Способы поставки природного газа

Как транспортируют газ?

Природный газ является наиболее популярным энергоносителем в нашей стране, чему способствуют обширные отечественные запасы. Его повсеместно используют в различных отраслях промышленности и народного хозяйства. Чтобы доставить «голубое» топливо к потребителю, применяются несколько способов транспортировки.

Подготовка вещества

Прежде чем добытый из скважины газ начать транспортировать, его соответствующим образом готовят.

Процесс подготовки вещества включает в себя следующее:

  • Многоступенчатая процедура удаления примесей, повреждающих оборудование. Первый этап очистки проводится по месту добычи, второй – внутри специальных сепараторов. Третья стадия реализуется на компрессорных установках.
  • Выведение из состава смеси лишней влаги с помощью поглотителей. Если это не сделать, вещество начнет кристаллизироваться и забивать трубы. Еще один способ осушения природного газа – использование дросселирования или охлаждения.
  • Введение в состав топлива добавок, придающих природному газу специфический аромат. Очищенное от примесей вещество полностью лишается запаха (как следствие, его утечка может оказаться незамеченной). Данная проблема решается путем ввода в состав смеси ароматизатора.

После подготовки топливо можно транспортировать одним из перечисленных ниже способов.

Особенности перемещения посредством труб

В нашей стране большая часть природного газа доставляется потребителю посредством трубопроводов. Для газовых магистралей характерно значительное сечение и способность выдерживать внутреннее давление от 75 атм. Для его поддержания на нужном уровне используются компрессорные станции.

Надежность газотранспортной системы

Компания «Газпром» делает все необходимое, чтобы ее газотранспортная система была максимально надежной. Для этого применяются эффективные способы диагностики, своевременно осуществляются ремонтные и обслуживающие мероприятия. За основу работы руководство компании берет инновационные приемы управления и контроля за техническим состоянием и герметичностью ГТС.

Преимущества и недостатки

К несомненным достоинствам транспортировки природного газа посредством трубопроводов можно отнести следующее:

  • небольшие финансовые затраты на перекачку;
  • высокая скорость доставки больших объемов топлива к заказчику;
  • бесперебойность работы (система функционирует круглосуточно в автоматическом режиме);
  • минимизация потерь при транзите;
  • простота использования и обслуживания магистралей;
  • отсутствие утечек в окружающую среду.

Имеются у этого метода и некоторые минусы:

  • во время перекачки газу приходится преодолевать внутренне трение;
  • необходимость капиталовложений на обустройство и обслуживание линий;
  • проблемы с применением в регионах с суровым климатом;
  • невозможность перекачки сжиженного газа;
  • нужда в периодическом ремонте трубопровода;
  • статичность первоначального маршрута ГТС.

Тарифы

Тарификация используется компаниями, владеющими газовыми магистралями.

Читайте также:  Способы стрижки длинных волос

На формирование тарифа на услуги по транспортировке газа оказывают влияние следующие факторы:

  • ценообразование со стороны государственных органов;
  • специфика заключенных между организациями соглашений;
  • предполагаемый уровень инфляции на определенный договором период;
  • затраты на обслуживание и ремонт ГТС;
  • специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке топлива посредством ГТС (они взымаются в качестве поддержки расширения газификации).

При расчете тарифов за основу берется документ, разработанный по заказу Кабинета Министров в 2000 году. Расчет надбавок на транспортировку регулирует постановление Правительства РФ №179 от 21.02.2019.

Особенности перевозки автотранспортом

Транспортировка природного газа в автоцистернах является достаточно распространенным способом. Газ перед перевозкой переводят в сжиженное состояние, для чего применяется специальная технология. Температура топлива опускается до -160 градусов, а объем уменьшается примерно в 600 раз. Сжатое под давлением топливо закачивают в автомобильную цистерну. Как правило, перевозку газа таким способом применяют в тех случаях, когда другие варианты недоступны.

Слабые места транспортировки сжиженного газа автотранспортом:

  • необходимость строгого соблюдения правил передвижения и оборудования машины;
  • увеличение риска для водителя и рядом расположенных объектов;
  • строгая регламентация разрешаемых к перемещению объемов топлива;
  • высокие требования к технической исправности транспортного средства;
  • дороговизна метода (с учетом расходов на горючее и ТО машины).

Кроме цистерн, сжиженный газ может закачиваться в баллоны (допустимый уровень заполнения – не больше 90% от общего объема). В дальнейшем вещество применяется в промышленных или бытовых целях.

Существуют следующие правила транспортировки газовых баллонов:

  • обязательно наличие специальных приспособлений для надежного крепления баллонов;
  • перед перевозкой с газовых баллонов нужно снять редукторы, а на вентили прикрепить защитные колпачки (при наличии защитных ящиков эти меры предосторожности не требуются);
  • не допускать перегревания емкостей;
  • к работе данного типа разрешается допускать только водителей с соответствующим опытом;
  • выхлопную трубу машины необходимо вывести в переднюю часть авто и оснастить искроулавливающей сеткой;
  • транспортное средство должно быть укомплектовано парой углекислотных огнетушителей;
  • место установки баллонов необходимо оборудовать хорошей вентиляцией;
  • во время погрузки и транспортировки сжиженного газа в баллонах запрещается курить или применять открытые источники пламени.

Еще один вариант наземной транспортировки топлива в сжиженном состоянии – железнодорожные пути. Для транзита используются специальные стальные емкости и цистерны. Как правило, речь идет о транспортировке газа на небольшие расстояния. К достоинствам способа относят универсальность и распространенность железнодорожных веток. Как правило, они соединяют большинство крупных городов страны. Это дает возможность недорого доставлять цистерны или баллоны с газом практически в любой регион.

Транспортировка танкерами

Развитый речной и морской транспортный флот нашей страны позволяет перевозить сжиженный газ на судах. Особенно эффективны в этом отношении морские танкеры.

Читайте также:  Охарактеризовать способы получения коллоидных растворов путем конденсации

Плюсы водной транспортировки:

  • безопасность и удобство хранения сжиженного топлива;
  • малые затраты не перевозку;
  • неограниченная пропускная способность морских путей;
  • возможность доставки в прибрежные районы, где отсутствует стационарная ГТС.

Минусы использования водного транспорта:

  • небольшая скорость перемещения танкеров;
  • окупаемость только в случае перемещения больших объемов;
  • узкопрофильность танкеров (обратный рейс может быть пустым);
  • необходимость налаженной системы погрузки и разгрузки газа в портах;
  • высокие требования к пожарной безопасности используемых плавсредств.

Объемы

ГТС компании «Газпром» считается самой крупной в мире. Основная ее часть включена в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) страны. Эти линии связывают между собой газовые скважины, предприятия по переработке сырья, специальные хранилища и точки потребления по всем уголкам России.

Наличие централизованного управления, множества ответвлений и параллельных линий обеспечивает ЕСГ максимальную надежность и способность обслуживать своих клиентов даже в условиях пиковых нагрузок. Общая длина магистралей в РФ – 173 тыс. км. В состав системы входит 254 компрессорных модуля, имеющих суммарную мощность в районе 50 тыс. МВт.

Развитие газотранспортной системы

Руководство компании «Газпром» старается постоянно увеличивать объемы и надежность транспортировки газа промышленным и частным потребителям во все уголки нашей страны и за ее пределы. К примеру, в период 2014-2018 гг. было проложено более 4000 км новых газопроводных линий на территории РФ. Также ведется работа над созданием магистралей от новых скважин и увеличением возможностей существующих газотранспортных линий. Среди приоритетных проектов можно выделить «Северный поток-2», «Турецкий поток», «Сила Сибири» и пр.

Сугубое внимание уделяется наращиванию доли сжиженного природного газа: данный вид топлива открывает перспективы новых экспортных направлений. Для этого были запущены дополнительные комплексы по переводу природного газа в сжиженное состояние («Сахалин-2» и «Балтийский СПГ»). Еще одно перспективное направление – увеличение количества подземных хранилищ газа. Таким образом предполагается поднять планку отбираемого газа до 1 млрд м 3 /сутки.

Сделать это планируется следующим образом:

  • модернизировать и переоборудовать действующие подземные хранилища;
  • обустроить пиковые хранилища в соляных залежах;
  • возвести новые объекты в районах с большим потребительским спросом.

Также предполагается до 2030 года увеличить число подземных хранилищ за пределами страны, доведя их активный объем до 5% от годового экспорта.

Источник

Транспортировка

Фоторепортажи

Единая система газоснабжения России

«Газпром» располагает крупнейшей в мире газотранспортной системой. Ее основная часть входит в состав Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России. ЕСГ представляет собой уникальный технологический комплекс, включающий в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа в европейской части России и Западной Сибири. ЕСГ обеспечивает непрерывный цикл поставки газа от скважины до конечного потребителя.

Читайте также:  Закрытый способ широкого пеленания

Основные активы и проекты Группы «Газпром» в транспортировке и подземном хранении газа

Благодаря централизованному управлению, большой разветвленности и наличию параллельных маршрутов транспортировки, ЕСГ обладает существенным запасом надежности и способна обеспечивать бесперебойные поставки газа даже при пиковых сезонных нагрузках.

Газовые артерии Бованенковского месторождения

Общая протяженность газотранспортной системы на территории России составляет 176,8 тыс. км. В транспортировке газа используются 254 компрессорные станции с общей мощностью газоперекачивающих агрегатов 46,8 тыс. МВт.

Компрессорная станция «Атаманская»

Центральная диспетчерская «Газпрома»

Единая система газоснабжения России управляется из Центральной диспетчерской «Газпрома». Здесь осуществляется круглосуточный контроль обеспечения надежного и бесперебойного снабжения природным газом российских и зарубежных потребителей.

Центральная диспетчерская «Газпрома»

Объемы транспортировки

Поступление газа в ГТС «Газпрома» на территории России и объем газа, использованный на собственные технологические нужды ГТС, млрд куб. м

За год, закончившийся 31 декабря
2016 2017 2018 2019 2020
Поступление в газотранспортную систему (ГТС) 622,6 672,1 693,1 679,0 625,0
Собственные технологические нужды ГТС 32,0 37,5 40,1 38,0 33,5

Оказание для ПАО «Газпром» услуг по транспортировке газа по территории сопредельных государств, млрд куб. м

За год, закончившийся 31 декабря

Через газоизмерительную станцию «Иматра» (для поставки в Финляндию)

Доступ независимых производителей газа

«Газпром» предоставляет недискриминационный доступ к газопроводам независимым компаниям. В 2020 году услуги по транспортировке газа по газотранспортной системе «Газпрома» на территории Российской Федерации оказаны 20 компаниям. Объем транспортировки составил 129,0 млрд куб. м газа.

Данные об услугах по транспортировке газа компаний, не входящих в Группу «Газпром»

Надежность газотранспортной системы

Надежность функционирования газотранспортной системы «Газпрома» обеспечивается благодаря внедрению прогрессивных методов диагностики, своевременному проведению капитального ремонта и планово-предупредительных работ.

Капитальный ремонт магистрального газопровода

В компании используется современная система планирования капитальных ремонтов на основе методологии управления техническим состоянием и целостностью ГТС. После проведения анализа рисков и оценки системной значимости приоритет отдается тем объектам, ремонт которых даст максимальный эффект. Такой подход позволяет одновременно повышать уровень технической надежности производственных объектов, оптимизировать объем выполняемых работ и эффективно расходовать финансовые ресурсы.

Данные о капитальном ремонте газотранспортной системы на территории России

Капитальный ремонт участка магистрального газопровода «Макат — Северный Кавказ»

Развитие газотранспортной системы

Для повышения надежности поставок газа, развития газоснабжения и газификации российских регионов, выполнения экспортных обязательств «Газпром» реализует проекты строительства газотранспортных мощностей.

Ввод в эксплуатацию новых МГ и газопроводов-отводов, км

Сварка первого стыка газопровода «Ухта — Торжок — 2»

Источник

Оцените статью
Разные способы