Способы построения научных теорий дедуктивный

Способы построения научных теорий дедуктивный

2. рТЙОГЙРЩ РПУФТПЕОЙС ДЕДХЛФЙЧОЩИ ФЕПТЙК

дЕДХЛФЙЧОЩК РХФШ ТБУУХЦДЕОЙС ЛБЛ ЧЩЧЕДЕОЙЕ, ПФМЙЮБЕФУС ПФ ЙОДХЛФЙЧОПЗП, ЛБЛ ОБЧЕДЕОЙС (ПФ МБФ. inductio) ТСДПН ПУПВЕООПУФЕК.

дЕДХЛФЙЧОЩК ЧЩЧПД СЧМСЕФУС РТЙОХДЙФЕМШОЩН, ЕЗП РТЙЪОБОЙЕ ДЙЛФХЕФУС РТЙОСФЙЕН РПУЩМПЛ Й ЙИ МПЗЙЮЕУЛПК УФТХЛФХТЩ. рТЙ ЙОДХЛФЙЧОПН ЦЕ ХНПЪБЛМАЮЕОЙЙ ЧЩЧПД ОЕ УМЕДХЕФ ЙЪ РПУЩМПЛ У ФБЛПК ЦЕУФЛПК ПДОПЪОБЮОПУФША, ЕЗП РТЙОСФЙЕ ОЕ ПВСЪБФЕМШОП, Й ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС МЙЫШ ЧЕТПСФОПУФОЩНЙ УППВТБЦЕОЙСНЙ. ьФП РЕТЧПЕ. пФУАДБ ЧЩФЕЛБЕФ, ЧП-ЧФПТЩИ, ЮФП ДЕДХЛФЙЧОП РПМХЮЕООПЕ УМЕДУФЧЙЕ ОЕ ОХЦДБЕФУС Ч РТПЧЕТЛЕ Й РПДФЧЕТЦДЕОЙЙ ЧОЕМПЗЙЮЕУЛЙНЙ ЖБЛФБНЙ. еЗП ЙУФЙООПУФШ ЗБТБОФЙТПЧБОБ УБНПК УФТХЛФХТПК ТБУУХЦДЕОЙС, ЕУМЙ ПОП РТПЧЕДЕОП РП РТБЧЙМБН МПЗЙЛЙ. чЩЧПД, ДПВЩФЩК ЙОДХЛФЙЧОЩН РХФЕН, ОЕ ВХДХЮЙ ПВСЪБФЕМШОЩН, ФТЕВХЕФ ЬНРЙТЙЮЕУЛПК ПВПУОПЧБООПУФЙ. оБЛПОЕГ, ФТЕФШЕ. дЕДХЛГЙС ЕУФШ ДЧЙЦЕОЙЕ НЩУМЙ ПВЭЕЗП Л ЮБУФОПНХ, ЙОДХЛГЙС ЦЕ ТБЪЧЕТФЩЧБЕФУС ЛБЛ РТПГЕУУ РПЙУЛБ ПВЭЕЗП ОБ ПУОПЧЕ ЮБУФОЩИ РПУЩМПЛ.

чНЕУФЕ У ФЕН ОБДП РТЙЪОБФШ, ЮФП Ч ОБХЮОПН РПЙУЛЕ ДЕДХЛФЙЧОЩЕ Й ЙОДХЛФЙЧОЩЕ РТПГЕДХТЩ ОЕ ПФЗПТПЦЕОЩ ОЕРТПИПДЙНЩНЙ МЙОЙСНЙ, ПОЙ ОЕ РТПУФП УПУЕДУФЧХАФ, Б ДПРПМОСАФ ДТХЗ ДТХЗБ, ЧНЕУФЕ ТЕЫБС РТПВМЕНЩ. ч УЧСЪЙ У ЬФЙН, б. ьКОЫФЕКО РЙЫЕФ, ОБРТЙНЕТ, УМЕДХАЭЕЕ: «. чЩУЫЙН ДПМЗПН ЖЙЪЙЛПЧ СЧМСЕФУС РПЙУЛ ФЕИ ПВЭЙИ ЬМЕНЕОФБТОЩИ ЪБЛПОПЧ, — ЙЪ ЛПФПТЩИ РХФЕН ЮЙУФПК ДЕДХЛГЙЙ НПЦОП РПМХЮЙФШ ЛБТФЙОХ НЙТБ». оП «Л ЬФЙН ЪБЛПОБН ЧЕДЕФ ОЕ МПЗЙЮЕУЛЙК РХФШ, Б ФПМШЛП «ПУОПЧБООБС ОБ РТПОЙЛОПЧЕОЙЙ Ч УХФШ ПРЩФБ ЙОФХЙГЙС» 155 . йОБЮЕ, ЕУМЙ РЕТЕЧЕУФЙ УЛБЪБООПЕ ьКОЫФЕКОПН Ч ДЕДХЛФЙЧОП-ЙОДХЛФЙЧОЩК ТБУЛМБД, ЪБЛПОЩ ДПВЩЧБАФ ОЕ ДЕДХЛФЙЧОЩН РХФЕН, Б ОБ ПУОПЧЕ ЙОДХЛГЙЙ.

й НБФЕНБФЙЛБ ОЕ УПУФБЧМСЕФ ЙУЛМАЮЕОЙС. нБФЕНБФЙЮЕУЛБС ФЕПТЙС УФТПЙФУС ЛБЛ ДЕДХЛФЙЧОБС УЙУФЕНБ, ХФЧЕТЦДЕОЙС ЛПФПТПК ЧЩЧПДЙНЩ ЙЪ ПВЭЙИ РПМПЦЕОЙК, БЛУЙПН. пДОБЛП УБНПНХ РПСЧМЕОЙА БЛУЙПН ЙИ ФЧПТГЩ ПВСЪБОЩ ЙОДХЛГЙЙ, НЩУМЙФЕМШОЩЕ ПРЕТБГЙЙ ЛПФПТПК Й ПВЕУРЕЮЙЧБАФ ХУРЕИ УПЪЙДБОЙС . оП УЕКЮБУ НЩ ТБУУНБФТЙЧБЕН НБФЕНБФЙЛХ Ч ЕЕ ДЕДХЛФЙЧОПН ТБЪТЕЪЕ.

ч ПУОПЧЕ ДЕДХЛФЙЧОЩИ РПУФТПЕОЙК МЕЦЙФ БЛУЙПНБФЙЮЕУЛЙК НЕФПД, У РПНПЭША УТЕДУФЧ ЛПФПТПЗП УПЪДБАФУС БЛУЙПНБФЙЮЕУЛЙЕ, ДЕДХЛФЙЧОП ПТЗБОЙЪПЧБООЩЕ ФЕПТЙЙ. бЛУЙПНБФЙЮЕУЛЙЕ ФЕПТЙЙ РТЕДРПМБЗБАФ (ЪДЕУШ НЩ ПФЮБУФЙ РПЧФПТЙНУС — ЗМ. VII, 2) ФТЙ УПУФБЧМСАЭЙИ: ЙУИПДОЩЕ РПОСФЙС Й ЙМЙ ПВЯЕЛФЩ БЛУЙПНБФЙЪЙТХЕНПК ПВМБУФЙ: ЙУИПДОЩЕ ХФЧЕТЦДЕОЙС — БЛУЙПНЩ, УЧСЪЩЧБАЭЙЕ ЙУИПДОЩЕ ПВЯЕЛФЩ; РТБЧЙМБ ЧЩЧПДБ, МПЗЙЮЕУЛЙЕ ПРЕТБГЙЙ ПВЕУРЕЮЙЧБАЭЙЕ РЕТЕИПД ПФ БЛУЙПН Л ФЕН ДПРХУФЙНЩН Ч ДБООПК ФЕПТЙЙ ХФЧЕТЦДЕОЙСН — ФЕПТЕНБН, МЕННБН, УМЕДУФЧЙСН.

чЩТБВПФБОЩ ПРТЕДЕМЕООЩЕ РТБЧЙМБ РПУФТПЕОЙС Й ФТЕВПЧБОЙС, РТЕДЯСЧМСЕНЩЕ Л БЛУЙПНБФЙЮЕУЛПК ФЕПТЙЙ.

йУИПДОЩЕ ПВЯЕЛФЩ ЧЧПДСФУС ВЕЪ ПРТЕДЕМЕОЙК. чУСЛБС РПРЩФЛБ ДБФШ ПРТЕДЕМЕОЙЕ ПВТЕНЕОСМБ ВЩ ФЕПТЙА ЛПОЛТЕФОПУФША, ЮФП СЧМСЕФУС ОБТХЫЕОЙЕН РТЙОГЙРБ НБФЕНБФЙЮЕУЛПЗП ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ, ЛПФПТПЕ, РП ПРТЕДЕМЕОЙА, Ч ЧЩУЫЕК НЕТЕ БВУФТБЛФОП Й ПРЕТЙТХЕФ РЕТЕНЕООЩНЙ, УБНЙНЙ РП УЕВЕ ОЕ ЙНЕАЭЙНЙ ЪОБЮЕОЙС. оБРПНОЙН УМПЧБ д. зЙМШВЕТФБ, ЛПЗДБ ПО ЪБСЧМСЕФ ПВ ЙУИПДОЩИ ПВЯЕЛФБИ ЗЕПНЕФТЙЙ: НЩ ОЕ ЪОБЕН, ЮФП ФБЛПЕ «ФПЮЛБ», «РТСНБС», РМПУЛПУФШ», Й ЪОБФШ ЬФП ОЕЪБЮЕН. «пВТБУФБОЙЕ» ЙУИПДОЩИ ПВЯЕЛФПЧ ЛПОЛТЕФОПУФША ХЧПДЙМП ВЩ НБФЕНБФЙЛБ Ч УФПТПОХ ЙУУМЕДПЧБОЙС ЙНЕООП ЬФПК ЛПОЛТЕФОПУФЙ, РТЕЧТБЭБС РПЙУЛ Ч ЧЩСУОЕОЙЕ ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ, ИЙНЙЮЕУЛЙИ Й Ф.Р., ОП ОЕ НБФЕНБФЙЮЕУЛЙИ УЧПКУФЧ. лТПНЕ ФПЗП, РПРЩФЛБ ОБКФЙ ПРТЕДЕМЕОЙС ЙУИПДОЩН ПВЯЕЛФБН ОЕЙЪВЕЦОП ЧЕДЕФ Л ТЕЗТЕУУХ Ч ВЕУЛПОЕЮОПУФШ, РПУЛПМШЛХ ПРТЕДЕМЕОЙЕ ЕУФШ РПДЧЕДЕОЙЕ ДБООПЗП ПВЯЕЛФБ РПД ДТХЗПК, ВПМЕЕ ЫЙТПЛЙК РП ПВЯЕНХ ПВЯЕЛФ, Б ЬФПФ ДТХЗПК ФБЛЦЕ ОХЦДБЕФУС Ч ПРТЕДЕМЕОЙЙ ЮЕТЕЪ ОЕЮФП ВПМЕЕ ПВЭЕЕ. й ФБЛ ДПМ ВЕУЛПОЕЮОПУФЙ.

пДОБЛП, ЗПЧПТС УФТПЗП, ЙУИПДОЩЕ ПВЯЕЛФЩ ЧУЕ ЦЕ ОЕ ПВИПДСФУС ЧПЧУЕ ВЕЪ ПРТЕДЕМЕОЙС. пОП ЕУФШ, ФПМШЛП ПУПВПЗП ТПДБ. ьФП ОЕ ПВЩЮОЩЕ, ТПДПЧЙДПЧЩЕ (УППФЧЕФУФЧЕООП: genus proximum Й differentia specifica) ЙМЙ ЗЕОЕФЙЮЕУЛЙЕ (ЮЕТЕЪ ХЛБЪБОЙЕ УРПУПВБ РПУФТПЕОЙС ПВЯЕЛФБ), Б ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩЕ ЙНРМЙГЙФОЩЕ, УЛТЩФЩЕ ПРТЕДЕМЕОЙС. пОЙ ТБУЛТЩЧБАФ УПДЕТЦБОЙЕ ПВЯЕЛФБ Ч БЛУЙПНБИ, ОП ОЕ РТСНП, Б ЛПУЧЕООП.

бЛУЙПНЩ (ПФ ЗТЕЮ. axioma — ЪОБЮЙНПЕ, ДПУФПКОПЕ ХЧБЦЕОЙС, ВЕУУРПТОПЕ) ЕУФШ ПУОПЧОЩЕ ЙУИПДОЩЕ РПМПЦЕОЙС ДБООПК ФЕПТЙЙ, ЛПФПТЩЕ РТЙОЙНБАФУС Ч ОЕК ВЕЪ ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ. ъДЕУШ ФБ ЦЕ УЙФХБГЙС, ЮФП Й Ч УМХЮБЕ У ЙУИПДОЩНЙ ПВЯЕЛФБНЙ. рПРЩФЛБ ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ БЛУЙПН ОЕЙЪВЕЦОП ХЧПДЙМБ ВЩ НБФЕНБФЙЛБ Л ЙУУМЕДПЧБОЙА ЛПОЛТЕФОПЗП УПУФПСОЙС ДЕМ, ФП ЕУФШ Ч ПВМБУФШ ЕУФЕУФЧПЪОБОЙС, ЮФП ТБЪТХЫБЕФ РТЙОГЙР УПВУФЧЕООП НБФЕНБФЙЮЕУЛПЗП РПДИПДБ, ПРЙУЩЧБАЭЕЗП МАВХА ТЕБМШОПУФШ (Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ОЕОБВМАДБЕНХА) РПД ХЗМПН РТЙОСФПК УЙУФЕНЩ БЛУЙПН. йОПЗДБ ЗПЧПТСФ П УБНППЮЕЧЙДОПУФЙ БЛУЙПН. пДОБЛП ЕУФШ БЛУЙПНЩ, ДБМЕЛП ОЕ УБНППЮЕЧЙДОЩЕ Й, ЛБЪБМПУШ ВЩ, ОХЦДБАЭЙЕУС Ч ДПЛБЪБФЕМШУФЧЕ. оБРТЙНЕТ, РПУФХМБФ РБТБММЕМШОПУФЙ. оЕ УМХЮБКОП, РПМПЦЕОП УФПМШЛП УЙМ ОБ ЕЗП ДПЛБЪБФЕМШУФЧП.

фТЕВПЧБОЙС Л БЛУЙПНБН. рТБЛФЙЮЕУЛЙ ПОЙ УФБОПЧСФУС ФТЕВПЧБОЙСНЙ, РТЕДЯСЧМСЕНЩНЙ Л БЛУЙПНБФЙЮЕУЛЙН ФЕПТЙСН Ч ГЕМПН. йИ ФТЙ: ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙЧПУФШ, ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ Й РПМОПФБ.

Читайте также:  Термометры сопротивления способы подключения

фТЕВПЧБОЙЕ ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙЧПУФЙ ЪБМПЦЕОП УБНПК РТЙТПДПК ЖПТНБМШОП-МПЗЙЮЕУЛПЗП ЪОБОЙС (ДБ Й УПДЕТЦБФЕМШОПЗП ФПЦЕ, РПУЛПМШЛХ ПОП РПДЮЙОСЕФУС ПДОПНХ ЙЪ ПУОПЧОЩИ ЪБЛПОПЧ МПЗЙЛЙ, ОБЪЩЧБЕНПНХ ЪБЛПОПН РТПФЙЧПТЕЮЙС, ФП ЕУФШ ОЕДПРХЭЕОЙС РТПФЙЧПТЕЮЙС — AUA). ьФП ФБЛПЕ УЧПКУФЧП УЙУФЕНЩ БЛУЙПН, ЮФП ОЙЛБЛЙЕ ДЧБ РТЙОСФЩИ ЙУИПДОЩИ РПМПЦЕОЙС ОЕ ДПМЦОЩ РТПФЙЧПТЕЮЙФШ ПДОП ДТХЗПНХ. пФУАДБ УМЕДХЕФ, ЮФП Ч РТЕДЕМБИ ДБООПК УЙУФЕНЩ ОЕМШЪС РПМХЮЙФШ ПДОПЧТЕНЕООП ЧЩУЛБЪЩЧБОЙЕ a Й ЕЗП ПФТЙГБОЙЕ — . рПЬФПНХ ОЕ ЛБЦДБС ЖПТНХМБ ДБООПК УЙУФЕНЩ ДПЛБЪХЕНБ Ч ОЕК. ч РТПФЙЧОПН УМХЮБЕ УЙУФЕНБ ОБЪЩЧБЕФУС РТПФЙЧПТЕЮЙЧПК ЙМЙ ОЕУПЧНЕУФОПК. рТПФЙЧПТЕЮЙЧЩЕ УЙУФЕНЩ ОЕ ЙНЕА ОЙЛБЛПК ГЕООПУФЙ, ЙВП Ч ОЙИ ЙУЮЕЪБЕФ ТБЪМЙЮЙЕ НЕЦДХ ЙУФЙОПК Й МПЦША.

зПЧПТС ПВ ЬФПН ФТЕВПЧБОЙЙ, ОБДП ОБРПНОЙФШ, ЮФП ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙЧПУФШ БЛУЙПНБФЙЮЕУЛПК ФЕПТЙЙ ОЕМШЪС ДПЛБЪБФШ УТЕДУФЧБНЙ ДБООПК ФЕПТЙЙ, ФП ЕУФШ ОБ ЕЕ СЪЩЛЕ. ч РПДПВОЩИ УМХЮБСИ РТЙВЕЗБАФ Л НЕФПДХ ЙОФЕТРТЕФБГЙЙ. жПТНБМШОБС УЙУФЕНБ УЮЙФБЕФУС УПДЕТЦБФЕМШОП ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙЧПК, ЕУМЙ УХЭЕУФЧХЕФ НПДЕМШ, Ч ЛПФПТПК ЙУФЙООЩ ЧУЕ ФЕПТЕНЩ ДБООПК УЙУФЕНЩ. еУМЙ ЖПТНБМШОБС УЙУФЕНБ УПДЕТЦБФЕМШОП ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙЧБ, ФП ПОБ ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙЧБ НЙ ЖПТНБМШОП (П РТЙЕНЕ ЙОФЕТРТЕФБГЙЙ УН.: 3 ОБУФПСЭЕК ЗМБЧЩ).

фТЕВПЧБОЙЕ ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ. пОП РТЕДЯСЧМСЕФУС ЛБЦДПК БЛУЙПНЕ Ч ПФДЕМШОПУФЙ, ФБЛ Й Ч ПФОПЫЕОЙЙ УЙУФЕНЩ Ч ГЕМПН Й ПЪОБЮБЕФ, ЮФП ЛБЦДБС БЛУЙПНБ ОЕ ДПМЦОБ СЧМСФШУС МПЗЙЮЕУЛЙН УМЕДУФЧЙЕН ЙЪ НОПЦЕУФЧБ ПУФБМШОЩИ БЛУЙПН ДБООПК ФЕПТЙЙ Й ЮФП ЕЕ ОЕМШЪС ДПЛБЪБФШ У РПНПЭША РПУМЕДОЙИ. йУЛМАЮЕОЙЕ ЕЕ ЙЪ УЙУФЕНЩ БЛУЙПН ХНЕОШЫБЕФ ОБВПТ ФЕПТЕН (Ч РТПФЙЧОПН УМХЮБЕ БЛУЙПНБ ЪБЧЙУЙНБ). зПЧПТС ДТХЗЙНЙ УМПЧБНЙ, БЛУЙПНБ ОЕЪБЧЙУЙНБ ФПМШЛП Ч ФПН УМХЮБЕ Й ФПМШЛП Ч ФПН, ЕУМЙ ЙНЕЕФУС ЙОФЕТРТЕФБГЙС, РТЙ ЛПФПТПК ЬФБ БЛУЙПНБ МПЦОБ, Б ЧУЕ ПУФБМШОЩЕ БЛУЙПНЩ ДБООПК ФЕПТЙЙ ЙУФЙОЩ.. фП ЕУФШ ДМС ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ ЛБЛПК-МЙВП БЛУЙПНЩ ДПУФБФПЮОП РПДПВТБФШ УЙУФЕНХ ПВЯЕЛФПЧ, ЛПФПТБС ПФЧЕЮБМБ ВЩ ЧУЕН БЛУЙПНБН УЙУФЕНЩ, ЛТПНЕ ПДОПК, ЧЩДЕМЕООПК, Й ОЕ ХДПЧМЕФЧПТСМБ ВЩ ЬФПК РПУМЕДОЕК. нПЦОП УЛБЪБФШ Й ФБЛ. дПЛБЪБФЕМШУФЧП ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ БЛУЙПНЩ ПУХЭЕУФЧЙНП ЙОФЕТРТЕФБГЙЙ УЙУФЕНЩ БЛУЙПН, ЛПФПТХА РПМХЮЙН ЙЪ ТБУУНБФТЙЧБЕНПК УЙУФЕНЩ РПУМЕ ФПЗП, ЛБЛ ЪБНЕОЙМЙ ЙОФЕТЕУХАЭХА ОБУ БЛУЙПНХ ЕЕ ПФТЙГБОЙЕН 156 . пВЯСУОЕОЙЕ ХВЕДЙФЕМШОПУФЙ ЬФПЗП РТЙЕНБ ЮЕТЕЪ ЙОФЕТРТЕФБГЙА УЙУФЕНЩ У ЪБНЕОЕООПК БЛУЙПНПК ОБ РТПФЙЧПРПМПЦОХА УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФП, ВХДШ ЪБОЙНБАЭБС ОБУ БЛУЙПНБ ЪБЧЙУЙНПК, ФП ЕУФШ МПЗЙЮЕУЛЙ ЧЩЧПДЙНПК ЙЪ ДТХЗЙИ, ПОБ ПРТЕДЕМЕООЩН ПВТБЪПН ЧОПУЙМБ ВЩ «ЧПЪНХЭЕОЙС» Ч РТПЧПДЙНХА ПРЕТБГЙА, ЙЪНЕОСС ПУФБМШОЩЕ БЛУЙПНЩ Й УЙУФЕНХ Ч ГЕМПН. рПУЛПМШЛХ ЬФПЗП ОЕФ, УФБМП ВЩФШ ЧЪСФБС БЛУЙПНБ ОЕЪБЧЙУЙНБ.

пВТБЭБСУШ Л УЧПКУФЧХ ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ, б. юЕТЮ РТЕДМБЗБЕФ УМЕДХАЭЙК ЧБТЙБОФ РПДИПДБ. рП ЕЗП НОЕОЙА, БЛУЙПНБ СЧМСЕФУС ОЕЪБЧЙУЙНПК, ЕУМЙ ПОБ ОЕ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ФЕПТЕНХ Ч РПМХЮЕООПК РХФЕН ЕЕ ЙУЛМАЮЕОЙС ЙЪ УПУФБЧБ БЛУЙПН УЙУФЕНЕ. тБЧОПУЙМШОП ФПНХ БЛУЙПНБ ОЕЪБЧЙУЙНБ Ч УМХЮБЕ ОБМЙЮЙС ФЕПТЕНЩ, ОЕ РПДДБАЭЕКУС ДПЛБЪБФЕМШУФЧХ РТЙ ПФУХФУФЧЙЙ ТБУУНБФТЙЧБЕНПК БЛУЙПНЩ.

мПЗЙЛЙ Й НБФЕНБФЙЛЙ УЮЙФБАФ, ЮФП ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ УБНБ РП УЕВЕ — ОЕ ПВСЪБФЕМШОПЕ УЧПКУФЧП БЛУЙПНБФЙЮЕУЛЙИ ФЕПТЙК. пОБ ЙЗТБЕФ ФПМШЛП ТПМШ УЧЙДЕФЕМШУФЧБ ФПЗП, ЮФП УЙУФЕНБ ЙУИПДОЩИ РПМПЦЕОЙК ФЕПТЙЙ ОЕ УФТБДБЕФ ЙЪВЩФПЮОПУФША Й РТЙОПУЙФ ЙЪЧЕУФОЩЕ ФЕИОЙЮЕУЛЙЕ ХДПВУФЧБ. чНЕУФЕ У ФЕН БОБМЙЪ ФТЕВПЧБОЙС ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ БЛУЙПН Й РТПГЕДХТБ ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ УЧПКУФЧБ ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ ХЗМХВМСАФ РПОЙНБОЙЕ ЙУУМЕДХЕНПК ФЕПТЙЙ. рТЙНЕТ ФПНХ — НОПЗЙЕ ГЕООЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ, РПМХЮЕООЩЕ ВМБЗПДБТС ЧОЙНБОЙА, ПЛБЪБООПНХ РПУФХМБФХ П РБТБММЕМШОЩИ Ч УЙУФЕНЕ БЛУЙПН ЗЕПНЕФТЙЙ ьЧЛМЙДБ, РП МЙОЙЙ ТЕЫЕОЙС ЧПРТПУБ П ЕЗП ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ ЙМЙ ЪБЧЙУЙНПУФЙ.

фТЕВПЧБОЙЕ РПМОПФЩ. уЙУФЕНБ БЛУЙПН УЮЙФБЕФУС РПМОПК, ЕУМЙ Ч ОЕК ЧУЕ УПДЕТЦБФЕМШОП-ЙУФЙООЩЕ ЖПТНХМЩ, ЧЩТБЦЕООЩЕ СЪЩЛПЧЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ ДБООПК УЙУФЕНЩ, ЧЩЧПДЙНЩ РП ЕЕ РТБЧЙМБН. чНЕУФЕ У ФЕН ЙНЕЕФУС Й ДТХЗПЕ РПОСФЙЕ РПМОПФЩ. дЕДХЛФЙЧОБС УЙУФЕНБ СЧМСЕФУС РПМОПК, ЕУМЙ РТЙ ЧЛМАЮЕОЙЙ Ч ЮЙУМП ЕЕ БЛУЙПН ОЕЧЩЧПДЙНПЗП Ч ОЕК ХФЧЕТЦДЕОЙС Ч ЛБЮЕУФЧЕ ОПЧПК БЛУЙПНЩ ФЕПТЙС УФБОПЧЙФУС РТПФЙЧПТЕЮЙЧПК. б МПЗЙЮЕУЛПЕ РТПФЙЧПТЕЮЙЕ ПВТЕЛБЕФ ФЕПТЙА, ДЕМС ЕЕ ВЕУРПМЕЪОПК.

чНЕУФЕ У ФЕН ОЕПВИПДЙНП ЪБНЕФЙФШ, ЮФП РПМОПФБ ФЕПТЙЙ ОЕ СЧМСЕФУС УФПМШ ЦЕ ОЕПВИПДЙНЩН ФТЕВПЧБОЙЕН, ЛБЛ ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙЧПУФШ. пОП ОЕ ЧЩУФХРБЕФ ПВСЪБФЕМШОЩН ХУМПЧЙЕН ДМС ЧУЕИ БЛУЙПНБФЙЮЕУЛЙИ ФЕПТЙК. вПМЕЕ ФПЗП, ОЕРПМОЩЕ УЙУФЕНЩ ПЛБЪЩЧБАФУС ДБЦЕ РТБЛФЙЮЕУЛЙ РПМЕЪОЩНЙ, РПУЛПМШЛХ РПЪЧПМСАФ РПМХЮБФШ ЙОФЕТЕУОЩЕ УМЕДУФЧЙС.

фТЕФШЕК УПУФБЧМСАЭЕК ДЕДХЛФЙЧОЩИ ФЕПТЙК СЧМСАФУС РТБЧЙМБ ЧЩЧПДБ. ьФП МПЗЙЮЕУЛЙЕ ПРЕТБГЙЙ, РТЙНЕОСС ЛПФПТЩЕ, ЙЪ ЙУИПДОЩИ ЙУФЙООЩИ ЖПТНХМ РПМХЮБАФ ЧУЕ ПУФБМШОЩЕ ЙУФЙООЩЕ ЖПТНХМЩ, ДПРХУФЙНЩЕ Ч ДБООПК ФЕПТЙЙ. оЕРПУТЕДУФЧЕООП Ч ФЕПТЙЙ ПОЙ ОЕ ЪБРЙУЩЧБАФУС, РТПУФП ЙИ ЧЩВЙТБАФ Й ЙУРПМШЪХАФ Ч ЙУЮЙУМЕОЙСИ. рТЙ БЛУЙПНБФЙЮЕУЛПН РПУФТПЕОЙЙ ЮБЭЕ ЖЙЗХТЙТХАФ РТБЧЙМП РПДУФБОПЧЛЙ (П ОЕН Ч РТЕДЩДХЭЕН РБТБЗТБЖЕ ОБУФПСЭЕК ЗМБЧЩ) Й РТБЧЙМБ ЪБЛМАЮЕОЙС, ФБЛЙЕ, ЛБЛ ЧЧЕДЕОЙЕ Й ХДБМЕОЙЕ ЛПОЯАОЛГЙЙ, УППФЧЕФУФЧЕООП — ДЙЪЯАОЛГЙЙ, ЙНРМЙЛБГЙЙ, ЛЧБОФПТПЧ ПВЭОПУФЙ Й УХЭЕУФЧПЧБОЙС Й ДТ. — ЧУЕЗП 19 РТБЧЙМ 157 .

Читайте также:  Списание спецодежды линейный способ 2021

рП ПФОПЫЕОЙА Л ЖПТНБМШОЩН УЙУФЕНБН Й ВПМЕЕ ЫЙТПЛП Л ЙУЮЙУМЕОЙСН РТЙНЕОЙНП ЗПЧПТЙФШ П ОЕЪБЧЙУЙНПУФЙ Й РТБЧЙМ ЧЩЧПДБ. рТБЧЙМП ЧЩЧПДБ УЮЙФБЕФУС ОЕЪБЧЙУЙНЩН, ЛПЗДБ ЙНЕЕФУС ФЕПТЕНБ ДБООПЗП ЙУЮЙУМЕОЙС, ЛПФПТБС ОЕЧЩЧПДЙНБ ВЕЪ РТЙНЕОЕОЙС ЬФПЗП РТБЧЙМБ.

вЩМЙ ТБУУНПФТЕОЩ УПУФБЧМСАЭЙЕ ДЕДХЛФЙЧОПЗП РПУФТПЕОЙС ФЕПТЙЙ НБФЕНБФЙЮЕУЛПК ПВМБУФЙ. тБЪМЙЮБАФ ФТЙ ФЙРБ ДЕДХЛФЙЧОЩИ ФЕПТЙС: УПДЕТЦБФЕМШОП-БЛУЙПНБФЙЮЕУЛБС, ЖПТНБМЙЪПЧБООБС (ЙМЙ ЖПТНБМШОБС) БЛУЙПНБФЙЛБ, Й ЗЙРПФЕФЙЛП-ДЕДХЛФЙЧОБС.

рЕТЧЩК ФЙР ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЪОБОЙС ТЕБМЙЪХЕФУС РТЙ РПУФТПЕОЙЙ ЛПОЛТЕФОПК НБФЕНБФЙЮЕУЛПК ДЙУГЙРМЙОЩ — ЗЕПНЕФТЙЙ, БТЙЖНЕФЙЛЙ Й Ф.Р. ч ЛБЮЕУФЧЕ ПУОПЧЩ ВЕТХФУС БЛУЙПНЩ, УЧСЪЩЧБАЭЙЕ ЙУИПДОЩЕ ПВЯЕЛФЩ ДБООПК ПВМБУФЙ. чУЕ ПУФБМШОЩЕ ХФЧЕТЦДЕОЙС РПМХЮБАФ ЙЪ БЛУЙПН. рПДТПВОП УФТХЛФХТБ УПДЕТЦБФЕМШОП-БЛУЙПНБФЙЮЕУЛПЗП ФЙРБ ТБУУНПФТЕОБ Ч 2 ЗМБЧЩ V Ч УЧСЪЙ У РТПВМЕНПК БЛУЙПНБФЙЪБГЙЙ БТЙЖНЕФЙЛЙ.

чБТЙБОФ ЖПТНБМЙЪПЧБООПК БЛУЙПНБФЙЛЙ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РХФЕН ЪБНЕОЩ УПДЕТЦБФЕМШОЩИ ЙУИПДОЩИ РПМПЦЕОЙК (БЛУЙПН) Й ЙУИПДОЩИ ПВЯЕЛФПЧ ЖПТНХМБНЙ Й УЙНЧПМБНЙ, Ч ЙФПЗЕ ЮЕЗП Й РПМХЮБАФ БЛУЙПНХ ЖПТНБМЙЪПЧБООПЗП СЪЩЛБ, ЛБЛ ФП ВЩМП УДЕМБОП д. зЙМШВЕТФПН. ъОБЛЙ Й ЖПТНХМЩ ЬФПЗП СЪЩЛБ ОЕ ОЕУХФ ОЙЛБЛПЗП УПДЕТЦБФЕМШОПЗП УНЩУМБ. иБТБЛФЕТЙЪХС РПДПВОПЕ РПУФТПЕОЙЕ ФЕПТЙЙ, д. зЙМШВЕТФ Й р. вЕТОБКУ РЙЫХФ: «бЛУЙПНБФЙЛХ Ч ФБЛПК ХУЙМЕООПК ЖПТНЕ, ЧПЪОЙЛБАЭХА Ч ТЕЪХМШФБФЕ ПФЧМЕЮЕОЙС ПФ ЛПОЛТЕФОПЗП УПДЕТЦБОЙС Й УЖПТНХМЙТПЧБООХА Ч ЬЛЪЙУФЕОГЙБМШОПН ЧЙДЕ, НЩ ЛТБФЛП ВХДЕН ОБЪЩЧБФШ ЖПТНБМШОПК БЛУЙПНБФЙЛПК» 158 .

рТЙ ЗЙРПФЕФЙЛП-ДЕДХЛФЙЧОПН РПУФТПЕОЙЙ ПВМБУФЙ ЪОБОЙС Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЙУИПДОЩИ РПМПЦЕОЙК РТЙОЙНБАФУС ЧНЕУФП БЛУЙПН ЗЙРПФЕЪЩ, Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЛПФПТЩИ ЧЩУФХРБАФ ЪБЛПОЩ ДБООПК ОБХЮОПК ДЙУГЙРМЙОЩ. рТЙНЕТПН РПДПВОПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ НПЦЕФ УМХЦЙФШ НЕИБОЙЛБ й. оШАФПОБ. ч ЕЕ ПУОПЧЩ ЙН РПМПЦЕОЩ ФТЙ ЪБЛПОБ — ЪБЛПОЩ ЪБЛПО ЙОЕТГЙЙ, ЪБЛПО РТПРПТГЙПОБМШОПУФЙ УЙМЩ Й ХУЛПТЕОЙС РТЙ РПУФПСООПК НБУУЕ (F=ma) Й ЪБЛПО ТБЧЕОУФЧБ ДЕКУФЧЙС Й РТПФЙЧПДЕКУФЧЙС.

пУПВЕООПУФША ФТЕФШЕЗП ФЙРБ ДЕДХЛФЙЧОПЗП РПУФТПЕОЙС СЧМСЕФУС ФП, ЮФП ЪДЕУШ ВПМЕЕ ЙМЙ НЕОЕЕ ПФЮЕФМЙЧП РТПУНБФТЙЧБЕФУС Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ БЛУЙПНБФЙЛ РЕТЧПЗП Й ЧФПТПЗП ФЙРБ ЬНРЙТЙЮЕУЛПЕ РТПЙУИПЦДЕОЙЕ ЙУИПДОЩИ РПМПЦЕОЙК — ЪБЛПОПЧ, П ЮЕН, ЛБЛ НЩ ХЦЕ ПФНЕЮБМЙ, Й ЗПЧПТЙМ б. ьКОЫФЕКО, ПРЙУЩЧБС ТБВПФХ ЖЙЪЙЛБ Ч РТПГЕУУЕ РПЙУЛБ ЙН ПВЭЙИ ЪБЛПОПНЕТОПУФЕК. пВ БРПУФЕТЙПТОПН ИБТБЛФЕТЕ ЪБЛПОПЧ оШАФПОБ ДПЛБЪБФЕМШОП ЧЩУЛБЪЩЧБЕФУС б. бТМЩЮЕЧ , РТПФЙЧПРПУФБЧМСС РП ЬФПНХ ЧПРТПУХ УЧПА РПЪЙГЙА БРТЙПТЙУФУЛПК ФПЮЛЕ ЪТЕОЙС й. лБОФБ, ПФУФБЙЧБЕНПК б.а. зТСЪОПЧЩН. ч ЮБУФОПУФЙ, бТМЩЮЕЧ РПДЮЕТЛЙЧБЕФ: «ъБЛПОЩ оШАФПОБ СЧЙМЙУШ ТЕЪХМШФБФПН УФЙИЙКОПЗП УМПЦОПЗП ТБЪЧЙФЙС БРПУФЕТЙПТОПЗП ЪОБОЙС П РЕТЕНЕЭЕОЙЙ ОЕ НБФЕНБФЙЮЕУЛПК ФПЮЛЙ, Б ТЕБМШОЩИ ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ ПВЯЕЛФПЧ. » 159 .

Источник

Индукция и дедукция

Индукция и дедукция – это два противоположных метода рассуждения. Они не исключают друг друга и обычно используются для оценки определённых выводов. Оба подхода имеют различия, но важно понимать, что при использовании и того, и другого можно получить ложное суждение, особенно в случае, если исходные предпосылки аргументации неверны. Получение логически правильных выводов возможно при применении обоих способов одновременно.

Индукция

Характерной особенностью этого способа является то, что знания, которые получены при помощи индуктивного способа, всегда носят, скорее, вероятностный характер, нежели заведомо истинный.

Индукция – свод правил, которые дают возможность совершить переход от частного к общему, от знания отдельных фактов к знанию закона, который лежит в основе этих фактов.

Дедукция

Индуктивному методу исследования противоположен дедуктивный как метод получения единичного знания из общего.

Дедукция – это переход от посылок к заключению, который опирается на логический закон, а поэтому он следует из принятых посылок с логической необходимостью.

Характерной особенностью дедуктивного способа является то, что от истинных посылок она всегда ведёт только к истинному заключению. Других вариантов быть не может.

Дедуктивный метод знаком многим из произведений Конана Дойла Шерлока Холмса. Именно этот литературный персонаж регулярно говорил о методе дедукции, хотя по своей сути он наоборот должен был называться индуктивным, ведь герой романов Конана Дойла всегда шёл в своих расследованиях от наблюдений к восстановлению общей картины преступления.

В научной среде метод дедукции выглядит как процесс выведения из исходных основных законов и гипотез по тем или иным правилам знаний, которые являются производными. Это способ даёт возможность путём нехитрых логический умозаключений, получить следствия в большом количестве, из относительно немногочисленных основных положений теории.

Учёные и мыслители XVII–XVII вв. занимались противопоставлением этих методов, но тот период давно прошёл и сегодня эти оба метода действуют в совокупности куда более эффективно, нежели по отдельности. Индуктивный метод может дать знания только вероятностные, в естественных науках, и то это будут знания несовершенной формы. Однако он достаточно эффективен для исследования научного познания, связанного с возникновением нового знания. Метод дедукции, в свою очередь, даёт возможность обратить внимание на содержание теории и сделать истинные выводы.

Читайте также:  Как определить что мед настоящий самый простой способ с водой

Анализ и синтез

Анализ и синтез чаще всего проводят в совокупности, поскольку это приводит к более глубокому познанию и более широкому раскрытию действительности.

Анализ – это мыслительный процесс, посредством которого происходит разделение сложного объекта на отдельные части, из которых он состоит, или характерные особенности, которые в последствии сравниваются.

Синтез – это процесс, противоположный анализу, т.е. процесс, который служит для воссоздания целого из аналитически заданных частиц.

Наблюдение. Эксперимент. Измерение

Научное познание кроме общелогических методов представлено и другими способами познания, а именно эмпирическим и теоретическим методами. Эмпирические методы это:

  • Наблюдение. Представляет собой восприятие, целенаправленно организованное на предметы и явления окружающего мира.
  • Эксперимент. Вид специфической практической деятельности, которая способствует изменению объекта, для того, чтобы открылась возможность получить определённую информацию о свойствах и связях, которые присущи ему.
  • Измерение. Познавательный процесс, посредством которого устанавливаются отношения данной величины к другой однородной величине, которая установлена как единица измерения.

Наблюдение играет важнейшую роль в науке и познании. Она заключается в том, чтобы обеспечивать науку эмпирической информацией. В свою очередь, данная информация необходима для возможности поставить новые задачи и проблемы, а также выдвинуть новые гипотезы. Кроме того, в последствие их необходимо проверить.

Процессы измерения для науки, безусловно, важны, однако несколько утрированное мнение на этот счёт высказал английский физик У. Томсон.

У. Томсон писал: «Если вы знаете, как измерить объект, значит, вы кое-что о нём знаете; если вы не знаете, как его измерить, значит, вы ничего о нём не знаете».

В свою очередь, основная задача в научном познании, которая решается посредством эксперимента – это проверка положений теории и гипотез.

Мыслительный эксперимент. Аксиоматизация. Гипотетико-дедуктивный, генетически-конструктивный и системный методы

Кроме того, к методам исследования и познания в науке причисляют ещё и мыслительный эксперимент, аксиоматизацию, гипотетико-дедуктивный метод, генетически-конструктивный метод, системный метод и т.п.

Мыслительный эксперимент – это определённая теоретическая процедура, в основе которой лежит получение нового или проверка имеющегося знания, посредством конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в ситуациях искусственно созданных специально для этих целей.

Г. Галилей смог сформулировать закон инерции на основе именно мыслительного эксперимента. Он сделал вывод, что идеально гладкий шар может катиться по идеально гладкой поверхности, при условии, что силы трения между шаром и поверхностью будут полностью отсутствовать.

Самое широкое применение метод мыслительного эксперимента получил именно в физике. В науке, в которой нет ни одной дисциплины, где этот метод не применяется.

В основе аксиоматического метода построения теории лежит синтезирование основных понятий и аксиом, при этом при помощи дедуктивного метода из них фиксируются правила, по которым, в свою очередь, выводятся все остальные положения системы.

Гипотетико-дедуктивный метод – один из основных методов для построения естественно-научных теорий. Говоря о схемах, которые действуют в теории гипотетико-дедуктивного метода, можно выделить постановку определённых гипотез и выделение из них при помощи дедукции конкретных следствий.

Далее необходимо проверить эти следствия на части целого экспериментального материала, и только после проделанных манипуляций сопоставить результаты и исходные данные.

Историко-генетический метод исследования присущ естественным наукам, таким как биология, антропология, космология, геология и пр. В этих науках в основе исследования лежат сложные развивающиеся объекты. С помощью историко-генетического подхода они раскрывают свои главные закономерности развития.

Генетический метод исследования – это способ познания мира и окружающей среды, в основе которого лежит анализ развития природы и социальных явлений.

Главная задача такого познания заключается в установлении связей между изучаемых явлений во времени и исследование переходов от низших форм к высшим. Однако, несмотря на то, что генетический способ является важнейшим элементом исследования появления и эволюции объекта, при помощи его невозможно раскрыть всю сложность процесса развития. Современные учёные не используют генетический способ обособленно, а чаще всего делают это вместе с методом системного анализа и сравнительно-историческим методом.

В завершении всего вышесказанного следует отметить, что научный метод – это не просто набор последовательных действий, а скорее способ установления истины. Именно поэтому в научных исследованиях средства деятельности, метода формирования и развития научного знания должны быть под пристальным контролем исследователя.

Источник

Оцените статью
Разные способы