Способы построения педагогического процесса

Общие основы педагогики: конспект лекций.

4. Педагогический процесс, особенности педагогического процесса, принципы его организации.

Педагогический процесс – это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.

Понятие «процесс» произошло от латинского слова рrосеssus и означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом определяется постоянное взаимодействие субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых. Педагогический процесс нацелен на решение данной задачи и приводит к изменениям, заранее намеченным, к преобразованию свойств и качеств учащихся. Иначе говоря, педагогический процесс – это процесс, где опыт превращается в качество личности. Основная особенность педагогического процесса представляет собой наличие единства обучения, воспитания и развития на основе сохранения цельности и общности системы. Понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» однозначны.

Педагогический процесс – это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами. Как система, педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь расположение элементов в системе – это структура.

Структура педагогического процесса включает в себя:

1. Цель – выявление итогового результата.

2. Принципы – это основные направления в достижении цели.

3. Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач.

4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.

5. Средства – способы «работы» с содержанием.

6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.

Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

Нормативные документы России представляют следующее понимание целей.

1. Система целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).

2. Система диагностических целей в определенных программах, где все цели разделены на этапы и уровни обучения и представляют собой отображение содержания определенных учебных курсов. В системе образования такой диагностической целью может выступать обучение профессиональным навыкам, тем самым ученик готовится к будущему профессиональному образованию. Определение таких профессиональных целей образования в России – это итог важных процессов в системе образования, где обращается внимание, в первую очередь, на интересы подрастающего поколения в педагогическом процессе.

Метод (от греч. шеШоскж) педагогического процесса – это способы взаимоотношений учителя и ученика, это практические действия обучающего и обучающихся, способствующие усвоению знаний и использованию содержания обучения в качестве опыта. Методом является определенный обозначенный путь достижения заданной цели, способ решения задач, приводящих в результате к разрешению поставленной проблемы.

Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом: по источнику познания: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала), на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т. д.).

Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм и результатов взаимоотношений учителя и ученика. Таким образом, система элементов представляет собой целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты.

Целевой компонент процесса представляет собой единство всех разнообразных целей и задач образовательной деятельности.

Содержательный компонент выражает значение каждой общей цели и каждой определенной задачи.

Деятельностный компонент – это взаимоотношения учителя и ученика, их взаимодействие, сотрудничество, организация, планирование, контроль, без чего невозможно прийти к итоговому результату.

Результативный компонент процесса показывает, насколько был эффективен процесс, определяет успехи и достижения в зависимости от поставленных целей и задач.

Педагогический процесс – это обязательно трудовой процесс, который связан с достижением и решением общественно значимых целей и задач. Особенность педагогического процесса состоит в том, что труд учителя и ученика объединяются вместе, составляя необычные взаимоотношения объектов трудового процесса, что является педагогическим взаимодействием.

Педагогический процесс являет собой не столько механическое объединение процессов воспитания, обучения, развития, сколько совершенно новую качественную систему, которая может подчинить объекты и участников своим законам. Все составляющие компоненты подчинены единой цели – сохранению целостности, общности, единства всех составляющих.

Особенность педагогических процессов проявляется при определении влиятельных функций педагогического действия. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Также обучение, воспитание и развитие выполняют в целостном процессе и другие взаимопроникающие задачи: например, воспитание проявляется не только в воспитательной, но и в развивающей и образовательной функции, а обучение неотрывно связано с воспитанием и развитием.

Читайте также:  Как найти натуральную величину отрезка способом прямоугольного треугольника

Объективные, необходимые, существенные связи, характеризующие педагогический процесс, отражаются в его закономерностях. Закономерностями педагогического процесса являются следующие.

1. Динамика педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает поступательный характер развития – общие достижения учащегося растут вместе с его промежуточными результатами, что указывает как раз на развивающий характер отношений между педагогом и детьми.

2. Развитие личности в педагогическом процессе. Уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса определяются следующими факторами:

1) генетический фактор – наследственность;

2) педагогический фактор – уровень воспитательной и образовательной сферы; участие в учебно-воспитательной работе; средства и методы педагогического влияния.

3. Управление учебно-воспитательным процессом. В управлении учебно-воспитательным процессом имеет большое значение уровень эффективности педагогического воздействия на учащегося. Данная категория существенно зависит от:

1) наличия систематической и ценностной обратной связи между учителем и учеником;

2) наличия определенного уровня влияния и корректирующих воздействий на ученика.

4. Стимулирование. Эффективность педагогического процесса в большинстве случаев определяется следующими элементами:

1) степень стимулирования и мотивации педагогического процесса учащимися;

2) соответствующий уровень внешнего стимулирования со стороны учителя, который выражается в интенсивности и своевременности.

5. Единство чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

1) качества личностного восприятия учащегося;

2) логики усвоения воспринятого учащимся;

3) степени практического использования учебного материала.

6. Единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Логическое единение двух взаимодействующих начал – это степень педагогического воздействия и учебно-воспитательная работа учащихся – определяет эффективность педагогического процесса.

7. Обусловленность педагогического процесса. Развитие и подведение итогов педагогического процесса зависят от:

1) развития самых разносторонних желаний человека и реалий общества;

2) имеющихся материальных, культурных, экономических и других возможностей у человека для реализации своих потребностей в обществе;

3) уровня условий выражения педагогического процесса.

Итак, важные особенности педагогического процесса выражены в основных принципах педагогического процесса, которые составляют его общую организацию, содержание, формы и методы.

Определим главные принципы педагогического процесса.

1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.

2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны.

3. Принцип сочетания теоретического начала процессов обучения и воспитания с практическими действиями. Определение значения воплощения идеи практической деятельности в жизни подрастающего поколения предполагает впоследствии систематическое приобретение опыта общественного поведения и дает возможность сформировать ценные личностно-деловые качества.

4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.

5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.

6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.

7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.

8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.

9. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов.

10. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. Очень важно с детских лет приучать человека к выполнению определенных видов работ, поощрять инициативу. Этому и способствует принцип сочетания эффективного педагогического управления.

11. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе.

12. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.

13. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. Это становится возможным тогда, когда существует фундаментальная опора на сильные стороны личности.

14. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.

Читайте также:  Способы финансирования венчурного проекта

15. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.

16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.

Таким образом, определяя поэтапно единство воспитания и обучения в педагогическом процессе, цель как системообразующий компонент образовательной системы, общую характеристику системы образования в России, а также особенности, структуру, закономерности, принципы педагогического процесса, мы смогли раскрыть основную идею лекции и выяснить, каким образом процесс образования, являясь основополагающим, системным, целенаправленным и объединяющим процессы воспитания и обучения, оказывает влияние на развитие личности, а, значит, на развитие общества и государства.

Источник

Виды методов целостного педагогического процесса

Целостный педагогический процесс и его методы

Целостный педагогический процесс осуществляется в соответствии с методологией. Понятие методов осуществления целостного педагогического процесса представляет собой способы использования определенных средств для профессионального взаимодействия педагога и учеников для решения образовательно-воспитательных задач.

Методы педагогического процесса отражают двуединый характер, являясь механизмом, который обеспечивает взаимодействие воспитателей и воспитанников.

Построение взаимодействия происходит не на паритетных началах, а в соответствии с ведущей и направляющей ролью учителя, выступающего в качестве руководителя и организатора педагогически целесообразной жизни и деятельности учеников.

Система методов целостного педагогического процесса

Система методов целостного процесса педагогики выглядит следующим образом:

  • методы формирования сознания (рассказ, объяснение, развитие беседы, лекция, учебные дискуссии, диспут, чтение книг, реферат, метод примера);
  • технология организации деятельности и формирования опыта поведения в обществе (упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования, инструктажи, наблюдение, иллюстрация и демонстрация, лабораторная работа, репродуктивный и проблемно-поисковый, дедуктивный и индуктивный метод);
  • стимулирование и мотивация поведения и деятельности (дискуссии, соревнования, познавательные игры, эмоциональное воздействие, наказание и поощрение и др.);
  • контроль эффективности педагогического процесса (опросы в устной и письменной форме, специальная диагностика, лабораторная и контрольная работа, самопроверка и др.).

На практике данные методы работают одновременно в сложном противоречии и единстве. Существенную роль здесь играет не логика отдельных, «уединенных» средств, а гармоническая, организованная система. На определенной стадии педагогического процесса соответствующая методика может использоваться более или менее изолированно, но без определенного подкрепления с помощью других методов, не взаимодействуя с ними, он может утратить свое назначение, замедляя движение учебно-воспитательного процесса к намеченному результату.

Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе

Для того чтобы формировать сознание в целостном педагогическом процессе, методы, как правило, используют устное и печатное слово. Это можно объяснить тем, что слово представляет собой не только источник получения знаний, но и средство для организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Далее необходимо охарактеризовать основные методы этой группы.

Рассказ осуществляется в описательной или повествовательной форме, представляя собой последовательное изложение преимущественно фактов. Его широко используют в преподавании гуманитарных наук, включая изложение библиографического материала, характеристику образов, описание предметов, явлений природы, событий в жизни общества. Рассказ в качестве метода педагогической деятельности требует использования нескольких требований: логичное и последовательное построение, доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет особенностей возраста, включая отношения продолжительности (10-15 минут для начальных классов и 30-40 минут для старшеклассников).

Если через рассказ не обеспечивается точное и ясное понимание учениками определенных положений, включая законы, принципы, правила, нормы поведения, то используется метод объяснения. Для него в изложении характерна доказательная форма, которая может использоваться с помощью логически связанных умозаключений. Умозаключения устанавливают основу истинности рассматриваемого суждения. В большинстве случаев происходит сочетание объяснения и наблюдений учащихся с вопросами учителя к ученикам, учеников к учителю, что может перерастать в беседу.

В качестве метода организации познавательной и ценностно-ориентировочной деятельности беседу использовали с давних времен. В Средневековье большую роль играла катехизическая беседа, воспроизводящая вопросы и ответы по учебнику или формулировки учителя. В современных школах в таком виде беседу больше не используют. Это метод активного взаимодействия в виде вопрос-ответ. Учебно-воспитательный процесс использует данный метод на всех стадиях для сообщения нового знания, его закрепления, повторения, проверки и оценки.

Основным в беседе является то, что система вопросов тщательно продумана. Они постепенно подводят учеников к получению нового знания. При подготовке к беседе учитель, в первую очередь, должен наметить основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы. Чаще всего индуктивная беседа переходит в так называемую эвристическую. Это обусловлено тем, что учащиеся от частных наблюдений под руководством педагога формулируют общие выводы. В случае дедуктивного построения беседы сначала формируется правило, общий вывод, а далее происходит организация его подкрепления, аргументирования.

Больше всего распространены беседы в воспитательной практике, поскольку при всем своем богатстве и разнообразии идейно-тематического содержания привлекают самих учеников оценивать события, поступки, явления общественной жизни. На этой основе у них формируется адекватное отношение к окружающей действительности, включая гражданские, политические и нравственные обязанности. Убеждающий смысл обсуждаемых в беседе проблем при этом будет существенно выше, когда они опираются на личный опыт ребенка, его дела, поступки, действия.

Основой беседы должны быть факты, которые раскрывают социальное, нравственное и эстетическое содержание соответствующих аспектов жизни общества.

Читайте также:  Способы швов вручную для шитья

Как правило, беседа начинается с обоснования темы, что подготавливает учащихся к будущему обсуждению в качестве жизненно важного, а не надуманного дела. В основе беседы педагог формирует отправную точку, материал для обсуждения, в дальнейшем ставит вопросы с целью свободного высказывания учениками своих суждений, их самостоятельных выводов и обобщений. В заключении учитель подводит итог под всеми высказываниями, формулируя на их основе самое рациональное, с его позиции, решение обсуждаемого вопроса. Следующий этап заключается в составлении конкретной программы действий с целью закрепить принятую в результате беседы норму в практику поведения и деятельность учащихся.

Особенная трудность для молодого учителя представлена проведением индивидуальных бесед. К сожалению, часто они проводятся как следствие возникающих локальных конфликтов, нарушения дисциплины. На эти факты учитель реагирует или незамедлительно, или с помощью отсроченной беседы. Но лучше, когда индивидуальная беседа проводится по заранее составленному плану, в соответствии с определенной системой. Тогда они могут принимать упреждающий характер, внося индивидуальные коррективы в общую программу педагогического воздействия.

С помощью рассказа, объяснения, беседы происходит подготовка перехода к более сложному методу организации познавательной деятельности, который называется лекция.

В качестве лекции как организационного оформления лекция как метод отличается взаимодействием педагогов и учащихся в процессе обучения и воспитания. Лекцию отличает большая информативно-познавательная емкость, большая сложность логических построений, образов, доказательств и обобщений, большая продолжительность. По этой причине лекции используют в старших классах средней школы, в вечерней (сменной) школе, в техникуме и вузе.

Словесные методы включают учебные дискуссии и диспуты, при этом не меньшим основанием они рассматриваются как методы стимулирования познавательной и в общем социальной активности участников воспитания.

Непременным условием дискуссии является наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Предполагается, что в учебной дискуссии последнее слово всегда должно быть за учителем, но, тем не менее, его выводы нельзя считать истиной в последней инстанции.

Диспут как метод, в отличие от дискуссии, в которой принимается устоявшееся научными авторитетами решение, использует суждения, оценки и убеждения в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, не требуя определенного и окончательного решения. Он, как и дискуссия, в основе опирается на давно открытую закономерность, которая заключается в том, что знания, полученные при столкновении мнений, различных точках зрения, всегда будут отличаться высокой степенью обобщенности, стойкости и гибкости. Метод диспута как нельзя лучше соответствует особенностям возраста старшеклассников, ведь их формирующаяся личность характеризуется страстным поиском жизненного смысла, стремлением ничего не принимать на веру, желанием сравнять факты для уяснения истины.

Словесные методы организации деятельности включают также работу с книгой, которая осуществляется на всех стадиях обучения, а не только на этапе закрепления изученного, как считали до недавнего времени. Эту работу чаще сочетают с применением других методов, в первую очередь, методов устного изложения знаний.

Начиная работу с учебником, учителя должны познакомить учащихся с его структурой и особенностями, давая указания по использованию с целью повторения и усвоения новых фактов и сведений. Подобные указания ученики должны получать и относительно работы с дополнительной (справочной) литературой. Например по поводу составления конспекта, работы со словарем, энциклопедией и др.

Большую роль в детском возрасте играет общение с книгами. Так, анализ и обсуждение прочитанного материала способно расширять кругозор учеников, вызывая у них социально ценные чувства. Благодаря этим чувствам дети активно откликаются на явления жизни общества. Приобщение к систематическому домашнему чтению влияет на специальные уроки внеклассного чтения в начальных классах.

В структуре целостности педагогического процесса методы формирования сознания включают в свой состав и метод примера. Постоянно происходит поиск опоры формирующегося сознания учащегося в реально действующих, живых, конкретных образцах, олицетворяющих усваиваемые идеалы и идеи. Активно данному поиску способствует явление подражательности, служащей психологической основой примера в качестве метода педагогического влияния. Через подражание у молодых людей происходит формирование социально-нравственных целей личностного поведения, общественно сложившихся способов деятельности.

Механизм подражания включает три основных стадии. На первой из них в результате восприятия определенного действия другого лица, человек формирует субъективный образ действия, желание поступать таким же образом. Тем не менее, связи между примерами для подражания и дальнейшими действиями в этом случае может и не появиться. Ее образование характерно для второго этапа, на котором подражательные и самостоятельные действия синтезируются. На это активно влияют жизненные и специально создаваемые воспитывающие ситуации.

Можно сказать, что подражательность и основанные на ней примеры способны и должны достойно использоваться в педагогическом процессе, на что обратил внимание еще К. Д. Ушинский. Он подчеркнул, что воспитательная сила может изливаться только из живого источника человеческой личности, при этом на воспитание воздействует только личность. Подражания в глазах учащегося заслуживает только поступок, совершенный авторитетным и уважаемым для него лицом, что в полной мере относится и к учителям. Учитель всем своим поведением и своими поступками и действиями служит для учеников примером, является образцом высокой нравственности, убеждений, культуры, принципиальности и др.

Источник

Оцените статью
Разные способы