Способы повышения качества управленческого решения

Способы повышения качества управленческого решения

Библиографическая ссылка на статью:
Серочудинов Е.С., Абдуллаева Г.Р. Пути повышения качества управленческих решений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/07/5598 (дата обращения: 06.11.2021).

Принятие решений – это выбор одной из возможных альтернатив, процесс, который происходит повсеместно, во всех отраслях жизни человека и общества в целом. Отдельно можно выделить решения, которые принимаются в организациях, так как от них зависит не только достижение определенной цели, но зачастую и существование компании.

В результате изменения внешней среды либо внутренних условий существования организации возможно возникновение проблемы, т.е. разрыва между желаемым (плановым) и реальным состоянием системы. Устранение такого разрыва требует разработки, принятия и реализации управленческого решения.

Управленческое решение — 1) продукт деятельности менеджера; 2) совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач; 3) творческое, волевое действие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации о её функционировании.

Применительно к промышленной продукции понятие «качество» характеризуется как совокупность свойств, делающих продукт способным удовлетворять определенную потребность, соответствующую его назначению. Отсюда качество управленческого решения — это совокупность характеристик решения, делающих его способным выполнять свою роль в процессе управления.

Для оценки эффективности менеджмента необходимо определить соотношение результатов управленческой деятельности к затратам на ее реализацию. Исходя из этого, качество управленческого решения – это основная характеристика любого решения, принимаемого руководством. Исходя из сущности и назначения управленческого решения, выделим те критерии, которые определяют его качество:

— непротиворечивость с точки зрения ранее принятых решений.

Качество управленческого решения оказывает существенное влияние на эффективность деятельности любой организации. В связи с этим, проблема определения путей повышения качества управленческих решений остается актуальной. Для решения этой задачи необходимо провести исследования существующих процессов принятия решений в организации и проблем, возникающих с повышением качества принятых решений.

Для анализа качества решений в ОАО «Сбербанк России» обратимся к Стратегии развития банка с 2008 по 2014 годы. Решения, принятые управленческим составом банка в 2008 году и рассчитанные на 5 лет, на данный момент можно считать реализованными, и их эффективность и качество возможно проанализировать с целью определения реальной результативности.

Основные направления преобразований, указанные в Стратегии:

  • Максимальная ориентация на клиента и превращение ОАО «Сбербанк России» в «сервисную» компанию по обслуживанию индивидуальных и корпоративных клиентов;
  • Технологическое обновление банка и «индустриализация» систем и процессов;
  • Существенное повышение операционной эффективности банка на основе самых современных технологий, методов управления, оптимизации и рационализации деятельности по всем направлениям за счет внедрения Производственной Системы «Сбербанка», разработанной на базе технологий «Lean» и «Six Sigma»;
  • Развитие операций на международных рынках, прежде всего в странах СНГ.

В рамках данных направлений развития, Правлением банка были приняты пять основных решений по целям деятельности ОАО «Сбербанк России»:

1. Внедрить программу «Лицом к клиенту» — построение клиентоориентированной сервисной компании.

2. Произвести промышленную революцию — стандартизация и централизация функций, перевод процессов и процедур на промышленную основу.

3. Преобразовать производственную систему ОАО «Сбербанк России» — внедрение идеологии постоянного совершенствования.

4. Произвести инвестиции в человеческий капитал — модернизация системы управления персоналом.

5. Развить операции на международных рынках — развитие международного присутствия и повышение роли в глобальной финансовой системе.

Анализ данных решений, в соответствии с требованиями к качеству управленческих решений, приведен ниже:

Читайте также:  Что такое способ выражения грамматической основы

Таблица 1 – Авторская оценка принятых решений по критериям качества управленческих решений

В ходе проведения анализа качества управленческих решений в ОАО «Сбербанк России» было выявлено, что критерием, который чаще остальных не выполняется в ходе принятия и реализации решений является своевременность.

Для решения проблемы несвоевременности решений в ОАО «Сбербанк» наиболее подходящими являются следующие пути повышения качества управленческих решений:

  1. Применения в разработке управленческого решения научных методов, а именно – внедрение поведенческого и административного подходов в управлении;
  2. Обеспечение лица, принимающего решение качественной информацией;
  3. Автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений.

Для решения данной задачи в ОАО «Сбербанк России» может быть использована современная система информационных потоков, в качестве которой предлагается использовать следующую иерархию.

Рисунок 1 – Система информационных потоков для ОАО «Сбербанк России»

На первом уровне происходит сбор оперативной информации со всех сегментов подразделения в режиме реального времени менеджерами отделов.

На втором уровне собирается резюмирующая информация по итогам каждого дня. В этих целях на рисунке в рамках подразделений предусмотрены аналитические группы.

Третий уровень представлен ежедневным информационным потоком, поступающим к руководителю подразделения. Он позволит в текущем режиме оценивать отдельные продукты и услуги, а также анализировать эффективность работы с отдельными клиентами, принимать предложения клиентов по улучшению работы подразделения и Банка в целом, уделять внимание инициативе работников.

На четвертый уровень иерархии поступает обработанная информация для принятия руководством территориального банка решений текущего характера на основе еженедельных отчетных форм. На ежемесячной основе могут представляться отчеты по соответствию планам работы подразделения, а также предложения по улучшению работы подразделения.

Пятый уровень иерархии – Наблюдательный совет ОАО «Сбербанк России», куда поступает информация за отчетные периоды (месяц, квартал), характеризующая результаты и эффективность деятельности «Сбербанка» в целом, представляются итоговые данные структурных подразделений по отдельным сегментам и дополнительным отчетом с предложениями улучшения работы Банка в целом.

На шестом уровне иерархии используется информация, позволяющая оценить степень соответствия принимаемых руководством банка решений принятой Стратегии его развития.

Использование данной системы позволит Банку регулярно и в полном объеме получать информацию о работе своих подразделений, которые напрямую связаны с клиентами. Анализ этой информации даст возможность ОАО «Сбербанк России» предвидеть проблемы, создавать потребности и удовлетворять их, получать обратную связь не только от руководителей подразделений, но и от мелкого персонала и даже клиентов, что может обеспечить экономический рост, укрепление корпоративной культуры, повысить доверие клиентов и, главное, гарантирует своевременность управленческих решений.

Библиографический список

  1. Горелик О. М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений. – М. : КноРус, 2010.
  2. Разу М.Л. Менеджмент. – М. : КноРус, 2012.
  3. Сбербанк России. URL: http://www.sberbank.ru

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
Регистрация

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Источник

Пути и средства повышения качества управленческого решения

Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:

1. стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР);

2. подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая);

3. сфера действия (технические, экономические и др. решения);

4. цель (коммерческие и некоммерческие решения);

5. ранг управления (верхний, средний, низший);

6. масштабность (комплексные и частные решения);

7. организация выработки (коллективные и личные решения);

8. продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);

9. объект воздействия (внешние и внутренние);

10. методы формализации (текстовые, графические, математические);

11. формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);

12. сложность (стандартные и нестандартные);

13. способ передачи (вербальные, письменные, электронные).

К основным средствам обеспечения высокого качества управленческого решения относятся:

• применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;

• изучение влияния экономических законов на качество управленческого решения;

Читайте также:  Обороноспособный образовано способом сложения

• обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» системы разработки решения;

• применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

структуризация проблемы и построение дерева целей;

обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;

обеспечение многовариантности решений;

правовая обоснованность принимаемого решения;

автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;

• разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

• наличие механизма реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества управленческого решения довольно трудно, и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решений по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества решений на основе автоматизации системы менеджмента.

Источник

Все основные методы разработки и принятия управленческих решений кратко

В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может использовать различные методы, которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных решений.

Для удобства изучения и использования этих методов их совокупность разделена на группы по этапам процесса разработки и принятия управленческих решений. Некоторые методы универсальны и могут использоваться на нескольких или даже всех этапах процесса разработки и принятия решений. Поэтому методы включены в ту или иную группу по признаку их наиболее частого использования в рамках выполнения конкретного этапа процесса разработки и принятия решения.

Далее представлен анализ особенностей, условий и ограничений применения существующих методов.

Отметим, что большинство методов имеет универсальный характер, однако их группировка осуществлена на основании многолетних исследований автора и направлена на систематизацию совокупности методов, для упрощения процесса знакомства с ними, их изучения, а также для удобства их практического применения.

1. Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и формулировки ограничений и критериев

1.1. Методы ситуационного анализа

«Мозговая атака». Анализ ситуации путем генерации идей, их обсуждения, оценки и выработки коллективной точки зрения. Применяется для обсуждения возникшей проблемы и установления основных факторов, определяющих ее дальнейшее развитие. Высокие требования к уровню квалификации и компетенции руководителя, возглавляющего заседание экспертов.

Двухтуровое анкетирование. Установление влияющих факторов путем индивидуальной работы специалистов. Применяется не только для установления влияющих факторов, но и для решения других задач ситуационного анализа. Относится к числу универсальных методов ситуационного анализа.

Факторный анализ. Получение аналитической зависимости, отражающей степень влияния факторов и изменения их значений на плановые или фактические показатели, характеризующие ситуацию. Применяется для оценки ожидаемых изменений ситуации при тех или иных ожидаемых изменениях факторов вследствие наметившихся тенденций либо управленческих воздействий, целесообразность которых устанавливается в процессе использования технологий ситуационного анализа. Аналитическая зависимость получается на основании статистических данных.

Многомерное шкалирование. На основании математической обработки информации устанавливаются факторы, влияющие на развитие ситуации. Применяется для сокращения числа факторов, которые необходимо принимать во внимание при анализе и оценке ситуации, а также для содержательной интерпретации получаемого набора факторов. Способствует понижению размерности задачи принятия решения.

1.2. Методы моделирования

Модели теории массового обслуживания. Определение оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Применяется в условиях, когда для принятия решения требуется оценить оптимальное число каналов обслуживания, которые необходимо иметь для сбалансирования издержек в случаях чрезмерно малого и чрезмерно большого их количества. Наиболее разработаны и удобны для использования методы, в которых входящий поток является пуассоновским.

Модели управления запасами. Определение времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Применяется для сведения к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках. Существует несколько систем регулирования запасов.

Имитационное моделирование. Создание модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Используется в ситуациях, связанных с чрезмерно большим числом переменных, трудностью математического анализа определенных зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности. Все модели подразумевают применение имитации в широком смысле.

Читайте также:  Какие существуют способы создания формул

Экономический анализ. Оценка финансово-экономического состояния предприятия. Используется в условиях доступности и достоверности бухгалтерской отчетности. Типичная экономическая модель основана на определении точки безубыточности.

Оптимальное линейное программирование. Нахождение максимума или минимума целевой функции при заданных ограничениях. Необходимое условие использования оптимального подхода к планированию и управлению (принципа оптимальности) — гибкость, альтернативность производственно-хозяйственных ситуаций, в условиях которых приходится принимать планово-управленческие решения. Традиционные критерии оптимальности: «максимум прибыли», «минимум затрат», «максимум рентабельности» и др.

IDEF-моделирование. Анализ и разработка систем. Применяется для моделирования и анализа деятельности предприятий, так как предоставляет богатый набор возможностей для реинжиниринга бизнес-процессов. Метод основывается на технологии структурированного анализа и разработки (SADT).

2. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив

Морфологический анализ. Получение новых решений путем составления комбинаций элементов морфологической модели (матрицы). Применяется для генерации альтернатив решений в условиях определения класса средств для выполнения заданных функций, а также параметров объекта. Может использоваться для прогнозирования.

Методы ассоциаций и аналогий. Выявление новых идей. Применяются для генерации альтернатив решений в условиях поиска модификаций известных систем. Характеризуются простотой и эффективностью.

Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота. Подведение к решению проблемы с помощью наводящих вопросов. Могут применяться как в индивидуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы. В вопросах содержатся рекомендации по апробированию эвристических приемов для решения поставленной задачи.

Метод «матриц открытия». Выбор и изучение поля возможных решений с помощью матрицы. Применяется для систематизации имеющегося материала и определения отправных пунктов дальнейшего исследования. В отличие от метода морфологического анализа часть выбранных характеристик может относиться не к системе, а к условиям ее эксплуатации.

Синектика. Поиск нужного решения благодаря преодолению психологической инерции, состоящей в стремлении решить проблему традиционным путем. Применяется для активизации творчества, позволяет выйти за рамки какого-то конкретного образа мыслей и значительно расширяет диапазон поиска новых идей. Метод синектики широко использует личную аналогию (эмпатию).

3. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив

Методы экспертной оценки. Построение экспертом рациональной процедуры интуитивно-логического анализа в сочетании с количественной оценкой и обработкой результатов. Применяются для широкого круга неформализуемых проблем, которые не всегда могут быть оценены в количественном измерении, а также для решения проблем социально-экономического характера или в условиях отсутствия информации из внешних источников. Существуют высокие требования к компетентности экспертов.

Экспертные методы. Прогнозирование на основании обобщения мнений экспертов о развитии объекта в будущем. Применяются при прогнозировании объектов, которые не поддаются математической формализации. В состав экспертных методов входят как индивидуальные, так и коллективные методы.

Фактографические методы. Прогнозирование на основании фактической информации о прошлом и настоящем развитии объекта. Применяются в условиях, когда вероятность сохранения факторов, обусловивших процесс развития в прошлом, больше, чем вероятность их изменения. При появлении непредвиденных ограничений использование этих методов может привести к ошибкам в прогнозах. Надежность и точность фактографических методов может быть увеличена за счет сочетания их с экспертными методами прогнозирования.

Комбинированные методы. Прогнозирование на основе экспертной и фактографической информации. Применяются для решения проблем широкого профиля (от формализуемых до неформализуемых). Часто эти методы используются для принятия решений на высшем уровне управления.

4. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки результата

Метод цепных подстановок. Последовательная замена плановых величин одного из факторов для определения степени его влияния на функцию. Применяется в условиях, когда проблема имеет строго выраженный функциональный характер. Позволяет выявить, за счет каких факторов произошли отклонения фактических величин от плановых.

Причинно-следственный анализ. Определение иерархии причин и следствий до той точки, в которой можно предпринять действие, устраняющее проблему. Применяется в условиях, когда лицо, принимающее решение, располагает полной и достоверной информацией об исследуемом объекте. Сложно определить момент, когда следует остановиться в построении причинно-следственной цепи.

Источник

Оцените статью
Разные способы