Способы повышения безопасности работников умственного труда

Управление персоналом

Глава 8
Методы поддержания работоспособности персонала

Это поразительно, но всякий раз, когда я читаю объявление о
каком-нибудь патентованном лекарстве, мне приходится сделать вывод,
что я страдаю именно той болезнью, о которой в нем говорится, и
притом в наиболее злокачественной форме. Диагноз в каждом случае точно
совпадает со всеми моими ощущениями.

Джером К. Джером. Трое в лодке

работоспособность
производительность
нормирование
оценка труда
методы оценки труда
аттестация
кадровый резерв
карьера
планирование карьеры
карьерограмма
обучение персонала
внутрифирменное обучение

Работоспособность — параметр, описывающий уровень ресурсов, которые могут быть использованы при выполнении работы.

Когда говорят о работоспособности конкретного исполнителя, выделяют общую (потенциальную) работоспособность — те ресурсы, которые в принципе могли бы быть использованы при максимальном напряжении всех сил, и фактическую (стандартную) работоспособность — те ресурсы, которые обычно используются. Фактическая работоспособность всегда ниже, чем потенциальная.

Говоря о работоспособности персонала, будем иметь в виду те возможности (как индивидуальные, так и групповые), которые могут быть использованы в деятельности организации:

  • эффективные системы оценки и стимулирования труда;
  • использование социально-психологических аспектов коллективной деятельности;
  • программы специализированной подготовки, обучения и развития персонала;
  • методы планирования карьеры.

8.1. Повышение производительности и нормирование труда

Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Производительность труда — количественная характерис-тика работы, выполняемой персоналом, которая связана с уровнем эффективности труда.

Цели и факторы повышения производительности труда

Основная проблема организаторов производства в данной области вне зависимости от форм собственности — тенденция к снижению эффективности производства. В связи с этим главными целями деятельности служб управления персоналом в этом направлении являются:

  • сокращение производственных издержек и увеличение прибыльности;
  • повышение гибкости производства;
  • повышение качества товаров;
  • совершенствование процессов технического и технологического контроля.

Общий уровень производительности определяет следующие типы факторов:

  • краткосрочные — объективные (например, изменение номенклатуры сырья и видов энергии в связи с авариями, цикличные колебания качества сырья); субъективные (например, колебание уровня трудоспособности в течение дня, недели, года);
  • долгосрочные (например, цены на материалы, энергию, качество оборудования).

На рис. 8.1 представлены основные компоненты оценки производительности.

Рис. 8.1. Основные компоненты оценки производительности

Из приведенной схемы видно, что производительность связана как с количеством (количеством часов, трудозатратами), так и качеством труда (особенностями технологии, объемом капитальных вложений, качеством персонала).

Можно выделить два основных подхода к оценке производительности труда.

1. Определение прямых трудозатрат (путем оценки соотношения прямых трудозатрат к нормо-часам определяется фактическая интенсивность).

2. Оценка отношения объема продаж к затратам на:

  • стоимость контроля качества;
  • стоимость гарантированного ремонта;
  • численность производственных рабочих;
  • численность всего персонала;
  • дополнительные показатели: время наладки/оплаченные часы, число принятых изделий/число проверенных изделий, запланированные изделия/произведенные изделия, все производственное время/фактически отработанное время, вспомогательные расходы/прямые расходы, численность производственных рабочих/численность работников управления, количество часов по не принятым нарядам/количество отработанных часов, фактическая доля накладных расходов/запланированные накладные расходы.

Управление производительностью труда включает следующие элементы:

  • управление качеством;
  • планирование процедур повышения эффективности;
  • измерение трудозатрат и нормирование труда;
  • бухгалтерский учет и финансовый контроль.

Необходимо принимать во внимание и факторы, препятствующие росту производительности, такие, как снижение цены труда при постоянном росте уровня жизни и увеличение уровня затрат на восстановление трудоспособности.

Нормирование труда — это мероприятия по оценке количества труда, которое должно быть реализовано в рамках заданной технологии.

Деятельность по нормированию труда в управлении персоналом является комплексной и дает возможность решать смежные задачи. Основные цели нормирования:

  • планирование производства и определение потребности в персонале (качество и количество);
  • расчет затрат на заработную плату;
  • оценка изменения производительности, эффективности производства.

Для создания эффективной системы нормирования труда на предприятии необходимо осуществить:

  1. анализ деятельности;
  2. расчет и утверждение базовых норм;
  3. мониторинг технического уровня производства, планирование пересмотра норм в зависимости от изменения состояния материально-технического обеспечения;
  4. внедрение форм материального стимулирования за повышение производительности;
  5. мониторинг норм труда.

Методы нормирования труда. Основные методы:

  • традиционный — хронометраж , при котором путем многочисленных замеров производится расчет времени на производство единицы продукции;
  • оценка “стоимости труда” — стоимость труда за 1 час работы определяется умножением одного балла за час (утвер-ждается руководством) на сумму баллов по факторам: уровень квалификации, условия труда на рабочем месте, интенсивность труда, ответственность работы;
  • определение “плавающего тарифа” . Этот метод предполагает, что тарифные ставки и расценки длительное время не изменяются (в течение одного года и более), а увеличение заработной платы осуществляется из доходов организации. В соответствии с этим методом заработок работника З определяется путем умножения тарифного заработка З т на коэффициент увеличения заработной платы К у :

В свою очередь, коэффициент увеличения заработка определяется по формуле

где ФОТ — фонд оплаты труда, определяемый как процент от доходов организации.

В условиях рыночной экономики процент от доходов может быть предметом переговоров между руководством и рабочими.

Тарифный заработок будет увеличиваться при ослаблении напряженности норм (увеличении времени на выполнение операции), так как

З т = С Ѕ Т шт Ѕ К ,

где С — часовая тарифная ставка;
Т шт — штучная норма времени;
К — количество выполненных работ, изделий.

Таким образом, чем слабее норма времени, чем больше З т , тем меньше К у . Поэтому при увеличении нормы времени уменьшится коэффициент К у , а ФОТ останется неизменным.

Нормирование управленческого труда . Из-за нерегламентированности, изменчивости деятельности инженерно-технического и управленческого персонала традиционные методы нормирования их труда могут оказаться неэффективными. В настоящее время используются следующие методы нормирования управленческого труда:

  • метод аналогии — основан на учете опыта работы эффективно действующих предприятий;
  • метод укрупненных нормативов численности — основан на косвенном измерении трудоемкости работ и расчете численности ИТР и управленцев для всего производства и по подразделениям;
  • метод прямого нормирования (для постоянно повторяющихся работ или работ, которые могут быть расчленены на повторяющиеся операции) — через расчленение на операции и анализ времени, необходимого для проведения операций.

Штат персонала, занимающегося нормированием труда. Расчет штата нормировщиков производится с учетом анализа затрат времени на проведение нормировочных работ в течение определенного периода.

Как показывает опыт Великобритании, в среднем затраты времени составляют три дня на разработку новых норм в расчете на одного рабочего, время на пересмотр и выполнение документации может быть условно принято равным 1,5 дням.

Анализ показывает, что по мере увеличения размера предприятий число нормировщиков в расчете на каждые 100 рабочих быстро уменьшается:

Размер
предприятия (численность рабочих)

Средняя
численность штата нормировщиков

Число
нормировщиков на 100 рабочих

Число рабочих на одного
нормировщика

Повышение качества труда

Проблема качества труда обостряется в последнее время. Важность данной проблемы связана как с унификацией производственных технологий, что дает возможность организациям использовать только один шанс вырваться вперед, а именно шанс – увеличить качество, так и с растущим вниманием заказчиков к проблемам качества.

Исследования показали, что среди основных причин смены поставщика, то есть отказа от дальнейшей работы лежат проблемы качества (см. табл.).

Значимость причин смены поставщиков

% причины в общем списке

Формулировка причины смены поставщика

Умерли, или ушли на пенсию

Поменяли работу или место жительства

Являются клиентами своих родственников, друзей

Из соображений конкуренции

Не удовлетворены качеством

Не одобряют равнодушное отношение к партрнерам

Таким образом, из-за проблем, непосредственно связанных с качеством (4 и 5) уходят около 23% клиентов, а из-за косвенных причины связанных с качеством обслуживания (6) уходят еще около 68%.

Особое внимание проблема качества приобретает при покупке товаров длительного назначения, когда существенно не столько цена товара, сколько издержки на его дальнейшее обслуживание и сервис. То есть оценка затрат на эксплуатацию становится конкурентной характеристикой товара.

Если до 60-ых годов ХХ века основное внимание уделялось оценка качества сырья и готовой продукции, то в последней четверти века укоренилось представление о контроле за качеством процесса производства – контролинг как способ обеспечения качества. Для победы данного представления необходимо было избиваться от двух неверных посылок:

  • качество строит дорого, так как требует дополнительных затрат в производство;
  • людям качество не интересно и не важно.

Исследования показали, что дорого не создание качества, а сохранение некачественного производства. Так как из-за низкого качества в американских компаниях терялось до 20% продукции. В то время как в японских компаниях эта цифра колебалось около 3%.

Процесс обеспечения качества требует работ по нескольким направлениям:

Уровень качества изделия

  • оценка уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделий, анализ требований покупателей
  • планирование уровня качества и разработка стандартов
  • конроль качества сырья
  • пооперационный контроль в процессе производства
  • приемочный контроль
  • контроль качества в процессе эксплуатации (после продажи)

Уровень качества технологии и торговой марки

  • проектировние качества в процессе конструирования и разработки технологом
  • анализ технологических возможностей обеспечения качества
  • соотносение уровня качества конкретного изделия с корпоративным представление о качестве
  • долгосрочное прогнозирование
  • анализ отзывов и рекламаций покупателей

Уровень качества конкретного исполнителя

  • оценка качества индивидуальной работы
  • поощрение усовершенствований в процессе труда

Три направления работы по совершенствованию качества являются актуальными и существенными для разных субъектов производства и потребления.

Когда мы говорим о качестве в представлении потребителя, он как правило, ориентируется лишь на качество изделия. Причем это представление о качестве сформировано у него заранее по результатам анализа других аналогичных товаров. Чаще всего в представлении потребителя о качестве нет ничего такого, чего бы не было в продуктах других фирм, ведь потребитель как правило не моделирует товар, а пользуется готовыми образцами.

Представление компании о качестве, строится на знании технологии и учете корпоративных ценностей. Компания представляет себе не только уже существующий предмет, но и перспективы его развития. возможности технологии и готова предложить клиенту принципиально новое представление о качестве, расширить его видение и нормы потребления.

Представление конкретного работника о качестве, базируется, с одной стороны на еще более глубоком знании отдельных фрагментов технологии, так и на представлении о потребностях клиента, с которым он оперативно взаимодействует. Особенно важно исполнительское представление о качестве в ситуации непосредственной работы с клиентом и возможностью оперативного реагирования на его запросы (например, в системе обслуживания, сервисе отдыха или продаж).

Таким образом, представление о качестве товара многобразно и широко и может быть обеспечено только при комплексной использовании всех возможных инструментов:

уровень качества изделия за счет системы контроля качества,

уровень качества технологии за счет системы контроля процесса путем внедрения норм корпоративной культуры в области качества,

уровень качества исполнителя за счет расширения инициативы и творческого подхода к делу, ориентации на потребности клиента и активности исполнителя.

Источник

Как мотивировать работника следовать безопасности? Практика российских компаний

Безопасность труда тесно связана с отношением работника к соблюдению правил. «Старая школа» действовала просто: успехи поощрялись, промахи карались. Но современные подходы все чаще основываются на формах мотивации со знаком плюс, которые не формируют страх работника быть уличенным в нарушении, а побуждают его взаимодействовать с руководством и совместными усилиями повышать культуру охраны труда на производстве. Собрали лучшие кейсы компаний, отражающие формы мотивации персонала.

Принципы мотивации

Мотивация труда — это совокупность внутренних и внешних стимулов, которые побуждают работника добиваться определенной цели. Любая компания заинтересована в том, чтобы ее персонал стремился работать на максимум своих возможностей: проявлял профессионализм, внимательность, ответственность — в целом осознанно подходил к своему труду.

Штрафы — ранее (а в каких-то фирмах и по сей день) излюбленная форма мотивации. Несмотря на законодательный запрет, штрафование осуществляется, например, через сокращение или полное лишение премии. Однако это один из самых малодейственных способов: вряд ли работник станет рассказывать о проблемах на производстве, если таким образом рискует потерять часть заработной платы. Исходя из этого, можно выделить следующие принципы мотивации:

  1. Поощрение (моральное и материальное) лучше наказаний;
  2. Мотивация должна давать работнику ощущение того, что его труд важен и ценен. Также этот принцип позволит сформировать здоровую конкуренцию в коллективе;
  3. Незапланированные единоразовые материальные поощрения эффективнее системных премий, поскольку к последним быстро привыкают и принимают их как должное;
  4. Обратная связь от руководства должна быть своевременной, это формирует у работника осознание значимости личных действий для компании и начальства;
  5. Стимулирование и поощрение должно быть не только на уровне глобальных успехов работника, но и за промежуточные достижения.

Методы по вовлечению работников в безопасность труда: кейс «Газпром Добыча Надым»

Компания ООО «Газпром Добыча Надым» в 2019 году разработала «Положение о системе мотивации работников». В программе компания выделила 5 методов по вовлечению работников в процесс создания и обеспечения производственной безопасности, разберем каждую категорию.

Их можно отнести к «методам кнута», поскольку опираются они на власть и взыскания. Сами административные методы разбиты на еще 5 категорий:

  • организационные: разработка внутренних нормативных документов компании, Устава предприятия, Правил внутреннего трудового распорядка. Нарушение правил влечет дисциплинарные взыскания;
  • распорядительные: направлены на соблюдение нормативных документов и поддержание системы управления организацией. К ним относятся приказы, инструкции, целевое планирование, координация работ и контроль исполнения;
  • материальная ответственность: заключается в обязанности работника возместить стоимость ущерба, который нанесен предприятию по его вине;
  • дисциплинарная ответственность: возлагается, если работник нарушил трудовое законодательство и совершил дисциплинарный проступок — не выполнил свои трудовые обязанности, действуя умышленно и неосторожно;
  • административная ответственность: работник привлекается в случае совершения административных правонарушений, регулируемых соответствующим Кодексом.

Категория «методов пряника», которые разработаны в соответствии с политикой управления оплатой труда работников организаций ПАО «Газпром». Экономические методы заключаются в премировании работника по итогам месяца, с учетом участия и личного вклада в укрепление трудовой дисциплины и улучшения состояния охраны труда и производственной безопасности.

Если работник достиг установленных на предприятии показателей, не нарушил технологическую и трудовую дисциплину, а также выполнил работу по улучшению состояния производственной безопасности, то он будет премирован. Также к статьям причин для осуществления дополнительных выплат будут отнесены:

  • работа без аварий и несчастных случаев;
  • действия по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • активное участие в мероприятиях, направленных на совершенствование условий охраны труда, и санитарно-оздоровительных мероприятиях, а также в соревнованиях и конкурсах по ОТ;
  • внедрение перспективных предложений по модернизации условий труда;
  • активная работа по проведению специальной оценки условий труда.

Эта группа методов играет важную роль в управлении персоналом и позволяет:

  • выделить лидеров и обеспечить их поддержку;
  • связать мотивацию персонала и требуемый результат работы;
  • повысить уровень коммуникации и эффективно разрешать рабочие конфликты;
  • собрать данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала;
  • рационально принимать кадровые решения.

К социологическим методам в ООО «Газпром Добыча Надым» относится организация медико-санитарной части, которая, например, обеспечивает взаимодействие подразделений компании в решении вопросов ОТ и здоровья персонала, работающего в экстремальных климатических условиях высоких северных широт. Сюда входит проведение предупредительных мероприятий по охране здоровья и профилактике заболеваний, медицинское обеспечение персонала.

Заключаются в том, что предприятие гарантирует работникам достойные и безопасные условия труда, а также со своей стороны обеспечивает производственную безопасность.

К организационным методам относятся:

  • проведение мониторинга условий труда и СОУТ, обеспечение персонала социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • формирование высокого уровня культуры производственной безопасности посредством, например, внедрения корпоративных традиций и принципов, создания доверительной формы коммуникации в коллективе.

Осуществляются через воздействие на психологию человека и могут быть названы «методами убеждения».

Для их реализации берется конкретный работник и формирование осознанного отношения к безопасности на производстве реализуется через обращение к внутреннему миру человека, его личности, чувствам и поведению.

Разработка компании ООО «Газпром Добыча Надым» является примером досконального, разностороннего и всеобъемлющего подхода к мотивированию работников. Данная система целиком или частично может быть применена в охране труда предприятий разных областей производства.

Управление мотивацией в компании ОАО «РЖД»

В структурных подразделениях ОАО «РЖД» были проведены исследования по анализу производственного травматизма, согласно которым 83.7% травм связано с организационными причинами и влиянием человеческого фактора. В результате руководители железнодорожного транспорта в рамках программ повышения квалификации «Психология безопасности труда и управление мотивацией работников на безопасный труд» разработали 3 категории способов стимулирования работников.

  • наличие обратной связи по каналу «работник-руководитель», и поддержка подчиненных со стороны их непосредственных руководителей;
  • обсуждение положительных результатов работы персонала в сфере обеспечения безопасности трудового процесса;
  • на производствах создан ящик замечаний, пожеланий и идей в области безопасного труда;
  • введение статуса «Лучший участок по охране труда»;
  • право самостоятельно выбирать отпускной период;
  • организация работы психологов и социологов с коллективом;
  • премирование за безаварийную работу;
  • дополнительный оплачиваемый отпуск за отсутствие нарушений;
  • страхование работников, расширение корпоративного социального пакета;
  • различные формы поощрений наставников по результатам работы их «подопечных»;
  • обеспечение комфортных условий доставки к месту работы и обратно;
  • предоставление санитарно-курортных путевок;
  • обучения, курсы повышения квалификации и даже получение дополнительных профессий за счет предприятия;
  • сокращение или лишение премии за нарушение требований охраны труда;
  • проведение четкой зависимости степени санкций от тяжести проступка;
  • снижение единовременного вознаграждения за преданность компании в случае выявления нарушений правил безопасности.

отметить, что большинство из перечисленных инструментов относятся к положительной мотивации, что лишний раз доказывает эффективность методов категории «пряника».

Дополнительные инструменты от эксперта Business Relations

Денис Кузьмин, руководитель проекта «Осознанная безопасность» компании Business Relations в качестве примера успешной мотивации на соблюдение безопасности труда приводит программу Anti Speeding Campaign, которую реализовывала нефтяная компания.

В рамках Anti Speeding Campaign вместо наставлений и нравоучений осуществлялся формат открытого разговора: цикл групповых встреч с Евгенией Воскобойниковой —инспектором ДПС, психологом и девушкой, получившей инвалидность после автомобильной аварии. На сессиях она рассказывает о череде событий и своих действиях за несколько секунд до происшествия. На результаты таких встреч влияет не столько содержание разговора, сколько эффект от увиденного участниками: образ молодой девушки на инвалидной коляске.

Также эксперт Денис Кузьмин выделяет 4 наиболее эффективных принципа мотивации, основываясь на собственной практике:

  1. Непрерывное создание новых и интересных активностей, направленных на вовлечение персонала в охрану труда;
  2. Уход от однообразности и монотонных программ, чтобы избежать снижения бдительности;
  3. Внедрение системы независимого контроля: анализ записей видеорегистратора, тахографа, материалов с камер;
  4. Штрафы только за нарушения и поощрения за участие в системах сбора и устранения опасных практик.

Таким образом, сегодня существуют десятки различных программ по мотивированию персонала на соблюдение безопасности на рабочем месте, каждая компания имеет возможность выбрать или самостоятельно разработать ту, которая будет наиболее эффективна в рамках специфики конкретных рабочих процессов. Главное: пробудить в работнике внутреннюю мотивацию, идти с ним на диалог и применять санкции только в редких случаях.

Источник

Читайте также:  Трейлеры миллион способов потерять голову
Оцените статью
Разные способы