- Способы поставок закупаемых материалов
- Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ
- Наиболее популярные способы закупок
- В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
- Электронный аукцион
- Запрос котировок
- Открытый конкурс
- Конкурс с ограниченным участием
- Двухэтапный конкурс
- Закрытый конкурс
- Запрос предложений
Способы поставок закупаемых материалов
Статья 9. Способы закупки
1. Определение способа закупки для конкретных товаров, работ или услуг основывается на оценке соответствующих нужд заказчика, выбора оптимального срока поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), требований к качеству и иным характеристикам предмета закупки.
2. Закупка товаров, работ, услуг может быть осуществлена с использованием конкурентных способов, указанных в части 3 настоящей статьи, а также у единственного Поставщика (неконкурентным способом). Конкурентные способы закупок преимущественно проводятся в электронной форме с использованием функционала электронной площадки.
3. Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Закона о закупках, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
4. Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) открытый аукцион в электронной форме (в том числе на право заключения договора);
2) открытый конкурс (в том числе в электронной форме), двухэтапный конкурс (в том числе в электронной форме);
3) открытый запрос предложений (в том числе в электронной форме);
4) открытый запрос котировок (в том числе в электронной форме);
5) закрытый конкурс;
6) закрытый запрос предложений;
7) аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
8) конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
9) запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
10) запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
5. Общие условия проведения конкурентных способов закупок, указанных в настоящей статье представлены в Таблице 1 настоящей статьи. Сроки, указанные в Таблице 1, не применяются к закупкам, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Особенности проведения закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства установлены в статье 23 настоящего Положения.
6. Закрытая конкурентная закупка осуществляется в порядке, установленном статьей 3.2 Закона о закупках, с учетом общих условий, указанных в Таблице 1 настоящей статьи, и особенностей, предусмотренных статьей 3.5 Закона о закупках.
7. При осуществлении закупки с использованием конкурентных способов закупок могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении и документации о закупке отдельно указываются предмет закупки, начальная (максимальная) цена договора (цена лота)/начальная (максимальная) цена единицы товара, работы, услуги, а также предельная цена договора (цена лота), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. При этом участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении отдельного лота. В отношении каждого лота заказчиком заключается отдельный договор.
8. В случаях, предусмотренных статьей 22 настоящего Положения, открытый конкурс (в том числе в электронной форме) может быть проведен в 2 (два) этапа в порядке, предусмотренном статьей 22 настоящего Положения.
9. Конкурентные способы закупок, за исключением открытого аукциона в электронной форме, могут проводиться с применением процедуры переторжки в случае, если в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке предусмотрена возможность проведения такой процедуры.
10. Процедуры переторжки проводятся с целью дополнительного снижения цен, указанных в заявках на участие в закупке, в порядке, установленном извещением, документацией о закупке и регламентом электронной торговой площадки.
11. В случае проведения процедуры переторжки все участники закупки, заявки которых признаны закупочной комиссией соответствующими требованиям, установленным извещением и документацией о закупке, вправе подать окончательные ценовые предложения. В этом случае закупочной комиссией рассмотрение (оценка) заявок на участие в закупке осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением, с учетом поданного участником закупки окончательного ценового предложения.
12. Конкурентные способы закупок могут предусматривать возможность выбора нескольких победителей в случае, если в извещении о закупке и документации о закупке предусмотрена возможность выбора нескольких победителей. При этом заказчик в документации о закупке предусматривает порядок распределения объема между несколькими победителями закупки.
В этом случае в документации о закупке указывается:
1) Однородный объем закупаемых товаров, работ, услуг;
2) Количество победителей, которые будут выбраны по результатам закупки;
3) Порядок выбора победителей, в том числе порядок присвоения закупочной комиссией порядковых номеров заявкам на участие в закупке;
4) Порядок распределения между такими победителями общего количества (объема) закупаемых товаров, работ, услуг с указанием конкретной доли от общего количества (объема) закупаемых товаров, работ, услуг, которая будет распределена в пользу каждого победителя;
5) Порядок, в соответствии с которым в случае, если по результатам закупки закупочной комиссией будет определено меньшее количество победителей, чем установленное в документации о закупке, то в пользу каждого из указанных победителей будет распределена доля от общего количества (объема) закупаемых товаров, работ, услуг, предусмотренная в указанной документации о закупке для каждого из указанных победителей в зависимости от порядкового номера, присвоенного закупочной комиссией заявке на участие в закупке каждого победителя.
13. Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы и случаи проведения неконкурентной закупки установлены в статье 24 настоящего Положения.
14. Конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов.
15. Открытый аукцион в электронной форме как способ закупки применяется при возможности установления исчерпывающих, измеряемых и проверяемых конкретных характеристик предмета закупки.
16. Открытый конкурс (в том числе в электронной форме), открытый запрос предложений (в том числе в электронной форме) используется при следующих условиях:
16.1. поставка товара, выполнение работ, оказание услуг представляет собой сложный технологических процесс;
16.2. опыт, квалификация участника закупки, а также его предложение о качестве исполнения договора при заданных ценовых ограничениях имеет решающее значение для реализации задач и функций, возложенных на заказчика.
17. Двухэтапные конкурсы проводятся в случае, если заказчик, организатор закупки не имеет возможности определить конкретные требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, в связи с чем для их определения необходимо провести обсуждение с участниками закупки с целью надлежащего удовлетворения потребностей заказчика.
18. Открытый аукцион в электронной форме, открытый конкурс (в том числе в электронной форме), закрытый конкурс может быть проведен вне зависимости от размера начальной (максимальной) цены договора/предельной цены договора.
19. Открытый запрос котировок (в том числе в электронной форме), открытый запрос предложений (в том числе в электронной форме), закрытый запрос котировок, закрытый запрос предложений может быть проведен, в случае если начальная (максимальная) цена договора/предельная цена договора не более 20 миллионов рублей, а также в случае, если конкурентная процедура была признана несостоявшейся.
20. Закупки могут быть проведены закрытым способом только в случае если сведения о них составляют государственную тайну или в отношении закупки принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках. Под закрытым способом проведения закупки понимается проведение закрытого конкурса, закрытого запроса предложений. В этом случае закупки осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Положением, при этом информация о закупках сообщается заказчиком, организатором закупки путем направления приглашений принять участие в закрытых способах закупки, документации о закупках ограниченному кругу лиц (не менее чем трем потенциальным участникам закупки), которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Положением, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупок. Документы, составленные в ходе проведения такой закупки, не размещаются в ЕИС и на официальном сайте. Участник закрытой конкурентной закупки представляет заявку на участие в закрытой конкурентной закупке в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать ее содержание до вскрытия конверта.
21. В случаях, предусмотренных настоящим Положением, проведение закупки в электронной форме осуществляется с использованием функционала сайта электронной площадки. При этом конкретную электронную площадку Заказчик определяет самостоятельно.
Источник
Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ
эксперт по бухучету и налогообложению сервиса Норматив
В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае
Наиболее популярные способы закупок
Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:
- электронный аукцион;
- закупки у единственного поставщика;
- запрос котировок;
- открытый конкурс.
Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.
Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.
В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.
Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:
- можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
- не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
- минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.
В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:
- высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
- ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.
Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.
Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).
Оксана Шипунова на вебинаре « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.
Электронный аукцион
Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.
Достоинства электронного аукциона:
- минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
- незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
- сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
- возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.
Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:
- невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
- более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
- риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
- риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
- невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.
Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.
1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.
2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:
- если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
- если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.
Запрос котировок
Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.
Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).
Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.
Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:
- определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
- минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
- минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).
Запрос котировок имеет ряд недостатков:
- высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
- более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
- высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
- отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.
Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.
Открытый конкурс
Проведение открытого конкурса позволяет:
- получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
- часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.
Конкурс с ограниченным участием
Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:
- При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
- При выполнении работ:
- Для сохранения объектов культурного наследия;
- Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
- При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.
Двухэтапный конкурс
Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:
- конкурс проводится для заключения:
- контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
- энергосервисного контракта;
- контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
- для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).
Закрытый конкурс
Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:
1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;
3. заключение контрактов:
- по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
- по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
- по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;
4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).
Запрос предложений
Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.
Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:
- при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
- При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
- При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
- При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
- При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
- После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
- При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
- При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).
Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44-ФЗ.
Источник