Способы постановки звуков раннего онтогенеза

Нетрадиционные формы постановки звуков
статья по логопедии

При формировании правильного звукопроизношения проводят 5 видов работ по постановке звуков:

1.Артикуляционная гимнастика, где каждый вид артикуляционной гимнастики зависит от фиксации переходного движения

3.Развитие фонематического слуха (6 этапов)

4.Отрабтка опорных звуков (для каждой группы свой)

С – для постановки свистящих звуков.

Ф – для воспитания воздушной струи.

Т – для постановки шипящих звуков и звука -Р-.

5.Работа над мелкой мускулатурой рук.

Цель постановки звуков – добиться чистоты произношения. Постановка звуков проходит как традиционным, так и не традиционным способами.

Скачать:

Вложение Размер
netr._formy_postanovki_zvukov.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

на тему:”Нетрадиционные формы постановки звуков”

учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 38 компенсирующего вида

Куприянова Оксана Викторовна

При формировании правильного звукопроизношения проводят 5 видов работ по постановке звуков:

1.Артикуляционная гимнастика, где каждый вид артикуляционной гимнастики зависит от фиксации переходного движения

3.Развитие фонематического слуха (6 этапов)

4.Отрабтка опорных звуков (для каждой группы свой)

С – для постановки свистящих звуков.

Ф – для воспитания воздушной струи.

Т – для постановки шипящих звуков и звука -Р-.

5.Работа над мелкой мускулатурой рук.

Цель постановки звуков – добиться чистоты произношения. Постановка звуков проходит как традиционным, так и не традиционным способами.

С – используются следующие приёмы постановки.

1.”Кушай свой язык”

а)держа кончик языка за нижними зубами жевать боковые края (2-3 занятия)

б)”жуя” язык произносить звук -и- (2-3 занятия)

в)выполняя вышеуказанное, попросить подуть длительно на кончик языка.

Произносится звук -С-. А через 1-2 недели оторваться от жевания языка.

2.Механический путь:взять марлевую салфетку (платок), вытянуть кончик языка и приложить его к нижней губе, держа его в таком положении попросить ребёнка подуть. И в таком положении отрабатывать звуки в слогах. СА-СЫ и в этом положении начать автоматизацию. Слоговой период очень длительный.

3. Постановка -С- с использованием соломинки. Пластмассовая соломинка лежит на середине языка, высунутого. Она задвинута на 2-2,5 см. за зубы вдоль языка между резцами. Ребёнок учится дуть на руку или пух через соломинку, придерживая её сначала губами, а потом только зубами и языком. Постепенно соломинку выдвигают изо рта и ребёнок самостоятельно воспроизводит зубное -С-

а)Ставить также от -С- с жеванием, но с механической помощью (поднять кончик языка вверх шпателем)

б)-Ш- при наличии проторного -Р- наиболее проста постановка -Ш- от его шёпотного произношения при сближенных зубах и округлённых губах.

-Ч- Аффрикат -Ч- ставят от -Т`- или от слияния -Т`- и -Щ-. Введение в слоги начинают с закрытых.

в)”Отрабатывать блинчики” — поднять кончик языка к верхней губе и отрабатывать воздушную струю. Открыть рот и язык занести за верхние зубы.

Важное упражнение “Катушка” или “Киска сердится”. Отрабатывать на “катушке” слоги СА-СЫ (в течение 1-го месяца) и с этими же слогами слова, предложения. На “катушке” хорошо использовать пение СА, СЫ на разных мотивах песен ( в течение 1-2 месяцев). Потом со слогами СО, СУ.

1.Отработать широкий язык “блинчик”, потом поднять кончик языка к верхним зубам и произносить -А- (как межзубно), получается АЛА-АЛА. Постепенно перевести за зубы.

2.Логопед сидит на маленьком стульчике, ребёнок перед ним стоит в знаке вопроса (наклонившись). Логопед давит пальцами ребёнку под яблоки, а ребёнок кончик языка держит между зубами (1-2 недели). Можно имитировать рёв медведя (аыл, аыл) потом кончик убрать вверх и начать автоматизацию звуков.

Постановка звука от -З-, -Ш-, -Д- и межзубного дрожания языка. Язык положить на верхнюю губу и выдыхать (ПРР) кончик языка дрожит.

Горловое – 1.Чёткость отработки упражнения “Барабанщик” (1-2 занятия) Д-Д медленно.

2.Пальчик “Солдатик”. Темп убыстрять и доводить д-д-д-д-, до автоматизма.

3.Делать пальчиком движения под языком “змейкой”.

4.На 3-ем занятии брать произношение ДЗЫНЬ.

1.Чтобы снять ТР – утрированное нужно попросить ребёнка произнести ласково, нежно слова (РАМА) или (РАН) одноударно.

2.Если есть -Рь-, а нет -Р- то перейти от -Рь- произнеся раскатисто слова: рррррис, Ирррина.

Источник

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Рубрики

Свежие комментарии

  • Любовь к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • Страницы

    Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза

    «Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза»

    Аверина Ольга Владимировна,

    учитель–дефектолог ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»,

    г. Апатиты Мурманской обл.

    Все звуки русского языка можно условно поделить на две категории: звуки раннего онтогенеза и звуки позднего онтогенеза.

    К звукам позднего онтогенеза относятся те согласные звуки, которые не сразу становятся по подражанию у детей к 5 – ти летнему возрасту: Ль, Л, С, Сь, З, Зь, Ц, Щ, Ч, Ш, Ж, Р.

    А все остальное это звуки раннего онтогенеза это:

    гласные верхнего ряда А, О, У, Э, Ы

    гласные нижнего ряда Я, Ё, Ю, Е, И,

    Согласные губно-губные М, П, Б,

    губно-зубные Ф, В,

    заднеязычные Й, Х, К, Г,

    переднеязычные Т, Д, Н.

    По данным кандидата педагогических наук Жуковой Надежды Сергеевны звуки речи усваиваются детьми в следующем порядке:

    1 год3 мес. — 1 год 8 месяцев: а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь; к;

    1 год 8 мес. -1 год 10 месяцев: хь, ць, й;

    1 год 10 мес. — 2 года: н, т, д;

    2 года – 2 года 6 мес.: с, л, ы, в, р, з

    2 года 6 мес. – 3 года: ч, ш, ж, щ, ц.

    Таким образом, к 3-4 летнему возрасту, звуковая сторона речи усваивается детьми полностью.

    Но так бывает не всегда, даже у детей без двигательных нарушений. Очень часто в возрасте до трех лет, а именно этот возраст является чувствительным для формирования речи, в родители не дают ребенку нормативных образцов звуков. С одной стороны главная задача родителей любить своего ребенка, а не искать у него дефекты но, тем не менее, в речи детей закрепляются патологические стереотипы, которые потом очень трудно изжить. А именно:

    • йотированные звуки «я», «ё», «е», «ю» произносятся как ля, лё, ле, лю;
    • звуки «ф» и «в» произносится губно – губно, а не губно – зубно;
    • отсутствуют заднеязычные «к» и «г» заменяются соответственно на «т» и «д»;
    • звуки «т» и «д» произносятся в английском варианте ближе к «ч»;
    • все звонкие согласные оглушаются;
    • все твердые согласные смягчаются.

    В ходе работы над этими недостатками речи необходимо включать упражнения на слуховое внимание на основе неречевых звуков: музыкальные инструменты; звуковые цилиндры; дыхательную гимнастику (вдох через нос, выдох через рот. Круглый животик. Дутье на снежинки, в трубочку); массаж лица и языка (при наличии дизартрического компонента).

    Постановка и автоматизация йотированных гласных.

    Артикуляционная гимнастика: почистить язычком нижние зубки вправо – влево, посчитать язычком нижние зубки, «сердитая киска», «катушка».

    Медленно произнеси сочетания звуков: Повтори быстро:

    иа – иа – иа — иа – иа – иа иа – иа – иа — иа – иа – иа

    ио – ио – ио – ио – ио – ио ио – ио – ио – ио – ио – ио

    иу – иу – иу – иу – иу – иу иу – иу – иу – иу – иу – иу

    иэ – иэ – иэ – иэ – иэ – иэ иэ – иэ – иэ – иэ – иэ – иэ

    Повтори возгласы: ай, ой, эй.

    Вместе с взрослым произнеси слова:

    Дай, май, пой, лей, чай, клей, змей, попугай.

    Яма, ем, еду, ежи, юбка, Юля, ёж.

    Майка, лайка, лейка, зайка, чайка, чайник, линейка.

    Постановка и артикуляция звуков «ф» и «в».

    1. Артикуляционная гимнастика: сморщить лоб, нахмурить брови, сморщить нос и оскалить зубы, открыть и закрыть рот, улыбка-хоботок, лопатка, трубочка (языком или губами), толстячок, худышка, накажем непослушный язычок губами – та-та-та и зубами ля-ля-ля, причешем язычок, часики, качели.
    2. Уточнение артикуляции звука «ф»: верхние зубы на нижнюю губу + выдох через рот;
    3. Изолированное произнесение звука «ф»;
      1. Произнести слог «фа», и цепочки слогов «фа-фа-фа». Договаривание слов: фа-та, фон-тан.
      2. Произнести слог «фу» и цепочки слогов «фу-фу-фу». Проговаривание слова: фу-фай-ка, фут-бол.
      3. Произнести слог «фо и цепочки слогов «фо-фо-фо». Проговаривание слова: Фо-ма, фо-нарь, фор-ма, фир-ма.
      4. Произнести слог «оф», и цепочки слогов «оф-оф-оф». Проговаривание слов: коф-та,
      5. Произнести слог «фы», и цепочки слогов «фы-фы-фы. Договаривание слов: шка-фы, жира-фы. Голь-фы.
      6. Произнести слог «фи» и цепочки слогов «фи-фи-фи». Проговаривание слов: фи-нал, фи-лин, Фи-липп, фи-ниш, фиш-ка.
      7. Произнести слог «фе» и цепочки слогов «фе-фе-фе». Проговаривание слов: фея, кон-фе-та, ко-фе, салфет-ка.
      8. Различение звуков «в» и «ф» — колокольчик и «птички».
      9. Дразнилки произнести громко и тихо: вы-ва-во, фы-фа-фо, ва-во-вы-ве, фа-фо-фы-фе.
      10. Упражнение на развитие дикции, интонации, выразительности:
    1. Сказала тетя: «Фи! Футбол!»,
    2. Сказала мама: «Фу! Футбол!»,
    3. Сестра сказала: «Ну! Футбол!»,
    4. А я ответил: «Во! Футбол!»

    Постановка и автоматизация звука «в».

    1. Артикуляционная гимнастика: сморщить лоб, нахмурить брови, сморщить нос и оскалить зубы, открыть и закрыть рот, улыбка-хоботок, лопатка, трубочка (языком или губами), толстячок, худышка, накажем непослушный язычок губами – та-та-та и зубами ля-ля-ля, причешем язычок, часики, качели.
    2. Уточнение артикуляции звука «в»: верхние зубы на нижнюю губу + голос. Изолированное произнесение звука «в»;
      1. Произнести слог «ва» и цепочку слогов «ва-ва-ва». Договаривание слов: и-ва, Во-ва, со-ва, тра-ва, дро-ва, сли-ва, коро-ва. Произнесение слов, начинающихся со слога «ва»: Ва-ня, Ва-ся, ваф-ли, Ва-ля, Ва-лера, ва-ренье, ва-гон, кан-ва, ва-ленки, ва-нна, ди-ван.
      2. Произнести слог «во» произнесение цепочки слогов «во-во-во». Произнесение слов, начинающихся со слога «во»: Во-ва, во-рота, во-рона, во-робей, со-вок,. Четко произнести слова: вот, вон.
      3. Произнести слог «вы» произнесение цепочки слогов «вы-вы-вы». Договаривание слов: сли-вы, тык-вы, тра-вы, бук-вы, кана-вы.
      4. Произнести слог «ве» и слоговую цепочку «ве-ве-ве» Произнесение слов, начинающихся со слога «ве»: ве-нок, ве-ник, вет-ка, ве-тер, ве-шалка.
      5. Произнести слог «ви» и слоговую цепочку «ви-ви-ви» Произнесение слова, заканчивающимся слогом «ви»: Ви-тя, ки-ви, вин-тик.

    Постановка и автоматизация звука «К».

    Артикулиционная гимнастика: «лягушка» — «хоботок», «лопатка – иголочка», «киска сердится», почистить язычком нижние зубки вправо – влево, посчитать язычком нижние зубки, «катушка», «качели» (поочередно упираться языком, то в нижние зубы, то в верхние).

    Произнести по подражанию: к – к – к – к – к.

    Медленно произнеси слоги: Медленно произнеси слоги:

    ка – ка – ка — ка – ка – ка ак – ак – ак — ак – ак – ак

    ко – ко – ко – ко – ко – ко ок – ок – ок – ок – ок – ок

    ку – ку – ку – ку – ку – ку ук – ук – ук – ук – ук – ук

    кэ – кэ – кэ – кэ – кэ – кэ. эк – эк – эк – эк – эк – эк

    Повтори, как кудахчет курочка: ко – ко – ко; как кукует кукушка ку-ку, ку-ку, ку-ку.

    Договори слова: ветка, банка, утка, сумка, сетка, елка, собака, мишка, мошка, мышка, книжка, девочка, лягушка, мак, гамак, тыква, такси.

    Вместе со взрослым повтори слова:

    Коса, коза, какао, каток, кабан, кактус, капуста, каша, лак.

    Кот, конь, кофе, коньки, котенок, конфета, колготки, колобок, молоко, колокольчик, окно, облако.

    Кукушка, кукла, кузнечик, лук

    Киты, киви, кепка, букет,

    Соки, носки, нитки, нотки, санки, сосиски, вилки, ложки, мышки.

    Кубики, жуки, книжки, флажки.

    Ослик, листик, чайник, зонтик, мальчик, паук, утюг, индюк

    Постановка и автоматизация звука «Г».

    Артикуляционная гимнастика: «лягушка» — «хоботок», «лопатка – иголочка», «киска сердится», почистить язычком нижние зубки вправо – влево, посчитать язычком нижние зубки, «катушка», «качели» (поочередно упираться языком, то в нижние зубы, то в верхние).

    Произнести по подражанию: г – г – г – г – г (с контролем голоса – положить кисть руки на горло).

    Медленно произнеси слоги: аг

    га – га – га — га – га – га

    го – го – го – го – го – го

    гу – гу – гу – гу – гу – гу

    ги – ги – ги – ги – ги – ги.

    Повтори, как гогочут гуси: га – га – га.

    Договори слова: нога, книга, бумага, дорога, телега, тайга, слуга, берега, Волга, Рига, шаги, сапоги, деньги, флаги, стриги, враги, дороги, серьги, пироги.

    Вместе со взрослым повтори слова: аг – огни, магнит, га — гамак, Галя, голова, галка, гайка, газета, газон, газель, пуговица, попугай, нога, юнга, книга, бумага, телега, балаган,; го – год, гонка, гонщик, гости, гол, голубь, гольфы, огонь, погоня, угол, уголь, вагон, загон, ягоды, колготки, голос, голод, гу – гусь, гул, гуля, губы, губка, гудок, гуди, гусеница, лягушка; ги – сапоги, деньги.

    Уточнение артикуляции звуков «т» и «ть».

    1. Артикуляционная гимнастика: наморщить лоб, нахмурить брови, сдвинуть брови, сморщить нос и оскалить зубы, открыть и закрыть рот, улыбка-хоботок, лопатка, «иголочка», накажем непослушный язычок губами – па-па-па и зубами ля-ля-ля, киска сердится, чистим нижние зубы с внутренней стороны водя языком вправо-влево, посчитаем верхние зубки (толкаем их языком наружу), качели.
    2. Уточнение артикуляции звука «т»: говорим звук, касаясь кончиком языка передних зубов с внутренней стороны. Изолированное произнесение звуков «т» и «ть» по подражанию;
    3. Различить на слух звуки «т», «ть» и «ч».
    4. Произнести слог «та» и цепочки слогов «та-та-та». та-та-та, то-то-то, ту-ту-ту, ти-ти-ти. Та-то-ту-ти.
    5. Красиво и легко произнести слова, начинающиеся на звук «т»: так, тачки, танк, туфли, такси, ты, тыква.
    6. Красиво и легко произнести слова, заканчивающиеся на звук «т»: кот, енот, пакет, букет, аист, бант, бегемот.
    7. Красиво и легко произнести слова, в середине которых есть звук «т»: вата, дети, ноты, киты, нитки, утюг, утка, каток, сетка, котята, утята, опята, щенята.

    На усвоение каждого нормативного звука ребенку с дислалией требуется 30 – 45 дней. Успех этой работы во многом зависит от усилий и терпения родителей. Порядок работы над звуками индивидуальный, с обязательным усвоением (автоматизацией) каждого звука и последующим переходим к следующему более сложному звуку.

    Дефекты озвончения говорят о нарушениях голоса и требуют проведения специальной работы: массаж и артикуляционная гимнастика при нарушениях голоса, работа над дикцией.

    Стойкие дефекты тотального смягчения твердых не исчезнувшие к 2,5 – трем годам, говорят о спазмированности языка, то есть о дизартрии. Такие дети нуждаются в длительной коррекционной работе со специалистом в системе комплексной реабилитации.

    Источник

    Читайте также:  Способов обеспечения исполнения обязательства не является акцессорным
  • Оцените статью
    Разные способы