Способы повышения эффективности усвоения материала
Ключевые слова: УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА; ПАМЯТЬ; ЗАПОМИНАНИЕ; LEARNING MATERIAL; MEMORY; MEMORIZATION.
Эффективность усвоения учебного материала напрямую зависит от такого психического процесса как память. Она представляет собой комплекс познавательных способностей и высших психических функций, с помощью которых можно запечатлеть события, навыки, знания и воспроизвести их [1]. Степень запоминания человеком напрямую связана с его заинтересованностью. То есть, чем больше человек заинтересован во время получения каких-либо знаний или навыков, тем больше он их запомнит и сможет воспроизвести.
Существует пять уровней усвоения учебного материала.
Уровень понимания. На данном уровне учащийся способен только воспринимать поступающую ему информацию. То есть его навыков и знаний достаточно, чтобы понять, о чем идет речь. Данный уровень является подготовкой учащегося к усвоению информации.
Уровень опознания. На данном уровне учащийся выделает информацию, которую ему нужно усвоить. То есть среди всей поступающей информации, учащийся выделает лишь ту, которая является для него новой и на которой необходимо сосредоточиться.
Уровень воспроизведения. Данный уровень является очень обширным и включает в себя несколько подуровней. Учащийся несколько раз воспроизводит полученную информацию. Сначала он воспроизводит ее точную копию. При каждом последующем повторении воспроизведения учащийся должен использовать полученную информацию в различных условиях, чтобы охватить в процессе обучения все стороны объекта. Таким образом происходит всестороннее усвоение изучаемого объекта.
Уровень применения. Он во многом схож с предыдущим уровнем воспроизведения, но имеет некоторое отличие. Как только учащийся изучил все свойства объекта и алгоритмы его применения, он должен выбрать оптимальный алгоритм для определенной ситуации. Кроме того, учащийся может самостоятельно создавать неординарные ситуации с целью поиска для нее наилучшего алгоритма.
Творческий уровень. На данной уровне владения материалом учащийся способен создавать объективно новую информацию об изучаемом объекте [2].
Итак, зная о том, как происходит усвоение полученной информации, можно разработать стратегию проведения урока, при которой эта информация будет лучше всего запоминаться учащимися.
В первую очередь нужно задействовать уровень понимания, так как он является отправной точкой. Необходимо не только подобрать материал, который учащиеся смогут воспринять, но также он должен быть интересно преподнесен.
Как только учащиеся включились в процесс обучения и начали воспринимать поступающую информацию, наступает второй этап. В этот момент происходит само обучение – запоминание новой информации. В нем главное доносить информацию понятно и размеренно. Если учащийся не сможет состыковать новую информацию с уже усвоенной, то ему станет не интересно и процесс обучения сорвется. Правильно преподнести информацию – это очень важный навык, от которого во многом зависит процесс обучения.
Как только информация была получена, наступает третий этап – усвоение. Нужно переместить информацию из кратковременной в долговременную память. Для этого нужно чтобы информация прошла через уровни воспроизведения, применения и дошла до творческого. Как только это произойдет, можно говорить о том, что учащийся полностью усвоил полученный материал.
Итого, для эффективного усвоения информации учащимися, преподаватель должен обладать двумя важными навыками: умением подготовить информацию и умением ее преподнести. Именно от них зависит то, насколько успешно учащиеся пройдут через все уровни познания.
Источник
Пути повышения эффективности обучения
1. Одним из путей повышения эффективности урока (по любому учебному предмету) является создание на каждом урокетаких условий,чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не механически, а осознанно.
Периодически на страницах педагогической печати возникает проблема о перегрузке учащихся. Это объясняется порой объективными причинами (недостатки программ, перегрузка учебного плана и пр.), но есть причины, зависящие только от учителя. Рассмотрим рабочий день школьника. Обычно он проводит 5–7 часов в школе, выполнение домашнего задания даже по официальным нормам занимает от 1 до 3–4 часов. Таким образом, рабочая неделя старшеклассников составляет более 60 часов. У них почти не остается времени на занятия спортом, искусством, творческой деятельностью и пр. , а отсутствие этих видов деятельности сказывается на общем развитии учащихся. Однако, если внимательно проанализировать эту ситуацию, то можно заметить, что дело обстоит несколько иначе.
Представим, например, традиционный урок по гуманитарному предмету (история, литература и пр.): в течение 15–20 мин. учитель опрашивает двух-трех учащихся, весь класс в лучшем случае слушает. Потом около 20 мин. учитель пересказывает содержание параграфов из учебника, учащиеся опять только слушают. После этого – задание на дом и несколько вопросов на закрепление. Но в этом случае и закреплять нечего, учащиеся на уроке ничего не изучили, они только слушали, они могут лишь механически повторить полученную информацию, поэтому они вынуждены дома учить все заново, многие и дома не учат. Это пример плохого урока, но такие еще встречаются и довольно часто.
Поэтому при подготовке к уроку учитель должен не только продумать объем информации, с которой будет знакомить учащихся, но главным образом те методы, приемы, средства, которые позволят учащимся овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался именно на уроке. Это достигается прежде всего умением учителя выделять главное, чтобы учащиеся поняли и усвоили суть (главную идею, закон и пр. ), а не второстепенный материал. С этой целью педагоги-новаторы (В. Ф. Шаталов, например) с успехом используют опорные сигналы, схемы-конспекты и проч. средства, предотвращающие забывание. Поэтому сегодняшнему учителю необходимо научиться правильно и с наибольшей пользой использовать учебное время. Тогда и учащимся не нужно будет тратить его впустую, тогда у них появится возможность заниматься спортом, искусством и т. д.
2. Следующий, не менее важный путь повышения эффективности урока – это создание возможности для максимального развития каждого ученикав условиях коллективной работы.
Как правило, учитель в процессе подготовки к уроку ориентируется на среднего ученика. Известно, что учащимся одного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время впустую. Для создания условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание и объем работы для более сильных учащихся (большее количество задач для них, например), а какие-то иные приемы работы с ними. Не случайно В. Ф. Шаталов при проведении уроков ориентируется не на средних учащихся, а на слабых. У него своеобразная методика, к которой учащиеся привыкли. Он, например, дважды и трижды повторяет новый материал. Более сильные учащиеся, если они осмыслили материал с первого раза, мысленно повторяют его вместе с учителем, а слабые следят за логикой учителя второй раз (или третий), чтобы уловить момент, где они чего-то не поняли. Необходимо наряду с фронтальными формами работы (работа с классом) использовать групповые формы (взаимопроверка, консультирование и пр.).
3. Следующий путь повышения эффективности урока – это наличие определенной структуры.В данном случае имеется в виду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая не заметна для учащихся, но четко продумана педагогом.
Структура урока – это организация системы элементов урока, способствующая эффективному взаимодействию учителя и учащихся. Она определяется прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности учащихся.
А это, в свою очередь, зависит от того, какая цель должна быть достигнута на конкретном уроке. Если учитель хочет «рассказать», «показать», «ознакомить» (из таких целей исходят, по данным И. П. Раченко, около 60 % учителей), то он планирует только характер своей деятельности, если же исходит из целей типа: «установить», «уяснить», «найти», «определить», «сформулировать», то это значит, что он ориентируется на активную работу самих учащихся.
4. Следующий путь повышения эффективности урока – это увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке. Это положение является продолжением предыдущего пути повышения эффективности урока.
Главной парадокс плохо организованных уроков заключается в том, что на них сочетаются трудная и напряженная работа учителя с бездельем значительной части учащихся, которые только делают вид, что внимательно слушают.
5. Повышению эффективности урока во многом способствует соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей.
Рассматривая сущность процесса обучения мы отмечали, что главное здесь – дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.
Внутрипредметные связи – это постоянное повторение пройденного материала. Опытные учителя осуществляют повторение пройденного не только по изучаемой на данном уроке теме или разделу, а увязывают изучаемый материал и с разделами и темами всего учебного предмета. Такая организация работы способствует системности мышления. Постоянное осуществление внутрипредметных связей позволяет учащимся усваивать определенные понятия, законы не только в процессе непосредственного изучения, но и при изучении других тем, т. е. всегда помнить о важнейших положениях изучаемого предмета.
Осуществление межпредметных связей зависит от специфики других учебных предметов (гуманитарные, естественно-матема-тические). Каждый учитель должен знать, что изучают его ученики в данный момент по другим предметам. Для этого учителя должны постоянно обмениваться информацией о том, что проходят их ученики в данный момент.
6. Одним из своеобразных путей повышения эффективности урока является сокращение времени на контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся, особенно на устный опрос. Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки. С этой целью необходимо использовать разнообразные технические средства (компьютеры, различного рода карточки-задания, анкеты с вопросами, где учащимся надо выбрать нужный ответ или ответить словами да – нет), можно использовать взаимопроверку (без выставления оценок, как это делает В. Ф. Шаталов). Каждый учитель может разработать собственную систему контроля.
7. Эффективность урока во многом определяется уровнем общеинтеллектуальных навыков учащихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения).
С развитием телевидения резко стал падать удельный вес книги в образовательном процессе, а, значит, у учащихся менее эффективно развивается воображение. Поэтому надо учить работать с книгой (учебником) именно на уроке, именно на уроке школьники должны учиться находить нужный материал в учебнике, уметь выделять главное из прочитанного, составлять план прочитанного, тезисы прочитанного, уметь конспектировать и т. п.
Не требуется сегодня также производить даже простые арифметические действия, для этого с успехом применяются калькуляторы. Но ведь процесс умственных вычислений способствует развитию интеллекта учащихся, поэтому каждый учитель должен способствовать формированию соответствующих навыков у учащихся на уроке.
Это лишь некоторые, наиболее общие пути повышения эффективности урока, которые показывают, что учитель не должен ограничиваться сообщением определенного объема учебной информации в готовом виде, что изложение учебного материала должно учить учащихся думать, которые не только должны получать информацию, но познавать способы усвоения сведений об окружающем мире, овладевать процессом познания, получать элементарные представления об общих и частных методах познания. В процессе изложения материала на уроке необходимо постоянно ставить задачи перед учащимися: «попробуй предположить», «докажи, сколько здесь возможных решений», «какие решения более рациональны» и т. п.
Требования к уроку
Для реализации вышеназванных путей повышения его эффективности необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к современному уроку:
1. На каждом уроке должно соблюдаться единство образовательной, развивающей и воспитывающей целей. Каждый урок должен способствовать реализации важнейших закономерностей процесса обучения.
Сообщая определенные знания на уроке, необходимо развивать мышление учащихся, способствовать их умственному развитию и формировать соответствующее отношение к окружающей их действительности, прививать им навыки поведения на основе этих отношений. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретаемые знания определяли поведение учащихся, чтобы у них формировались качества личности, необходимые для любого будущего вида трудовой деятельности (культура на рабочем месте, ответственное отношение к качеству выполнения задания, преодоление трудностей при их выполнении и т. п.).
2. Каждый урок должен отвечать всем принципам дидактики и прежде всего научности и связи обучения с жизнью.
Любой урок по любому учебному предмету – это часть процесса, поэтому и необходимо увязывать обучение с жизнью, с практикой, которая в научном познании играет роль критерия истинности, а в учебном – способствует формированию интереса к учебе, положительного отношения к ней, выработке умений применять теоретические знания на практике для объяснения явлений окружающей действительности.
Источник
5 практических способов ускорения обучения
Вы когда-нибудь учились чему-нибудь, что забывалось буквально на следующий день? Так, чтобы затраченное время и усилия, вложенные в обучение, буквально были пущены на ветер, а навыки и знания никогда более не были использованы?
Корень этой проблемы часто заключается в том, каким путем были получены эти знания. Мало кто из нас умеет обучаться наиболее эффективным и быстрым способом, да так, чтобы новые навыки и знания сохранялись хоть сколь нибудь длительное время.
Ответом на эту проблему могут быть следующие советы по интенсификации, позволяющие ускорить обучение. Предлагаемые методы позволят вам освоить любой навык значительно тверже и быстрее.
Найдите значительную (эмоционально окрашенную) цель для обучения
Человек странное существо. Мы по большей части алогичны и крайне эмоциональны. Можно спорить о пользе такого нашего устройства, но это всего лишь природный механизм, доставшийся нам от далеких предков, намертво запоминать события, связанные с крепкими эмоциональными переживаниями. Раньше этот механизм обеспечивал нашему виду выживание, а сейчас мы можем использовать его для интенсификации обучения и запоминания. Для этого необходимо эмоционально связать изучаемый предмет. Когда к обучению прилагается сильная страсть, связанные с этой эмоцией знания и навыки усваиваются моментально и практически намертво вне зависимости от качества эмоции (хотя у отрицательных эмоций немного больший коэффициент полезного действия). У меня, например, после первого разлетевшегося на куски диска, навык работы с болгаркой и техника безопасности впечатались на всю жизнь (я физически никак не пострадал к счастью).
Нам нужен серьезный стимул для обучения. Большая цель, завязанная на эмоциональную составляющую, визуализируется и активирует мозговые процессы сбора и запоминания информации.
Как знают все преподаватели и догадываются многие студенты, обучение ради обучения редко бывает хорошей идеей. Здесь на память приходят ситуации, когда после сдачи сессионных экзаменов, студенты «форматируют» память, освобождаясь от лишних знаний.
Майкл Джордан под страхом вылета из баскетбольной команды в старшей школе каждое утро выполнял больше тысячи штрафных бросков, с целью стать лучшим игроком в мире (результат все знают).
Также примером может послужить ситуация в которой человек, до этого считавшийся совершенно не обучаемым иностранным языкам, своего рода антиполиглотом, смог так себя смотивировать, что за три месяца до поездки в Испанию выучился бегло разговаривать на испанском.
Такой сдвиг целевой точки в эмоциональную сферу значительно повышает мотивацию к обучению на подсознательном уровне, что в свою очередь приводит к повышению уровня эффективности и скорости обучения.
Запоминаете? Лучше запишите!
Давно не писали от руки? Считаете этот навык утратившим актуальность? Зря! Старая как мир истина, заключается в том, что самый тупой карандаш, лучше самой острой памяти.
Проводились исследования в которых испытуемые делились на две группы, в одной из которых участники писали от руки, а вторая часть группы использовала различные электронные устройства. Точно через полчаса после лекции, проведенный опрос показал превосходство группы, записывавшей материал вручную. Спустя неделю был проведен еще один контрольный срез, показавший еще более ярко выраженное превосходство группы, делавшей заметки от руки.
Что можно вынести из результатов этого исследования? Во-первых, очевидно, что возможности человеческого мозга крайне слабо изучены, но эксперимент показывает наличие эффективных механизмов косвенного усвоения информации, которые задействуются в случае механической записи. Во-вторых, глупо настаивать на архаичности этого способа фиксации информации и не использовать его для более эффективного обучения.
Поучите кого-нибудь другого
Вы когда-нибудь пытались объяснить трудноформулируемую концепцию или проблему кому-нибудь? Когда вы пытаетесь учить кого-то, вы вынуждены упрощать концепции для того, чтобы помочь другому человеку легко их понять. Тем самым, задача понимания облегчается и для вас, что делает материал более ясным и легко усваиваемым.
Исследования показывают, что люди запоминают только:
- 5% того, что узнали, из лекции.
- 10% того, что прочитали.
- 20% того, что узнали посредством аудио-визуального воздействия.
- 30% визуальной демонстрации (опыт, эксперимент).
- 50% материала групповой дискуссии.
- 75% практической отработки теории.
- 90% того, что объясняют кому-то еще.
В процессе обучения можно использовать различные вспомогательные материалы, типа ментальных карт. Разобрав любую концепцию «на пальцах», вы уже не сможете ее забыть, как бы вам этого не хотелось. Из личного опыта могу вспомнить довольно казусный случай, когда преподаватель по электронике объяснял нам принцип работы транзистора на примере работы унитаза и сливной системы.
Используйте или забейте
Многие изучавшие языки знают, что даже достигнув определенного уровня беглости и внушительного объема словарного запаса, отсутствие практики все равно приводит к ухудшению навыка и обеднению словаря.
Отсутствие практики губительно для любых навыков. Порой после длительных пауз трудно даже на велосипеде кататься, что уж говорить о более тонких предметах. Поэтому для сохранения уровня владения навыком крайне необходимо выделять время на практику.
В процессе поддержания формы обратите внимание на то, чтобы ваше окружение хоть иногда соответствовало этой задаче. В случае с языком постарайтесь выделять время для общения с такими же заинтересованными в этом людьми. Общность интереса к предмету позволяет нам постоянно находиться в состоянии обучения в процессе общения, получая к тому же моментальную обратную связь.
Не забывайте о современных возможностях. Ведь раньше с единомышленниками вас могли разделять тысячи километров, а сейчас вы находитесь на расстоянии клика мышью. Тематические группы в социальных сетях и форумы дадут вам такой круг общения, который захотите.
Следите за собой
Когда вам 20 лет вы с легкостью можете всю ночь проботанить курс лекций и утром быть огурцом, но с каждым годом ресурсы организма только уменьшаются и ночные бдения приведут к тому, что с утра вы вообще ничего не вспомните. Сон совершенно необходим, поскольку является одной из фаз переработки и усвоения информации. Студенческие ночные зубрежки задействуют кратковременную память, из-за чего и получается ситуация, в которой после сдачи экзаменов студенты ничего не знают. Таким образом, если мы хотим сохранения навыков в долгосрочной перспективе, не режимный прессинг мозгов совершенно не приемлем.
Десятки исследований показали, что количество сна прямо пропорционально объемам усвоенной информации. Без адекватного сна и отдыха пашущие на износ нейроны могут не функционировать должным образом, в результате чего теряется способность воспроизведения ранее зафиксированной информации.
Качество сна также имеет значение. Низкое качество сна отрицательно влияет на эмоциональный баланс, который как я уже упоминал выше очень важен для усвоения информации и оказывает сильнейшее воздействие на способности к обучению. Изменения в настроении влияют на нашу способность приобретения и сохранения информации.
Для улучшения качества сна врачи рекомендуют физические упражнения. Хороший сон и тренировки оптимизируют мышление, улучшают бдительность, внимание и мотивацию, а также подстегивают развитие новых нервных клеток из стволовых клеток в гиппокампусе (область мозга, связанная с памятью и обучения).
В следующий раз, когда соберетесь обучиться чему-нибудь, вспомните эти немудреные советы и используйте хоть один, гарантирую более эффективный и интенсивный процесс, и более качественный результат. Спасибо за внимание!
Источник