Способы повторения пройденного материала

Интервальные повторения — лучший способ для запоминания информации

Каждый раз, изучая интересующий нас материал, мы сталкиваемся с необходимостью в его повторении, что требуется для лучшего усвоения и запоминания.

Бывает, что спустя определенное время, в нашей памяти не остается и следа от нужной информации. После таких ситуаций встает вопрос о способе, который позволит работать с большими объемами данных, сохраняя их на длительный срок.

К счастью, существует множество различных методик, способных повысить эффективность обучения. Среди них можно выделить интервальные повторения. Рассмотрим, какую роль этот метод играет в процессе восприятия информации.

Суть интервальных повторений

Суть заключается в том, что информацию, которую мы запоминаем, необходимо со временем повторять ни каждый день, ни через год, а через определенные, увеличивающиеся со временем интервалы. Они рассчитываются индивидуально и напрямую зависят от функционирования мозга.

Пример.

Запомнили 20 стран и их столицы. Как повторять? Вот вариант:

  1. Первый повтор через 1 час.
  2. Второй — через 8 часов.
  3. Следующий — через сутки.
  4. Трое суток.
  5. Неделю.
  6. 3 недели.
  7. 3 месяца.
  8. Полгода.
  9. Через год.

По такому принципу построены одни из самых эффективных методик обучения. В основе их создания лежат исследования немецкого ученого Германа Эббингауза, который представил “Кривую забывания”, отражающую способности мозга к запоминанию.

История развития метода и кривая Эббингауза

К каким же выводам в своей работе пришел Герман Эббингауз?

В своих наблюдениях в 1885 году ученым было установлено, что любое заучивание материала запоминается лучше, если его закреплять повторением. В противном случае, часть информации будет теряться.

Наглядным примером этого является проведенный им опыт по заучиванию бессмысленных слогов. По результатам эксперимента выявлено следующее:

  • после первого безошибочного повторения серии слогов забывание идет достаточно быстро;
  • в течение первого часа после обучения забывается до 60% всей полученной информации;
  • спустя 10 часов — в памяти остается 35% от изученного;
  • далее, процесс забывания идет медленно и через 6 дней в памяти остается около 20% от первоначального объема данных;
  • 20% остается и через месяц.

Данные показатели и есть “Кривая забывания”.

Она отражает естественную необходимость нашего мозга в повторном обращении к информации по определенным промежуткам времени.

При этом видов повторений существует достаточно много. Каждое предполагает свою частоту и эффективность. О том как не запутаться и правильно определить что подходит вам, написано ниже.

Виды и промежутки повторений

Повторение информации можно разделить на несколько групп:

  1. Зависимость по времени:
    1. Ультракраткосрочное — это когда необходимо быстро повторить и скоро воспроизвести. Например, через один час. Используется для запоминания массивов информации на соревнованиях, для тренировки, отработки навыка запоминания.
    2. Краткосрочное — это повторение на дистанции от нескольких дней до недели. Обычный период составляет от 3 до 5 дней.
    3. Долгосрочное — если информация востребована нами на долгий срок, то повторять ее нужно в промежутки от недели и выше. Это позволит помнить ее от нескольких недель и до нескольких лет.
  2. По типу носителя:
    1. Повторение по памяти — это когда вы удерживаете информацию у себя в голове и при повторении используете то, что запомнили в свою память. Оно бывает:
      • По локациям — это когда запоминание новой информации происходит путем ее преобразования через ассоциации в визуальные образы и присоединения на старые, хорошо знакомые элементы, некоторые ячейки в нашей памяти, которыми и являются локации.
      • По карточкам — это когда бумажные карточки являются стимулом для вспоминания другой части информации. Используются, например, при запоминании иностранных слов.
      • В программах — это тоже своего рода карточки, но программы находятся либо на телефонах, либо на компьютерах. Здесь информация — это своего рода крючок, который позволят вытащить нужную информацию из памяти.
    2. Повторение по носителю — это когда вы прочитали книгу, а затем заново ее читаете и повторяете. Больше является бесполезным, поскольку здесь идет обычное повторное воспроизведение информации.
  3. По эффективности:
    1. Обычное повторение. Это повторение каждый день по несколько раз или через день. Другими словами, многократное повторение.
    2. Интервальное повторение. Это повторение через увеличивающиеся с каждым разом промежутки времени. Оно может быть:
      • в ручном режиме — это когда вы знаете определенные интервалы повторений, определенные лично для себя;
      • автоматизированное — это когда интервалы повторений для вас задаются извне (какие-либо программы или системы напоминания).
Читайте также:  Цервикальный способ взятия что это

Какой тип повторения выбрать?

Выбирая тип повторений, отталкивайтесь от сроков и объема информации, целей ее запоминания.

Либо нам нужно знать всю структуру запоминаемой информации, либо требуется скоростное (стимульное) запоминание. Например, иностранные слова, страны и столицы, термины. Разные цели — разные подходы.

С одной стороны, можно повторять информацию каждый день. Однако этот подход не такой эффективный, потому что вы затрачиваете много времени.

Мнемотехника позволит сразу работать и запоминать большой объем информации, а интервальные повторения помогут этот объем перенести в долговременную память.

Его можно использовать, когда вы знаете интервалы лично для себя и стремитесь в них попадать. Как правило, это происходит следующим образом:

  • сразу же после запоминания;
  • далее, в течение дня;
  • потом на следующий день;
  • затем в течение 3 дней;
  • в течение 5-7 дней;
  • 10-14 дней;
  • 3-4 недель;
  • 2-3 месяцев;
  • каждые 6-12 месяцев.

При этом каждый промежуток отсчитывается от предыдущего шага. Используя такую систему, можно изучать любые доступные вам знания гораздо быстрее.

Расскажем, как это работает на примере самых популярных систем обучения.

Система Лейтнера и карточки для повторений

Метод Лейтнера является одним из ярких примеров применения интервальных повторений с помощью бумажных карточек. Его используют при изучении иностранных слов, которые повторяют в разные промежутки, в зависимости от результата воспроизведения по памяти.

Описание метода

Необходимо создать сами карточки. На одной их стороне записать слово, а на другой — значение по-русски и все это запомнить.

Затем для них создать несколько коробочек. Примерно 3 штуки. Можно и больше, но чтобы не превышало 7. Коробки нумеруем и раскладываем в них карточки следующим образом:

  • В первую кладем новые или очень сложные карточки, которые с трудом даются для запоминания.
  • Во второй будут находятся карточки, с которыми вы уже работали из 1 коробки, и они, на ваш взгляд, хорошо отложились в памяти.
  • В третью коробку вы перекладываете карточки из 2 коробки, в которых на 100 процентов уверены, что запомнили.

Как правильно повторять?

Повторение здесь идет следующим образом:

  • каждый день из коробки № 1;
  • из коробки № 2 — через день;
  • раз в 3 дня из коробки № 3.

При этом, если вы вспоминали карточки из третьей коробки и что-то не так назвали, то их необходимо переложить во вторую. Такие же действия проделываем со второй коробкой. Если что-то не можете вспомнить, то перекладываете в первую.

Карточки тем самым повторяются с разными промежутками. И в каждой коробке лежат определенного уровня сложности.

Плюсы и минусы

Преимуществом этой системы является то, что пока мы делаем карточку, уже запоминаем написание слова и его перевод. Это происходит благодаря задействованию моторики и зрительных центров головного мозга.

Однако есть и минусы. Карточки занимают много места. Если их числится несколько сотен штук, то будет неудобно носить с собой. При этом карточки желательно иметь всегда под рукой, чтобы была возможность повторять.

А представьте, если вы будете запоминать большие объемы информации в разных изучаемых сферах?

Программы и сервисы, основанные на интервальном повторении

Самыми популярными вариантами таких программ являются следующие:

Читайте также:  Ксантановая камедь способ получения

У каждой из них есть свои плюсы и минусы. Каждая использует свой алгоритм, позволяющий быстро осваивать любые знания. В целом — это те же карточки, но только в электронном варианте. С одной стороны — вопрос. С другой — ответ.

Если исходить из практики применения, то лучше остановиться на ANKI. Поскольку она имеет больше преимуществ по внутреннему содержанию:

  1. Можно установить как на компьютере, так и на мобильном телефоне.
  2. При создании карточки есть возможность вставлять картинки или звуки, использовать разные варианты и типы колод.
  3. Программа самостоятельно просчитывает алгоритм повторения и ведет статистику. По желанию настройку промежутков можно осуществить вручную.
  4. Для этой программы имеются уже готовые базы с карточками, которые можно подгружать из интернета.

Внешний вид программы Anki

Рекомендации по обучению в программе ANKI

  1. Сразу заносите в базу информацию (создавайте карточки).
  2. Занимайтесь каждый день. Это позволит не сбить режим повторения.
  3. Старайтесь учиться в контексте. Для этого создавайте карточки на отдельные элементы.
  4. В ситуации, когда что-то путаете, проводите уроки из ошибок в виде отдельных колод.
  5. Редактируйте неактуальные карточки.

Вот такие шаги как: установить программу, изучить информацию, добавить слова, регулярно заниматься — помогут вам облегчить процесс обучения и сделают его наиболее интересным и эффективным.

Видео: метод интервальных повторений

Успехов в изучении!

Не забудьте поделиться своими результатами в части применения метода интервальных повторений в комментариях.

Источник

Как правильно повторять пройденное

Изучение любого иностранного языка предполагает периодическое повторение уже пройденного материала. Если этого не делать, то слова и правила (даже те, которые, казалось бы, вы хорошо закрепили и сейчас прекрасно помните) просто уйдут на задворки памяти или вовсе забудутся. Повторение считается одним из базовых процессов в обучении языку, но, к сожалению, студенты и даже преподаватели часто не уделяют этой работе должного внимания. В данной статье мы поговорим о том, как правильно повторять слова и грамматические конструкции на иностранном языке, а также расскажем о некоторых наиболее эффективных методиках.

Общие правила повторения пройденного материала

Повторение – крайне важный процесс при изучении любого языка: английского, немецкого, китайского, французского, испанского и пр. Оно не даст забыть то, что вы уже прошли, позволит обобщить полученные знания и научиться их систематизировать. Повторять пройденное необходимо на протяжении всего обучения. И для того чтобы повторение давало положительный результат, необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Повторяйте изученный материал циклично
    Вы можете повторять пройденное в конце каждой лексической или грамматической темы, после каждого урока, в начале или конце недели и т.д. Главное – заниматься этим постоянно, соблюдая определенную последовательность. Некоторые методики мы опишем подробнее чуть ниже.

Используйте разные упражнения и их виды
При повторении лексического или грамматического материала старайтесь не использовать те упражнения, которые вы уже когда-то выполняли. Разнообразьте занятия новыми заданиями и используйте при их выполнении уже знакомую лексику и грамматику. Это поможет, с одной стороны, закрепить пройденное, а с другой – развить новые навыки и компетенции.

Учитывайте личные психологические особенности
В данном случае речь идет конкретно о вашей способности запоминать. Как известно, у кого-то лучше развита зрительная память, у других – слуховая и т.д. Существуют различные методики для запоминания, и целесообразно выбрать ту, которая подходит лично вам – с учетом ваших индивидуальных способностей и особенностей памяти.

  • Старайтесь не допускать ошибок при повторении
    Контроль (со стороны преподавателя или самоконтроль) играет важную роль при повторении. Всегда есть вероятность того, что вы можете заучить материал с ошибками. А как известно, переучить что-либо всегда сложнее, чем выучить.
  • Некоторые эффективные методики повторения

    Для успешного изучения иностранного языка необходимо не только придерживаться правил по повторению, но и опираться на определенную методику, предполагающую строгую последовательность и периодичность. На сегодняшний день таких методик разработано достаточно много, приведем несколько наиболее популярных.

    Метод интервальных повторений Пимслера

    Этот метод разработан лингвистом Полом Пимслером в 1967 году и основан на особой технике, которая предполагает повторение изученного материала через определенные интервалы, что и предопределило его название. Ученый заметил, что иностранные слова могут забываться практически сразу после их запоминания или же через некоторые промежутки времени (5 секунд, 25 секунд, 2 минуты и т.д.). Соответственно, запоминаемое необходимо повторить до того, как оно «сотрется» из памяти, то есть до окончания указанного интервала.

    Читайте также:  Лаской единственным способом который возможен

    Метод особенно удобен для изучения иностранных слов (фраз) и предполагает 11 повторений – выучить и повторить:

    1. 5 секунд,
    2. 25 секунд,
    3. 2 минуты,
    4. 10 минут,
    5. 1 час,
    6. 5 часов,
    7. 1 день,
    8. 5 дней,
    9. 25 дней,
    10. 4 месяца,
    11. 2 года.

    Чтобы не путаться с очередностью, можно, например, записывать даты следующего повторения прямо на карточке или в словаре. Если вы используете карточки, их можно складывать в специальные файлы или коробки с отмеченными датами.

    Методику интервальных повторений использует ряд приложений, таких как Mnemosyne, Tinycards, Flashcards+, Quizlet, Anki, Supermemo. Они дают возможность создавать словарные карточки, тренировать изучаемые слова, настраивать интервалы для повторения, а также контролировать «успеваемость».

    Метод интервальных повторений Эббингауза

    Еще один метод интервальных повторений – метод немецкого психолога Германа Эббингауза. По своей сути данная методика схожа с методом Пимслера, но отличается количеством и продолжительностью интервалов.

    Герман Эббингауз (1850-1909) – психолог-экспериментатор, автор труда «О памяти», первым открыл «кривую забывания», которая и легла в основу метода интервальных повторений. И хотя данную методику часто называют методом Эббингауза, на самом деле точно неизвестно, кто ее автор. Возможно, Герман Эббингауз только создал кривую забывания, а развил его исследования и создал саму методику польский исследователь Петр Возняк.

    Согласно этой методике, интервалов должно быть семь:

    1. повторение сразу после прочтения;
    2. через 30 минут;
    3. через три часа;
    4. через 24 часа;
    5. через 30 часов;
    6. через две недели;
    7. через два месяца.

    Подробнее о методиках интервального повторения вы можете прочитать в нашей статье

    Метод Лейтнера

    Метод Лейтнера связан с изучением иностранных слов с помощью карточек. Для этого метода понадобятся карточки с уже написанными словами и их значением на обратной стороне, а также несколько коробок. Вы сами решаете, сколько коробок вам нужно, однако специалисты советуют использовать три: для сложных слов, для слов, в которых вы можете допустить ошибку, и для слов, которые вы хорошо знаете.

    Слова, которые вы находите трудными для запоминания и которые вы разместите в первую коробку, необходимо повторять каждый день, из второй коробки – через день, а из третьей – раз в неделю. При этом по мере изучения карточки необходимо перекладывать из одной коробки в другую: из первой во вторую или из второй в третью. Если вы делаете ошибку при повторении слов из второй или третьей коробки, их нужно переложить обратно – в первую или вторую соответственно.

    Метод активного повторения

    Эту методику можно использовать для заучивания не только слов, но и грамматических правил и конструкций. Использование метода активного повторения предполагает, что материал уже выучен и повторяется для того, чтобы остаться в памяти на долгое время. А под повторением понимается не считывание информации с имеющегося источника, а многократное «припоминание» полученных сведений. Оно проходит в несколько этапов:

    1. Контрольное припоминание. На этом этапе необходимо считать информацию, а потом воспроизвести ее в памяти и сравнить с первоисточником. Например, вы читаете правило и рассказываете его себе же или читаете текст с новыми словами и пересказываете.
    2. При выявлении неточностей, ошибок или пробелов необходимо повторить только ту часть информации, которую вы не запомнили или запомнили плохо. Повторять необходимо до того, пока вы не сможете на 100% верно воспроизвести информацию, которую хотите запомнить.
    3. После этого запоминаемое необходимо повторять, соблюдая следующую последовательность:
      • через час;
      • через 3-4 часа;
      • на следующий день.

    Для того чтобы эффективно повторять пройденный материал, используйте любой метод, который подходит лично вам. Главное – постоянство и желание достигать поставленных целей.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы