Повышение уровня физической подготовленности учащихся в учебном процессе через развитие двигательных качеств
План
- Влияние физических упражнений на организм
- Назначение физических упражнений
- Комплекс упражнений
- Литература
Ни для кого не секрет, что физическая культура и спорт играют немаловажную роль в жизни каждого человека. Систематические занятия физической культурой оказывают положительное влияние на растущий организм, способствуют ускорению формирования подростков, сокращают период отставания его роста от темпов физического развития, ликвидируют тем самым дисгармоничность развития организма. С помощью физических упражнений активизируется деятельность всех органов и систем: улучшается обмен веществ и кровообращение, укрепляется сердце, сосуды и легкие, развиваются мышцы, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными, сохранять интерес к жизни до конца своих дней.
Развивая физические качества, (силу, выносливость, быстроту, ловкость, координацию) тем самым повышаем физическую подготовленность учащихся.
Для этого составили комплекс, состоящий из упражнений, которые воздействуют на все основные группы мышц.
- Укрепление основных мышечных групп.
- Комплексное развитие двигательных качеств.
Упражнения подобраны таким образом, что их могут выполнять все учащиеся независимо от возраста. Они выполняются за определенный промежуток времени. Количество повторений определяется в очках.
Каждый ученик может проследить за ростом своих результатов и сравнить с результатами товарищей. Это стимулирует учащихся и заставляет их заниматься физическими упражнениями систематически.
Этот комплекс можно выполнять не только на уроках физической культуры или тренировочных занятиях, но и в домашней обстановке, что не маловажно.
Комплекс состоит из 9-ти упражнений. Каждое упражнение выполняется в течении 15 секунд в максимальном темпе (за исключением упражнения № 9). Результаты записываются в таблицу № 2.
1. Упражнений на координацию движений (равновесия)
И.п. стоя на одной ноге, другая, согнутая, упирается стопой о колено опорной ноги. Руки вытянуты вперед, глаза закрыты. Например: потеря равновесия произошла на 6-ой секунде, значит, в таблицу записывается 6 очков. Учитель громко ведет счет секунд, чтобы ученики слышали и определяли на какой секунде нарушено равновесие.
При выполнении упражнений обращать внимания на следующие моменты: руки прямые, глаза закрыты.
2. Упражнение на развитие силы рук и плечевого пояса.
И.п. упор лежа на полу (девочки на повышенной опоре). Сгибание и разгибание рук. Счет ведется на разгибание рук.
При выполнении упражнений туловище держать прямо, не прогибаться и не выгибаться.
3. Упражнение на развитие силы мышц ног («Пистолет»).
И.п. стоя боком к опоре (стена, подоконник, гимнастическая стенка) одной рукой опереться. Приседание поочередно на одной и другой ноге. Сколько присел, столько получил очков.
При выполнении упражнений приседать глубже.
4. Упражнение на развитие боковых мышц живота.
И.п. упор сидя сзади, ноги вместе. Перенос ног слева направо и обратно через предмет длинной 60-70 см. (палка, рейка) не задевая его. Счет ведется с одной стороны.
При выполнении упражнений ноги в коленях не сгибать.
5. Упражнение на развитие выносливости в прыжках.
Прыжки выполняются через препятствие (гимнастическая скамейка или линия шириной 20-30 см.).
И.п. стоя боком к препятствию выполняются прыжки на обеих ногах через препятствие с одной стороны на другую и обратно. Счет ведется с одной стороны.
При выполнении упражнений прыжки выполнять точно боком, не поворачиваться.
6. Упражнение на развитие мышц брюшного пресса.
И.п. сидя на полу, ноги закреплены, руки за головой, пальцы в «замок». Опускание и поднимание туловища, сколько поднял туловище, столько и очков.
При выполнении упражнений обращать внимания на следующие моменты: ноги в коленях не сгибать, руки на затылке, пальцы не расцеплять.
7. Упражнение на развитие быстроты и скоростной выносливости.
И.п. упор стоя под углом (упор о подоконник, стену, стол). Бег с высоким подниманием бедра. Количество шагов выполненное за 15 секунд разделим на 5 (для уравновешивания с другими показателями). Сколько получилось, столько и очков.
Например, выполнено 40 шагов, делим на 5 получаем 8 очков. Для удобного подсчета, считаем шаги только одной ногой, затем удваиваем, полученное число делим на 5.
При выполнении упражнений бедро поднимать до уровня пояса, туловище держать прямо.
8. Упражнение на развитие подвижности в тазобедренных суставах.
И.п. основная стойка, палка в руках хватом сверху. Поочередный перенос ног через палку, сохраняя вертикальное положение туловища. Движение одной ногой вперед и назад дает одно очко.
При выполнении упражнений обращать внимания на следующие моменты: туловище держать прямо.
9. Упражнение на развитие силы мышц ног (прыгучесть).
Для выполнения этого упражнения на стене нанесена разметка в сантиметрах.
И.п. основная стойка руки согнуты. Из полуприседа прыжок вверх при этом коснуться рукой разметки. Из полученного результата (в сантиметрах) вычесть высоту роста с вытянутой вверх рукой, полученный результат разделить на 5 (для уравновешивания с другими результатами). Например: прыжок вверх равен 230 см., а рост участника с вытянутой рукой 200 см. 230 см. — 200 см. = 30 см разделит на 5. Полученный результат равен 6 очкам. Который, записывается в таблицу.
При выполнении упражнений обращать внимания на: касание рукой разметки.
На одном из уроков знакомим учащихся с комплексом упражнений, и даем представление, как подсчитываются очки за каждое упражнение и в комплексе в целом и как он оценивается (см. таблицу № 1).
На последующих уроках разучивается правильное выполнение упражнений (3-4 упражнения на каждом уроке) и их запись.
Для контроля класс делится на две группы, где первые номера выполняют, а вторые ведут подсчет и запись результатов, затем меняются ролями (см. таблицу № 2).
Систематически, примерно 1-2 раза в четверть на уроке осуществляем контроль за динамикой результатов.
Благодаря такой форме контроля ученик может подсчитывать сколько очков он набирает при выполнении каждого упражнения и комплекса в целом и определить уровень своих показателей согласно таблицы.
Это позволит упражнения выполнять систематически и целенаправленно. Обращать внимания на те упражнения в которых недостаточно развиты группы мышц. И стремиться к более высоким результатам согласно назначенному ориентиру.
При систематическом выполнении комплекса упражнений и контроля, повышается физическая подготовленность учащихся, что способствует более быстрому и лучшему развитию кондиционных и координационных способностей.
Таблица оценки результатов № 1
Источник
Повышайте физическую подготовленность
Тренировку начинаем с разминки
Выбрав любимый вид спорта, можно приступать к занятиям. Любая само-стоятельная тренировка или занятие в секции должны начинаться с разминки, этому что нужно разогреть организм и подготовить его к большим нагрузкам, сегодня это ни у кого не вызывает сомнения. Однако так было не всегда. Впервыe целенаправленную разминку стали применять наши спортсмены. После триумфального выступления футболистов московского «Динамо» в Англии в 1946 г. зарубежной спортивной прессе разминку наших футболистов назвали «блестящей идеей».
Разминка— это комплекс физических упражнений, выполняемый перед тенировкой или соревнованием с целью подготовки организма к выполнению предстоящих упражнений. На уроке физкультуры роль разминки выполняет его подготовительная часть.
Под влиянием разминки происходит подготовка к предстоящей работе суставов, связок, сухожилий и мышц, повышается их эластичность, улучшается гибкость суставов, что предупредит их повреждение во время тренировки. Повышается возбудимость нервных центров, увеличивается скорость нервных процессов, улучшается восприятие и переработка информации.
Разминка улучшает работу систем дыхания и кровообращения. В результате в организм поступает с воздухом больше кислорода, который быстрее и в большем количестве доставляется к мышцам, увеличивается легочная вентиляция, учащается пульс и увеличивается минутный объем крови, усиливается обмен веществ и повышается температура тела, что способствует лучшему снабжению тканей кислородом. Все это поможет организму легче выполнять последующие физические упражнения.
Различают обычную и спортивную разминку. Обычная разминка состоит из общей и специальной частей. Упражнения общей части должны оказывать разностороннее воздействие на организм, создавать положительный эмоциональный настрой. Это должны быть несложные, умеренной интенсивности, хорошо знакомые упражнения: общеразвивающие, беговые, гимнастические, игровые. В специальной части разминки используются упражнения, которые по своему характеру приближены к предстоящей двигательной деятельности в основной части урока или тренировки.
В отличие от обычной разминки спортивная разминка состоит из трех частей. В первой части используются упражнения для подготовки к предстоящей работе суставов, связок, сухожилий, мышц, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во второй части чаще всего используется бег умеренной интенсивности. При этом пульс увеличивается до 120—140 ударов/мин. Третья, специальная часть похожа на такую же часть обычной разминки.
Содержание и продолжительность разминки зависят от особенностей предстоящей основной работы, времени проведения физкультурного занятия (утро, вечер), поры года (лето, зима), места проведения (стадион, зал), погодных условий (сильный ветер, дождь). Разминку обычно начинают с умеренного бега продолжительностью 5—6 мин. Затем выполняются различные упражнения для мышц рук, туловища и ног. Вот некоторые упражнения, которые можно включить в разминку. Упражнения для рук
- Поднимание рук вверх через стороны и опускание их (10 раз).
· Поднимание рук вперед-вверх и опускание их (10 раз).
· Круги руками вперед и назад (по 5 раз).
· Отведение рук в стороны из положения руки перед грудью (5 раз).
· Вращение рук в кистевых суставах (10 раз).
Упражнения для туловища
Поднимание ног до горизонтального уровня (5 раз).
• Махи ногами к голове (по 5 раз).
• Поднимание и опускание ног из положения лежа (по 5 раз).
• Поднимание туловища из положения лежа (5 раз).
Повышайте физическую подготовленность
Как уже отмечалось, в вашем возрасте имеются хорошие возможности для повышения уровня всех основных двигательных способностей: силы, выносливости, гибкости, быстроты, скоростно-силовых и координационных способностей. Описанные ниже упражнения помогут вам правильно развивать свои физические качества. Это необходимо не только для общего физического развития, но и для овладения техникой любого вида спорта.
Сила— это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Выделяют абсолютную и относительную силу.
Под абсолютной силой понимают максимальный вес внешнего отягощения, который может преодолеть ученик независимо от массы своего тела, а под относительной — тот же вес, но в расчете на 1 кг массы собственного тела. Если два ученика подняли по 50 кг, то по абсолютной силе они равны, а по относительной — сильнее тот, кто имеет меньший собственный вес.
Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13—14 до 17—18 лет, у девочек и девушек — от 11—12 до 15-16 лет. Для развития силы можно выполнять самые разнообразные упражнения. Их характерная особенность — наличие отягощения (собственный вес, сопротивляемость амортизатора, вес гантелей), которое необходимо преодолевать.
Учитывая особенности вашего организма, следует правильно дозировать величину отягощения, которая должна быть не больше 60—70% от максимальной, чтобы можно было выполнить упражнение не менее 6—8 раз подряд. Нельзя использовать предельные нагрузки.
В комплексы силовых упражнений в течение нескольких недель рекомендуется включать одни и те же упражнения на 3—4 группы мышц, так быстрее растет мышечная масса и возрастает сила. Затем применяют новый комплекс на развитие других мышечных групп.
В начальный период развития силы используют пассивный отдых между упражнениями и сериями упражнений. В дальнейшем для отдыха применяют упражнения на расслабление, на гибкость. Силовые комплексы полезно завершать подвижными или спортивными играми.
Упражнения для развития силы
• Сгибание и разгибание рук (отжимание) в упоре лежа.
· И. п. — о.с, в руках гантели массой 1—2 кг. / — руки через стороны вверх, посмотреть на гантели; 2 — и. п. Вариант: руки поднимать движением вперед.
• И. п. — стать на резиновый бинт, концы его взять в руки. 1—2 — руки через стороны вверх; 3—4 — и. п.
• Подтягивание на перекладине. Если вначале вам будет трудно, можно несколько раз проделать упражнение с помощью товарища.
• Приседания (можно с набивным мячом в руках, масса мяча 3—4 кг). Растягивание резинового бинта из положения руки вперед, руки вверх.
• И. п. — лежа на спине, носки ног подложить под опору, руки за голову. Поднимать туловище в положение сидя.
И. п. — лежа на спине, поднимать прямые ноги до угла 90°, медленно возвращаясь в и. п.
Подбирайте упражнения так, чтобы поочередно работали разные группы мышц. Например, вначале тренируйте мышцы рук, плеч, затем — ног, а далее — мышцы спины и брюшного пресса. При этом соблюдайте еще одно важное условие — старайтесь нагружать симметричные мышцы правой и левой половины тела примерно в равной мере.
Необходимо научиться правильно дышать во время упражнений — не натуживаться и долго не задерживать дыхание. Не рекомендуется перед упражнениями делать очень глубокий вдох, так как это может вызвать значительное повышение внутрибрюшного давления, вплоть до возникновения грыжи у тех, у кого мышцы в области живота еще недостаточно укреплены.
После упражнений на развитие силы мышцы надо расслабить, для чего несколько раз выполните упражнения на расслабление. Это обеспечит быстрое восстановление мышечной работоспособности.
Развивайте быстроту и скоростно-силоеые способности
Некоторые упражнения оказывают комплексное воздействие на организм. Они развивают и быстроту, и так называемые скоростно-силовые качества. Ваш возраст является одним из благоприятных периодов для развития этих качеств.
Под быстротойпонимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Это комплексное качество, в состав которого входят: быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал называется простой реакцией (старт по выстрелу в легкой атлетике или плавании, прекращение игры по свистку судьи в спортивных играх). Сложные реакции делятся на реакцию выбора (из нескольких вариантов одного наиболее эффективного) и реакцию на движущийся объект (полет шайбы, мяча).
Скорость одиночного движения определяется временем, затраченным на выполнение одиночного движения (удар в боксе, теннисе). Частота (темп) движений — это число движений в единицу времени (число шагов за 10 с).
Скоростно-силовые качествапроявляются в двигательных действиях, требующих наряду со значительной силой мышц и значительной быстроты движений (прыжки, метания).
Наиболее ускоренными темпами, как у мальчиков, так и у девочек, быстрота развивается в возрасте от 7 до 10—11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается еще с 11 до 14—15 лет. Затем наступает стабилизация всех составляющих быстроты.
Быстрота движений хорошо развивается под влиянием упражнений, выполняемых с максимально возможной скоростью и темпом. Продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу повторения скорость выполнения не снижалась (8—10 с). Наиболее распространенные упражнения для этой цели: бег с максимальной скоростью на 30—60 м, бег на простых коньках на 300 м.
В процессе развития скоростно-силовых качеств чаще всего применяют упражнения, выполняемые с наибольшей скоростью, при которой сохраняется правильная техника движений. Количество повторений упражнений в одной серии — 6—10. Число серий в занятии — 2—5. Отдых между сериями должен составлять 2—5 мин. Для развития скоростно-силовых качеств применяются различные виды прыжков на одной и двух ногах в длину и высоту, через скакалку с большой частотой, метание мячей. Первое упражнение не стоит делать сразу же в максимальном темпе. Вначале следует проделать каждое упражнение с большой амплитудой, но с несколько меньшей (по сравнению с максимальной) скоростью.
Упражнения для развития быстроты и скоростно-силовых возможностей Бег из различных положений (стоя, лежа, стоя на коленях, сидя) на 60 м с максимальной скоростью.
Челночный бег 2 х 10 м, 3 х 10 м, 4 х Ю м. От линии старта тренирующийся бежит 10 м и должен заступить за линию, ограничивающую отрезок, повер-
нуться кругом и бежать обратно (2 х 10 м, 3 х 10 м и т. д. означает пробега-ние дистанции 2—3 раза без остановки).
• Прыжки с места в длину (5—8 прыжков).
• Прыжки со скакалкой в максимальном темпе (2—3 раза по 10—15 с).
• Метание теннисных мячей в цель, находящуюся на расстоянии 6—8 м. Цель — круг, нарисованный на стене (диаметром 20—50 см).
• Броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками (6—8 раз).
• Выпрыгивание вверх из низкого приседа (6—8 раз). Отдохнуть 1—2 мин и снова повторить.
Под выносливостьюпонимают способность к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Существует много видов выносливости: скоростная, силовая, статическая, динамическая, игровая, координационная. Наиболее значимой для школьной практики физического воспитания является общая и специальная выносливость.
Общей выносливостью называют выносливость, проявляемую во время длительной работы умеренной интенсивности с использованием всего мышечного аппарата человека. Она преимущественно зависит от функциональных возможностей вегетативных систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Она зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов энергии, от техники владения двигательным действием, уровня развития двигательных способностей.
Уровень развития выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем выше выносливость.
Применяются различные упражнения для развития выносливости: оздоровительная ходьба и оздоровительный бег, кросс, лыжные прогулки, езда на велосипеде, плавание, гребля, катание на коньках, игра в футбол, хоккей, теннис, гандбол и т. д.
Наиболее доступным и удобным средством развития общей выносливости является бег. Те, кто раньше не занимался бегом, начинают его в медленном темпе (бег трусцой) продолжительностью до 4—5 мин. Постепенно продолжительность бега увеличивается, и примерно за два месяца она достигает 20 мин.
Лучше бегать ежедневно, желательно утром после зарядки, но можно и в другие удобные для вас часы. Не стоит вначале стремиться повышать темп бега, так как наибольшее значение для развития выносливости имеет постепенное увеличение общей продолжительности упражнения. Если вы почувствовали во время бега сильную усталость, переходите на ходьбу. При ухудшении состояния здоровья или после перенесенного заболевания проводить и возобновлять тренировки можно только с разрешения врача.
Результат занятий бегом зависит и от других обстоятельств: правильного выбора по сезону и погоде одежды и обуви (об этом мы говорили ранее), подбора маршрута бега (используя для этого в условиях города парки, стадионы, улицы и бульвары). Зимой в холодную погоду темп бега несколько снижается, а дыхание производится через нос.
Если нет необходимых условий или времени, то можно для тренировок ис-пользовать бег на месте или, что еще лучше, взбегание в умеренном темпе на лестницу. Условия самоконтроля по пульсу те же, что и при обычном беге.
При использовании прыжков через короткую скакалку длительность их на первых занятиях должна быть до 2 мин, через 3—4 недели — до 3 мин, высота подскока не более 10—15 см, темп прыжков — до 140 в 1 мин.
При развитии выносливости очень важно научиться правильно дышать (рит-1чно и глубоко). Во время продолжительного бега умеренной интенсивности нужно дышать в ритме шагов: 3—4 шага — вдох, 2—3 шага — выдох.
Развивайте координационные способности
В возрасте от 13 до 15 лет имеются немалые резервы для дальнейшего развития координационных способностей (КС)— возможностей оптимально управлять сложными двигательными действиями и регулировать их. Эти спорности иначе называются двигательной ловкостью или координацией движений.
Совершенствовать эти способности можно и важно не только на уроках физической культуры, в школьных секциях, на тренировках, но и во время самостоятельных занятий. Повышать КС следует по многим причинам:
• высокий их уровень ведет к более быстрому и качественному овладению новыми видами осваиваемых движений;
• развивая эти способности, вы улучшаете психические процессы: память, мышление, представление, восприятие движений и обстановки;
• в случае высокого уровня КС (ловкости) легче перестраивать технику движений и осуществлять тактические взаимодействия в спортивных играх, менять тактику перемещений, единоборств;
• наличие этих способностей ведет к более экономному расходованию физических сил.
Выделяют общие и специальные КС. Общие КС определяются готовностью человека к оптимальному управлению и регулированию различными двигательными действиями. Специальные КС — это возможности человека по оптимальному управлению и регулированию сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
В зависимости от возраста периоды развития КС протекают разновременно разнонаправленно. Однако наиболее интенсивно показатели разных КС настают с 7 до 9 и с 9 до 11-12 лет.
КС можно развивать и совершенствовать с помощью упражнений, рекомендованных школьной программой, а также любых других двигательных действий видов спорта, которыми вы занимаетесь.
Приводим некоторые координационные упражнения, которые можно использовать также для оценки уровня развития КС.
Координационные упражнения подвижных и спортивных игр: упражнения совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, бег с измене-ем направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.;
метание в цель различными мячами; упражнения на быстроту и точность реакций; прыжки в заданном ритме.
Всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др.; игровые упражнения с мячом типа: двое нападающих против одного защитника (2 : 1), трое против одного (3 : 1), двое против двоих (2 : 2), трое против двоих (3 : 2), трое против троих (3:3) и т. п.; эстафеты с мячом; подвижные и спортивные игры (рис. 110-113).
Легкоатлетические координационные упражнения: варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность (ведущей и неведущей руками).
/. Броски и ловля одного или двух мячей с отскоком от стенки. 2. Упражнения в равновесии с гимнастической палкой. 3. Ловля и броски набивных мячей разными способами. 4. Акробатические упражнения (кувырки, перекаты и др.). 5. Ведение двух мячей на месте. 6. Броски малого мяча на точность в мишень правой (левой) рукой. 7. Прыжки на точность приземления. 8. Бег с изменением направления движения
1. Прыжки через скамейку лицом, спиной и боком. 2. Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне. 3. Координационные упражнения с предметами (палками, обручем, мячами). 4. Упражнения в жонглировании. . Броски в кольцо на точность попадания. 6. Упражнения с набивным мячом. 7. Упражнения на гимнастических снарядах. 8. Лазание по гимнастической скамейке
7. Правой рукой взяться за пальцы левой ноги, кто может прыгнуть через такое кольцо? Кто прыгнет назад на левой и правой ноге? 2—4. Кто может из положения сидя со скрещенными ногами, руки за головой, встать, сделать поворот и опять занять и. п.?
5—8. Кто может стоя на коленях, руки сомкнуты над головой, сесть, сделать поворот и снова занять и. п.? 9—11. Кто может встать из положения сед ноги врозь?
Гимнастические и акробатические упражнения:
• общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами, палками, обручами, булавами, скакалками);
• с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений; упражнения на гимнастическом бревне; на гимнастической стенке; брусьях; перекладине; гимнастическом козле и коне;
• акробатические упражнения (мальчики: кувырок назад в упор, стоя ноги врозь; из упора присев силой стойка на голове и руках; длинный кувырок; девочки: «мостик» и поворот в упор, стоя на одном колене; кувырки назад и вперед; кувырок назад в полушпагат);
• прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину; эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря; лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке.
Существуют два наиболее распространенных определения гибкости: 1) гибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой; 2) гибкость — это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата. Упражнения на гибкость — одно из важных средств улучшения здоровья, формирования правильной осанки, гармонического физического развития и подготовленности.
Различают два вида гибкости — активную и пассивную. При активной гибкости движения с большой амплитудой выполняются за счет собственных мышечных усилий, при пассивной — под воздействием внешних растягивающих сил (усилия партнера, внешнее отягощение).
Гибкость подразделяют еще по способу проявления на динамическую и статическую. Первая проявляется в движениях, вторая — в позах.
Уровень развития гибкости определяют ряд факторов. Основным из них является анатомический (строение и форма мышц, суставов, связок, их эластичность, напряжение и расслабление мышц-антагонистов).
Проявление гибкости зависит от внешних условий: времени суток, под влиянием разминки, температуры воздуха. Утром гибкость меньше, чем днем и вечером; при 20—30°С гибкость выше, чем при 5— 10°С; разминка увеличивает гибкость.
Фактором, влияющим на развитие гибкости, является функциональное состояние организма в данный момент: утомление влияет отрицательно на показатели активной гибкости, но способствует улучшению пассивной.
Возраст и пол также влияют на уровень развития гибкости. С возрастом без специальных занятий она ухудшается. У женщин гибкость выше, чем у мужчин. Наиболее интенсивно гибкость увеличивается до 10—12 лет. Оптимальный возраст совершенствования гибкости с 8 до 14 лет.
В качестве средств развития гибкости используются упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой, их называют упражнения на растягивание. Это преимущественно гимнастические упражнения, которые, как и гибкость, делятся на активные и пассивные, а также статические упражнения, при которых с помощью партнера, собственной массы или силы
требуется сохранить неподвижное положение с предельной амплитудой длительностью 6—9 с.
Упражнения на гибкость нужно сочетать с упражнениями на силу и на расслабление. Это не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, которые производят данное движение, но и увеличивает прочность мышечно-связочного аппарата.
Упражнения на гибкость включаются в утреннюю гимнастику, подготовительную часть урока, разминку при занятиях спортом.
В одном занятии упражнения на гибкость выполняются в такой последовательности: вначале для суставов верхних конечностей, затем туловища и нижних конечностей. Максимальный эффект в развитии гибкости достигается при ежедневных занятиях, но на начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно трехразовых занятий в неделю.
вопросы для самоконтроля
1. Что такое физическая подготовленность?
2. Как изменяются физические качества у подростков?
3. Какие упражнения для развития силы вы знаете?
4. Дайте характеристику быстроте и скоростно-силовым качествам.
5. Назовите виды выносливости и упражнения, с помощью которых они развиваются.
6. Охарактеризуйте координационные способности. Как они развиваются в вашем возрасте?
Примерные упражнения для основных мышечных групп Упражнения для мышц рук и плечевого пояса
Упражнения без предметов (на полу и на снарядах)
• Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, в упоре лежа сзади, руки на возвышении, в упоре (на параллельных брусьях).
• Передвижение в упоре на брусьях.
Сгибание и разгибание рук в висе, хват может быть узким, средним, широким, снизу и сверху.
• Лазанье по вертикальному канату и шесту с помощью ног, без помощи ног.
• Подъемы силой из виса на перекладине, на концах брусьев.
• Сгибание и разгибание рук в стойке на руках с помощью партнера (у стенки).
Упражнения с гантелями
• Круговые движения кистей.
• Одновременное и поочередное сгибание рук в локтевых суставах.
• Одновременное и поочередное выжимание гантелей.
• Разгибание рук из-за головы.
• Одновременные и поочередные движения прямыми руками в разных плоскостях.
• Круговые движения руками.
Упражнения с эспандером и резиновым амортизатором
• Примерные упражнения с эспандером представлены на рисунке 139.
• Примерные упражнения с резиновым амортизатором приведены на рисунке 140.
Упражнения со штангой (вес выбирается индивидуально в зависимости от физической подготовленности) Из разных и. п. (стоя, лежа) жим штанги. « Жим штанги из-за головы.
• Стоя или лежа поднимание штанги прямыми руками.
• Сгибание рук в локтевых суставах, удерживая штангу хватом снизу.
Источник