Несколько способов повышения эффективности профессиональной подготовки студентов
Без сомнения качество обучения профессии зависит от того, какую степень заинтересованности сообщил преподаватель своим слушателям. Обычная передача новой информации уже малоэффективна в силу слабой ее фиксации в памяти студента. В современных условиях необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы вместо запоминания готовых знаний и их последующего воспроизведения, студенты самостоятельно овладевали ими в процессе активной познавательной деятельности и применяли на практике. То есть, образовательный процесс должен побуждать учащихся к мыслительной деятельности, формировать у них познавательные интересы и способности, развивать творческое мышление. Именно от этого зависит успешность обучения и прочность полученных знаний.
Очевидным моментом в обучении является то, что производственное обучение занимает не малое место в учебном процессе – более трети учебного времени отводится на эту форму обучения. И если доминантной целью теоретического обучения является передача студенту общих и специфических знаний о технике, технологии, управлении производством, то производственное обучение формирует у него систему профессиональных навыков и умений, то есть практическое освоение профессии. Однако нельзя разделение этих двух направлений так, что практическое обучение это «чистая» практика, а теоретическое – «голая» теория.
Существующие виды практик принято обозначать такими терминами, как «производственное» и «практическое» обучение. В основном эти понятия совпадают, однако есть и некоторые различия. Так, например, соотносятся понятия «производительный труд» и «общественно-полезный труд». Второе более широкое, так как включает в себя ряд непроизводственных видов деятельности. В связи с этим, производственное обучение является одной из форм практического обучения, которая осуществляется или в производственных условиях, или приближенных к ним. И задача студента в овладении специальностью состоит в том, чтобы на базе полученного общего и технического образования изучить область агропромышленного производства, научиться практически выполнять основные виды деятельности, составляющие костяк его профессии. Таким образом, для освоения специальности недостаточно профессиональных теоретических знаний. Для этого следует освоить саму профессиональную деятельность, приобрести соответствующие ей навыки и умения.
В связи с этим наиболее актуальным в подходе к обучению специалистов становится практико-ориентированный подход. Именно он позволит реализовать такие функции обучения, как:
— формирование умений и навыков, соответствующих требуемому уровню квалификации;
— качественное освоение профессии;
— воспитание значимых профессиональных качеств;
— участие в общественно-полезном труде;
— закрепление знаний, получаемых в процессе теоретического обучения;
— стимулирование теоретического обучения.
И, несмотря на то, что система организации производственной практики претерпела серьезные изменения не в лучшую сторону, когда старая методика ее обеспечения не работает, а новая испытывает объективные трудности, подходы к построению практико-ориентированного обучения должны оставаться прежними и реализовывать задачи качественной подготовки студентов и рабочей профессии, и как специалистов среднего звена.
Достаточно сложно определить первичность направлений педагогической деятельности – теоретического и практического обучения, настолько они взаимосвязаны. Если взглянуть на задачи теоретического, они заключаются в следующем:
— формирование комплекса знаний в области технического и технологического оснащения, организации производства в агропромышленном комплексе;
— выработка навыков творческого применения умений, полученных на практике с целью более рациональной организации технологических процессов;
— выработка навыков использования в работе методов планирования, пользования справочной литературой, технической документацией, контрольно-измерительными приборами и оборудованием.
В свою очередь практическое обучение нацелено на формирование умений в таких процессах, как:
— применение теоретического знания в области технического оснащения производственных процессов;
— использование изученных технологий, особенно инновационных;
— формирование технического мышления;
— умение применить знания в решении конкретных технических вопросов.
Так, например, при изучении электротехнических дисциплин студент должен научиться пользоваться технической и справочной литературой, использовать возможности самообразования. То есть, важна не только передача знаний учащимся преподавателем, но и большой объем их самостоятельной работы. А это невозможно обеспечить исключительно объективными возможностями двух видов обучения, необходима и выработка соответствующих методик, например, постановки проблемы и поиск ее решения. При этом опираться следует на наглядный материал, демонстрирующий схемы, макеты, видеофильмы и натуральные, а особенно, действующие образцы. Их использование наиболее эффективно при проведении практических и лабораторных работ. Например, изучив методы измерения электрических и неэлектрических величин, студенты одновременно на практике учатся собирать электрические цепи. При этом необходимо максимально индивидуализировать поставленные задачи, что позволит студенту правильно оценить полноту усвоения знаний и самостоятельно откорректировать свою внеклассную работу. Таким образом, осуществляется связь теоретического и практического видов обучения, при реализации которой особое внимание следует уделить согласованности одного вида с другим по тематике.
Особенно наглядно это просматривается при обучении студентов профессий, связанных с использованием электрификации в сельском хозяйстве, непосредственной работой с электрооборудованием.
Так, для учащихся специальности «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) начало профессионального обучения связано с изучением основ электротехники, техники безопасности при работе с электрооборудованием, технику и технологию электродуговой сварки. Параллельно студенты изучают на практике устройство сварочных трансформаторов, учатся подключать их к электрической сети, постигают способы проведения сварочных работ. Для этого они участвуют в подготовке технологического оборудования к проведению сельскохозяйственных работ, осуществляя в пределах своих компетенций ряд ремонтных операций самостоятельно.
Производственная практика студентов, будущая специальность которых связана с механизацией сельского хозяйства, позволяет им использовать полученные знания в электротехнике и электронной технике при ремонте электрооборудования машин и механизмов. При этом задача преподавательского состава заключается в создании для студентов мотивации для творческого использования, приобретенных ранее знаний, конкретизации их с учетом имеющихся производственных условий.
А далее важно правильно провести анализ прохождения практики, особенно, если она проходила на действующих эффективных производственных предприятиях, где руководство заинтересовано в подготовке и привлечении грамотных молодых специалистов. Подспорьем этому послужат отчеты о прохождении практики, производственные характеристики, а также ход подготовки студентами выпускной квалификационной работы. На основе этих документов можно сделать объективные выводы об успешности проведенной учебной и воспитательной работы с конкретными учащимися.
Что касается непосредственно изучения предмета «Основы электротехники», ФГОС отмечает, что «реализация компетентного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся». Именно такой подход способен обеспечить своевременную разработку методик использования новых средств обучения, возникающих вследствие развития техники и успешное использование их в учебном процессе.
Обучение электротехническим дисциплинам в силу специфики предмета требует не только постановки задач и целей, но и внимательного рассмотрения самих принципов обучения. Это в первую очередь связано с быстрым развитием этой области и возрастающей потребностью в не только знающих и умеющих, но и мыслящих, самостоятельных и инициативных специалистах. В таких условиях методы и приемы, формы и способы обучения, являющиеся составной частью любой педагогической технологии, часто становятся основополагающими в изучении таких сложных дисциплин. И в этой связи следует обратить внимание на такие разработки, как:
— технология опорных конспектов;
Сущность первой состоит в создании по специальным принципам визуальной модели учебного материала, в которой в виде изображения представлены основные смыслы изучаемой тематики с использованием графических приемов, повышающих эффект усвоения и запоминания. Такие материалы принято называть опорным конспектом и наиболее важна их логическая форма, содержащая такие материалы, которые способны прочно внедриться в памяти обучающегося. Это, в частности, схематически организованные важные выдержки из различных учебников, позволяющих объяснить какое-то явление наиболее кратко и точно, что в свою очередь дает возможность учащимся благодаря сокращенной форме удерживать в памяти большие объемы информации. Сама методика заключается в том, что преподаватель предоставляет студентам знания в обычной форме, но для их закрепления в конце урока повторяет самые главные моменты по опорно-логическому конспекту, позволяющему использовать зрительное восприятие как более эффективное в сравнении со слуховым.
Кейс-метод – одна из разновидностей форм проблемно-ситуативного обучения, важность которого заключается в развитии у студентов таких качеств и умений, как:
— анализировать информацию, мыслить логически и отделять наиболее существенные моменты;
— на практике применять полученные в результате теоретической подготовки знаний;
— осуществлять поиск альтернативных решений;
— дискутировать, убеждать оппонентов, отстаивать свою точку зрения, объединяться в группы;
— способность к анализу и самоанализу.
Сущность метода заключается в подаче обучающимся материала в виде проблем, а знания получаются в процессе их разрешения:
— выдвижения гипотез и предположений;
— выработки и предложения решения.
Приведенные современные методики обучения позволяют обеспечить развитие аналитических и коммуникативных навыков, способности моделировать ситуации и находить пути их разрешения, что, в конечном итоге, обеспечивает воспитание и подготовку компетентных специалистов.
Источник
Источники повышения эффективности занятий в вузах
На различных уровнях положительного отношения студентов.
Обычно все проблемы преподаватели связывают с переусложненностью программ и нехваткой учебников. И в этом есть доля истины. Вместе с тем перегрузка студентов в основном определяется низкой эффективностью занятий. Отсюда вытекает важнейшая педагогическая задача — учить работать на занятии и вне его.
Источниками повышения эффективности занятия являются: интерес к учению, самостоятельная работа на занятии, умелое использование средств обучения, сотрудничество студентов, преподавателя и студентов на занятии, ежедневный контроль знаний, умений, навыков, своевременный отдых на занятии, устранение формализма в подходе к новой теме.
Одним из источников повышения эффективности занятия является создание интереса к учению, что часто, к сожалению, не всегда можно наблюдать на занятиях в наших вузах. Занятие только тогда эффективно, когда преподаватель всесторонне изучил студента, а изучить его помогает и внеаудиторная работа. Но зачастую, многие преподаватели отводят мало времени проведению воспитательных мероприятий.
С первых шагов учебы в институте студенты уже учатся выражать свои мысли и в письменной, и в устной форме, они анализируют и рецензируют ответы студентов, вступают в дискуссию с преподавателем. Если у студента нет своего взгляда на вещи, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьется глубокий интерес к какой-либо области знаний.
Для развития самостоятельности мышления можно ввести занимательные задания для развития мышления. Это своего рода игры, они длятся около 8 минут. Некоторые педагоги новаторы используют такой способ на своих занятиях. Выполняя эти задания, студенты овладевают приемами анализа и синтеза, сравнения и обобщения, связей и отношений между предметами, явлениями и событиями окружающего мира.
На эффективность занятий влияет отрицательное отношение студентов к учению, бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, неумение преодолевать трудности, нежелание учиться. К учению наблюдается постепенное нарастание мотиваций от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования.*
Ещё одним важным показателем эффективности занятий является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Отношение студентов к учению педагоги характеризуют активностью. Активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой личный уровень.
В своей работе опытный преподаватель для достижения эффективности занятий должен использовать некоторые правила, такие как:
- опираться на желания студентов;
- использовать идентификацию;
- учитывать интересы и склонности;
— использовать намерения обучаемых;
- поощрять желания добиться признания;
- признавать достоинства;
- одобрять успехи.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации в которых студенты должны:
- отстаивать своё мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим сокурсникам и преподавателям;
- рецензировать ответы других студентов;
- заниматься обучением отстающих;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы).
Одним из постоянно сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Эффективность занятий зависит от интереса студентов к предмету и изучаемой теме. Первой общей закономерностью является зависимость интересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Другой, не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов студентов от их отношения к преподавателю. С интересом учатся у тех преподавателей, которых любят и уважают.
Источником повышения эффективности занятий является, также, умение преподавателя так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний студентов. Настоящий преподаватель всегда найдёт нестандартный ответ на любой вопрос.
Среди многообразия путей и средств, выбранных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, можно выделить:
- увлеченное преподавание;
- новизну учебного материала;
- историзм;
- показ практического применения знаний в связи с жизненными планами студентов;
- использование новых и нетрадиционных форм обучения;
- чередование форм и методов обучения;
- проблемное обучение;
- обучение с компьютерной поддержкой;
- применение мультимедиа – систем;
- взаимообучение (в парах, микрогруппах);
- тестирование знаний, умений;
- показ достижений обучаемых;
- создание ситуаций успеха;
- педагогический такт и мастерство педагога;
- отношение педагога к своему предмету.
Для повышения эффективности занятия очень важна забота о студентах, понимание значения умелой организации их учебного труда, сотрудничество студентов. Сотрудничество со студентами возможно только при большом уважении друг к другу, когда идет свободный обмен мнениями по интересующим вопросам. Это возможно только при демократическом стиле общения.
Важно и сотрудничество студентов между собой в процессе обучения на занятии. Часто преподаватели бывают строги, когда запрещают студенту в процессе работы над учебным материалом, посоветоваться, попросить его помощи или оказать ему помощь.
Если на занятии «рабочая» обстановка (спор, диспут, дискуссия и т.д.), то это нужно только приветствовать.
Совместные действия студентов налаживаются не сразу, нужно специально их формировать, время от времени пересаживать их, чтобы у них накапливался опыт общения, умение вести себя в коллективе.
И еще один из важных вопросов обучения. Чем чаще студент отвечает, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, решил, сделал, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если студент готов ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно, но такого ощущения не должно происходить, поскольку студент должен понимать, что учится и получает знания для расширения своего кругозора.
На занятиях необходимо отводить время для ежедневных письменных работ, обязательно ежедневно оценивать эти работы. Только ежедневный контроль помогает выявить тех студентов, которые что-то не доработали, и помочь им.
Нужно выработать привычку смотреть на учебный материал глазами студента, мысленно поставить себя на его место (эмпатия), взглянуть на материал с его точки зрения и увидеть всевозможные психологические барьеры, которые могут ожидать студентов в процессе обучения.
Находить пути эффективности занятий поможет профессионально-педагогическое самосовершенствование преподавателя. Каждый преподаватель может собрать методическую копилку (общая тетрадь, блокнот и т.п.), в которой записываются вопросы педагогики и дидактики, вопросы воспитания, кладезь народной мудрости, интересные задачи и примеры для индивидуальных заданий.
Таким образом, преподаватель, если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, не просто отстает, а тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед высшим учебным заведением.
Источник