проблемы является повышение комплаентности пациентов. Использование в клинической практике удобных форм расфасовки лекарственных препаратов, примером которой, в частности, может служить Пилобакт ® АМ, способно значительно повысить приверженность пациентов лечению и вследствие этого значительно увеличить эффективность терапии.

Ключевые слова: антибактериальные препараты, Helicobacter pylori, антихеликобактерная терапия, комплаентность, Пилобакт АМ.

Для цитирования: Лазебник Л.Б. Повышение комплаентности пациентов как одно из условий снижения антибиотикорезистентности и повышения эффективности антихеликобактерной терапии. РМЖ. Медицинское обозрение. 2018;2(7(II)):72-76.

Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry

Antibacterial drugs discovered in the last century have revolutionized medicine and continue to be introduced into every area of life. The widest use of antibiotics in the modern world, not only in medicine but also in other spheres of human activity, in particular, agriculture, has led to the development of high microbial resistance to antimicrobial agents. As a result, with the increasing consumption of antimicrobial agents in the world, the effectiveness of antimicrobial therapy does not increase. Selection of optimal antibiotic regimens is currently more difficult than ever before, as the patterns of microbial resistance to antibiotics have changed, their costs have increased and new antibacterial drugs have appeared. High infection with Helicobacter in Russia, an emergence and growth of the number of multidrug-resistant strains of Helicobacter pylori, an increase in the frequency of unsuccessful eradication of this pathogen make the problem of increasing the effectiveness of anti-helicobacter therapy an urgent. An important component of the solution to this problem is to increase patient compliance.
The use of convenient forms of packaging of drugs in clinical practice, an example of which, in particular, can be Pylobact ® AM, can significantly increase patient adherence to treatment and, as a result, significantly increase the effectiveness of therapy.

Читайте также:  Способы избежать уголовной ответственности

Key words: antibacterial drugs, Helicobacter pylori, anti-helicobacter therapy, compliance, Pylobact AM.
For citation: Lazebnik L.B. Patient compliance improvement as one of the conditions for reducing antibiotic resistance and increasing the effectiveness of anti-Helicobacter therapy // RMJ. Medical Review. 2018. № 7(II). P. 72–76.

Статья посвящена проблеме повышения комплаентности пациентов для снижения антибиотикорезистентности и повышения эффективности антихеликобактерной терапии.

Введение

Устойчивость микроорганизмов к противомикробным препаратам и меры борьбы с ней

Устойчивость к антибиотикам бета-лактамного ряда обусловлена наличием у бактерии фермента бета-лактамазы (пенициллазы), расщепляющего бета-лактамное кольцо у антибиотиков, которые относятся к пенициллинам (пенициллин V, бензилпенициллин (пенициллин G), ампициллин, бензилпенициллин прокаина, бензатинбензилпенициллин). Пенициллины предотвращают синтез пептидогликана — компонента бактериальной клеточной стенки (особенно у грамположительных бактерий). Устойчивость к пенициллину наблюдается у таких возбудителей инфекций, как S. aureus, Streptococcus pneumoniae, Pseudomonas aeruginosa, и некоторых патогенных штаммов Escherichia coli.
Устойчивость к тетрациклину обусловлена выработкой фермента монооксигеназы, окисляющего тетрациклин и его производные (окситетрациклин, хлортетрациклин, демеклоциклин). К тетрациклину устойчивы многие штаммы S. aureus. Антимикробное действие тетрациклина обусловлено его взаимодействием с малой субъединицей бактериальной рибосомы, приводящим к остановке белкового синтеза в клетке бактерии.

Устойчивость к канамицину и неомицину обеспечивается наличием у микроорганизмов фермента неомицинфосфотрансферазы II, инактивирующей данные антибиотики путем их фосфорилирования. Канамицин связывается с малой субъединицей бактериальной рибосомы, что приводит к сдвигу рамки считывания и досрочной остановке синтеза белка.
Показано, что в условиях широкого, нередко бессистемного и неконтролируемого применения антибиотиков многие монорезистентные микроорганизмы становятся полирезистентными, а широкое применение антибиотиков при выращивании скота и птицы с целью стимулирования роста приводит к появлению полирезистентных штаммов.
Проблема стала столь актуальной, что в 2017 г. ВОЗ приняла Глобальный план действий по устойчивости к противомикробным препаратам [3], определив 5 стратегических задач:
повысить информированность и понимание устойчивости к противомикробным препаратам;
усилить эпидемиологический надзор и научные исследования;
сократить число случаев заражения;
оптимизировать использование противомикробных препаратов;
обеспечить устойчивые инвестиции на цели противодействия устойчивости к противомикробным препаратам.

Распространенность Helicobacter pylori и его резистентность к эрадикационной терапии

Методы повышения эффективности антихеликобактерной терапии

Вывод

Только для зарегистрированных пользователей

Источник

Оцените статью
Разные способы