- Как правильно общаться с конфликтными личностями?
- Классификация типов конфликтных личностей:
- Как выстраивать отношения с конфликтерами?
- Способы поведения с конфликтной личностью
- Демонстративный тип личности
- Ригидный тип личности
- Неуправляемый тип личности
- Сверхточный тип личности
- Бесконфликтный тип личности
- Тип личности «Танк»
- Тип личности «Пиявка»
- Тип личности «Вата»
- Тип личности «Обвинитель»
- Тип личности «Всезнайка»
- Тип личности «Пессимист»
- «Пассивно-агрессивный» тип личности
- «Сверх покладистый» тип личности
Как правильно общаться с конфликтными личностями?
Наверняка вы встречали людей, которые так и норовят выяснить отношения, придраться к чему-нибудь или просто спровоцировать конфликт. И как бы вы не старались наладить отношения, найти подход к этому человеку, все равно попадали в конфликтные ситуации. И конечно, дело не в самой ситуации, а в человеке. В психологии есть понятие «конфликтная личность» – это люди, которые специально инициируют ссоры, влезают в чужие конфликты. Они придумывают разные стратегии и психологически давят на оппонента. Но несмотря на это, конфликтеры всегда действует по одной и той же схеме. В конфликтах такой человек будет действовать следующим образом:
- запугивать и угрожать,
- провоцировать человека на эмоции,
- подавлять и оскорблять,
- давить на слабые стороны противника,
- создавать напряжение и преувеличивать свои достоинства.
Конфликтные личности никогда не уступят, не пойдут на компромисс или переговоры. Их цель — одержать победу первым, подчинить себе противника. Конфликтеры будут использовать все возможности для этого, от психологического давления, предугадывания поступков до принижений достоинства человека. Это люди с завышенной самооценкой, эгоисты, которые считают свое поведение, как проявление силы и лидерства.
Классификация типов конфликтных личностей:
- Демонстративный тип. Это личность, которая любит находиться в центре внимания, воспринимает только уважительное обращение к себе, не рационален во многих поступках. Является всегда инициатором ссор, но чувствует вину за собой.
- Ригидный тип. Вспыльчивые и обидчивые люди, не любят критику, относятся с подозрением ко всему. Всегда борются за правду, не умеют адаптироваться и мыслить гибко.
- Неуправляемый тип. Импульсивный и резкий человек, который чаще действует непредсказуемо. Не воспринимает свои неудачи и промахи, обвиняет в них всех, кроме себя.
- Сверхточный тип. Дотошный и педантичный человек, отчасти перфекционист. Требователен в работе и в жизни. Часто из-за этого раздражается, не умеет контролировать свои эмоции.
Конфликтные личности живут ссорами и выяснениями отношений, других способов достижения успехов они не знают. Им важно с кем-то постоянно бороться. Если же они идут первыми на примирение, скорее всего, это стратегический ход.
Как выстраивать отношения с конфликтерами?
- Игнорируйте любые уловки и провокации, держитесь на дистанции с человеком.
- Поставьте конфликтную личность в сложные условия, чтобы достижение победы с помощью споров казалось ему непосильным.
- Если же конфликт все-таки возник, переведите спор в плоскость двух противников.
- Покажите конфликтеру, что его достоинство никто не принижает. Спокойно объясните ему предмет ссоры.
Это был один из инструментов по взаимодействию с конфликтными личностями. Узнайте еще больше эффективных методов по работе с конфликтными ситуациями из курса «Управление конфликтами». После обучения вы сможете распознавать вид конфликта, использовать готовый подход и урегулировать любую ссору без громких споров и негатива.
Читайте нас в Telegram — stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях
Источник
Способы поведения с конфликтной личностью
Есть люди общение с которыми каждый раз становится испытанием на прочность и стрессоустойчивость, а тщательная подготовка и попытки вести конструктивный диалог сводятся к конфликту. Хорошо, когда есть возможность ограничить общение с конфликтными людьми, но если такой возможности нет, то вам обязательно нужно понимать, с каким именно типом конфликтной личности вы имеете дело и как защититься от негативного влияния данной конкретной личности.
Ниже приведем основные типы личности, их поведенческие характеристики, а также способы противодействия им.
Демонстративный тип личности
Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо.
Налицо поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо.
Как противодействовать:
- Игнорирование такого поведения
- Загрузить адекватной, полезной работой
- Изолировать
Ригидный тип личности
Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам.
Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Как противодействовать:
- Взаимодействие через документы (должностные обязанности, правила и т.д)
- Объяснение правил, их необходимости
- Если нет определенного статуса, то дать его
- Снять страх к любым изменениям (объяснить, что это не страшно)
Неуправляемый тип личности
Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь.
Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков.
Как противодействовать:
- Не давать той реакции, которую он ждет (испуга, страха, агрессии), а дать обратную, неожиданную — холодность, спокойствие
- Отсутствие такой же эмоциональной реакции, как у него (такие люди крайне чувствительны к тому, как вы реагируете, им важен ваш страх, возмущение и т.п.)
- Чувство юмора — такие люди боятся быть смешными
Сверхточный тип личности
Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся обиды. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
Как противодействовать:
- Нельзя давать власти, контроля над другими людьми – заездит.
- Можно дать поручение с ориентацией на предмет – например ответственный за журнал и т.п.
- Такие делают выводы из ситуации и даже чересчур преувеличенно
- Объяснение: «Нет хорошего и плохого, есть выход из ситуации…»; «Ты не сделал этого, но научился чему-то..»
- У таких людей проблемы с вариативностью.
Бесконфликтный тип личности
Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне стремится к компромиссу.
Не обладает достаточной силой воли. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих
Как противодействовать:
Тип личности «Танк»
Грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства. Эгоистичен и уверен в своей правоте. Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу. Не любит, когда кто-то ставит под сомнение его правоту. Озабочен своим авторитетом. Болезненно самолюбив. Настороженно относится к шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией. В каждой шутке он усматривает скрытую атаку на его личность и достоинство.
Попытки обсудить с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Все без исключения ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру – ведь многие, с кем он общается, с ним согласны.
Такой человек нацелен на дело, люди для него – инструмент
Как противодействовать:
Защититься от «Танка» непросто, защитить других тоже очень сложно – он все равно найдет, кого под себя подмять.
Рекомендации для общения:
- Спокойно держитесь своей точки зрения.
- Богатство аргументации и ораторское искусство не имеют никакого значения и не дадут никакого эффекта.
- Если начнутся открытые оскорбления, – скажите, что не намерены продолжать разговор, поскольку «Танком» нарушены правила приличия. Можно сделать некоторые уступки, но в главном нужно стоять на своем, без упреков, обвинений, срывания масок.
Противостоять таким людям особенно трудно, где силен дух тоталитаризма, где распространено давление в межличностных отношениях.
Тип личности «Пиявка»
«Пиявка» не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло. Не считает, что доставляет какие-то неприятности собеседнику, он дарит свое общество и благодарен себе за то, что проявляет инициативу в общении. Если он вял и молчалив, то все равно доволен собой, все должны ценить, что он многое прощает. Умеет подключать собеседника к своим проблемам и заставляет переживать отрицательные эмоции.
Как противодействовать:
В конце разговора нужно сказать «Пиявке» о своих ощущениях, состоянии, о том, как оно менялось по ходу общения. Без оценок и упреков опишите ему, что с вами происходит, как вы себя чувствуете.
Тип личности «Вата»
Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом часто возникают проблемы: «Вата» не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее. У такого типа постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного. Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.
Как противодействовать:
Прояснить с ним отношения основательно довольно трудно, потому что он во всем соглашается. При таком разговоре можно почувствовать себя неуютно, когда приходится упрекать вроде бы доброжелательного и сговорчивого человека. Тем не менее, надо вспомнить несколько его поступков и показать ему, что слова слишком далеки от дел.
Тип личности «Обвинитель»
Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей: соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, сослуживцев, начальников, чиновников правительства. Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать. Если вы попытаетесь прервать бесконечную обвинительную речь, скорее всего, агрессии не будет. Будет легкое раздражение: либо вызванное вашей, конечно же, неумелой попыткой обвинять лучше, чем он, либо “вашей близорукостью” и тщетной попыткой оправдать кого-либо.
Как противодействовать:
“Обвинителем” движет страстное желание выговориться и быть услышанным. Пытаться сбить его бесполезно, слов своей песни он не забывает. Безусловно, для ушей приятнее настоящая музыка. Но что делать? Можно научиться и под музыку обвинительных речей заниматься какими-нибудь делами.
Обычно после одного– двух часов неутомимого раскрытия истины «обвинителю» становится легче и тогда его можно перебивать, переводить разговор в другое русло. Только не вздумайте хоть малым намеком дать понять, что он в чем-то не прав или вам показалось, что он высказал не все доводы. Он повторит еще два или три раза. Тогда следующей передышки в речи вы будете ждать не менее трех часов.
Тип личности «Всезнайка»
Постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство в компетентности и свою занятость.
Как противодействовать:
Наилучший способ справиться с ним — считаться с его мнением (нередко он и в правду бывает компетентен). Лучше не спорить с ним и не настаивать на продолжение встречи, если уж он утверждает что ему некогда.
Тип личности «Пессимист»
Может создать немалые трудности. Стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям, т.к. нередко в них есть рациональное звено.
Как противодействовать:
Пессимисту необходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит. Полезно опередить пессимиста в негативных высказывания, найти полезное в его позиции. Скорее всего, тогда он станет вашим союзником.
«Пассивно-агрессивный» тип личности
Он не возражает и не сопротивляется, открыто, но старается достичь своих целей за счет других. Его враждебное отношение то и дело в чем-то проявляется, но вывести его на чистую воду довольно трудно. Например, он может сделать работу только наполовину, не так, не вовремя или небрежно. Этому у него всегда найдутся вполне логичные, псевдоразумные объяснения типа: «Я не знал», «Я забыл». Пассивно — агрессивный человек внешне часто демонстрирует готовность к сотрудничеству и даже предлагает свою помощь. Однако на деле все кончается невыполнением работы.
Как противодействовать:
По возможности лучше не связываться с подобными людьми, или, по крайней мере, не рассчитывать на них при выполнении каких-то важных задач. Важно не принимать близко к сердцу их проделки, не проявлять внешне гнев и разочарование — это как раз и есть тот выигрыш, которого они добиваются.
Если же вы вынуждены иметь дело с «пассивно-агрессивным» человеком, добейтесь, чтобы он точно записал, что от него ожидается. Идеально, если вы сохраните копию обязательства для себя, чтоб потом предъявить ему. Четко обрисуйте ему значимые для него последствия невыполнения данной задачи. Контролируйте ход невыполнения обещанного. Очень важно держать себя в руках и не предъявлять претензий до того пока человек такого типа еще не сделал ничего плохого, не «программировать» его на невыполнение. Если вы сталкиваетесь с пассивно-агрессивным типом, который практикует перешептывание за вашей спиной, то важнее всего обнаружить, «обнародовать» его, сохраняя при этом хладнокровие. Он силен только сидя в «кустах». Задайте ему напрямую, возможно, в присутствии других, вопросы о том, чем он недоволен, чего хочет. Скорее всего, он стушуется и растеряется.
«Сверх покладистый» тип личности
Может выглядеть очень похоже на пассивно-агрессивного тем, что со всем соглашается. Более того, он настойчиво предлагает свою помощь, но почти ничего не выполняет. Ссылаясь на перегруженность и другие обстоятельства. При этом он склонен обижаться в ответ на высказанное ему по этому поводу замечание, т.к. думает, что хотел помочь от чистого сердца, а его чистый порыв не оценили. Чаще всего это человек, который хочет всем нравиться, и не видит другого способа, кроме как быть полезным.
Как противодействовать:
Имея дело с таким человеком, важно проверять его обещания на реальность, уточнять сроки, поощрять его искренность в высказывании сомнений по поводу возможности реализации тех или других планов с учетом всех обстоятельств. Необходимо выразить ему симпатию. Создать для него обстановку эмоционального принятия вне зависимости от того, что он делает. Это даст ему возможность взять передышку и не добиваться важного расположения столь непродуктивным способом, какой он практикует.
Источник