- Как повысить грамотность?
- Методика Мельниковой Веры Александровны
- «Хочу быть грамотным!»
- Обязательные условия для использования методики
- «Хочу быть грамотным!»
- Методика Мельниковой В.А.:
- «Хочу быть грамотным!»
- Четыре способа, которые помогут вашему ребёнку повысить грамотность
- Основные способы повышения грамотности
- Чтение книг
- Мнемонические приёмы и правила
- Диктанты
- Пути повышения орфографической грамотности учащихся статья по русскому языку
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Как повысить грамотность?
Методика Мельниковой Веры Александровны
«Хочу быть грамотным!»
Дорогие ребята! В каком бы классе вы ни учились, перед многими из вас встают вопросы: как повысить грамотность, как научиться писать диктанты и сочинения хотя бы на «4», а ещё лучше – на « 5», реально ли это вообще? Особенно часто эти вопросы задают себе выпускники, ведь им сдавать экзамены: писать сочинение по литературе, эссе и изложение по русскому языку, а кому-то — эссе по обществознанию и историческое сочинение.
Ответить на все ваши вопросы я могу так: научиться писать грамотно МОЖНО. Всё зависит от вашего желания, трудолюбия, усидчивости, движения к поставленной цели.
Я хочу вам предложить свою методику, к которой я пришла, работая в школе. А опыт педагогической деятельности у меня большой- 35 лет! Данные рекомендации я давала своим ученикам, подсказывала их родителям. Те, кто полностью соблюдал их, становились грамотными на 90-95 % .Так что шанс есть у каждого из вас.
Конечно, многие не доходили до финиша. Да ведь и среди спортсменов не все первыми приходят к нему, хотя проигравших среди них всё равно нет — они здоровы, сильны, жизнерадостны. Хотите победить безграмотность — тогда будьте внимательны и вдумывайтесь во всё, что я сейчас вам порекомендую.
Обязательные условия для использования методики
«Хочу быть грамотным!»
Не сходить с дистанции, довести дело до конца, в крайнем случае, попробовать продержаться 3 месяца и посмотреть, каковы результаты.
Никаких причин, оправдывающих, почему в тот или иной день вы не выполняли задания, не должно быть!
Настройте домашних, что в течение 30 минут (а именно столько длится самостоятельное занятие) никто вас не отвлекает — это закон.
Необходимо приобрести следующие пособия и канцтовары: сборник диктантов для вашего класса (3-11 кл.), рабочую тетрадь, словарик, ручку с синей и красной пастой.
Итак, вы настроены, готовы, уверены в себе, ни за что и никогда не отступите от своей цели — стать грамотным человеком.
Методика Мельниковой В.А.:
«Хочу быть грамотным!»
Ежедневное чтение текста в течение 15 минут
текст лучше взять из сборников диктантов для вашего класса, так как там они подобраны с учётом возраста детей.
читать нужно вслух, чётко проговаривая каждое слово, соблюдая интонацию (вам в этом помогут знаки препинания);
читайте так, словно вы стоите перед классом, а все одноклассники слушают вас;
читайте по абзацам до тех пор, пока абзац не будете прочитывать чётко и внятно;
запомните: важно не количество прочитанного текста, а качество (поэтому я и не пишу, сколько нужно прочитать за эти 15 минут, ведь техника чтения у каждого разная.)
Ежедневная письменная работа в течение 15 минут
Пояснения:
прочитав текст, вы далее этот же текст (сколько успеете за 15 минут) переписываете в тетрадь;
переписывая, проговариваете вслух каждое слово и знак препинания, который ставите.
переписав первое предложение, проверьте его с исходным текстом, снова проговаривая вслух (не допускайте ошибок);
переписав текст (у каждого количество предложений за это время будет разным), вы подчеркнитекрасной пастой те слова, в которых, по — вашему, вы могли бы сделать ошибку, или слова, вызывающие у вас затруднение;
далее нужно выписать эти слова после текста (первый раз) и в словарик (второй раз), запомнить их правописание.
в конце каждой недели вспоминайте все трудные слова из словарика, записывайте их в тетрадь по два раза.
Такова моя методика повышения грамотности. Просто? Да, очень просто. Сложно? Тоже да, так как это необходимо делать ежедневно! Вот здесь вы и проверите свою волю, трудолюбие, желание добиться цели.
На чём основана методика
Память человека бывает нескольких видов
логическая (мы запоминаем материал, вдумываясь в его содержание, понимая его, а не просто зазубривая)
механическая(вот здесь мы именно зубрим: таблицу умножения, стихотворение, даты по истории и пр.)
слуховая(многие легко воспринимают материал на слух, поэтому различные аудио — уроки для них – это настоящий клад; в нашем случае — это постоянное проговаривание слов вслух)
моторная ( человек запоминает движения, действия; при переписывании происходит развитие этой механической памяти, рука «запоминает», как слово пишется)
зрительная(чем большее количество раз вы напишете слово, тем лучше запомните его написание)
Таким образом, в данной методике получают развитие буквально все виды памяти.
Интересен факт: психологи пришли к выводу, что надолго запоминается информация, которая была воспринята и понята 8 раз! Вспомните-ка пословицу: «Повторенье — мать ученья»! Примерно 8 раз и вы, ребята, будет проговаривать слова.
А хотите узнать, к какому выводу вы придёте уже через пару недель?
А вывод очень прост и в то же время интересен: оказывается, слова-то мы произносим и пишем примерно одни и те же. В активном обороте находится определённое количество слов, так что запомнить их будет довольно легко.
Помните: данная методика ничуть не исключает изучение правил, заучивание их, а если надо — зазубривание. Но это, как говорят, «уже другая история».
Успехов, ребята! Идите чётко к намеченной цели, не сходите с пути. И тогда — уверяю — уже через полгода, а кто-то и раньше, станет писать намного грамотнее.
Источник
Четыре способа, которые помогут вашему ребёнку повысить грамотность
Грамотность современных школьников оставляет желать лучшего. Да и чего можно ожидать от детей, проводящих всё свободное время в социальных сетях, мессенджерах, где существуют свои правила общения?
Основные способы повышения грамотности
Ко мне часто приводят детей, грамотность которых оставляет желать лучшего. Первым делом я исключаю физиологические причины такой неуспеваемости. Если ученик не успевает по многим предметам, то, скорее всего, у него имеются проблемы со здоровьем. Тогда я советую родителям обратиться за помощью к специалистам. Чаще всего врачи устанавливают у такого ребёнка синдром дефицита внимания и гиперактивности или иные нарушения.
Если же школьник успевает по всем предметам, кроме русского языка, то я с радостью берусь за корректировку его знаний. За много лет такой работы мною были опробованы несколько способов такого обучения. С некоторыми из них я и хочу вас познакомить.
Чтение книг
Наверное, никто не будет со мной спорить, что чтение – лучший способ повысить грамотность. Как часто я слышу от своих учеников, что они знают, как пишется слово, но объяснить правильное написание они не могут! Что это значит? Это значит, что они видели где-то, как оно пишется. У детей возникает образ слова в голове. Именно поэтому учителям запрещается, даже играя со своими учениками, намеренно писать слова с ошибками.
Лучше всего предлагать детям произведения русских классиков, заодно можно перечитать их самим. Признайтесь, когда вы читали в последний раз классическую литературу?
Вот пример того, как я организую такого рода работу. С одним моим учеником, который, к слову, очень медленно читает, мы устраиваем пятиминутки чтения. Мы отвлекаемся ото всех иных занятий, и он просто читает вслух. Я, запасшись терпением, не перебиваю его и не задаю никаких вопросов. Он просто читает так, как у него получается. Потом я прошу его назвать слова из текста, написание которых ему нужно запомнить. Он подчёркивает их, мы прорабатываем их написание, и он читает текст вновь.
Несколько раз мы проводили эксперимент: писали эти слова под диктовку дважды — до такой проработки и после. Вариант «после» был написан с меньшим количеством ошибок. А ведь именно этого мы и добивались!
Мнемонические приёмы и правила
Мнемонические приёмы помогают запоминать пунктограммы и орфограммы путём искусственно созданных ассоциаций. Так, с одним моим учеником, который всё никак не мог запомнить написание словарных слов за курс пятого класса, мы решили … рисовать. Каждое слово мы написали печатными буквами и разрисовали его. Например, слово «хоккей» мы облагородили так: букву «о» изобразили в виде шайбы, а две буквы «к» — в виде двух клюшек. Слово «корзина» обзавелось изображением яблока вместо буквы «о»: яблоко ведь можно положить в корзинку.
Также существуют общеизвестные мнемонические правила, которым учителя, к сожалению, редко учат. Например:
- «уж замуж невтерпеж»: для запоминания правописания наречий-исключений;
- «одевают Надежду, надевают одежду»: для разграничения слов-паронимов «одевать – надевать»;
- «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку»: для запоминания падежей:
- «мошенник у труженика одну букву н украл»: для запоминания написания слов;
- «ох, сколько ж это катастроф — не там поставлен апостроф» для запоминания постановки ударений в слове.
Наша тетрадь для занятий напоминает альбом для рисования: везде рисунки, стихи и запоминалки.
Кстати, такого рода работа нравится не только пятиклассникам, но и ученикам старшего звена.
Диктанты
Почему-то диктанты незаслуженно забываются самими учителями, не говоря уж о детях и их родителях. Тестирование, создание проектов вытесняют старое доброе письмо под диктовку. Однако я уверена, что систематически проводимые диктанты с последующими детальными работами над ошибками способны повысить грамотность школьника в разы.
С одной ученицей мы писали диктанты два раза в неделю. Тексты я подбирала сравнительно лёгкие для восприятия: не из классической литературы, а из сказок или вредных советов Г. Остера. Ей так понравилось наше обучение, что она потом ещё часто заставляла маму диктовать что-нибудь, а затем сама анализировала свою работу.
Кстати, очень важный момент: всегда можно поменяться местами со своим учеником. Пусть он сам диктует текст, а затем проверяет вашу работу.
Наверное, многие помнят те времена, когда в продаже не было такого большого количества настольных игр и развивающих пособий, как сейчас. Но я помню наши семейные игры! Мы играли постоянно. Спустя годы я понимаю, что моё уважение к слову воспитали именно мои родители. Например, мы играли в игру: назови все предметы из этой комнаты, начинающиеся на определённую букву. Тогда мне разрешали пользоваться орфографическим словарём. Или вместе мы составляли кроссворды на определённые темы или писали стихи. Такая планомерная работа со словом не проходит просто так: ребёнок запоминает написание слов и расширяет свой кругозор.
Таким образом, повысить грамотность школьника вполне возможно, если подойти к этому процессу осознанно и творчески.
Источник
Пути повышения орфографической грамотности учащихся
статья по русскому языку
Моя статья посвящена мктодам повышения орфографической грамотности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель начальных классов
ГБОУ школа №510 c углубленным изучением английского языка
«Пути повышения орфографической грамотности учащихся»
Проблема формирования орфографического навыка главная в курсе русского языка. Какой объем знаний надо иметь учащимся, чтобы писать грамотно? Это волнующие учителя вопросы, если педагог задумывается над тем, как добиться орфографической грамотности школьников.
Работа по орфографии должна проводиться с учетом следующей психологической закономерности: процесс становления орфографических навыков требуют времени, обязательного соблюдения поэтапности. Часто работа учителя по орфографии идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать – разные вещи! Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды графического навыка, помогающие закрепить правило, — третий. Второй этап, который часто отсутствует на уроке, — это применение на практике на основе алгоритма.
Однако учитель, боясь отстать от программы, не уделяет необходимого внимания поэтапной обработке сложных орфографических навыков. Это обстоятельство порождает проблему: несмотря на прилагаемые усилия и затраты времени, очевидного продвижения в знаниях, умениях, навыках в области орфографии не наблюдается.
Путь решения этой проблемы – развитие орфографической зоркости. Первый этап – списывание. Ученики должны уметь списывать без ошибок. Но не всегда умеют это делать, придя из начальной школы. Списывание – это не легкий вид работы, как считают некоторые. Опыт показывает, что при списывании недеформированного текста учащиеся допускают ненамного меньше ошибок, чем при записи текста под диктовку. Количество ошибок соотносится как 100:120. Ученик, не умеющий списывать, с диктантом тоже не справится. Только после того, как научится списывать без ошибок, можно его научить писать под диктовку. Работа по развитию орфографической зоркости – процесс длинный и кропотливый. Слабые ребята на уроке работают с недеформированным текстом. Диктант эти учащиеся на первых порах не пишут, а списывают текст, с которым работает класс. Сложность этого вида работы в том, что в учебниках мало недеформированных текстов. Что ж, дети выполняют упражнения из учебника, учитель исправляет ошибки и возвращает для переписывания. Ученик переписывает текст до тех пор, пока не напишет без ошибок. Это трудно. Но при ежедневных систематических занятиях дети учатся внимательно списывать с минимальным количеством ошибок. Ученик, зная, что работу придется переделывать, приучается списывать вдумчиво, не торопясь. В результате формируется разборчивый почерк и скорость письма. Ясно, что такой вид работы предлагается для слабых учащихся, но и сильным списывание не повредит. На время каникул ученики всего класса получают задание: каждый день списывать отрывок из книги, которую читают. Задание на лето вызывает как правило недовольство типа: «Дети должны летом отдыхать!» да, должны. Но никто не возражает против летних заданий для учащихся музыкальных школ. Некоторые знают: музыкант, чтобы достичь мастерства, должен тренироваться каждый день. Но почему – то не хотят понять, что нельзя прерывать занятия по формированию орфографической грамотности на три месяца. За летние каникулы часть детей забывает не только правила, но и буквы.
Ученик 4 класса отличается крайней безграмотностью. В 3 классе в диктанте он делал до двадцати ошибок. Тяжело было убедить мальчика и родителей в необходимости ежедневных упражнений. Как только намечались малейшие улучшения, мальчик тут же охладевал к занятиям, и приобретенные навыки утрачивались. Тем не менее количество ошибок в диктанте сократилось наполовину. Во время регулярных занятий количество ошибок уменьшалось до восьми. Старательные дети быстрее добиваются успехов. Ученица, прибыв в школу во 2 классе, писала диктант только на «2» и имела очень неразборчивый почерк (искажала очертания букв из – за неправильного соединения). За год девочка усвоила каллиграфические навыки и стала грамотнее писать. Годовая оценка у нее «3», но пару диктантов написала на «4». Сложность этой работы в том, что в результатах ее должны быть в равной степени заинтересованы и учитель, и ученик, и родители, но далеко не всегда родители помогают детям в учебе.
Второй этап формирования орфографической зоркости – опознавание орфограммы. Списывание не должно быть механическим. Оно должно сопровождаться заданиями:
А) объяснить, почему слово написано так: вОдяной, напЕвать, счАстье, обЪем;
Б) подчеркнуть в словах нужную орфограмму, например, «Буквы Ы-И после Ц» и так далее.
Это сложная работа для слабого ученика, но она дает ощутимые результаты. Научив ученика правильно и вдумчиво списывать текст, нельзя успокаиваться на достигнутом, так как приобретенные умения и навыки быстро утрачиваются. Чтобы этого не произошло, детей приучают постоянно повторять изученные орфограммы. Делают это тремя способами.
Первый способ – комментированное письмо. Что бы ни делали дети: списывают с доски, списывают с учебника, пишут под диктовку – каждую запись объясняют устно и письменно.
Запись выглядит так: М е дведи ж и ли в л е сной ча щ е .
Комментируя запись, ребята, во-первых, повторяют правила правописания, во-вторых, учатся рассуждать (они знают, что думать надо прежде, чем писать). Для учителя такая запись также очень важна, так как она наглядно доказывает, что ученик знает, какие орфограммы ему нужно напомнить или объяснить заново. Случается, что ученик грамотно пишет, но объясняет орфограммы не правильно. Это сигнал: с учеником необходимо поработать. Не сразу ученики понимают необходимость такой работы, но потом втягиваются и даже во время диктанта объясняют письменно орфограммы, хотя этого не требуется.
Второй способ – работа над ошибками в домашних работах. Проблема решается до удивления просто. Получив тетрадь с проверенной работой, ученик выполняет работу над ошибками: слабый переписывает всю работу, со всеми исправлениями, сделанными учителем; сильный поработает над ошибками по схеме: пишу правильно – объясняю – закрепляю. Работа над ошибками проводится по алгоритму:
•Выпиши слово, в котором допустил ошибку.
•Букву, которую тебе исправил учитель, запиши зелёной пастой.
•Определи, в какой части слова расположена буква.
•Если буква в приставке или корне, вспомни нужное правило и объясни орфограмму.
•Если буква в суффиксе или окончании, определи, к какой части речи относится слово, вспомни правописание морфем в этой части речи и объясни орфограмму.
•Подбери аналогичные примеры.
•Составь и запиши предложение с данным словом.
Такая же работа проводится и после диктантов.
Полезно научить детей регулярно вести словарь «Мои ошибки», куда без объяснения записываются слова, в которых допустили ошибки. Прошу как можно чаще заглядывать в этот словарик, перечитывать слова, чтобы запомнить их написание. Домашнее упражнение дети выполняют только после работы над ошибками. Чтобы доказать ребятам необходимость такой работы, после выполнения десяти упражнений провожу зачет. Ученик получает одно упражнение из этих десяти и выполняет его на оценку, которая выставляется в журнал. Если ученик выполнил упражнение сам, сам объяснил все орфограммы, сам выполнил разборы, он и на зачете получит положительную оценку. Скоро ребята понимают, что лучше все выполнять в срок, и стараются не откладывать выполнение заданий на другой день. Так работа эффективна, но тоже имеет ряд сложностей: нежелание родителей контролировать учебу детей.
Аналогичная работа проводится и над диктантами.
Третий способ – словарная работа. В каждом классе программа предусматривает определенное количество слов с непроверяемыми написаниями. Ясно, что запомнить можно только при многократном повторении. Сначала записываем эти слова в словарь, объясняя их этимологию, значение, включаем эти слова в работу на уроке, затем пишем словарный диктант и проверяем его тут же в классе, используя самопроверку, взаимопроверку, выборочную проверку учителя. Дома дети работают над ошибками, запоминают слова и на следующем уроке опять пишут диктант. И так до тех пор, пока с диктантом не справятся все. В словарные диктанты включаются также слова с изучаемой орфограммой, слова из домашних упражнений, из контрольных диктантов. Каждый раз, объясняя правописание нового слова, советую детям внимательно его рассмотреть и многократно записать, чтобы включились в работу как зрительная, так и двигательная память.
Перечисленные приемы считаю важными в процессе формирования орфографической грамотности. Но об одном условии повышения грамотности говорю, как об обязательном: «Больше читайте! Внимательно читайте! Чем больше читает ученик, тем выше уровень его грамотности»
Источник