- 8 научных способов улучшить память
- Заучивайте вслух
- Больше спите
- Занимайтесь физическими упражнениями
- Ешьте здоровую пищу
- Пишите вручную, а не печатайте
- Учите информацию частями
- Наградите себя
- Прикладывайте больше усилий
- Резюме
- Способы запоминания
- Содержание
- Способы запоминания информации
- Преднамеренное и непреднамеренное запоминание
- Механическое, аналитическое и мнемоническое запоминание
- Виды памяти по сенсорной модальности
- Условия эффективного запоминания
- В чём суть нашего подхода
- Приемы, повышающие результативность запоминания (мнемические приемы)
8 научных способов улучшить память
Память чрезвычайно привлекательна для исследователей и актуальна для каждого из нас: все хотят запоминать быстро и надолго. Ученые постоянно ищут новые способы улучшить эту когнитивную функцию, а мы собрали результаты исследований, которые открывают работающие способы улучшения памяти. Ваша задача – прочитать и внедрить их в жизнь.
А также у нас есть онлайн-курс «Мнемотехники», где вы научитесь быстро и надолго запоминать имена и лица, числа, даты, дни рождения, иностранные слова и многое другое.
Заучивайте вслух
Возможно, вам когда-то советовали проговаривать информацию вслух, чтобы лучше ее запомнить. Ученые подтвердили правильность этого совета [Noah D. Forrin, 2017]. Они рекомендуют читать вслух самостоятельно, а не слушать запись – так данные надежней откладываются в долгосрочную память. Исследователи считают, что это происходит из-за совмещения трех процессов: визуального чтения, проговаривания и прослушивания.
Больше спите
Психологи доказали [LeonieMaurer, 2015], что люди, которые спали по восемь часов после заучивания новых имен и лиц, на утро помнили их намного лучше, чем те, кто не выспался. Другое исследование [Nicolas Dumay, 2016] показало, что сон не только бережет память от утери информацию, но и помогает ее извлекать. Автор работы Николя Дюме утверждает, что, если вы плохо выучили какие-то данные, хороший сон поможет вам вспомнить их. Так что лучше выспаться перед экзаменом, а не зубрить всю ночь.
Это также означает, что вечер – прекрасное время для запоминания. В глубоком сне мозг переносит информацию из кратковременной памяти в долговременную – это называется консолидацией данных [Yina Wei, 2016]. Поэтому пусть лучше мозг работает с полезными знаниями, а не с постами из «Фейсбука».
Короткий дневной сон тоже работает. Исследования [Axel Mecklinger, 2016] показали, что 40-60 минут сна после обучения помогают лучше запомнить информацию.
Занимайтесь физическими упражнениями
Физкультура также важна для мозга, как и хороший сон. Связь здесь очень проста. Мозг потребляет около 20-25% вдыхаемого кислорода. Физическая активность увеличивает поступление кислорода, а значит, улучшает когнитивные функции.
Но это еще не все. Как доказали ученые из Национального института старения [Hyo Youl Moon, 2016], аэробные упражнения (бег, плавание) улучшают память благодаря повышенной выработке белка катепсина В. Это вещество обеспечивает создание межнейронных связей в гиппокампе – области мозга, которая отвечает за формирование памяти.
Но не спешите надевать кроссовки, прочитав это. Подождите 4 часа и только потом идите на пробежку. Как выяснили ученые [Eelco V. van Dongen, 2016], такой разрыв поможет лучше запомнить информацию, чем если бы вы начали тренироваться сразу же. Пока неясно почему так происходит, но это работает.
Ешьте здоровую пищу
Насыщенные и транс-жиры, которые вы получаете из красного мяса или масла, вредят вашей памяти. Холестерин поражает не только сердечные артерии, но и мозговые, из-за чего нейронам поступает мало кислорода. Также эти вещества повышают риск инсульта.
Некоторые исследования [Roy J. Hardman] доказали полезность Средиземноморской диеты для мозга вообще и в частности для памяти. Этот рацион включает в себя овощи, фрукты, морепродукты и орехи.
Пишите вручную, а не печатайте
Достаньте свой блокнот и запишите, что вы узнали из этой статьи. Как показывают исследования, вы запомните это лучше, чем если бы напечатали заметки на ноутбуке.
Есть несколько причин, почему ручка более эффективна, чем клавиатура:
- Физический акт письма стимулирует ретикулярную активационную систему (РАС). Когда РАС включается, мозг обращает больше внимания на то, что вы делаете.
- Когда вы пишете от руки, мозг более внимателен к каждой букве, чем когда вы печатаете на клавиатуре, где просто нажимаете на кнопки.
Исследования [Thomas, Margaret Hanratty, 1987], [Timothy J. Smoker, 2009] подтверждают, что записываемая информация запоминается намного лучше, чем напечатанная.
Кроме того, когда люди делают заметки на ПК, они склонны записывать информацию дословно [Pam A. Mueller, 2014]. И наоборот, те, кто пишет вручную, уделяют больше внимания анализу данных и их переформулировке, что помогает их запомнить.
Учите информацию частями
Если вы готовы потратить 12 часов на обучение, распределите их на несколько недель, а не оставляйте все на один день. Во втором случае вы сможете воспроизвести эту информацию завтра, но ваша долговременная память однозначно пострадает.
Исследователи не совсем уверены, почему интервальное запоминание так эффективно. Вероятно, это помогает стимулировать извлечение информации после того, как вы не вспоминали о ней с прошлого сеанса.
В одном исследовании психолог Нейт Корнелл показал, что эффект интервала работает и в меньшем масштабе времени [Nate Kornell, 2009]. Студенты, которые делали несколько минут перерыва между изучением иностранных слов, запомнили их лучше, чем те, кто учил слова беспрерывно.
Наградите себя
Если вы получаете награду за запоминание какой-то информации, вы запомните ее лучше – утверждает экспериментальный психолог Элис Мэйсон. Мозг очень любит то, что доставляет ему удовольствие. В своей лаборатории Элис использует деньги, но сработают даже виртуальные очки, которые вы себе начислите.
Но в этой методике есть и обратная сторона: она не позволит усвоить больше информации, а лишь поможет лучше усвоить какие-то данные по сравнению со всеми остальными.
Прикладывайте больше усилий
Если многочисленные исследования доказали, что можно улучшать свою память, то почему так мало людей этим пользуются? Возможно потому, что все эти стратегии трудны, считают исследователи.
Трудно заставлять себя запоминать информацию порциями перед сном, заниматься спортом, писать ручкой и так далее. Психолог Бьорк называет такие стратегии «желательными трудностями». Они работают, потому что они сложны. В краткосрочной перспективе легче не использовать эти методики, но они окупятся стократно в долгосрочной.
Резюме
Используйте эти методики, чтобы улучшить свою память:
- учите вслух;
- учите перед сном и хорошо высыпайтесь;
- занимайтесь спортом (делайте разрыв между запоминанием и тренировкой);
- перейдите на средиземноморскую диету;
- записывайте информацию вручную, а не печатайте;
- запоминайте информацию порциями, с перерывами между сеансами запоминания;
- награждайте себя, чтобы хорошо запомнить особо важную информацию.
Эти способы требуют высокой мотивированности и силы воли, но ученые доказали их результативность. А какие способы улучшения памяти знаете вы? Делитесь опытом в комментариях!
Источник
Способы запоминания
Содержание
Память — основа интеллекта, залог успешного обучения и карьерного роста. Крупные руководители, успешные предприниматели, известные учёные, художники, полководцы в большинстве имеют блестящую память и, как следствие, развитый интеллект.
Как и любые способности, хорошая память может быть дана человеку от природы. Дети, которые хорошо учатся в школе без особых усилий, — обладатели именно таких природных данных.
Но неверно думать, что если вам не посчастливилось иметь цепкую память, то с этим уже ничего не поделать. Навык быстро и прочно запоминать любую информацию можно сформировать в любом возрасте специальными техниками и регулярными активными тренировками. И наоборот, если не развивать природную память — как и любые другие способности — она теряет свой потенциал и в конечном счёте угасает.
Какие существуют методы тренировки памяти, читайте в нашей статье.
Способы запоминания информации
Про виды памяти мы уже подробно рассказывали, поэтому сейчас разберёмся, из каких «мышц» она состоит и как работает.
Преднамеренное и непреднамеренное запоминание
Другими словами — произвольная или непроизвольная память. Разница лишь в том, что произвольная память подчиняется нашей воле, когда мы заставляем себя что-либо запомнить, а непроизвольная память записывает информацию автоматически, и вам не приходится прикладывать никаких усилий.
Особенно ярко работу непроизвольной памяти можно проследить на воспоминаниях детства — мы часто со всей отчётливостью помним какие-то незначительные эпизоды, но не помним действительно важных событий.
Чтобы ваша память работала бесперебойно, важно понять, как именно происходят все процессы запоминания, а также овладеть специальными техниками и правильно её тренировать.
Механическое, аналитическое и мнемоническое запоминание
Давайте разберём три основных способа запоминания информации.
Это запоминание путём многократных повторений. Та самая зубрёжка, которая до сих пор широко используется в школе и которую мы автоматически применяем в дальнейшем обучении: в вузе или на курсах.
Несмотря на распространённость, этот метод — не самый действенный, так как отнимает неоправданно много времени и не даёт по-настоящему прочного запоминания.
Именно благодаря зубрёжке школьный опыт оставил нам в наследство негативное отношение к любой учёбе. Вспомните, например, с каким трудом приходилось учить иностранные слова, как сложно было их выводить в разговорную речь и как быстро они стёрлись из памяти без практики. Неудивительно, что идея выучить английский во взрослом возрасте, мягко говоря, не вызывает энтузиазма. Но стоит только заменить зубрёжку на более эффективный способ запоминания — мнемотехнику — и нам начинает нравится сам процесс.
Это запоминание с опорой уже на имеющуюся в голове информацию, преимущественно образную.
Чтобы запомнить новый термин мнемотехникой, нужно связать его с яркой запоминающейся картинкой, которая ассоциировалась бы по звучанию. То есть через визуализацию опосредовать название термина с его содержанием.
Например, чтобы выучить, что такое синоним и никогда не путать его с антонимами или омонимами, представьте, что СИнонимы — это подружки, которые СИдят рядом на стульчиках и держатся за руки. Слова, похожие по значению (дружат), но разные по звучанию.
АНТОнимы соедините с образом АНТОшки из детской песенки, который на предложение пойти копать картошку всё время сопротивляется. Так мы запомним, что это слова, противоположные по значению.
А ОМОНимы — это парни из ОМОНА, которые в камуфляже выглядят одинаково, хотя это разные люди. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.
В отличие от зубрёжки, мнемотехническое запоминание увеличивает объёмы и скорость запоминания на порядки, то есть в десятки и даже сотни раз.
Это запоминание, когда требуется вникнуть в содержание материала, проанализировать его.
Метод подразумевает, что нужно составить план, выделить микротемы, понять взаимосвязь логических блоков — это работа интеллекта при аналитическом запоминании. Так мы обычно учили теоретическую часть параграфов.
Виды памяти по сенсорной модальности
В зависимости от того, какой канал является ведущим при восприятии информации, память делится на слуховую, зрительную, вкусовую, обонятельную и тактильную (память в ощущениях).
Например, запах духов, которыми пользовалась ваша первая учительница, может неожиданно возродить цепочку детских воспоминаний. Это результат работы обонятельной памяти. А если вспоминается Новый год, когда вы едите мандарины, — значит, сработала вкусовая.
За редкими исключениями зрительный канал является ведущим. Но это не значит, что всё остальные можно упразднить. Их хорошо использовать в качестве вспомогательных.
Например, чтобы лучше запоминать иероглифы, можно не только присвоить им похожие образы (приём мнемотехники), но и «нарисовать» черты в воздухе широкими движениями руки или даже ног и головы. Так вы задействуете тактильную память — память тела.
Условия эффективного запоминания
Чтобы управлять процессом запоминания и добиться хороших результатов, применяйте следующие принципы:
- не пускайте этот процесс на самотёк, применяйте осознанное запоминание;
- укрепляйте память специальными упражнениями — их подборку мы сделали в отдельной статье ;
- откажитесь от зубрёжки в пользу мнемотехники вкупе с аналитическим запоминанием. Например, сначала через образы выучите все термины, формулы и определения параграфа, а потом проанализируйте текст, составьте по нему майнд-карту и снова запомните с помощью мнемотехники.
- помните, что состояние памяти тесно связано с нашим общим физическим состоянием: сбалансированное питание, полноценный сон, отсутствие стрессов и вредных привычек увеличивает способность к запоминанию даже без использования специальных методик.
В чём суть нашего подхода
Наш центр уже 11 лет разрабатывает технологии ускоренного обучения. За это время наши методисты создали более 50 курсов самых разной направленности: от языковых до программ личного развития.
Но в основе каждого из них — развитие навыков запоминания. Любой из курсов, будь то английский или эффективное чтение, прокачивает память, учит пользоваться приёмами мнемотехники и работе с информацией. Выпускники наших курсов отмечают приятные побочные эффекты в виде прокаченной памяти и внимания. Умея запоминать любую информацию быстро и надолго, вы будете учиться с удовольствием и результатом.
Это и есть наш подход, которым мы рекомендуем руководствоваться каждому: приступая к любому новому проекту, всегда начинайте с развития памяти. Удачи!
Источник
Приемы, повышающие результативность запоминания (мнемические приемы)
1. Группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т.д.)
2. Выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания.
3. Составление плана (совокупность опорных пунктов) заучиваемого материала:
а) разбивка материала на составные части;
б) придумывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала;
в) связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пуектам в единую цепь ассоциаций.
4. Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определения общих признаков.
5. Структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого.
6. Схематизация – изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенного представления запоминаемой информации.
7. Аналогии – установления сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий.
8. Мнемотехнические приемы – совокупность готовых, известных способов запоминания.
9. Перекодирование – вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических (слова, предложения, тексты), фонематических и других признаков.
10. Достраивание запоминаемого материала и привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам (метод локальной привязки, или метод мест).
11. Серийная организация материала – установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, по времени, упорядочивание в пространстве и т.д.
12. Ассоциации – установление связей по сходству, смежности или противоположностей.
13. Повторение – сознательно контролируемые или неконтролируемые процессы циркуляции информации:
а) концентрируемое – прочитывание материала подряд несколько раз;
б) распределенное – повторение через определенные промежутки времени.
Сохранение – удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, многократно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятный или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго».
Главным условием сохранения является использование запомнившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.
Забывание – не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непроизвольно. Физиологическая основа забывания — торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям. Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, ненужных, незначимых деталей, запоминание обобщается.
Факторы, влияющие на забывание:
— характер информации и степень ее использования;
— интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала);
— подавление (по З. Фрейду – торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснения их в область бессознательного).
Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание — их угасанием.
Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.
Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью — кривая 1 на графике); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день — 2-3 повторения, во второй день — 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.
Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проективного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивным торможением, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.
Воспроизведение – избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкретными обстоятельствами и задачами в деятельности
Основными формами воспроизведения:
◈ узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
◈ воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
◈ припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
◈ реминисценция – отсроченное воспроизведение.
Источник