Словари
РЕЧЕВОЙ ЖАНР — относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний (текстов). Будучи культурными формами, Р. ж. характеризуются следующими основными свойствами: они объективны по отношению к индивиду и нормативны; историчны, вырабатываются людьми в определенную эпоху в соответствии с конкретными условиями социальной жизни; характеризуются особым оценочным отношением к действительности; выполняют функцию интеграции индивидов в социум; многообразны и разнородны, дифференцированы по сферам человеческой деятельности и общения; являются опорой для творчества. Р. ж. (от однословной бытовой реплики до больших произведений науки или литературы — М.М. Бахтин) являются единицами общения. Важнейшие конститутивные особенности высказываний (текстов), отливаемых в те или иные жанровые формы, — смена речевых субъектов и завершенная целостность. Высказывание (текст) есть духовное преломление бытия, осуществляемое в разных сферах культурного творчества в соответствии с различными принципами.
В плане генезиса Р. ж. разделяются на первичные и вторичные. Первичные Р. ж. складываются в условиях непосредственного общения, а вторичные — в условиях высокоразвитой культурной коммуникации, напр., научной, административно-правовой, политико-идеологической, художественной, религиозной (романы, драмы, научные исследования и др.). Первичные Р. ж. могут преобразовываться, усложняться, превращаться во вторичные. «Мотивировка своего поступка есть в маленьком масштабе правовое и моральное творчество; восклицание радости или горя — примитивное лирическое произведение; житейские соображения о причинах и следствиях явлений — зачатки научного и философского познания…» (В.Н. Волошинов). Вторичные Р. ж. как формы целых речевых произведений включают в свой состав богатый репертуар модифицированных первичных жанров.
Другим важнейшим критерием классификации Р. ж. являются сферы деятельности (прежде всего духовной) и общения. Важнейшие виды духовной социокультурной деятельности, выступая экстралингвистической основой соответствующих функциональных стилей, предстают в качестве иерархически организованных систем частных деятельностей и образующих их типовых действий, лежащих в основе групп речевых жанров и отдельных жанров.
Р. ж. типологизируются, кроме того, по признаку информативной или фатической целеустановки коммуникантов, т.е. установки на сообщение чего-л. или же на удовлетворение потребности в общении как таковом. Каждая из этих двух наиболее общих целей представлена набором более частных типовых интенций, соответствующих отдельным жанрам. Собственно информативными речевыми жанрами в сфере непосредственного общения являются, например, личностно нейтральные вопросы и ответы, прямые просьбы и обещания, речевое взаимодействие на производстве и пр., фатическими — праздноречивые жанры, флирт, шутка, розыгрыш, издевка, похвальба и др.
Р. ж. допускают разную степень свободы в развертывании содержательно-смысловой стороны сообщения, а также в выборе и использовании языковых средств. Различаются 1) тексты, которые строятся в соответствии с более или менее жесткими, но всегда облигаторными информативными моделями (напр., кулинарный рецепт, инструкция, театральная афиша); 2) тексты, содержание которых строится по узуальным информативным моделям, т.е. моделям, носящим довольно общий характер (газетное сообщение о текущих событиях, рецензия на литературное произведение); 3) тексты нерегламентированные, содержание которых не подлежит никакой строгой заданности со стороны жанра и коммуникативной сферы (частная переписка, большинство жанров худож. произведений — Кв. Кожевникова).
В случае специально спланированного, сознательного построения речи и употребления в ней определенных языковых средств речевые жанры становятся риторическими.
Жанровые формы во многом определяют характер мышления и дискурсивного поведения языковой личности. В процессе развития социо-лингвистической компетенции человека система жанровых фреймов становится имманентной его сознанию структурой. Это облегчает процессы формирования и формулирования мысли, а также восприятие чужого высказывания.
В последние годы Р. ж. становятся объектом новой лингвистической дисциплины — жанроведения, тесно взаимодействующей с другими направлениями современной коммуникативно-функц. лингвистики.
Лит.: Солганик Г.Я. Введение // Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. — М., 1978; Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. — М., 1979; Шмелева Т.В. Речевой жанр // Русистика. — №2. — Берлин, 1990; Ее же: Речеведение. — Новгород, 1996; Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.). Фрейдизм. — М., 1993; Его же: Марксизм и философия языка. — М., 1993; Матвеева Т.В. К лингвистической теории жанра // Collegium, 1-2. — Киев, 1995; Дементьев В.В. Изучение речевых жанров. Обзор работ в современной русистике. — ВЯ. — 1997. — №1; Его же: Непрямая коммуникация и ее жанры. — Саратов, 2000; Дементьев В.В., Седов К.Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров. — Саратов, 1998; Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. — Саратов, 1997; Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров. — ВЯ. — 1997. — №5; Долинин К.А. Проблема речевых жанров через сорок пять лет после статьи Бахтина // Русистика: лингвистическая парадигма конца XX в.. — СПб., 1998; Кожина М.Н. Некоторые аспекты изучения речевых жанров в нехудожественных текстах // Стереотипность и творчество в тексте. — Пермь, 1999; Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности. — Саратов, 1999; Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» // Жанры речи. — Саратов, 1999.
речевой жанр (В СОЦИОЛИНГВИСТИКЕ)
Разновидность функционального стиля, используемого в соответствующей сфере и ситуации общения. Признаки речевого жанра — вариативные стилистические средства языка, отбираемые в соответствии с коммуникативными задачами устного или письменного общения в рамках того или иного функционального стиля.
Совокупность речевых произведений (текстов или высказываний), речевых актов, объединенных целевыми установками высказывания. Это типовые способы построения речи, связанные с определенными ситуациями и предназначенные для передачи определенного содержания. Иногда выделяют такие Р. ж., как информативные, императивные (просьба, советы), этикетные (приветствия, поздравления), оценочные и др. Группа Р. ж. как устойчивых типов высказываний входит в определенный функциональный стиль. Научный стиль включает следующие жанры: статья, монография, реферат, обзор, научный доклад.
К Р. ж. официально-делового стиля относятся: закон, постановление, коммюнике, справка, заявление и др. В публицистическом стиле выделяются очерк, репортаж, передовая статья, интервью. К Р. ж. разговорной речи относятся семейный разговор, рассказ и др. Понятие Р. ж. было предложено М. М. Бахтиным в 1920-е гг. и получило распространение в конце 1970-х гг. Этим понятием (или его аналогами) пользовались в своих работах также В. В. Виноградов, Б. Эйхенбаум, Г. Винокур, Ю. Тынянов, В. Шкловский. По Бахтину, Р. ж. — это первичная форма существования языка, возникающая в определенной ситуации общения. Развитию теории Р. ж. способствовало распространение прагматики, в частности, теории речевых актов. Р. ж. являются предметом ознакомления и изучения на занятиях по практике языка, в рамках курса стилистики и современного русского литературного языка.
Разновидность функционального стиля, используемого в соответствующей сфере и ситуации общения. Признаками Р.ж. являются вариативные стилистические и лексические средства языка, отбираемые в соответствии с коммуникативными задачами устного или письменного общения в рамках соответствующего функционального стиля. Напр., жанр научного доклада, используемый в сфере научного общения (функциональный стиль науки), отличается использованием соответствующей терминологии, общенаучной лексики, синтаксических конструкций и др.
Разновидность функционального стиля, используемого в соответствующей сфере и ситуации общения. Признаки речевого жанра — вариативные стилистические средства языка, отбираемые в соответствии с коммуникативными задачами устного или письменного общения в рамках того или иного функционального стиля.
Источник
Он работал под гул моря. Шум не мешал ему.
Русский язык
1 Что такое речь?
конкретное говорение, происходящее, как в устной, так и в письменной форме
2 Какой речи соответствует следующее определение: форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь и умение производить речь в звуковой форме
3 Определить признаки письменной речи
наличие знаков препинания
4 Указать признаки устной речи
5 Признаки устной речи
произносимая, звучащая, говоримая
6 Признаки устной речи
7 Признаки письменной речи
8 Что такое монологическая речь?
вид речи, обращенный к одному или группе слушателей, иногда к самому себе
9 Способы построения речи, предназначенные для передачи определенного содержания – это:
10 Композиция-это .
строение, соотношение и взаимное расположение частей прозведения
11 Текст – это
смысловая и грамматическая связь последовательности речевых единиц
12 Указать правильный вариант понятия текст
ряд предложений, связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств
13 Тема текста — это
предмет или явление, которое рассматривается в тексте
14 Микротема текста – это
часть общей темы, состоящая из одного или нескольких предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих коммуникативную задачу
15 Коммуникативная задача – это:
задача, которую автор ставит перед читателем и для раскрытия которой создается текст
16 Прогрессия текста – это
увеличение объема текста и количества информации
17 Данная информация текста – это
исходная информация, от которой начинается развитие мысли
18 Что является «новым» в тексте?
неизвестная информация, которую необходимо узнать;
19 Что такое функция обобщения текста?
предложение, в котором содержится вывод из предыдущего текстообразования
20 Что такое заключение текста?
итоговое изложение основного содержания текста
21 Форма предмета в научном тексте – это:
внешнее очертание, наружный вид предмета
22 Классификация предмета в тексте – это:
Распределение предметов по классам, видам, разрядам, типам, группам
23 Заголовок – это
обозначение предмета высказывания или коммуникативной установки автора
24 Заголовок — это.
отражение темы текста
25 Сложное синтаксическое целое – это
сочетание нескольких предложений, объединенных по смыслу и синтаксически
26 Какие структурно-смысловые части характерны для сложного синтаксического целого (ССЦ)?
зачин, средняя часть, концовка
27 Дать определение описанию
сочинение, изложение, в котором описывается что-либо
28 Что такое рассуждение?
тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия
29 Тип речи, в котором описываются предметы по их признакам .
30 Тип речи, где события повествуются во временной последовательности.
31 Текст имеет тезис, доказательство тезиса и вывод — это.
32 Определить тип речи в следующем тексте:
С тринадцати лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, интриги, и постепенно он испытал разочарование ко всей административно-политической деятельности, что и привело к тому, что в возрасте двадцати восьми лет Абай отходит от неё, целиком занявшись самообразованием.
33 Определить тип речи:
Я люблю осенний лес. Особенно он хорош в солнечный день. На темно-зеленом фоне елей выделяются жёлтые берёзы, оранжевые осины и желтовато-красные клены.
34 Чтение как вид речевой деятельности направлен:
на усвоение изложения основного содержания текста
35 Указать тип описания в следующем тексте:
Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на берёзках ещё оставался жёлтый лист. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега жёлтой щёткой.
36 Что передает следующее прилагательное «бледно-зеленый», связанное с описанием осенних листьев?
37 Какими структурно- композиционными особенностями обладает описание следующего портрета: Девушка лет восемнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели.
38 Описание – тип речи, изображающий:
описание какого-либо явления, обстановки, портрета, характеристики
39 Указать способ связи. Мы жили в городе. Этот город совсем небольшой.
40 Указать способ связи. Физика есть наука. Наука должна пользоваться диалектическим методом.
41 Указать способ связи:
Он долго сидел с Бергом у открытого окна. Звезды пламенели в просветах тяжёлой листвы. Соленый воздух лился рекой. Пересыпь висела в ночи роем огненных, взлетевших и остановившихся пчел. Тепло и нежно пробасил в море пароход.
42 Определить способ связи информации в следующих предложениях:
Само слово партия происходит от латинского термина – parties – часть чего-то, сторона какого-либо процесса. Позднее это слово стали применять для характеристики группы союзников в решении общей проблемы.
43 Определить способ связи в следующем тексте:
Солнце уже поднялось над лесом. Небо раскрылось в вышине, прозрачно-льдистое и голубое. Деревья склонились над дорогой.
44 Определить способ связи в следующем тексте:
Может встретиться крупный самец. Спина у него коричневого цвета.
45 Определить способ цепной связи в следующем предложении:
Речь идет об относительно большом количестве сигарет. Похитить его сразу очень трудно.
46 Определить способ цепной связи в следующем предложении:
Он работал под гул моря. Шум не мешал ему.
47 Определить способ связи в следующем тексте:
Еще одна ночь протекала.
Еще один день выступал.
48 Определить способ связи в следующем тексте:
Источник