- 7 способов повысить уровень педагогического мастерства
- 1.Посещайте конференции, мастер-классы, вебинары, тренинги
- 2. Читайте нужные книги
- 3. Будьте в поиске
- 4. Экспериментируйте
- 5. Берите сложных учеников
- 6. Станьте наставником
- 7. Пообщайтесь с экспертами
- Пути и способы повышения педагогического мастерства
- Статья «Пути повышения профессиональной компетентности учителя»
7 способов повысить уровень педагогического мастерства
Ценность самообразования состоит не только в том, что вы набираетесь новых знаний или навыков, это помогает быть в тренде, понимать тенденции рынка, оценивать свои способности и находить новые возможности для заработка.
В преддверии нового года предлагаю вам составить список всех возможных вариантов повышения вашего педагогического мастерства в новом году.
1.Посещайте конференции, мастер-классы, вебинары, тренинги
Ничто так не сплочает педагогов, как совместное обучение на конференциях и тренингах. Общаясь и обмениваясь преподавательскими «фишками», учителя и репетиторы растут и в профессиональном, и в личностном смысле.
Вам не подходит вариант очных или выездных мероприятий? — Тогда милости прошу на мои мастер-классы и тренинг для репетиторов. А кроме этого есть немало сайтов и порталов для самообразования учителей, на многих из них выдаются сертификаты и дипломы, которыми можно пополнить свое профессиональное портфолио.
2. Читайте нужные книги
О книгах могу говорить бесконечно: начиная от базовых педагогических (основы психологии и педагогики — просто обязательный набор для репетитора) и заканчивая знаниями по формированию личного бренда, основам маркетинга и менеджмента. «Знания за плечами не носить» — отличная поговорка для тех, кто стремиться улучшить свои навыки и повысить доход.
И вот новая подборка книг от меня, обязательно прочтите в ближайшее время:
- В.И.Садкина «101 педагогическая идея. Как создать урок»
- Джули Дирксен «Искусство обучать»
- Дуг Лемов «Мастерство учителя»
- Нина Джексон «Классный учитель»
- Аманда Рипли «Лучшие в мире ученики, или Как научить детей учиться»
Эти книги прямо must-read, если хотите преуспеть в преподавании.
3. Будьте в поиске
Искать что-то новое, значит постоянно находить интересное вокруг и раскрывать новые грани себя и своего педмастерства. Как только на вашем пути встречается новый человек, предлагающий вам новый проект, или вас вдруг приглашают принять участие в конкурсе, соглашайтесь не раздумывая. Новые события в вашей жизни обязательно принесут вам немало опыта, знаний и связей, которые пригодятся и в профессиональной деятельности.
Ищите новую информацию, общайтесь с коллегами, читайте блоги и осваивайте новые навыки. Все это непременно рано или поздно даст свои плоды.
И еще: будьте в поиске в прямом смысле слова — держите под рукой смартфон или плашет, и как только у вас возникает какой-либо вопрос (будь то названия всех стран и столиц или строение дождевого червя), сразу находите ответ в поисковике.
4. Экспериментируйте
Каак? Вы еще не пробовали преподавать онлайн, не освоили веб-квесты или до сих пор не используете интеллект-карты на своих уроках? Тогда срочно советую научиться. Поверьте, вашим ученикам тоже как и вам надоели одинаковые сухие конспекты, скучные лекции и тесты. Проведите эксперимент прямо на уроке: применяйте подвижные игры, работайте с карточками, организуйте тематическое соревнование между учениками, проведите брейн-ринг, спойте вместе песню. Все это разнообразит обучение, и вы приобретете новый опыт.
5. Берите сложных учеников
Как раз благодаря так называемым «сложным ученикам» я стала отлично разбираться в подростковой психологии и еще лучше — в разнообразных методах обучения. Пока вам не попадется очередной клиент со сложным «особым» подходом (здесь не идет речь о коррекционной педагогике), вы так и не научитесь решать определенные виды задач в репетиторском бизнесе и часть опыта пройдет просто мимо вас. Не бойтесь брать сложных учеников, они научат вас большему, чем вы их, проверено.
6. Станьте наставником
Лучший способ узнать что-то в совершенстве, это научить этому других. Вы себе не представляете, насколько усовершенствуются ваши навыки преподавания, когда вы начнете преподавать не английский язык, а, скажем, математику или вязание крючком (или любой другой предмет, в котором вы хоть немного разбираетесь и конечно подготовитесь дополнительно). Так было с моим тренингом для преподавателей: пока я его готовила, я перелопатила тонну методической литературы и выбрала только работающие и эффективные методы работы. Поэтому с уверенностью могу сказать вам, что и вы сможете подготовить любой учебный курс, основываясь на знаниях и навыках из моего тренинга.
7. Пообщайтесь с экспертами
Не стесняйтесь находить нужных людей самостоятельно и обращаться к ним за помощью. Сейчас есть очень модное слово «нетворкинг» Нетворкинг (англицизм от networking – букв. плетение сети: net – сеть + work – работать) — это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи (пример: устроить ребенка в детский сад, найти работу, познакомиться с будущим супругом) и бизнес-вопросы (пример: находить клиентов, нанимать лучших сотрудников, привлекать инвесторов). При этом, в сути нетворкинга лежит выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощь. , с помощью которого можно налаживать связи с нужными людьми.
Немало экспертов в преподавании вы можете найти в Клубе репетиторов, на учительских форумах и репетиторских порталах. Да, к сожалению, не все преподаватели охотно поделятся с вами своими наработками или дадут дельный совет, но обратиться точно стоит попробовать.
Знаете еще способы повысить уровень педагогического мастерства, пишите в комментариях.
Оцените материал
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка.
Источник
Пути и способы повышения педагогического мастерства
Нургалиева А.А.
ГУ «Отдел образования района Магжана Жумабаева СКО»
КГУ «Медвежинская СШ» района Магжана Жумабаева СКО
Аннотация: В статье «Пути и способы повышения педагогического мастерства учителя» отмечается необходимость постоянного совершенствования учителя путем непрерывного педагогического образования. Опыт работы над собой направляет на сознательную работу по развитию своей личности как профессионала.
Ключевые слова: компетентность, непрерывное образование, педагогическое мастерство, «образование в течение всей жизни», педагогическая рефлексия.
Качество образования, в первую очередь,
определяется качественно подготовленными
преподавателями [1].
Успешная реализация Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы в условиях интеграции в мировое образовательное пространство всецело зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Несомненно, современный учитель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Однако, как показывает практика, формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности.
Учителя, мыслящие критически — развиваются профессионально, видят как и над чем надо работать, как саморазвиваться.
Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
Все мы разные, преподаём разные предметы, но нас объединяет любовь к детям, любовь к своей профессии. Нас, педагогов, ждут дети в школах, чтобы мы не только давали новые знания, но и научили их учиться всю жизнь. А такой учитель сам может ставить и решать сложные образовательные задачи и обеспечивать реальное развитие конкурентоспособности нашей республики. Профессия педагога очень важна и значима. И как писал великий чешский ученый Я.А. Коменский: «быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя поставлены на высоко почётном месте и им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». И как солнце освещает своими лучами землю, так учитель должен освещать собой своих учеников, вот к чему должен стремиться настоящий учитель
Список использованной литературы
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана 2010
2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ имени С.М. Кирова, 2004 — 216 с
3. Закон РК «Об образовании»- Астана, 2007г.
4. Концепция непрерывного профессионально — педагогического образования педагога новой формации РК-Астана, 2005.
5. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956. — С. 203
6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, и др. – М.2007.
7. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. – Алматы: Ғылым, 1998.-С 320
8. Ушинский К.Д. Из статьи «Проект учительской семинарии» // Избранные педагогические произведения. – М.:Просвещение, 1968.- с.557
9. Тотанова А.С. Педагогическое мастерство- Алматы, 2010.-с.105
Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
Источник
Статья «Пути повышения профессиональной компетентности учителя»
Османова Лутфие Ильясовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»
Каждая профессия требует постоянного совершенствования. Перемены, происходящие во всех сферах нашего общества, — подчёркивает С. К. Бережная, — делают актуальной задачу создания условий для непрерывного и свободного развития способностей каждого человека, и поэтому предъявляют новые требования к системе повышения квалификации педагогов. Как отмечают И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Педагог свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Педагог должен самостоятельно осознать необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
В системе повышения профессиональной компетентности учителя выделяются две формы: внешкольная и внутришколная.
Под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Взаимодействие элементов приводит к появлению новых интегративных качеств, несвойственных отдельно взятым компонентам.
Главная задача внешкольных форм повышения профессиональной компетентности — удовлетворение потребностей учителей в переподготовке, в организации инновационной деятельности, создании системы этапного повышения профессиональной компетентности, максимально учитывающей новые задачи школы.
Внешкольные формы курсовой подготовки в областных и региональных институтах усовершенствования учителей на протяжении многих десятилетий остаются главными формами повышения профессиональной компетентности учителя в нашей стране. Все учителя обязаны проходить курсовую подготовку один раз в пять лет с отрывом от учебного процесса.
Внешкольные формы повышения профессиональной компетентности учителя, реализуются в основном путем прохождения курсовой подготовки в региональных институтах и центрах развития образования, через дистантные формы обучения учителей на основе информационных технологий; факультеты повышения квалификации при городской и районной методических службах и информационно — методических кабинетах.
Внутришкольные (школьные) формы повышения профессиональной компетентности учителей — это формы работы с учителями, осуществляемые непосредственно в условиях школы. В последнее время они приобретают всё большее значение поскольку, как полагают ученые, могут в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки. В качестве главной задачи методической работы в школе по повышению профессиональной компетентности учителей выделяется задача развития профессионализма педагога, формирование способности к осознанию собственных педагогических действий, изменение отношения учителей к педагогической работе, повышение качества учёбы создание коллектива единомышленников.
Весь комплекс методической работы в школе должен быть ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счёте, — на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.
Можно выделить следующие основные задачи внутришкольной формы повышения профессиональной компетентности учителя:
обновление и совершенствование знаний в области педагогики и преподаваемой учебной дисциплины;
формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;
совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов и творчески работающих преподавателей, выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта;
повышение профессионального и культурного уровня преподавателя;
стимулирование его служебной и общественной активности;
совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизации, демократизации и гласности;
приобщение преподавателей к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
работа в методических объединениях, творческих группах;
инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
овладение новыми методиками (самоусовершенствование);
курсы повышения квалификации педагогических кадров;
активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
трансляция собственного педагогического опыта (создание персональных сайтов учителя для обмена педагогического опыта и для контакта с единомышленниками; выпуск научно-методических изданий, публикаций в СМИ и в сети Интернет)
использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Поэтому наиболее важным является самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.
Мотивы побуждающие к самообразованию:
ежедневная работа с информацией;
стремительный рост современной науки;
изменения, происходящие в жизни общества;
На сегодняшний день основными направлениями, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
профессиональное (предмет преподавания);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
инновационные, в том числе и информационно- коммуникационные технологии;
психологическое (современные тенденции развития психологии в сфере образования, психология развития детского коллектива, имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
технологии диагностики успешности труда учителя
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
видео, аудио информация на различных носителях;
модульные курсы (выбор необходимого модуля из предложенных тем);
повышение квалификации (по накопительной системе);
дистанционные формы обучения, чаты, форумы;
семинары и конференции;
мероприятия по обмену опытом;
Если же педагог будет заниматься самообразованием и все время повышать свою профессиональную компетентность, то он станет профессионалом своего дела. А профессионал – это специалист, который владеет нормами профессии, самостоятельно ставит профессиональные цели, по своей инициативе развивает способности, имеет высокий уровень мотивации и саморегуляции, умеет управлять своим состоянием.
Источник