—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>
Системная форма хранения информации в памяти, повторение ее слйжит уплотнению знаний, а, следовательно, и уменьшению нагрузки на память учащихся, что имеет большое дидактическое значение.
Л.Я. Зорина «Оптимальные способы закрепления и обобщения знаний учащихся»
Важнейшая задача школы – дать учащимся глубокие и прочные знания, выработать навыки и умения применять их на практике. Глубокими и прочными знания становятся тогда, когда на уроке создаются оптимальные условия для развития умственных сил и когда знания, полученные на уроке, приведены в систему. Для этого важно повторить, обобщить изученное, так как все, к чему не возвращаются, уходит из сознания в подсознание, забывается.
Каждый учитель знает, что ни одного урока русского языка без повторения нет. При этом важно повторять, не повторяясь, давать учащимся возможность проявлять инициативу и творчество.
Как отмечает У. Глассер: «Человек никогда не преуспевает в жизни, если не познает успеха». Создание ситуации успеха для ученика на уроке способствует проявлению интереса к предмету, придает уверенность в своих силах. Поэтому я стараюсь использовать разнообразные приемы повторения изученного, чтобы каждый ребенок мог себя проявить на уроке. И это дает определенный результат, воспитывает у учащихся положительное отношение, интерес к урокам русского языка. Прежде всего это различные игровые формы в среднем звене: составления анаграмм, кроссвордов, подбор слов в алфавитном порядке, задания поиского характера «А знаешь ли ты?», когда учащиеся при изучении раздела «Лексика» делают интересные сообщения об этимологии слова, конкурсы знатоков. Все эти виды работ требуют усиленных занятий с различными словарями, в результате чего развивается орфографическая зоркость, повышается грамотность.
Особенно эффективна для повторения изученного материала система В.Ф. Шаталова. Она называется «Принцип регулярного повторения». После объяснения нового материала учитель повторяет эту тему по опорным сигналам, схемам. Дома ученики повторяют учебный материал, используя опорные сигналы, которые записали в своих конспектах. На последующих уроках учитель еще раз проверяет знания учащихся различными способами. В арсенале любого учителя таких приемов достаточно. Например: ученик письменно воспроизводит опорные схемы; взаимоконтроль, когда половина класса говорит, а половина слушает; устный ответ у доски, все ученики слушают выступление; задания для перфокарт; тестовая форма проверки знаний. При таком количестве повторения каждый ученик будет знать, если не весь материал, то основные опорные мысли.
Другой важный способ систематизации знаний – это таблицы и схемы по изученным темам, так как это удобное и экономичное средство обучения, ведь таблицы содержат полный перечень фактов по теме.
Обучение по принципу «Все, что могут делать ученики, не должен делать педагог» позволяет развивать у учащихся черты лидера, самостоятельность. При повторении пройденного есть возможность ненавязчиво, помня о чувстве мере помочь детям проявить свои творческие способности. Так, например, при изучении чередующихся гласных в корне слова было предложено сделать рисунки к этой орфограмме. Это правило хорошо усвоили не только сами «художники», но и те ребята, которые затем придумывали небольшой рассказ к этим рисункам. Аналогичная работа проводилась в конце 5-го класса, когда повторяли правописание мягкого знака в различных частях речи. Ученики сочиняли сказку «Проказы мягкого знака» и иллюстрировали свои работы.
Каждый из нас на уроках делает упор на нравственное развитие учащихся, подбирает такой материал, который будет воздействовать на ум и сердце детей. Одной из таких тем является тема «Человек и природа». Как писал К.Г. Паустовский «Для всего, что существует в природе… в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». На своих уроках подбираю такие тексты, где могут «хорошими словами» выразить свой отношение к природе, ко всему окружающему.
Приведу пример тематически организованных уроков повторения. На днях в 6-ом классе мы закончили изучение темы «Правописание чередующихся гласных в корне слов».
1. На уроке повторения изученного я записала на доске слова К. Паустовского: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов и болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
2. Ребята получили задание : записать все, что существует в лесу» – слова с безударными и чередующимися гласными в корне: тропинка, лесной, растения, заросли, деревья, тишина, разгорается, чаща, зарасти, глушь и т.д.
3. Далее было дано задание: разгруппировать слова на безударные гласные и чередующиеся гласные.
4. К слову заросли подобрать синонимы: глушь, чащоба, чаща и проанализировать орфограммы.
Дальше работа продолжается повторением сведением о типах и стилях речи.
Еще раз мы обращаемся к Паустовскому, где автор говорит об Андерсене: «Андерсен любил придумывать свои сказки в лесу. Поэтому он мог рассматривать кусок коры, веточку, цветок, сосновую шишку и видеть, как сквозь увеличительную линзу, такие подробности, из которых легко составляется сказка. Вообще, все в лесу может обернуться сказкой».
После чтения ребята получают несколько дифференцированных заданий разных по степени трудности:
1. Перед вами начало описания «Вообще, все в лесу может обернуться сказкой». Продолжите его, изображая то, что сами видели в лесу.
2. Написать сочинение-миниатюру «Лесная сказка».
3. Сделать полный синтаксический разбор одного из предложений.
4. Один ученик работает у доски с текстом: подчеркнуть орфограммы, объяснить знаки препинания.
На уроках повторения уместны уроки разных типов: уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-конференции, уроки-исследования, которые способствуют самостоятельному добыванию знаний и помогают избегать схематизма, создают интенсивную работу учащихся.
В этом году в 9-ых классах по русскому языку разделу «Повторение» отведено 5 часов, предлагается большой объем упражнений, не все из них удается проработать. При обобщающем повторении разделов «Словообразование», «Морфология», «Лексика» и т.д. я остановилась на таких формах урока, как урок-поиск. Расскажу об одном из них.
Тема «Словообразование. Орфография», попутное повторение: постановка запятой в простых предложениях; орфограммы в корне. Форма урока – урок-конференция.
Урок начинается с небольшого текста, записанного на доске.
Мы стали вспоминать, сколько в русском языке слов с корнями -род- : родник, родной, народ, природа, родина.
Слова эти как бы сами слагаются вместе – родники родимой природы. Исповедь Земле. Земля – это главное в природе. Земля рождающая. Земля урожая. И слово «цвет» — от цветов. (Д.С. Лихачев)
Задания:
1. Определить смысл высказывания, идейную наполненность.
2. Как записанные слова связаны с темой урока?
3. Далее выступают несколько учащихся со своими докладами (2-3 минуты), а класс делает краткие записи в конспектах.
Первый докладчик – «Словообразование – раздел языкознания».
Второй докладчик – «Морфемы в русском языке».
Третий докладчик – «Способы образования слов».
Один ученик работает с текстом, записанным на доске, делая морфемный и словообразовательный разбор. Раздаются карточки с морфемным и словообразовательным разбором для нескольких учащихся.
Остальные работают с упражнениями в учебнике.
При повторении раздела «Морфология» я провела урок-практикум.
1. Урок начался с самодиктанта (высказывание Паустовского о русском языке).
2. Чтение правила.
3. Работа с карточками-зачетами, которые включают:
а) Вопрос по теории;
б) Работа с орфограммами и пунктограммами;
в) Морфологический разбор.
Таким способом проверки охватываются все учащиеся.
4. Заключительная письменная работа.
Таким образом, рисуя, сочиняя, играя и думая, самостоятельно работая с учебным материалом, школьники повторяют пройденное.
Углублять свои знания по теме самообразования мне помогают труды Г.П. Соколовой, О.А. Смирновой, Г.А. Богдановой, Л.Я. Зориной и других авторов.
Курсы повышения квалификации, пройденные в 201-201учебном году, посвященные учебникам нового поколения, помогли в работе выделить узловые вопросы, вокруг которых следует организовать повторения.
В своей работе я пользуюсь как традиционными формами обучения, так и использую элементы новых технологий. В частности технология академика Монахова, которая построена на составлении информационной карты, блока тем, диагностике, коррекции, самостоятельной деятельности учащихся и технологии « принцип регулярного повторения», основанная на системе В.Ф. Шаталова.
Проверочная работа после всех этапов деятельности помогает выявить слабо усвоенные темы и организовать вокруг них системное углубленное повторение.
Источник
Повторение в системе обучения русскому языку
Рубрика: 3. Система образования
Дата публикации: 09.11.2015
Статья просмотрена: 2326 раз
Библиографическое описание:
Дюзбенбекова, Г. К. Повторение в системе обучения русскому языку / Г. К. Дюзбенбекова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 51-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9035/ (дата обращения: 19.11.2021).
Знания только тогда могут быть действенными, т. е. могут оказывать помощь человеку в его деятельности и служить основой для получения новых знаний, расширяя и углубляя их, если они прочны. Как помочь учащимся при сохранении достаточно широкого круга глубоких знаний избежать перегрузки памяти и обеспечить прочное и сознательное усвоение основ наук? Эту задачу поможет решить правильно организованное и систематически проводимое повторение ранее пройденного.
Повторение обеспечивает наилучшее осознание изучаемого материала; способствует прочности усвоения путем предупреждения забывания и систематизации полученных знаний; развивает внимание, память и логическое мышление учащихся, упражняя их в сравнении, обобщении, систематизации на все более широком практическом материале; в сочетании с проверкой усвоения повторение позволяет видеть результаты работы как учителю, так и учащимся, прививая последним навыки самостоятельной работы и воспитывая уверенность в своих силах.
Задачи повторения и методика его проведения могут быть выражены в трех следующих вопросах, по существу исчерпывающих смысл повторения: Что повторять? Как повторять? Когда повторять?
Что повторять? План повторения и выбор тем для повторения учитель должен составлять в каждом отдельном случае на основании общих теоретических соображений с учетом того, как усвоен учащимися материал соответствующих разделов.
Когда повторять? Нередко о повторении вспоминают только после того, как обнаруживают пробелы в знаниях учащихся. Значение повторения в обучении впервые обосновал в середине прошлого века К. Д. Ушинский. Повторение, по мысли К. Д. Ушинского, должно быть направлено не к тому, чтобы ставить заплаты на обнаруженные прорехи в знаниях учащихся, а к предупреждению этих прорех.
Повторение следует распределить на протяжении всего учебного года, проводить его планово и в определенной системе. Предварительный план не только мобилизует учителя и обязывает не забывать о повторении, но и помогает отобрать материал, учесть те вопросы и темы, которые не должны быть забыты.
Регулярность повторения — необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы, в конце изучения темы (или раздела), в конце учебного года. При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знаний и умений, полученных школьниками на предшествующих этапах работы. При повторении в процессе изучения темы (попутное повторение), а также после ее изучения и в конце года даются задания для закрепления и систематизации пройденного.
Различают такие виды повторения:
Виды повторения
Цель повторения
Повторение в начале учебного года
Активизация элементов ранее изученного материала для облегчения изучения нового
Текущее повторение в продолжение учебного года
Активизация ранее изученного материала по этой же теме
Обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы
Обобщить и систематизировать изученное
Выправить неточности в знаниях, напомнить давно пройденное и одновременно установить для себя прочность и правильность знаний учащихся.
Систематизировать знания учащихся по теме
Основными требованиями к организации любого вида повторения являются следующие:
1) сообщить ранее полученным грамматическим знаниям учащихся большую отчетливость и закрепить их;
2) на основе новых сведений углубить ранее изучавшееся;
3) систематизировать накопленные сведения и тем обеспечить целостность знаний учащихся по грамматике;
4) развивать и совершенствовать способности учащихся: внимание, память, логическое мышление.
Как повторять? Повторение должно проводиться в разнообразных формах, открывать новые стороны в уже изученном материале, проводиться при иной группировке материала.
Предлагаю такие вопросы и задания:
Назовите два признака, по которым служебные части речи отличаются от самостоятельных.
Объясните, в чем отличие производных предлогов от непроизводных, простых от сложных?
Сгруппируйте слова по определенному признаку.
Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.
Задание на исключение лишнего
При тематическом повторении полезно составлять итоговые схемы. Таблица или схема экономно и наглядно показывает общее для понятий, входящих в данную тему, их взаимосвязь в логической последовательности, отношение вида к роду и т. д.
Взаимоконтроль — одна из форм повторения, обобщения и систематизации знаний, обеспечивающая надежность усвоения программного материала всеми, без исключения, учащимися. Проводится она по листу взаимоконтроля, который представляет собой перечень основных вопросов одной темы. Устный взаимоконтроль предусматривает в основном проверку теоретических знаний. На письменном взаимоконтроле определяются практические навыки по теме.
Уроки систематизации и обобщения знаний требуют к себе особого подхода, т. к. материал учащимся известен. Чтобы детям было интересно еще и еще раз обращаться к теме, провожу урок в нетрадиционной форме: урок-путешествие, урок-восхождение, блиц-турнир, заседание ученого совета и другие.
Уроки итогового повторения проходят успешнее, если порядок повторения не копирует, а дополняет и обобщает материал, изложенный в учебнике. Для этого необходимо, чтобы ранее изученные правила закреплялись в сознании учащихся в виде определенной системы, которая может быть представлена с помощью алгоритма — последовательности действий в соответствии с правилами орфографии. Алгоритмы, позволяющие не только лучше осмыслить теоретический материал, но и применять его для выполнения конкретных обобщающих заданий, могут быть представлены как графическая наглядность, т. е. схематически, или в виде особым образом организованного списка действий. Например:
Алгоритм правописания приставок пре- и при-
- Выдели приставку в слове
- Проверь, близка ли она по значению к слову очень или к приставке пере-
- Если да, пиши пре-
- Если нет, проверь, имеет ли приставка значение приближения, присоединения, близости или неполноты действия
- Если да, пиши при-
Я ограничилась рассказом лишь о некоторых принципах и приемах повторения, потому что конкретные методические рекомендации в этом вопросе дать нельзя. Нужно принимать во внимание многие факторы профессиональное мастерство учителя, контингент класса, условия работы и т. д. Исходя из этого, каждый учитель создает свою систему повторения.
В сложном процессе усвоения грамматических знаний, умений и навыков повторение является одним из ответственных этапов обучения.
Источник