Способы повышения этического уровня организации это

Способы повышения этического уровня организации

Способы повышения этического уровня организации.

Этический уровень организации характеризуется степенью ориентации руководителей и ее рядовых сотрудников в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы деловых отношений.

Для повышения уровня этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников в настоящее время в организациях проводятся следующие мероприятия.

Разрабатываются этические кодексы, описывающие систему общих ценностей и правил этики организации, которых должны придерживаться ее работники. Они необходимы для описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно их доводят до работников в виде печатных материалов. Этический кодекс может быть разработан для организации в целом, и в этом случае он содержит общие как для менеджеров, так и для рядовых исполнителей этические правила. Кодекс может быть также создан для определенных функциональных подразделений с целью решения специфических этических проблем. Чтобы сделать этические кодексы более действенными, в организациях обычно принимают и определенные дисциплинарные меры, направленные на наказание за нарушение кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса. По своему содержанию и объему этические кодексы весьма разнообразны .Характерной чертой современных этических кодексов является то, что разделы, содержащие рекомендации по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. При этом акценты делаются на столкновение интересов организации: с правительственными органами; сотрудниками или акционерами организации; правительствами иностранных государств. Очевидно, что невозможно охарактеризовать в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться сотрудники, однако письменные инструкции могут помочь разрешению довольно часто встречающихся этических вопросов. Этические кодексы представляют собой своеобразные «путеводители» к правильному поведению, дают общие ориентиры в спорных ситуациях, помогают профессионально контролировать тех менеджеров, которые иногда просят, даже приказывают своим подчиненным совершать не только неэтичные, но даже незаконные поступки. В то же время, как показывает практика, этические кодексы порой содержат слишком расплывчатые формулировки правил поведения, и с их помощью трудно решить конкретную этическую проблему.

Разрабатываются карты этики — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее сотрудника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.

Создаются комитеты по этике, обычно располагающие определенным набором функций, к которым относят следующие: внесение этических вопросов для обсуждения правлением или представителями высшего менеджмента; доведение основных требований этического кодекса до сведения всех менеджеров и рядовых сотрудников; анализ и пересмотр кодексов на основе ежегодных внутриорганизационных отчетов и в зависимости от изменения внешних условий функционирования; поддержка кодекса путем разработки системы санкций; обеспечение высшего уровня менеджмента консультациями по этическим вопросам. Одни организации создают постоянные комитеты по этике для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня. Другие предпочитают приглашать специалиста по этике бизнеса, так называемого адвоката по этике. Роль такого «адвоката» — выработка суждений по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции ее «социальной совести».

Проводятся социальные ревизии для оценки и составления отчетов о реализации социальных программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации.

Осуществляется обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. В ходе обучения работники знакомятся с требованиями этики деловых отношений, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть, осваивают набор готовых решений, укладывающихся в рамки этических требований.

Проводится этическая экспертиза, представляющая собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации (или конкретного проекта), которая вызывает обеспокоенность высшего руководства, персонала или общественности и может повлиять на имидж и перспективы организации. Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата и моральной респектабельности организации, а также внесение коррективов в практику деятельности организации (или ее конкретных проектов).

Проводится этическое консультирование тогда, когда возникающие проблемы не могут быть решены силами самой организации из-за отсутствия соответствующих структур, сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике деловых отношений со стороны. Несмотря на подтверждаемую практикой действенность указанных способов руководители и владельцы многих организаций справедливо полагают, что попытки этической коррекции делового поведения сотрудников, имеющих значительный жизненный опыт, равно как и опыт работы в других организациях, далеко не всегда успешны. Взрослого человека со сформировавшейся системой ценностей и взглядов трудно переучить. Более продуктивным, по мнению многих руководителей, является привлечение на работу выпускников учебных заведений, где имелась обширная и разветвленная программа обучения основам этики деловых отношений.

Источник

Повышение этического уровня организации.

Этический уровень организации характеризуется степенью ориентации руководителей и её рядовых сотрудников в своём поведении и принятии решений на нравственные нормы деловых отношений.

Читайте также:  Как снижать давление народным способом

На каждом предприятии, учреждении образуется своя, характерная только для данной организации этическая атмосфера. На неё оказывают влияние как менеджер со своим стилем руководства, так и сотрудники. Этический климат организации влияет на эффективность её деятельности, самочувствие менеджера и персонала.

Этикет – правила, порядок поведения в общественном месте, в присутствии других лиц, при общении с ними [7]. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости, включающих формы знакомства, приветствия и прощания, выражения благодарности и сочувствия, культуру речи и умение вести беседу, правила поведения за столом, поздравления, подарки и т.д. Все эти ситуации в этическом кодексе дополняются правилами поведения при устройстве на работу и перемене места работы, правилами обращения начальника с подчинёнными, правила разговора по служебному телефону, деловой переписки, оформления интерьера офиса, отношения мужчин и женщин в процессе делового общения.

Правила делового этикета являются общепринятыми в международном деловом общении, хотя имеют и некоторые национальные и корпоративные особенности.

В организации деловой этикет зависит от того, какой стиль делового общения и руководства (авторитарный, демократический, либеральный или попустительский) характерен для делового общения в организации в целом, а также от деятельности организации, от вкусов её руководства и от традиций.

Конкретные рекомендации относительно правил этикета можно почерпнуть из специальной литературы. Приведём шесть основных заповедей делового этикета, сформулированных американской исследовательницей, социологом, пропагандистом правил вежливости в деловом общении Джен Ягер.

1. Делайте всё вовремя!

2. Не болтайте лишнего!

3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы!

4. Думайте о других, а не только о себе!

5. Одевайтесь как положено!

6. Говорите и пишите правильно!

Около 90% зарубежных компаний разработали этические кодексы и с их помощью внедряли этические принципы и нормы во взаимоотношения разного уровня.

Кодекс фирмы – свод взаимосвязанных правил труда, поведения, отношений, в своей совокупности образующий договорной порядок фирмы – действует наряду с административно-правовым порядком; в отличие от последнего не имеет юридической силы, а выступает «моральным контрактом» между предприятием и сотрудниками [8].

Кодекс может быть разработан как для организации в целом, так и для её отдельных подразделений. Он содержит общие для всех этические правила и предупреждает об административных санкциях для их нарушителей.

Такая регламентирующая книга для персонала структурно, как правило, состоит из двух частей: в информационной части рассказывается об истории компании, её культуре и основных направлениях кадровой политики; нормативная часть состоит из правил и регламентов, наиболее важных для фирмы и учитывающих её специфику: порядок приёма на работу, увольнения, аттестации, рассмотрения трудовых споров, виды и размер компенсаций работникам, предотвращение дискриминации, рабочее время, дисциплина труда, охрана здоровья, охрана собственности фирмы, охрана коммерческой тайны, этические нормы поведения, виды и условия социального страхования и т.п.

Основные мероприятия на этапе разработки и закрепления регламентирующих документов и правил таковы:

1) разработка регламентирующих документов по соблюдению норм деловой этики, предупреждению конфликтов и процедурам их расследования;

2) доведение данных регламентирующих документов до исполнителей всех уровней;

3) внедрение твердых регламентов, обязывающих потерпевших и свидетелей немедленно сообщать обо всех ситуациях нарушений установленных правил. С этой целью внедрение разнообразных механизмов информирования;

4) проведение тренингов для работников компании с целью отработать и закрепить механизмы распознавания нарушения норм и скорейшего доведения информации до менеджера;

5) проведение тренингов для менеджеров и руководителей компании.
В наиболее обобщённом виде стандарты рабочего поведения выглядят так:

Профессиональные знания и навыки

— владеть полным набором профессиональных навыков и знаний;

— дополнительно для менеджера – оценивать и повышать профессионализм своих работников.

Ориентация на клиента:

— учитывать клиента, знать бизнес клиента, слушать клиента, строить свою работу, отталкиваясь от потребностей клиента;

— для менеджера – помогать своим подчинённым увидеть работу глазами клиента.

Мотивация на успех:

— ставить амбициозные цели, намечать измеримые показатели успеха, не успокаиваться, пока цель не достигнута, поднимать планку, как только взята предыдущая, идти на разумный риск;

— для менеджера – нацеливать своих подчинённых на серьёзные цели, мотивировать их на достижение результата.

— предлагать и обещать только то, что можешь сделать; делать то, что обещал;

— достигать результат, прогнозируемый по качеству и срокам;

— для менеджера – внедрять стандарт надёжности в работу подчинённого.

— видеть новые возможности, предлагать новые подходы, находить нестандартные решения;

— для менеджера – культивировать в коллективе творческий подход к работе.

— ставить чёткие цели, точно планировать, формализовывать и стандартизировать процессы, чётко взаимодействовать с коллегами и клиентами;

— для менеджера – осуществлять грамотную работу по управлению исполнением, включая постановку задач и контроль.

— брать на себя ответственность за конечный результат, самостоятельно принимать решения, предлагать и осуществлять инициативы, вести за собой коллег и клиента;

— для менеджера – выступать в роли идейного лидера для подчинённых, передавать ответственность.

— работать на общую цель, доверять и помогать коллегам, постоянно взаимодействовать и координировать свою работу с коллегами, конструктивно разрешать конфликты;

Читайте также:  Способ списания общехозяйственных расходов

Для менеджера – строить команду, добиваться единого командного видения, организовывать взаимодействие.

— постоянно обучаться, осваивать новое, быть наставником для коллег;

— для менеджера – развивать своих подчинённых, создавать атмосферу, способствующую развитию, делегировать подчинённым новые функции.

Заповеди делового этикета могут отражать определённый поведенческий аспект, рекомендуемый сотрудникам компании.

На сегодняшний день в России насчитывается более десятка кодексов поведения, принятых различными профессиональными группами: Кодекс чести банкира, Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка, Кодекс чести членов Российской гильдии риелторов, Кодекс профессиональной этики членов Российского общества оценщиков, Кодекс этики и Стандарт практики Московской ассоциации – Гильдии риелторов, Этический кодекс Ассоциации компаний прямых продаж, Кодекс Федеральной комиссии по ценным бумагам и др. В приложении №2 приведёнкодекс служебной этики государственных гражданских служащих Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области.

Пример позитивного влияния Кодекса фирмы на персонал – исследование американской социологической фирмы Gallup Media Group, проведённое в 2000 г. Учёные выявили интересный факт: сотрудники тех фирм, в чьём кодексе прописано, что курение – нежелательное явление в данной фирме, вскоре бросили курить.

Требования к формулированию Кодекса фирмы

Чтобы стать действующими, работающими, правила Кодекса:

а) должны быть несколько выше существующей практики, ориентировать сотрудников на нечто большее, чем пока принято, оставаясь посильным для исполнения (сравните: «опоздания на работу не поощряются» и «опаздывать категорически запрещено»);

б) отклонение от их исполнения кем-либо должно быть фактически наглядным и легко оцениваемым со стороны окружающих, т.е. правила должны быть такими, чтобы их нарушение сразу фиксировалось (сравните: «быть внимательным» и «снижать процент ошибок»).

Типичные ошибки при формулировании правил Кодекса:

— сведение их к лозунгам, абстрактным и ничего практически не означающим;

— повторение в них того, что и так все делают;

— фактическая непроверяемость их действенности;

— завышенные требования, которым большинство не в силах соответствовать.

Самым верным критерием качества Кодекса является его восприятие сотрудниками. Если указанные требования к формулированию правил Кодекса не соблюдаются, то на него смотрят как на рекламное или декоративное оформление имиджа фирмы, никто его на свой счёт не принимает. Хуже того – он вносит в организационную культуру цинизм, блеф, проникающие на уровень норм.

Неграмотная работа над Кодексом, пусть даже из лучших побуждений, опасна для компании.

Этические кодексы, описывают систему общих ценностей и правил этики организации, которых должны придерживаться её работники. Они необходимы для описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно их доводят до работников в виде печатных материалов. Этический кодекс может быть разработан для организации в целом, и в этом случае он содержит общие как для менеджеров, так и для рядовых исполнителей этические правила. Кодекс может быть также создан для определённых функциональных подразделений с целью решения специфических этических проблем. Чтобы сделать этические кодексы более действенными, в организациях обычно принимают и определённые дисциплинарные меры, направленные на наказание за нарушение кодекса и поощрение поступков, совершённых в соответствии с правилами этического кодекса. По своему содержанию и объёму этические кодексы весьма разнообразны – от кодекса на одну страницу «Формулирование деловой этики» корпорации «Эксон» до «Этического стандарта» компании «Ситикорп», объёмом в 60 стр.

Характерной чертой современных этических кодексов является то, что разделы, содержащие рекомендации по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. При этом акценты делаются на столкновение интересов организации: с правительственными органами; сотрудниками или акционерами организации; правительствами иностранных государств. Очевидно, что невозможно охарактеризовать в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться сотрудники, однако письменные инструкции могут помочь в разрешении довольно часто встречающихся этических вопросов. Этические кодексы представляют собой своеобразные указания к правильному поведению, дают общие ориентиры в спорных ситуациях, помогают профессионально контролировать тех менеджеров, которые иногда просят, даже приказывают своим подчинённым совершать не только неэтичные, но даже незаконные поступки. В то же время, как показывает практика, этические кодексы порой содержат слишком расплывчатые формулировки правил поведения, и с их помощью трудно решить конкретную этическую проблему.

Этический кодекс выполняет три основные функции:

1) формирование доверия к компании со стороны референтных внешних групп (описание политики по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам);

2) регламентация поведения персонала в сложных этических ситуациях (регламентация приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами, определение порядка принятия решений в сложных этических ситуациях, указания на неприемлемые формы поведения);

3) развитие корпоративной культуры (этический кодекс может обеспечить доведение ценностей компании до всех сотрудников, ориентировать их на единые корпоративные ценности и тем самым повышать корпоративную идентичность, с помощью кодекса задаются определённые модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности).

Выделяют следующие типы корпоративных этических кодексов:

Читайте также:  Способ как поцеловать девушку

— регулятивный документ с детально разработанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса;

— краткий кодекс, включающий абстрактные положения о ценностях, философии, целях корпорации;

— подробный кодекс социальных обязательств организации перед инвесторами, сотрудниками и т.п.

Кодексы разъясняют, какими личными качествами должны обладать работники; принципы взаимодействия «начальник – подчинённый»; принципы взаимодействия с внешними организациями; позиции представителей организации при ведении переговоров; особенности деятельности работников в других государствах; использование работниками организации служебной информации и многое другое.

Содержание кодекса конкретной организации определяется её особенностями – структурой, задачами развития, установками руководителей. Как правило, кодексы содержат две части: идеологическую (миссия, цели, ценности) и нормативную (стандарты рабочего поведения).

В профессионально однородных организациях (банки, консалтинговые компании) часто используются кодексы, описывающие в первую очередь поведение сотрудников в этически сложных профессиональных ситуациях (например, в банковской деятельности кодексы описывают правила обращения с конфиденциальной информацией о клиентах, сведениями об устойчивости своего банка, запрещают использовать сведения в целях личного обогащения).

В больших неоднородных компаниях сочетание в этических кодексах всех трёх упомянутых функций становится сложным. С одной стороны, кодекс, описывая стандарты образцового поведения (по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам, в ситуациях, связанных с возможными злоупотреблениями), имеет значительный объём и достаточно сложное содержание. Поэтому адресация его всем группам сотрудникам, отличающихся образовательным уровнем и социальным статусом, затруднена. С другой стороны, развитие корпоративной культуры требует единого кодекса для всех сотрудников (единое понимание миссии и ценностей). В такой ситуации обычно используются два варианта кодекса – декларативный, содержащий только идеологическую часть («кредо»), и развёрнутый, с подробной регламентацией этики поведения сотрудников.

Чтобы стать работающими, правила этического кодекса должны реально соответствовать следующим требованиям:

— они должны быть несколько выше существующей практики, ориентировать сотрудников на нечто большее, чем пока принято, оставаясь посильными для исполнения;

— отклонение от их исполнения кем-либо должно быть фактически наглядным и легко оцениваемым со стороны окружающих, т.е. правила должны быть таким, чтобы их нарушение сразу фиксировалось.

При формулировании норм этического кодекса могут быть допущены следующие ошибки: сведение их к лозунгам, абстрактным и ничего практически не означающим; повторение в них того, что и так все делают: фактическая непроверяемость их действенности; завышенные требования, которым большинство не в силах соответствовать.

Разрабатываются карты этики – набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого её сотрудника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.

Создаются комитеты по этике, обычно располагающие определённым набором функций, к которым относят следующие: внесение этических вопросов для обсуждения правлением или представителями высшего менеджмента; доведение основных требований этического кодекса до сведения всех менеджеров и рядовых сотрудников; анализ и пересмотр кодексов на основе ежегодных внутриорганизационных отчётов и в зависимости от изменения внешних условий функционирования; поддержка кодекса путём разработки системы санкций; обеспечение высшего уровня менеджмента консультациями по этическим вопросам. Одни организации создают постоянные комитеты по этике для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов – руководители высшего уровня. Другие предпочитают приглашать специалиста по этике бизнеса, так называемого адвоката по этике. Роль такого «адвоката» — выработка суждений по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции её «социальной совести».

Проводятся социальные ревизии для оценки и составления отчётов о реализации социальных программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчёты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации.

Осуществляется обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. В ходе обучения работники знакомятся с требованиями этики деловых отношений, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть, осваивают набор готовых решений, укладывающихся в рамки этических требований.

Проводится этическая экспертиза, представляющая собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации (или конкретного проекта), которая вызывает обеспокоенность высшего руководства, персонала или общественности и может повлиять на имидж и перспективы организации. Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата и моральной респектабельности организации, а также внесение изменений в практику деятельности организации (или её конкретных проектов).

Проводится этическое консультирование тогда, когда возникающие проблемы не могут быть решены силами самой организации из-за отсутствия соответствующих структур, сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике деловых отношений со стороны.

Несмотря на подтверждаемую практикой действенность указанных способов руководители и владельцы многих организаций справедливо полагают, что попытки этической коррекции делового поведения сотрудников, имеющих значительный жизненный опыт, равно как и опыт работы в других организациях, далеко не всегда успешны. Взрослого человека со сформировавшейся системой ценностей и взглядов трудно переучить. Более продуктивным, по мнению многих руководителей, является привлечение на работу выпускников учебных заведений, где имелась обширная и разветвленная программа обучения основам этики деловых отношений.

Источник

Оцените статью
Разные способы