- Корпоративные информационные системы (КИС)
- Основные цели и задачи внедрения корпоративной информационной системы
- Основные проблемы внедрения корпоративной информационной системы
- Преимущества внедрения корпоративной информационной системы
- ERP как корпоративная информационная система
- 1C:ERP. Мы внедрили уже более 1000 проектов!
- Результаты внедрения КИС ERP
- Корпоративные информационные системы. Информационные технологии предприятий
- 7. Корпоративные информационные системы. Информационные технологии предприятий
- Введение
- 7.1. Управленческий учет и отчетность
- 7.2. Автоматизированные информационные системы
- 7.3. Интегрированная информационная среда
- 7.4. Эволюция КИС
Корпоративные информационные системы (КИС)
Корпоративные информационные системы (КИС) в целом можно рассматривать как управленческую идеологию, которая реализована на основе информационных систем и использует ключевые бизнес-стратегии организации или предприятия. Эти системы предназначены в первую очередь для упрощения выполнения задач по систематизации информации и автоматизации различных процессов, связанных с хранением и обработкой данных.
Преобладающее большинство средних и крупных компаний рано или поздно сталкиваются с проблемой, когда обычные офисные программные продукты (например, программы пакета MS Office), используемые для бухгалтерского, управленческого и других видов учета, не справляются с возросшим объемом данных. Для охвата всех аспектов хозяйственной деятельности организации требуется внедрение КИС, которая позволит повысить эффективность функционирования предприятия в целом – от работы рядовых сотрудников, до менеджеров любого звена.
В качестве наглядного примера можно рассмотреть деятельность мелкого фермера, имеющего в своем распоряжении несколько соток земли, с обработкой которой он может справиться собственными силами. Расширив свои землевладения до нескольких гектаров, он будет нуждаться в сельхозтехнике, которая в некоторой степени автоматизирует процессы: вспашка земли, посадка, сборка урожая. Подобно сельхозтехнике, КИС упрощает и автоматизирует выполнение большинства процессов на предприятии.
Основные цели и задачи внедрения корпоративной информационной системы
Ключевая задача приобретения и внедрения корпоративной информационной системы состоит в получении надежного инструмента для управления предприятием и повышения эффективности управленческих процессов.
Например, КИС для промышленных компаний позволяет собирать информацию о производственных процессах, финансовых операциях, закупках сырья, рынках сбыта. На основе этой информации управленцы могут вносить корректировки в деятельность предприятия. Таким образом, КИС позволяет увидеть предприятие «изнутри», оценить эффективность функционирования основных систем, выявить «лишние» издержки и факторы, мешающие увеличению прибыльности. Особую ценность КИС представляет для руководства холдингов, так как система позволяет консолидировать данные, поступающие из филиалов, осуществлять дистанционный мониторинг деятельности всех подразделений.
К типовым целям внедрения КИС относят:
- Получение быстрого доступа ко всем необходимым данным в удобочитаемом формате, понятном для руководителей любого звена.
- Упрощение процессов регистрации, хранения и обработки информации.
- Формирование единого информационного пространства, объединяющего все уровни управления предприятием.
- Уменьшение финансовых и трудовых затрат на организацию процессов планирования, управления и учета деятельности компании.
- Устранение проблем, связанных с предоставлением недостоверных данных, а также дублированием информации.
- Автоматизация процессов консолидации информации на предприятиях с распределенной организационной структурой (компаний, имеющих филиалы и подразделения).
Главное, что должны понимать владельцы организаций и предприятий, это то, что КИС не способствует повышению прибыльности напрямую. Основная задача системы заключается в ускорении и автоматизации процессов обработки данных для получения более точной и оперативной информации, необходимой для принятия ключевых решений.
Основные проблемы внедрения корпоративной информационной системы
На текущий момент доступен широкий выбор программного обеспечения, предназначенного для использования в качестве автоматизированных систем управления организацией. Каждый из программных комплексов предназначен для решения тех или иных задач, имеет свои преимущества и недостатки. Тем не менее, не каждое внедрение КИС оказывается успешным, о чем свидетельствует мировая статистика. Основные сложности с внедрением информационных систем связаны с тремя ключевыми аспектами:
- Возможности системы, заложенные ее разработчиками, и ее конфигурация.
- Уровень подготовки специалистов, занимающихся внедрением КИС.
- Степень готовности предприятия к внедрению и особенности его структуры.
Первая проблема, вызывающая сложности во внедрении системы, — выбор КИС без учета специфики функционирования предприятия. В наибольшей степени это касается специфики ведения производственного учета, что должно быть отражено в выбираемой КИС. Например, учитывая тип производства (непрерывное, единичное, массовое и т. д.), требования к системе могут различаться в значительной степени. Учесть все особенности работы организации до внедрения системы можно только путем проведения полного обследования ее бизнес-процессов. При этом предпочтительным вариантом являются специалисты извне, так как собственные сотрудники зачастую не имеют возможность дать объективную оценку.
Вторая проблема напрямую связана с возможностями самой системы, а именно – ее гибкостью. Поскольку предприятия функционируют в изменчивой среде, в которой увеличивается конкуренция, вводятся дополнительные нормы и правила, зачастую приходится вносить корректировки в бизнес-процессы. Поэтому, внедряемая система должна предоставлять возможности в настройке и модификации собственной конфигурации.
Третья проблема связана с квалификацией команды, которая занимается внедрением. Поскольку любая КИС представляет собой весьма сложное программное решение, для успешного внедрение требуется объединение усилий как разработчиков, так и представителей самого предприятия. Во-первых, любая система не может функционировать самостоятельно. Для управления ее работой требуется квалифицированный персонал, который в идеале должен получить все необходимые навыки на этапе внедрения системы. Во-вторых, разработчик или поставщик КИС не должен перекладывать ответственность по внедрению системы на заказчика. При этом особе значение имеет квалификация исполнителей – участие малоопытных специалистов может привести к неудовлетворительном результату.
Четвертая проблема напрямую связана с самим предприятием, а именно – некорректной постановки задачи его руководством. Во-первых, некоторые владельцы компаний имеют чрезмерно завышенные ожидания, предполагая, что внедрение системы позволит мгновенно превратить убыточный бизнес в процветающий. Во-вторых, часто возникает ситуация, когда руководитель самоустраняется от решения задач по внедрению КИС, перекладывая их на плечи руководителей низшего звена. Кроме того, причиной негативного результат внедрения может быть отказ от реорганизации бизнес-процессов.
Учитывая все вышесказанное, можно выделить ключевые факторы, влияющие на успех внедрения КИС на предприятиях любых масштабов:
- Насколько представители руководящего звена понимают цели и задачи внедрения системы?
- Принимают ли участие в процессе внедрения специалисты как со стороны разработчика (поставщика) программного продукта, так и самого предприятия?
- Готово ли руководство компании к внесению изменений в бизнес-процессы в связи со внедрением КИС?
- Насколько глубоко понимание специфики работы внедряемой системы и ее возможностей?
Кроме всего, один из этапов внедрения должен предусматривать тестовый период опытной эксплуатации системы с полным охватом всех участков учетной и управленческой деятельности. Это лучший способ проверки степени пригодности системы с относительно невысокими затратами в сравнении с убытками, которые возникнут при полноценном внедрении неподходящего варианта КИС.
Преимущества внедрения корпоративной информационной системы
Как известно, глобальной целью внедрения КИС является увеличение эффективности работы организации в целом. Окупаемость системы рассчитать крайне сложно, поскольку она способствует снижению трудноизмеримых транзакционных затрат и оптимизирует структуру организации в целом. Таким образом, дать количественную оценку приросту доходности предприятия, на котором проводилось внедрение информационной системы, не представляется возможным. Однако, можно оценить степень влияния на логистику, поскольку КИС способствует оптимизации материальных потоков и уменьшению потребности в оборотных средствах. Система финансового контроллинга, поставленная на базе корпоративной информационной системы, позволяет уменьшить накладные затраты, исключить нерентабельные продукты и малоэффективные (или убыточные) подразделения.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать несколько ключевых преимуществ внедрения КИС:
- Оперативные и достоверные данные о деятельности компании в целом и ее конкретных подразделений;
- Прирост эффективности управленческих процессов;
- Снижение временных и трудовых ресурсов на выполнение большинства рабочих операций;
- Улучшение общих показателей эффективности.
ERP как корпоративная информационная система
ERP является одной из разновидностью корпоративных информационных систем, которая предназначена для создания единого информационного пространства организации и обеспечения эффективного управления всеми ее ресурсами, включая производственные процессы, ведение продаж и учет заказов. ERP обеспечивают полноценный контроль для операционной и административной деятельностью предприятий, создавая единую цепочку, в которую входят: учет финансовой деятельности, планирование, управление материальными потоками, производственные процессы, сбыт продуктов, сотрудничество с поставщиками сырья и партнерскими организациями.
Простыми словами, основная цель ERP – держать под полным контролем все ресурсы предприятия, объединяя все его части в единый механизм. В отличие от CRM и прочих типов КИС, ERP позволяет отладить работу всей компании в целом, а не только отдела продаж. Наиболее востребованными сферами для внедрения ERP-систем являются торговля, машиностроение, пищевая и химическая промышленность, а также строительство.
1C:ERP. Мы внедрили уже более 1000 проектов!
Результаты внедрения КИС ERP
Данная система позволяет объединить все бизнес-процессы в рамках единой системы, в чем и заключается ее ключевое преимущество. В результате внедрения ERP достигают следующих эффектов:
- Все данные становятся более доступными без необходимости дополнительной сверки или согласования. Таким образом, владелец получает полноценное представление о текущем состоянии его бизнеса.
- Благодаря единой БД, все данные являются согласованными и доступными для обработки без дополнительного подтверждения.
- Мгновенная синхронизация всех данных. Если сотрудники одного подразделения внесли какие-либо изменения, об этом станет известно всем другим подразделениям и руководителям компании.
- Минимизация ошибок, обусловленных человеческим фактором.
- Полноценный набор инструментов, связанных между собой. Например, при создании счета-фактуры, бухгалтерская документация будет сгенерирована автоматически.
ERP-системы являются мощными, гибкими и универсальными программными решениями, содержащими функционал для реализации большинства бизнес-процессов. На этапе внедрения может использоваться лишь часть доступного функционала, при этом остальные возможности будут подключены в будущем с минимальными временными и финансовыми издержками. Таким образом, выбор в пользу ERP-системы можно рассматривать как инвестицию в будущее, которая будет раскрывать свой потенциал по мере роста и развития компании.
Источник
Корпоративные информационные системы. Информационные технологии предприятий
7. Корпоративные информационные системы. Информационные технологии предприятий
Введение
Современные корпоративные информационные системы (КИС) играют в наше время очень важную роль в бизнесе.
КИС отражает концептуальную и физическую архитектуру организации и сопровождает ее многофункциональную деятельность. Основой КИС предприятий на современном этапе являются так называемые системы планирования ресурсов предприятий (Enterprise Recourse Planning — ERP). Мировой опыт свидетельствует, что умело выбранная и внедренная ERP-система существенно улучшает управляемость предприятием и повышает эффективность его работы.
7.1. Управленческий учет и отчетность
Построение корпоративной информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией и соответствующих потоков данных и информации. Координация работы всех подразделений организации осуществляется через органы управления разного уровня. Под управлением понимают достижение поставленной цели при условии реализации следующих основных функций: организационной, плановой, учётной, анализа, контрольной, стимулирования.
В последние годы в сфере управления всё активнее стали применяться понятие «принятие решения» и связанные с этим понятием системы, методы, средства поддержки принятие решения. Принятие и исполнение делового решения — акт формирования и целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе ситуации, определении цели, разработки политики и программы (алгоритма) достижения этой цели.
Первым шагом на пути к эффективному управлению является создание системы сбора, оперативной обработки и получения оперативной, точной и достоверной информации о деятельности предприятия — системы для реализации управленческого учёта.
Управленческий учёт представляет собой проблему для значительной части руководителей предприятий в основном из-за отсутствия соответствующей системы обработки и представления данных, на основе которых принимаются решения. Иногда сведения, получаемые руководством для контроля и принятия решений, формируются из системы финансовой отчетности, кадрового учета и т. д. Проблема состоит в том, что эти сведения служат специфическим целям и не отвечают потребностям руководства для принятия решений. Поэтому на многих предприятиях существуют параллельно две системы учета — бухгалтерский и управленческий (практический), т. е. служащий обеспечению выполнения повседневных рабочих задач сотрудников и руководителей предприятия. Как правило, такой учет ведется по принципу «снизу-вверх». Сотрудники предприятия для выполнения своей работы фиксируют необходимые им данные (первичную информацию). Когда руководству предприятия нужно получить какие-то сведения о положении дел на предприятии, оно обращается с запросами [Ї к менеджерам более низкого уровня, а те, в свою очередь, к исполнителям.
Следствием такого самопроизвольного подхода к формированию системы отчетности является то, что, как правило, возникает конфликт между той информацией, которую хочет получить руководство, и теми данными, которые могут предоставить исполнители. Причина этого конфликта очевидна — на разных уровнях иерархии предприятия требуется разная информация, а при построении системы отчетности «снизу-вверх» нарушается основной принцип построения информационной системы — ориентация на первое лицо. Исполнители обладают либо не теми видами данных, которые нужны руководству, либо нужными данными не с той степенью детализации или обобщённости.
Большинство руководящих работников действительно получают отчеты о работе своих отделов, но эти сведения либо излишне пространны — например, подшивка договоров о продаже вместо сводного отчета с приведением цифр об общем объеме сбыта за указанный период, либо, наоборот, недостаточно полны. Кроме того, сведения поступают с запозданием — например, можно получить сведения о дебиторской задолженности через 20 дней по окончании месяца, а между тем отдел сбыта уже отгрузил товары заказчику с просроченным последним платежом. Неточные данные могут быть причиной неверных решений. Точные данные, полученные с запозданием, также теряют ценность.
Для того чтобы руководство предприятия могло получать необходимые ему для принятия управленческих решений данные, необходимо строить систему отчетности «сверху вниз», формулируя потребности верхнего уровня управления и проецируя их на нижние уровни исполнения. Только такой подход обеспечивает получение и фиксирование на самом низшем исполнительском уровне таких первичных данных, которые в обобщенном виде смогут дать руководству предприятия ту информацию, в которой оно нуждается.
Важнейшими требованиями к системе управленческого учета являются своевременность, единообразие, точность и регулярность получения информации руководством предприятия. Эти требования могут быть реализованы при соблюдении ряда простых принципов построения системы для формирования управленческой отчетности:
- система должна быть ориентирована на лиц, принимающих решения и на сотрудников аналитического отдела;
- система должна строиться «сверху вниз», руководители каждого уровня должны проанализировать состав и периодичность необходимых им для выполнения своей работы данных;
- исполнители должны иметь возможность фиксирования и передачи «наверх» установленных их руководством данных;
- данные должны фиксироваться там, где порождаются;
- информация разной степени детализации должна становиться доступной всем заинтересованным потребителям сразу же после ее фиксирования.
Очевидно, что эти требования наиболее полно могут быть реализованы с помощью автоматизированной системы. Однако опыт упорядочения систем управленческой отчетности на различных предприятиях показывает, что внедрению автоматизированной системы управленческого учета должна предшествовать достаточно большая «бумажная» работа. Ее выполнение позволяет промоделировать различные особенности управленческой отчетности предприятия и, тем самым, ускорить процесс внедрения системы и избежать многих дорогостоящих ошибок.
7.2. Автоматизированные информационные системы
Термин «автоматизированные системы управления» (АСУ), впервые появился в России в 1960-е гг. ХХ века в связи с применением компьютеров и информационных технологий в управлении экономическими объектами и процессами, что дало возможность повысить эффективность производства, лучше использовать ресурсы, избавить управленцев от выполнения обязательных рутинных операций.
Для любого предприятия возможность повышения эффективности производства в первую очередь определяется эффективностью существующей системы управления. Скоординированное взаимодействие между всеми подразделениями, оперативная обработка и анализ получаемых данных, долговременное планирование и прогнозирование состояния рынка — вот далеко не полный перечень задач, которые позволяют решить внедрение современной автоматизированной системы управления (рис. 7.2).
В этой связи, говоря о возросшем интересе российских предприятий к внедрению автоматизированных систем управления, нельзя не отметить, что в настоящее время на отечественном рынке преобладают две основные тенденции их разработки и внедрения.
Первая заключается в том, что предприятие пытается постепенно внедрить системы автоматизации лишь на отдельных участках своей деятельности, предполагая в дальнейшем объединить их в общую систему, либо довольствуясь «кусочной» («лоскутной») автоматизацией. Несмотря на то, что этот путь, на первый взгляд, кажется менее затратным, опыт внедрения таких систем показывает, что минимальные затраты в подобных проектах чаще всего оборачиваются и их минимальной отдачей, а то и вовсе не приносят желаемого результата. К тому же сопровождение и развитие таких систем чрезвычайно затруднено и затратно.
Вторая тенденция — комплексное внедрение систем автоматизации, что позволяет охватить все звенья системы менеджмента от низового уровня производственных подразделений до верхнего управленческого уровня. В этом случае такая система включает в себя:
- автоматизацию многих направлений деятельности предприятия (бухгалтерский учет, управление персоналом, сбыт, снабжение и т. д.);
- автоматизацию основных технологических процессов предприятия;
- автоматизацию собственно управленческих процессов, процессов анализа и стратегического планирования.
- В настоящее время в мировой практике для обозначения полнофункциональных интегрированных АСУ, используемых фирмами, применяют названия:
- MRP (Material Requirement Planning — Планирование материальных потребностей),
- MRP II (Manufacturing Resource Planning — Планирование производственных ресурсов),
- ERP-система (Enterprise Resource Planning —Планирование ресурсов предприятия),
- ERP-II и CSRP (Customer Synchronized Relationship Planning — Планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем).
Какая-либо однозначная и общепринятая общая классификация ИТ-предприятий отсутствует. Возможный вариант обобщенной структуры современных информационных технологий, внедряемых на промышленных производствах различного типа, приведен на рисунке 7.2, на котором сделаны следующие общепринятые сокращения:
- САПР — системы автоматизированного проектирования / изготовления (Computer Aided Design / Computer Aided Manufacturing — CAD/CAM);
- АС ТПП — автоматизированные системы технологической подготовки производства (Computer Aided Engineering — CAE);
- АСУ ТП — автоматизированные системы управления технологическими процессами (Supervisory Control And Data Acquisition — SCADA);
- АСУ П — комплексная автоматизированная система управления предприятием (Enterprise Resource Planning — ERP);WF — потоки работ (WorkFlow);
- CRM — управление отношениями с клиентам;
- B2B — электронная торговая площадка («онлайновый бизнес»);
- DSS — поддержка принятия управленческих решений;
- SPSS — статистический анализ данных;
- OLAP — анализ многомерных данных;
- MIS — управляющая информационная система, (АРМ) руководителя;
- SCM — управление цепями поставок;
- PLM — управление жизненным циклом продукции (характерно для дискретного производства);
- ERP-II — расширение ERP системы за контуры производства (т. е. ERP + CRM + B2B + DSS + SCM+ PLM и т. п.);
- WAN — глобальные (внешние) сети и телекоммуникации (Wide Area Net);
- HR — «Управление персоналом», можно рассматривать как самостоятельную задачу, так и входящую в состав ERP (что и отображено на рисунке в виде двух связей);
- LAN — локальные вычислительные сети (Local Area Net).
С точки зрения внедрения информационных технологий все предприятия можно разделить на два больших класса: предприятия с дискретным типом производства (дискретное производство) и предприятия с непрерывным производством (непрерывное производство). Для непрерывного производства внедрение САПР (CAD/CAM) сводится, в основном, к внедрению графических систем.
В то же время, возрастает роль ТПП. Задачи ТПП значительно расширяются в сторону технологических расчетов, моделирования технологических процессов. Автоматизированные системы технологической подготовки производства — АС ТПП (CAE) начинают играть решающую роль в организации производства (процесс в непрерывном производстве практически невозможно организовать без технологических расчетов и моделирования).
Для непрерывного производства весьма актуальным становится внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами — АСУ ТП (SCADA), от эффективности которых прямо зависит эффективность производства. Основу большинства SCADA-решений составляют несколько программных компонентов (база данных реального времени, устройства ввода-вывода, предыстории типовых и аварийных ситуаций и т. д.) и администраторов (доступа, управления, сообщений).
Много специфики появляется при внедрении на непрерывном производстве комплексной автоматизированной системы управления предприятием — АСУ П.
7.3. Интегрированная информационная среда
Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение системы управления предприятием остается все еще на недостаточном уровне. Информационно-телекоммуникационные системы функционируют, в основном, в интересах высших уровней управления и, как правило, без необходимого их взаимодействия. Такое положение приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем.
Единое информационное пространство предприятия представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам. Такое пространство обеспечивает защищенное информационное взаимодействие всех участников, а также удовлетворяет их информационные потребности в соответствии с иерархией обязанностей и уровнем доступа к данным.
Интегрированная информационная среда рассматривается как комплекс проблемно-ориентированных, взаимоувязанных и взаимодействующих информационных подсистем. Концептуальная модель КИС в должной мере должна отражать эту среду (рис. 7.3). Такая среда как основа единого информационного пространства включает в себя следующие главные компоненты (рис. 7.4):
- телекоммуникационную среду (коммуникационное ПО), средства организации коллективной работы сотрудников (Groupware);
- информационные ресурсы, информационные системы и механизмы предоставления информации на их основе:
- ERP-система;
- ПО управления электронным документооборотом;
- ПО информационной поддержки предметных областей;
- ПО оперативного анализа информации и поддержки принятия решений;
- ПО управления проектами; встроенные инструментальные средства и другие продукты (например, CAD/CAM/CAE/PDM-системы;
- ПО управления персоналом и др.).
Создание интегрированной информационной среды должно осуществляться с учетом следующих требований:
- вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых корпоративных и проблемно-ориентированных информационных сред;
- единство организационных, технических и технологических принципов построения информационной среды;
- существование единой системы передачи данных на основе различных физических носителей (оптоволоконные, спутниковые, радиорелейные и др. каналы связи) как основы для горизонтальной и вертикальной интеграции информационных сред и компьютерных сетей;
- строгое соблюдение международных и российских стандартов в области информационно-вычислительных сетей, протоколов и средств связи, информационных ресурсов и систем;
- обеспечение доступа пользователей к открытым и защищенным базам данных различного назначения;
- обеспечение информационной безопасности и многоуровневой защиты информации от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности информации, распространяемой в информационной среде;
- создание систем и средств коллективного доступа в компьютерной сети;
- развитие информационных ресурсов и проблемно-ориентированных систем на основе идеологии информационных хранилищ и открытых систем, обеспечивающих возможность совместного использования различных аппаратных платформ и операционных систем;
- использование модульного принципа при проектировании центров и узлов хранения и обработки информации, абонентских пунктов и рабочих мест пользователей;
- использование сертифицированных программно-технических решений и унифицированных компонентов функционирующих систем и сетей;
- мониторинг информатизации, учет, регистрация и сертификация информационных ресурсов;
- развитие механизмов и средств предоставления информационного сервиса конечных пользователей, сертификации и лицензирования информационных услуг;
- использование организационных и методических материалов, системных требований, стандартов и рекомендаций по интеграции сетей, систем, баз данных и автоматизиpoвaнныx кадастров.
Несомненно, анализ общего состояния информатизации, тенденций и перспектив ее развития должен базироваться на определенных предпосылках и методологических требованиях, без учета которых затруднительно говорить о ее успехах или неудачах.
Этими предпосылками и требованиями могут быть следующие:
- Трезвая, реалистическая оценка конкретных возможностей информационной техники и технологии как инструмента, многократно усиливающего человеческие возможности, но не снимающего с человека ответственности за его использование.
- Недопустимость стихийного неуправляемого развития информатизации, что предполагает необходимость программ ее развития. Необходимость единого центра, ответственного за сохранение и развитие информационного пространства, обновление и использование информационных ресурсов, информационных технологий, за выработку информационной политики в целом.
- Понимание комплексного и системного характера информации, осознание ее роли в самоорганизации систем, практическая реализация в информационной технике и технологии.
- Изучение состояния с информатизацией на наиболее успешных предприятиях, анализ зарубежных программ развития информационной технологии с точки зрения их инструментария и эффективности влияния на управленческие и производственные процессы. Недопустимость бездумного копирования и механического переноса их на свои процессы.
- Необходимость совершенствования планирования и управления, пересмотра приоритетов в развитии предприятия, обеспечивающих информатизацию.
- Поддержка разработок, связанных с информационными технологиями. Необходимость создания своеобразных «полигонов» для информатизации, опыт которых можно было бы транслировать в другие подразделения организации.
7.4. Эволюция КИС
На развитие корпоративных информационных систем основное влияние оказывало развитие компьютерных систем и технологий, лежащих в основе их применения.
К первому этапу следует отнести системы обработки данных, в которых пользователь «напрямую» участвовал в постановке задачи и получении результата (рис. 7.5).
Этот период продолжался с начала 60-х годов ХХ века до начала 90-х. В это время появились мультипрограммные операционные системы, устройства прямого доступа к данным. Для информационных систем планирования ресурсов производства в это время был сформулирован стандарт MRPII.
Развитие ИТ к началу 90-х годов, с одной стороны, существенно повысило сложность организации работ ИС, а с другой, развитие техники сделало доступными большое количество дополнительных сервисов, начал активно использоваться многопользовательский режим работы с общесистемными ресурсами (рис. 7.6). В этот период времени сформировались основные принципы построения, разработки и эксплуатации ERP-систем предприятий.
2000-й год ознаменовался «бумом» Интернет-технологий, и хотя в начале ХХI века произошел некоторый спад в скорости развитии ИТ, к настоящему времени можно уверенно говорить о переходе корпоративных систем на следующий этап эволюции: организация прямого межкорпоративного взаимодействия с поставщиками и корпоративными заказчиками, а также с рядовыми клиентами (рис. 7.7).
На рисунке 7.8 показана типичная схема послойной компоновки современной КИС, а на рисунке 7.9 — схема технологической реализации КИС.
Для классификации систем нового поколения в некоторых источниках стали применять термин ERP-II и CSRP. Есть и другие представления. Наверное, для окончательной формулировки для нового типа КИС, основных характеристик и осознания места в эволюции еще не пришло время.
Источник