Способы повышения эффективности перевозок

Организация пассажироперевозок: показатели и пути повышения эффективности

Результатом деятельности региональных органов власти и местного самоуправления по организации регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом является совокупный социально-экономический эффект. Социальным эффектом является повышение качества регулярных перевозок, в том числе безопасности перевозок пассажиров. Экономический эффект выражается в снижении бюджетной нагрузки, развитии добросовестной конкуренции между перевозчиками. Повышения экономической эффективности можно добиться увеличением социально-экономического эффекта или снижением организационных затрат. Основанием для повышения эффективности организации регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом является целый ряд проблем пассажирского автотранспорта общего пользования в регионах, влияющих на его нормальное функционирование и стабильное развитие.

Показатели эффективности организации пассажирских перевозок

На рисунке представлены основные показатели, характеризующие организацию и эффективность деятельности пассажирских перевозчиков

Можно заметить, что обобщенные показатели от отрасли и индивидуальные показатели деятельности пассажирских автопредприятий и пересекаются между собой, т.е. являются идентичными. В отличии от обобщенных показателей отрасли, при расчете индивидуальных показателей производится анализ как работы по направлениям индивидуального использования пассажирского транспорта и его состояния.

Методика расчета показателей эффективности пассажирских перевозок

Производится расчет в т.ч. таких показателей как эффективность использования имущества предприятия, выручка, прибыль (убыток), рентабельность (убыточность). Структурирование данных показателей позволит более точно определить проблемные места отрасли в целом и будет способствовать поиску резервов повышения ее эффективности.

Показатель вместимости подвижного состава маршрутов выражается удельным пассажирооборотом маршрутов (Ум). Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

Ум=Vm*L/Im

где Vм – общий объем пассажироперевозок маршрута, пас; L – средняя длина пассажироездки, км; Iм – длина маршрута, км.

Энергоемкость перевозок Эн, т.е. расход энергии автомобилем на выполнение конкретных перевозок:

Эн=100*Т*p ц/W

где, Т – количество топлива (ГСМ), которое расходовано на осуществление автомобильной перевозки в год, литров; ρ — плотность топлива; ц — теплотворная способность (калорийность) топлива, ккал.; W- производительность, пасс.-км/год.

Материалоемкость перевозок (Ме), т.е. количество материалов, расходуемое при осуществлении различных транспортных работ, кг/1000 пасс. км.:

Ме= (1000*(Gк-Gэ)* ц)/(W*C*б)

где Gк – масса автомобиля, кг; Gэ – масса материала, расходуемая в процессе эксплуатации за амортизационный срок службы, кг; С – амортизационный срок службы автомобиля, лет; б – коэффициент использования материалов в производстве.

Трудоемкость использования (Те) т.е. количество трудозатрат всех работников, приходящееся на единицу транспортной продукции, чел.- ч/100 пасс.-км:

Те= (1000*(Тв+Трр+Та))/W

где, Тв, Трр, Та – затраты труда водителей, работников ремонтной службы, управленческих работников, чел.-ч.

Себестоимость перевозок (Sa) рассчитывается отношением суммы расходов, связанных с выполнением перевозок за определенный период времени, к выполненной за это же время транспортной работе:

Sa=С/Р

где, С – затраты на оказание услуг пассажирских перевозок, тыс. руб.; Р – объем пассажирооборота, пасс.-км.

К показателям эффективности перевозочного процесса одиночного автомобиля можно отнести его общий пробег (Lобщ), формирование которого происходит из трех составляющих:

Lобщ=Lпол+Ln+Lx

где, Lпол – пробег с пассажирами; Ln – нулевой пробег; Lx – холостой пробег, км.

Другим показателем является средняя длина перевозки пассажиров (Lдн):

Lдн= (Lдн1+Lдн2+⋯Lднn)/Q

где, Lдн1, Lдн2, Lднn – расстояние поездки одного пассажира, км. Q – количество перевезенных пассажиров, чел.

Основным из показателей эффективности использования парка подвижного состава является показатель численности подвижного состава (Аобщ):

Аобщ=Аэ+Ап+Ар

где, Аэ – автомобили парка готовые к эксплуатации; Ап – неработающие автомобили; Ар – автомобили, находящиеся на линии.

Обобщающими показателями эффективности организации пассажироперевозок являются показатели прибыльности и рентабельности.

Рпр=П/В*100%

где, Рв (%) — рентабельность прибыли от продаж; П – прибыль от реализации услуг по перевозки пассажиров; В – выручка от реализации услуг по перевозке пассажиров, тыс.руб.

Рпер=П/З*100%

где, Рпер (%) — рентабельность пассажирских перевозок, %; З – себестоимость осуществления пассажирских перевозок, тыс.руб.

Показатели рентабельности позволяют оценить размер прибыльности (убыточности) на 1 рубль выручки или затрат на оказание услуг перевозок пассажиров.

Кроме того, существует и система других косвенных показателей организации и эффективности деятельности отрасли пассажирского транспорта, к таким показателям можно отнести налоговые поступления в бюджетную систему РФ

Повышение эффективности пассажирских перевозок

Повышение эффективности пассажирских автобусных перевозок достигается решением комплекса следующих организационных и экономических задач:

— систематическое изучение пассажиропотоков на автобусных маршрутах;

— разработка на основе материалов обследований пассажиропотоков рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направления существующих маршрутов;

Читайте также:  Способы защиты прав интеллектуальной собственности судом

— выбор типа и определение количества подвижного состава на маршруте;

— составление расписания движения автобусов и графика их выпуска на линию; нормирование скоростей движения автобусов;

— координация работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта;

— направление движения автотранспортных средств и оперативный контроль за регулярностью движения;

— снижение себестоимости перевозок;

— недопущение недобросовестной конкуренции в сфере пассажирских перевозок;

— своевременность принятия тарифов, сбалансированная ценовая политика;

— подбор квалифицированных кадров;

— улучшение качества дорог.

Организация работы пригородного и городского пассажирского транспорта должна быть направлена на повышение эффективности его работы в сочетании соблюдения интересов государства, муниципалитета, транспортных предприятий и всех слоев населения. С решением этих задач будет обеспечено устойчивое функционирование городского и регионального пассажирского автотранспорта, являющегося одним из условий повышения уровня жизни населения региона.

Источник

Как повысить эффективность управления автопарком

Средняя норма прибыли транспортной компании, владеющей 100 большегрузными автомобилями, составляет 5%. Чтобы увеличить прибыль вдвое, руководству компании пришлось бы инвестировать в течение четырех лет около 1 млрд руб. в закупку и обслуживание еще 100 единиц техники. Но такого же результата можно добиться значительно быстрее и дешевле, сделав управление автопарка цифровым. Вот пять способов повысить эффективность управления автопарками с помощью цифровых технологий.

1. Контроль расхода топлива. В переменных издержках на содержание транспортного парка более 50% приходится на топливо. Необоснованный рост расходов на топливо (в том числе из-за распространенной практики хищения бензина водителями) нарушает всю экономику транспортного парка. Речь идет не только о лишних затратах на бензин. Например, чтобы скрыть нецелевое использование топлива, водитель накручивает пробег по одометру. И компания, ориентируясь на неверные данные о пробеге, тратит больше средств на техническое обслуживание транспорта, чем необходимо на самом деле.

Решить проблему помогают датчики расхода топлива. Однако точность измерений зависит от климатических условий. Точность хуже при температурах ниже минус 40 °С, при резком перепаде температур в течение суток, при температурах выше 45 °С, а также при перевозках в условиях бездорожья. Существуют специальные датчики расхода топлива, способные работать в неблагоприятных климатических условиях. Они дороже стандартных, и такой проект потребует значительных инвестиций. Например, установка специальных датчиков на 2000 грузовиков обошлась горнодобывающей компании в $2 млн без учета затрат на техобслуживание.

2. Анализ эффективности использования автопарка. Например, международная логистическая компания меняет машины каждые восемь лет, или через каждые 300 000 км пробега. Получается, что средний показатель пробега машины составляет 37 500 км, что очень мало. Средние показатели для коммерческого транспорта – 170 000 км в год. При низком пробеге увеличивается себестоимость перевозок. Выгоднее привлекать наемный транспорт – либо менять схему логистики, чтобы увеличить пробег и повысить эффективность автопарка. Здесь поможет программное обеспечение, которое собирает данные о каждой машине и оптимизирует распределение нагрузки между машинами автопарка.

3. Контроль сроков доставки и скоростного режима. В частности, перевозка автокомпонентов (бамперов, передних частей кузова, частей подвески) требует строгого соблюдения скоростного режима – не более 50 км/ч. А если по вине перевозчика, сорвавшего сроки поставки, автопроизводитель будет вынужден остановить конвейер, транспортной компании грозят штрафные санкции в несколько миллионов долларов. Поэтому, например, германская логистическая компания в 2018 г. установила навигационные терминалы и систему онлайн-мониторинга транспорта на 200 грузовиков, которые доставляют компоненты на сборочные линии автопроизводителей. Цели проекта – обеспечить контроль условий хранения комплектующих на складе перевозчика, соблюдение скоростного режима и сроков доставки автокомпонентов.

Подобные системы онлайн-мониторинга транспорта применимы и на b2c-рынках. Они позволяют, например, онлайн-ритейлеру, имеющему собственный автопарк, или курьерской службе контролировать время выполнения каждого заказа и выстраивать оптимальный маршрут доставки. В среднем маршрутный лист водителя курьерской службы насчитывает до 20 адресов. Если сэкономить лишь по одной минуте на каждом заказе за день, можно доставить на один заказ больше. То есть перевозчик успеет выполнить больше заказов, не увеличивая автопарк.

4. Контроль манеры вождения. В транспортном бизнесе валовая прибыль на единицу грузовой техники в среднем составляет около 7 млн руб. в год при пробеге 170 000 км. Поломки и ремонты неизбежны, но при бережливом вождении (без резких маневров, резких увеличений и сбросов скорости и проч.) затраты на ремонт автопарка не превысят 3% годовой валовой прибыли. Если же водитель применяет агрессивный стиль вождения, резко разгоняется и тормозит, затраты на ремонт в первый же год эксплуатации машины могут достигать уже 6%. На второй год эксплуатации на ремонт грузовика при бережливом вождении компания потратит не более 4% валовой прибыли – или до 8%, если за рулем лихач. Оценить манеру вождения каждого водителя поможет телеметрия. Система онлайн-мониторинга транспорта позволяет отследить опасные маневры водителей. Водителей-лихачей следует обучить более безопасной манере вождения.

Читайте также:  Подосиновики соленые холодным способом

5. Контроль перегрузок. С начала 2019 г. перевозчики начали получать штрафы ГИБДД за превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства. Эти штрафы составляют минимум 150 000 руб. за одну машину. Для больших автопарков такие штрафы разорительны. И чтобы избежать штрафов, перевозчики отправляют в рейс машины с неполной загрузкой – и недополучают выручку. А с помощью программного обеспечения и телематики можно оптимизировать загрузку машин и спрогнозировать возможные штрафы. И при этом сэкономить: по закону при оплате штрафа в 20-дневный срок с даты вынесения постановления полагается скидка в 50%.

Источник

Оптимизация расходов в транспортном бизнесе. Как решить главные проблемы перевозчиков 13:56, 6 августа 2020 Версия для печати

Из обширного списка расходов, с которыми сталкиваются транспортные компании, можно выделить пять основных статей. Они самые затратные, но в то же время обладают наибольшим потенциалом для оптимизации.

Успех любой транспортной компании зависит от рациональных решений и внимательного отношения к мелочам. Пока некоторые унывают, сильные и эффективные руководители ищут способы оптимизировать затраты и сократить издержки.

Есть две противоположных стратегии: постараться сэкономить сегодня, отложив существенные траты на потом – или инвестировать в будущее, сократив при этом расходы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Какая стратегия окажется выигрышной? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте оценить совокупную стоимость владения логистическим бизнесом. На этой диаграмме показана структура затрат:

Очевидно, что некоторые из статей расходов (налоги, сборы, штрафы, траты на покупку AdBlue) сократить практически невозможно. Но другие можно и нужно оптимизировать.

Возраст автопарка: обновить или использовать старые грузовики?

Это насущный вопрос для любой транспортной компании. Старые автомобили могут служить достаточно долгое время, хотя и будут требовать вложений. Альтернативный вариант – продать такие машины, пока они не потеряли в цене, и на вырученные деньги приобрести новые грузовики в лизинг.

Стоимость владения б/у автомобилем старше 3 лет:

  • Эксплуатационные расходы (ТО, запчасти, ремонт) за 5 лет – ₽2,4 млн;
  • Коэффициент выхода на линию – 70% и ниже;
  • Экономия на налогах НДС и НП – 0.

Если вы оставите всё как есть, платить ни за что (кроме ремонта техники, которая будет периодически ломаться) не придётся. Эта стратегия на первый взгляд безопасна. Но стоит учесть, что и лизинг не требует вложений на старте.

По расчётам компании Технолизинг, если машина продаётся за 60% от её первоначальной стоимости, а первый взнос по лизингу покрывает 50% от стоимости нового грузовика, его владелец остаётся в плюсе.

Преимущества нового транспорта неоспоримы: это высокий процент выхода на линию (97%), возможность заключения выгодных контрактов с требовательными заказчиками и повышенный комфорт для водителей.

Экономия топлива: жесткий контроль или мотивация сотрудников?

Для транспортного бизнеса управление топливными расходами – краеугольный камень. Не секрет, что около 50% расходов перевозчиков приходится именно на горючее. Есть несколько способов сократить эти расходы, и внедрять их лучше комплексно: установить системы мониторинга, обучить водителей экономичному вождению и стимулировать их к использованию полученных знаний, внедрив систему вознаграждений.

Телематика поможет контролировать расход топлива и предоставит объективную информацию. Эти данные станут основой для оптимизации расходов на топливо. Системы мониторинга также повлияют на дисциплину водителей, которые будут знать, что каждый литр дизельного топлива на счету.

Сколько можно сэкономить, внедрив телематику?

При эксплуатации парка из 60 большегрузов экономия составит до 20% в год. В денежном выражении это ₽4,7 млн. Из этой суммы необходимо вычесть стоимость оборудования (около ₽18 тыс. на каждую машину) и абонентскую плату (₽450 на каждую машину ежемесячно) – около ₽1,25 млн. Таким образом, только за первый год владелец автопарка сэкономит около ₽3,35 млн, а в будущем выгода будет расти, так как платить за оборудование уже не придётся.

Но просто оснастить телематикой автопарк мало. Расход топлива сильно зависит от стиля вождения, и многие водители не совершенствуют свои показатели, не зная о простых и эффективных методах экономии. Поэтому обучение водителей – не менее важная часть оптимизации, которая повысит их профессиональную подготовку и обязательно окупится в дальнейшем.

Важно отметить, что экономичное вождение – это вождение аккуратное и безопасное. Оно не только уменьшает расход топлива, но и снижает аварийность.

Выбор шин: доступные или энергоэффективные?

Шины – еще одна статья расходов автоперевозчиков. Когда на счету каждый рубль, вопрос во что «обувать» автопарк совсем не копеечный.

Читайте также:  Для проведения какого способа закупки нельзя привлечь специализированную организацию

Использование дешевых шин может сократить расходы на 50% — просто потому, что они дешевые. В общей структуре расходов траты на шины занимают всего 1%. Но пробег до очередной замены при этом сократится, а расход топлива вырастет. Таким образом, сэкономив 0,5% от общей стоимости владения компанией (примем это значение за ₽500 тыс.), вы можете потерять до 5% (т.е. до ₽5 млн) из-за повышенного расхода топлива и необходимости более частой замены шин.

Выходит, что без правильно подобранных шин все усилия по сокращению расходов могут оказаться неэффективными. Но и эту проблему можно решить.

Рассмотрим эффективность энергосберегающих шин на примере новой гаммы грузовых шин MICHELIN X MULTI ENERGY . Компания Мишлен разрабатывала их, поставив амбициозную задачу: сделать так, чтобы автопарки получили реальную экономию топлива, не жертвуя привычными значениями ходимости и управляемости. Инженеры компании комбинировали самые современные технологии и резиновые смеси.

Сколько можно сэкономить благодаря энергоэффективным шинам?

Комплект стандартных шин (ходимостью 270 тыс. км.) для автопоезда из 12 штук обойдется примерно в ₽300 тыс. Стоимость комплекта из 12 шин MICHELIN X MULTI ENERGY составит ₽456 тыс. Однако ходимость шин Мишлен достигает 350 тыс. км, а это значит, что при пробеге в 180 тыс. км. в год менять их придется не каждые полтора, а каждые два года.

Но это не главное. При указанном пробеге и цене топлива в ₽47 за литр автопоезд, обутый в обычные шины за год сожжет горючего на ₽7,614 млн, в то время как автопоезд в шинах MICHELIN – на ₽7,004 млн. Это неудивительно, ведь сравнительные испытания показали преимущество MICHELIN: расход топлива на каждые 100 километров пробега сократился на 2,4 л. в сравнении с шинами других производителей. Таким образом, экономия превысит ₽450 тыс. на каждый автопоезд и для автопарка из 60 машин составит ₽27 млн.

Переобувать весь автопарк разом не обязательно. Каждый грузовик, сменивший шины на энергосберегающие, уже начнет приносить экономию.

В таком случае замена будет происходить постепенно, по мере износа старых комплектов шин. Такая практика снизит единовременные расходы, а экономия будет увеличиваться, пока не достигнет по-настоящему ощутимых величин.

Сколько денег сэкономят энергосберегающие шины для вашей компании? Рассчитайте выгоду с помощью калькулятора совокупной стоимости владения.

Оплата труда: KPI или большой оклад?

Оплата труда составляет заметную часть расходов. Как сохранить доверие команды и сделать зарплату оптимальной, чтобы она устраивала и работника, и работодателя?

Лидеры сферы транспортных перевозок, как правило, привязывают выплаты к результатам сотрудников. Если речь идёт о водителях, то показателями эффективности могут стать:

  • расход топлива;
  • пройденный километраж;
  • отсутствие штрафов и опозданий;
  • количество выполненных рейсов или доставок.

Серьёзной мотивирующей частью при этом становится выплата премий (например, за экономию определенного количества топлива). Если зарплата водителя будет состоять не из фиксированной суммы, а из вознаграждения по формуле «оклад + премия за выполненную работу + бонусы за экономию топлива и бережливое отношение к автомобилю», расходы на оплату труда вырастут.

Но при этом появится заметный положительный эффект: увеличение количества выполненных рейсов (что позволит не расширять штат водителей), снижение потребности привлечения наёмного транспорта, сокращение затрат на топливо (в среднем на 5%) и ремонт автомобилей (в среднем на 4%).

Обслуживание автопарка: дилер или «неофициал»?

На первый взгляд может показаться, что автопарк, машины в котором старше трех лет, целесообразно перевести на обслуживание в неофициальных дилерских центрах. Стоимость работ здесь ниже, неоргинальные запчасти дешевле, и экономия может составить до 30% (₽350 тыс.).

Принимая решение о работе с «неофициалами», руководитель, однако, должен отдавать себе отчет в том, что примерно в такой же степени возрастут и риски.

Поломки и связанные с ними простои, срывы сроков доставки с последующими неустойками и другие неприятные сюрпризы – стоят ли они экономии, которая в общей массе расходов весьма незначительна?

Сотрудничество с официальными СТО, гарантийные обязательства по выполненным работам, оригинальные запчасти – все это работает на непрерывную, стабильную деятельность вашей компании. Поэтому выбор лучше сделать в пользу официальных дилерских центров.

Мы рассмотрели основные статьи расходов транспортной компании. Конечно, расходы перевозчиков не ограничиваются этими пятью статьями. Однако налоги, сборы и штрафы оптимизировать невозможно, а прочие траты составляют менее 1% от стоимости владения.

Анализ совокупной стоимости владения компанией помогает правильно рассчитывать расходы, выявлять слабые места. Каждый из рассмотренных пунктов обладает значительным потенциалом для оптимизации издержек, но в конечном итоге всё зависит от правильных, продуманных решений, принимаемых руководителем предприятия.

Источник

Оцените статью
Разные способы