Повышение эффективности обучения иностранному языку
Повышение эффективности обучения иностранному языку.
Рассмотрим активные методы обучения на примере преподавания иностранных языков. К активным методам обучения иностранным языкам относятся: коммуникативный, лингвосоцио – культурный, эмоционально – смысловой, проектный, системно – модельный метод и др. Активных методов обучения очень много, и разобраться в них не просто. Основная задача всех современных активных методов обучения – научить людей говорить и понимать собеседников, т.е. общаться, поэтому основной упор делается на погружение в языковую среду, ролевые игры, разыгрывание сценок или целых спектаклей на изучаемом яхыке.
Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, можно применять ролевую игру, игру вообще, особенно на начальном этапе обучения, применять некоторые нетрадиционные методы уроков, а также стихи, загадки, песни, шарады, ребусы, кроссворды, тесты — в старших классах.
1.1 Игра – средство активизации лексического и грамматического материала, развития навыков и умений всех видов деятельности.
С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности школьника. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку. Игр, которые известны всем учителям, которые можно применять на уроках иностранного языка — очень много, они интересны младшим школьникам на начальном этапе обучения.
Игры можно разделить на несколько видов:
1. Игры с буквами.
2. Игры со словами.
3. Синтаксические игры.
4. Игры с текстом.
5. Грамматические игры.
6. Поэтические игры.
7. Корректировочные игры.
8. Загадки, ребусы.
Эта классификация может быть расширена, так как на уровне слова, предложения и текстов могут выполняться и лексические, и грамматические, и стилистические, и орфографические, и фонетические игры. Применяя игры на уроках, нужно помнить о некоторых рекомендациях:
— выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован; -должно быть задействовано возможно большее количество учащихся;
— игра должна соответствовать языковым возможностям учащихся;
— языковые игры должны проводиться на иностранном языке;
— нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки.
Они базируются на уже изученном, нужно применять их в меру, целесообразно и планово Тhe А В С – games.
Перебрасывая мяч, учащиеся называют буквы алфавита;
— первый учащийся, бросающий мяч, называет любую букву алфавита, следующий продолжает с этой буквы до конца;
— в быстром темпе передаю по буквам текст;
— выдаю карточки с «письмами», где зашифровываю текст (каждая буква соответствует определенной цифре — А-1 В-2 и т.д.)
Word games -«Сhаinword»- каждая последняя буква слова является первой буквой следующего;
-» Crossword»- пишу на доске по вертикали сложное слово, каждая буква которого может быть включена в одно из слов кроссворда по горизонтали (слова должны относится к одной теме).
Grammar games «Тhe Gate» — двое сильных учеников становятся перед классом, соединив руки и образуя «ворота». Остальные по очереди подходят и задают вопросы на определенную структуру (речевой образец, тему ). В зависимости от правильности вопроса следует ответ: «Тhе gate 15 оpen» (Shut). -«Guess it»- угадывать можно, что угодно: цвет, предмет, его местонахождение и т.д., задавая общие вопросы;
— » What is missing»-на столе раскладываются предметы, название которых учащиеся знают. После того, как дети посмотрели на предметы, они закрываются газетой. Кто назовет больше предметов, тот выигрывает;
» Live Numbers»- дети садятся в кружок, у каждого свой номер. Водящий садится в центр, он называет два числа. Дети с этими цифрами должны поменяться местами. Ведущий старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто остался без места, становится водящим.
» Робот » — выполняются одним учащимся команды учителя или учащихся. (go to the window, look throughout etc). Стараюсь давать задания посмешнее.
» Spoken Messages»-по цепочке от учителя шепотом на ухо передается команда (draw the cat an the blackboard) последний должен ее выполнить.
-» Guess . » а) перед тем, как загадать загадку, ученик рассказывает о своей семье. Guess my viddle: His name is John. . Не is not my uncle. Не is not my father. Не is not my grandfather Who is he?. b) для этой игры нужно иметь короны, на эмблемах которых изображен какой-либо вид спорта. Ученик закрывает глаза, а учитель закрепляет корону на его голове, то есть все, кроме этого ученика знают, каким видом спорта он занимается. При помощи вопросов товарищей учащийся должен угадать это. Он задает вопросы: «Саn I run well? » Все отвечают на них, и он должен догадаться, каким видом спорта он занимается.
1.2 Инсценирование – вид игровой деятельности на уроках ИЯ.
Особый интерес у младших школьников вызывает игра » театр». В основу этой работы положены принципы:
а) никакой подготовительной работы (сценарий, костюмы и т.д.).
б) инсценировка происходит прямо на уроке в течение 5-10 минут.
в) материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся сказки или их фрагменты. (turnip, Red riding flood)
Использование театра на уроках показало эффективность этого приема, прежде всего для развития навыков и умений не подготовительной устной речи. Дети не остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа. Театральные постановки на уроке — сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода.
1.3 Музыка, стихи, песни – сильнейший психологический побудитель, проникающий в глубины сознания.
Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой «сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания». Музыка, пение, разучивание стихов могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка.
Каковы же методические преимущества песен в обучении иностранного языка?
— это один из видов речевого общения, средство более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включает новые слова и выражения. Знакомая лексика здесь встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации.
Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Известно, что музыкальный слух, слуховое внимание, слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен и т.д. На уроке можно использовать песни и стихи на фонетической зарядке, для закрепления, лексического и грамматического материала, как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность. Очень хорошо воспринимаются детьми песни знакомые им на русском языке (There was once a gvasshopper), со знакомой лексикой, которая уже пройдена и закреплена. Если есть время на уроке, то песню, стих можно инсценировать, стих прочитать по ролям. В старших классах стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодежи песни. Можно предложить учащимся принести их на урок в записи. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали учащихся к последующему обсуждению, высказываний своего отношения к песне, ее содержанию и исполнению.
1.4 Ролевая игра – эффективнейшее средство мотивации при изучении ИЯ.
Эффективным методом для нейтрализации отрицательного отношения учащихся к предмету и повышения у них мотивации учения является также ролевая игра. Формы ролевой игры на уроках иностранного языка различны.
На начальном этапе обучения — это сюжетная ролевая игра сказочного содержания,
для среднего школьного возраста — сюжетная ролевая игра бытового содержания,
на старшем и среднем этапе имитационная ролевая игра познавательного содержания,
на старшем же этапе имитационная деловая игра.
В сюжетных ролевых играх использовать фотоальбомы, книги, журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, куклы с набором одежды, игрушки. Темы игр близки детям — разговор о членах семьи, о профессиях, о явлениях окружающего мира, о режиме дня и т.д. Способность младших школьников играть выражалось в том, что учащиеся с готовностью принимают игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет.
Применение на практике:
» Теремок » — обитатели теремка задают «гостям» вопросы и только после правильных ответов разрешают войти. Если это по теме » Seasons «, то вопросы могут быть следующие: Who are you? What season is it now? What is the weather today?
Для разработки сюжетов ролевых игр бытового содержания можно выделить такие сферы речевого общения: в школе, на уроке, в столовой, в библиотеке, у врача, в спортзале, дома — на кухне, на отдыхе, на улице, в театре, в музее, на стадионе и т.д.
Применение на практике:
Экскурсия туристов из Англии по Санкт — Петербургу. Руководитель экскурсионного бюро представляет группу гидов по Санкт — Петербургу (Несколько — потому, что каждому из них можно дать одну подтему для «экскурсий» .) И вот мы «едем» по городу, слушаем экскурсоводов, «видим» в окно улицы Питербурга — картинки и фотографии, выходим из автобуса у достопримечательных мест города, слушаем гидов, туристы задают вопросы.
Имитационные игры разрабатываются с познавательным содержанием: знакомство с персонажами литературных произведений, фактами биографий выдающихся деятелей науки, литературы, искусства.
Применение на практике:
В восьмом классе — тема » Pushkin «, происходит знакомство с творчеством английских и русских писателей в виде встречи — конференции деятелей литературы России и Англии. Каждый учащийся выбирает себе писателя, о творчестве которого он кратко готовит сообщения. Если есть возможность, приносит его книги (в слабой группе ), в сильном классе можно организовать «встречу» самих писателей в литературном клубе или в кафе — они рассказывают о себе, о своих произведениях, о творческих планах, задают вопросы друг — другу. Можно также провести дискуссию по прочитанному произведению, где бы приняли участие «противники» и «сторонники» книги, но для проведения такой дискуссии должны быть очень хорошо подготовленные дети, с хорошим словарным запасом.
Деловая игра позволяет имитировать ситуации, которые могут возникать в будущей профессиональной деятельности участников.
Источник
Пути повышения эффективности урока иностранного языка
Пути повышения эффективности урока иностранного языка
В современном обществе изучению иностранных языков уделяется большое внимание. Все родители хотят, чтобы их дети могли общаться на английском языке. В то же время мы не можем забыть и про государственный заказ, т.е. учащиеся должны сдать экзамен за курс средней школы. К сожалению, многие родители не могут контролировать или оказать помощь детям в подготовке заданий дома (нет времени, желания, знаний), поэтому задача учителя максимальное количество знаний давать на уроке, т.е. повысить его эффективность.
Перед тем, как рассмотреть практические пути повышения эффективности, хочется напомнить, что на уроках иностранного языка отрабатываются 5 видов речевой деятельности:
— лексика и грамматика
Вспомним, на что надо обратить внимание, чтобы урок сделать более эффективным.
В первую очередь следует обращать внимание на возраст учеников, их способности, уровень мотивации, уровень обученности
Младшая школа- один из самых важных этапов в изучении языков и здесь самими действенными являются игровые технологии и творческие проекты.
Например: когда дети начинают изучать язык, на первых же занятиях вводится хорошо всем известная фраза: My name is …… Обычно это не вызывает трудностей. Чуть позже, когда дети научились рассказывать о себе, они хотят научиться рассказывать о своих друзьях. В английском языке нет универсального местоимения «свой», поэтому отработке употребления новых грамматических форм she — her , he — his (слайд 3) следует уделить больше внимания. Здесь можно провести следующую игру: «Вспомни её/ его имя»
Так же очень важно учитывать интересы детей данного возраста. Дети стали меньше читать, но комиксы любят все. А создать свой? В результате работы учащиеся повторяют лексику, запоминают написание слов, отрабатывают утвердительную, отрицательную и вопросительную формы глагола can ( мочь, уметь)
В старшей и средней школе приёмы несколько меняются. Можно использовать и творческие задания. Но нагрузка у детей растёт, поэтому на дом такие задания задаются «по желанию». Например, в 7 классе при изучении темы «Лимерики» (шутливые стихотворения, состоящие из 5 строк -3 длинных и 2 коротких.) На уроке детям даются образцы лимериков, предлагается прослушать их в артистическом исполнении. Затем дети пытаются написать свои стихи. Лимерики не имеют никакого смысла, но при их создании хорошо активизируется как активная, так и пассивная лексика (при подборе рифмы) Мотивированным детям можно предложить не только написать, но и нарисовать лимерик.
У каждого учителя немало собственных приёмов по повышению эффективности урока. И результативность урока определяется в первую очередь нашей с вами к нему готовностью. Я желаю вам творческих успехов и мотивированных учеников.
Источник
Статья «Приёмы и методы повышения эффективности урока иностранного языка»
Проблема повышения эффективности урока — одна из важнейших в современной дидактике и практической работе школ. Важнейшим направлением совершенствования урока является установление оптимального сочетания и взаимодействия основных его компонентов: задач образования, воспитания и развития содержания учебного материала, методов преподавания и учения, способов организации процесса обучения и познавательной деятельности учащихся. Проблема повышения эффективности урока — одна из важнейших в современной дидактике и практической работе школ.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Приёмы и методы повышения эффективности урока иностранного языка»»
Приёмы и методы повышения эффективности урока иностранного языка
Проблема повышения эффективности урока — одна из важнейших в современной дидактике и практической работе школ. Важнейшим направлением совершенствования урока является установление оптимального сочетания и взаимодействия основных его компонентов: задач образования, воспитания и развития содержания учебного материала, методов преподавания и учения, способов организации процесса обучения и познавательной деятельности учащихся. В решении данной проблемы необходимо, прежде всего, четкое определение и постановка задач урока (и системы уроков), комплексное планирование учебно-воспитательных задач каждого урока, а также внедрение инновационных педагогических технологий и средств обучения. Эффективность современного урока достигается при условии решения всего круга поставленных задач, организации поисковой деятельности, оказывающей положительное влияние на появление и развитие познавательного интереса учащихся; особую значимость в целях повышения эффективности урока приобретает изучение индивидуальных особенностей учащихся. Таким образом, можно выделить целый рад факторов, влияющих на эффективность и результативность урока.
Формула эффективности урока состоит из двух частей: тщательности подготовки и мастерства проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
Многие педагоги отмечают, что эффективность урока прямо пропорциональна тому, как учитель будет к нему готов. Иными словами, эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает. Однако к числу значимых условий обучения относятся также и профессионализм учителя, его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств. Поэтому вторым определяющим фактором
нужно отметить мастерство проведения урока (творческую личность учителя). На мой взгляд, эти два фактора являются основными, наиболее важными компонентами урока (во взаимодействии друг с другом, безусловно), определяющие его эффективность.
Приёмы и методы повышения эффективности урока английского языка в современной школе
Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
Использование ИКТ, передовых педагогических технологий (игровые, проектные методики).
Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
Использование разнообразных форм обучения (нестандартные уроки).
Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
Показ практического применения знаний в связи с жизненными планами школьников.
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания.
Организация самостоятельной работы на уроке.
Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока и т.д.
Каждое требование из данного перечня является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса на уроке Главный принципом которым должен руководствоваться учитель при подготовке к урокам это заинтересованность учащихся, чем больше интерес, тем больше эффективность урока. Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Также эффективность урока английского языка во многом зависит от умения учителя создать атмосферу доверия, диалога, иными словами, от умения создать благоприятный психологический климат для изучения языка. На мой взгляд самый важный на сегодняшний день метод повышения эффективности урока английского языка-это применение новейших достижений науки (мультимедиа-системы, интернет, а также внедрение инновационных педагогических технологий, таких, как игровые, проектные методики, сценарные уроки, уроки-диспуты, уроки «КВН» (нестандартные уроки) и мн. другие.
Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология критического мышления, которая, на мой взгляд, оптимальнее других реализует интерактивный и личностно-ориентированный подходы в образовательной системе.
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую её результативность, каждый учитель-предметник накапливает свою «копилку» приёмов, повышающих мотивацию учащихся к изучению языка. Одна из главнейших задач учителя – заинтересовать ребёнка своим предметом, сделать свой урок запоминающимся для каждого ученика. Вопрос мотивации обсуждается на многих методических семинарах и в учебниках по преподаванию предмета. А как заинтересовать детей решает сам учитель.
1. Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и «проходило на ура» начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя – поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.
2. Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы игровое задание или нетрадиционную форму работы, мы используем то же самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 7-м классе. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто «срывают» выполнение поставленной задачи.
3. Принцип доброжелательности. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: «Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель». Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Жаль, что многие взрослые, окончившие школу много лет назад, с ужасом вспоминают о каком-либо предмете только потому, что их не смог понять учитель, не смог сделать каждый урок маленькой радостью. Даже если ты что-то не понял или просто не готов, то ты не боишься, ты знаешь, что тебя не будут ругать. Безусловно, этим не надо злоупотреблять! Если мы хотим научить наших слушателей общению на иностранном языке, то на уроке надо установить доверительные отношения. Формализм губит общение. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.
4. Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: «Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку». Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие – это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.
5. Принцип интереса. Нельзя не учитывать предпочтения учащихся. В каждом классе есть свои любимые игры и формы работы, которые никогда не надоедают, вызывают интерес и радость.
Урок иностранного языка может начаться традиционно с фонетической зарядки или с речевой разминки. Но, учитывая особенности расписания и нагрузки детей, почему бы не превратить начало урока в маленькую радость для учащихся? Одним из достоинств хорошего учителя является его непредсказуемость и неожиданные повороты на уроке, которые он может обеспечить. Страшно представить, что изо дня в день урок начинается с одного и того же приветствия, дежурного разговора о погоде и тех, кто отсутствует, имеет запрограммированные, всегда одинаковые упражнения и завершается домашним заданием, тоже типичным .
* Игра «Hangman». Ребята угадывают слово по буквам. Если данной буквы нет в слове, то учитель рисует один из элементов. Дети выигрывают, если угадывают слово до того как учитель завершит свой рисунок. Ребята и не заметят, как в такой занимательной форме быстро проходит повторение изученных лексических единиц.
* Игра «Crosses and Noughts». Класс делится на две команды: крестики и нолики. Каждая клеточка поля содержит задание (задание зависит от цели учителя), на выполнение которого уходит 15-20 секунд. Если член команды у доски выполняет это задание, то он имеет право поставить крестик или нолик в нужной клетке. Примеры заданий: назови/напиши три формы глагола …; назови предлоги к глаголам …; переведи выражения …; найди ошибку в предложении … и т. д. Данный вид заданий не только даёт возможность повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке.
* Игра «Whisper game». «Глухой телефон» на английском языке хороший способ повеселиться и вместе с тем повторить необходимый лексический материал.
* Викторина. Использование викторин на уроке помогает осуществить межпредметные связи. Вопросы викторины могут включать информацию и материал, изученный ребятами на предыдущих уроках. Химия или геометрия на английском языке вызывают удивление и интерес у ребят, а учителю дают хорошую возможность «переключить» учащихся на свой предмет.
В современных школах всё больше и больше учителей работают с компьютерными технологиями. Современный урок уже не представляют без использования нового оборудования. Конечно, использование на уроках компьютеров, мультимедийных досок и проекторов не является целью, а только средством обучения. Учащиеся быстро привыкают к заданиям, которые предлагает учитель, но и здесь можно внести интригующую нотку.
* Забавные картинки. Любые задания, предложенные учителем, могут сопровождаться забавными рисунками или анимациями. Ребята будут с удовольствием выполнять упражнения и с нетерпением ждать следующий рисунок.
* Игра «Ассоциации». При проведении речевой разминки в старших классах средней школы данная игра стимулирует учащихся к ответу, помогает пофантазировать и повторить изученную лексику. Учащимся предлагаются иллюстрации (не обязательно строго соответствующие изучаемой теме), их задача объяснить как та или иная иллюстрация соответствует изучаемой теме.
* Проводим игровые уроки, путешествуем. Появляется место для движения по классу. Парт нет.
Нельзя забывать, что каждый учитель на своём уроке – это актёр и его место у доски – сцена. От того как он сыграет на уроке зависит и успех занятия. Но это не значит, что дети тоже не могут принять участие в «спектакле». Приём драматизации используется в учебной и внеклассной работе довольно давно, но его формы зависят от фантазии учителя и учащихся.
* При проведении уроков в начальной школе старшие ребята охотно реагируют на приглашение учителя быть на уроке гидом или иностранным гостем, королевой или волшебником. Побывать на уроке в качестве учителя и продемонстрировать свои знания английского языка младшим классом звучит заманчиво, не так ли?
Ещё одной причиной снижения мотивации учащихся является боязнь получения плохой оценки. Нежелание отвечать на уроке и невыполнение заданий в большинстве случаев основываются именно на этой причине. Нет смысла говорить о том, что ребёнка не следует ругать за ошибки и быть щедрым на похвалу. Это уже много раз было упомянуто в методической литературе. Можно использовать и другие приёмы.
* Приём «Check Yourself» хорошо использовать при подготовке к контрольной работе и повторении изученного материала. Каждый ребёнок индивидуально выполняет ряд заданий, по структуре похожих на задания предстоящей контрольной работы. Можно использовать помощь друга и помощь учителя, т. е. уточнить правило, переспросить слово. Нужно заглянуть в учебник или тетрадь? Пожалуйста. Когда ребёнок готов, он подходит к учителю и все упражнения проверяются при нём. Ошибки разбираются сразу же. Самое главное – это отсутствие плохих оценок. Даже если работа выполнена плохо, оценка просто не ставится, но ученик знает, где он ошибся и что нужно подучить.
* “Easy Tasks” С каждым классом усложняется грамматический материал, увеличивается количество лексических единиц, а значит, всё тяжелее становится получать высокие оценки. У многих ребят опускаются руки. Чтобы не дать ребёнку разочароваться в себе, необходимо время от времени стимулировать его упражнениями, не вызывающими трудность (do the crossword, find the words, make up a puzzle, make up a word, make up a list of words on the topic). Такие задания ученики с интересом выполняют в группах и парах, а получение отличных оценок и дальше заряжает желанием работать.
Безусловно, сам факт использования разнообразных приёмов и заданий ни о чём не говорит. Механическое увеличение количества ещё не означает хорошего качества. Однако если учитель не знает и не использует на уроке ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию коммуникативной компетенции. Какие формы работы на уроке выбрать и как их использовать решает сам учитель. Самое главное – помнить, что изучение языка должно быть удовольствием.
Применение технологии критического мышления помогает учителю активизировать как слабых, так и сильных учеников, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции. Основные методические приемы данной технологии: заполнение кластеров, чтение текста с маркировкой по методу инсерт, интерактивная стратегия «знаем – хотим узнать – узнали», синквейн. Эти приемы особенно эффективны в работе над текстами лингвострановедческой и культуроведческой направленности, когда ученикам необходимо активизировать ту или иную информацию о каких-то событиях, фактах, реалиях, личностях. Считаю, что положительная мотивация использования данной технологии заключается в том, что она соединяет обучение и воспитание в целостный процесс развития творческой личности и делает возможным интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Отдельные приемы технологии критического мышления позволяют мне помочь моим ученикам лучше рассмотреть многообразие окружающих нас проблем. Ведь только в поиске выхода из сложной ситуации ученик думает. Данная технология способствует формированию следующих умений:
выражать свою мысль, своё мнение связно, четко, логично;
запоминать и оценивать факты;
формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом;
уметь отстаивать свою позицию.
Следует признать, что методика критического мышления применима не на всех уроках. Это связано с нехваткой времени и ограничениями в рамках программы. Но она открывает огромное поле деятельности при изучении ряда тем, для использования на факультативных и элективных курсах. Использование критического мышления поможет учащимся следовать правилам логики и, следовательно, быть успешными в жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из основных задач в современной школе является повышение эффективности учебного процесса путём:
— повышения целенаправленности обучения;
— усилением его мотивации;
— применением современных методов обучения;
Источник