Способы постановки звуков при ринолалии

ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ РИНОЛАЛИИ

Патологическое звукообразование при ринолалии имеет антропофонические и фонологические признаки. Первые заключаются в искажении звучания фонем, а вторые — в замене одной фонемы другой. Практически все звуки при ринолалии назализованы, многие из них звучат лишь приближенно, и одновременно они взаимозаменяются внутри групп, сходных по способу образования и акустическим признакам. Поэтому работа по исправлению звукопроизношения занимает длительный период времени. Органические дефекты и многолетний опыт патологической артикуляции фонем еще больше затрудняют коррекцию.

Коррекция каждого звука предусматривает формирование следующих умений: 1) выделять его среди других; 2) соотносить с определенной артикулемой; 3) правильно воспроизводить артикулему; 4) применять это умение в потоке связной речи.

Как упоминалось выше, воспитание слуховых дифференцировок предшествует созданию артикуляционного уклада. Приступая к постановке звука, ребенок уже должен уметь выделять в речи фонему, над которой работает, что не противоречит приему начального обучения артикулеме без называния согласного звука.

Детям, не дифференцирующим особенностей собственной речи на слух, в процесс постановки звука привлекают зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы. Но тактильное и зрительное наблюдения не могут постоянно сопровождать спонтанную речь. Кинестезии в дальнейшем остаются единственным видом контроля над спонтанной речью. Кроме того, кинестетический контроль осуществляется в момент речи, в то время как слуховой срабатывает уже после проговаривания. Поэтому соотнесение фонемы с определенной артикулемой является очень важным моментом в работе над звуком. Пока этого не будет достигнуто, ребенок не сможет ввести звук в спонтанную речь.

Особенность ребенка с ринолалией состоит еще и в том, что у него полностью отсутствует кинестетический опыт многих, казалось бы примитивных, действий: дутья, прорыва смычек, ощущения повышенного давления воздуха в полости рта и т. д. Такую недостаточность ребенок компенсирует усиленным напряжением. Это избыточное напряжение часто сохраняется и после постановки звуков и придает речи специфический акцент. Поэтому в задачу коррекционно-педагогической работы входит в первую очередь выработка новых кинестезии.

Источник

Способы постановки звуков при ринолалии

Последовательность коррекции определяется степенью доступности для ребенка, индивидуальный подход. В любом случае сначала прорабатываются глухие, поскольку требуется большее давление воздуха и мышцы при артикуляции напряженнее.

Мягкое дутье через губы, похлопать губами во время дутья. Для облегчения смыкания можно увлажнить губы. Или от поплевывания сначала на кончик языка, а затем язык убираем, через губы. Если не получается – надуть щеки и хлопнуть по ним ладонями, чтобы воздух резко прорывался через сомкнутые губы. Если не получается надуть щеки, то зажать крылья носа, чтобы избежать утечки воздуха через нос. Ребенок зажимает крылья носа в щепоть так: большой палец на левой ноздре, 4 других – на правой, локоть поднят вверх, чтобы видеть артикуляцию в зеркале. Не 2 пальцами зажимать, чтобы не сильно сдавливать нос. Постепенно уменьшаем объем воздуха в щеках, затем поплевывание осуществляется без участия рук. Затем с открытыми крыльями носа. Звук п от похлопывания губами легче ввести в прямые слоги, от поплевывания и надувания щек – в обратные. Можно предложить ребенку дуть и одновременно указательным пальцем смыкать и размыкать нижнюю и верхнюю губу.При этом палец лежит горизонтально под красной каймой нижней губы.

Легко от поплевывания через высунутый язык. Улыбнуться, чтобы обнажились зубы, и поплевывать на кончик языка. Можно от п. Повторять несколько раз па-па-па, положив широкий язык на нижнюю губу, затем воспроизводят эти слоги улыбаясь, чтобы отключить губы от артикуляции. От межзубного с при ритмичном смыкании и размыкании резцов, закусывающих язык.

От т, произносить та-та-та, передвигая зондом язык вглубь рта. В слоги вводим с механической помощью. Затем ребенок самостоятельно указательным пальцем передвигает язык. Неожиданное для ребенка отведение его руки вызывает правильное произношение по инерции. Затем механическая помощь отменяется. Возможно попробовать вызвать к, находя разные способы контакта задней части языка с мягким небом, в разных точках свода, возможно правильное произношение.

Дуть через губы и поднимать нижнюю губу к верхним зубам, но не плотно прижимать, затем по инструкции.

Читайте также:  Народные способы борьбы с острицами

Дуть на вату с просунутым между зубов языком, дуть на язык между зубами, дуть на язык, придвинутый к нижним зубам. Внимание сосредоточивается на ощущении прохладной воздушной струи на определенной точке кончика языка. Можно подготовить образование желобка посередине языка с помощью выкладывания соломинки посередине вдоль языка (на 2-2,5 см за зубы задвинута). Дуть на руку или пух через соломинку, придерживая ее губами, а потом только зубами и языком, постепенно соломинку выдвигают изо рта, и ребенок самостоятельно воспроизводит зазубное ссс.

От слияния т и с, напомнить о нижней артикуляции т.

Сначала научить поднимать язык в форме ковшика, удерживать его, а потом сблизив зубы, дуть сквозь нижние резцы. Позицию губ вначале удерживать механически (рукой). При наличии проторного рр (без вибрации) ставят ш от шепотного протягивания проторного ррр при сближенных зубах и округлых губах. Если удается только нижняя артикуляция шш, вводим в речь.

Произнести СС, округлив губы и оттягивая кончик языка назад, сразу вводим в прямые слоги. Если владеет верхним шш, то от него как мягкий вариант. Скажи ласково.

Звук ч ставят от ть или соединяя ть и щ

Звук х — удлиняя произношение ккк, выдыхая на язык

Звук й – соединяя согласный твердый с и

От ы или а. Научить удерживать суженный язык, вылизывание вогнутых поверхностей маленькой площади (ложечка для горчицы) Протяжное произношение ыыы с зажатым зубами языком. Ритмичное покусывание языка при произнесении а а а. Если есть глоточное смыкание при переводе в зазубное положение, то опускается корень языка при широком раскрывании рта. НЕ поднимать нижнюю челюсть, самоконтроль ладонью и перед зеркалом.

При постановке закрываем крылья носа, чтобы избежать утечки воздуха. ОТ проторного или одноударного, сразу вводим в речь. Если не получается, сохраняются как аналоги звука. От опорных ж и верхней артикуляции зз.

Сомкнуть губы и произнести ааа, юобиваясь вибрации в носу. ОТ межзубного м ставят нн.

Тянуть звук а и хлопнуть губами.

Звонкие согласные ставят при широко раскрытом рте, чтобы избежать подъема корня языка, лучше от гласного а

Тянуть а при раскрытом рте и коснуться кончиком языка верхних зубов

Тянуть звук ааа и одновременно поднимать язык ковшиком, сближать зубы и округлять губы.

от гласного э, губы раздвинуты в стороны, слегка высунуть язык и сблизить зубы, выдыхая на язык

Источник

Способы постановки звуков при ринолалии

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Коррекцию звуков начинают с наиболее доступных данному ребенку.

Статья:

Коррекцию звуков начинают с наиболее доступных данному ребенку. Выбор метода и упражнений устанавливается строго индивидуально. Однако выраженные органические дефекты могут препятствовать достижению идеальной артикуляции. Рубцовые изменения губы ограничивают ее подвижность: открытый прикус, прогения, прогнатия, нарушения зубного ряда в переднем отделе верхней челюсти, постоянное ношение ортодонтического аппарата осложняет постановку губно-губных и переднеязычных звуков. Значительные рубцовые изменения уплощают небный свод и ограничивают открывание рта.

Утечка воздуха в нос при укорочениях и свищах неба ведет к раздражению давления, и сила звуков ослабляется.

Помимо этой трудности, свойственной всей группе взрывных, коррекцию звуков п, п , , б, б , может осложнять малоподвижная верхняя губа, стянутая рубцами; т, т , , д, д , — расщелина альвеолярного отростка и нарушения зубного ряда; к, к , , г, г , — выраженное укорочение неба и свищи на границе твердого и мягкого неба.

Постановка двугубного п возможна различными способами. Так, при наличии направленной воздушной струи предлагают ребенку похлопать губами во время мягкого тихого дутья. При этом слышится шепотное па-па-па. Увлажнение губ создает незначительное залипание и облегчает смыкание.

Как исходный прием можно использовать «поплевывание» губами, если ребенок уже научился делать это упражнение с высунутым языком.

При длинном подвижном небе рекомендуется надуть щеки и хлопнуть по ним ладонями, чтобы воздух изо рта резко прорвался сквозь сомкнутые губы.

Надуть щеки при небно-глоточном несмыкании невозможно. В этом случае зажимают пальцами крылья носа, чтобы уменьшить утечку воздуха, и учатся легкому «поплевыванию». Затем делают это уже упражнение с открытыми крыльями носа.

Читайте также:  Философия как способ познания человека

Межзубный т легко получить то «поплевывания». Для этого нужно улыбнуться, чтобы обнажить зубы, и плюнуть, слегка высунув кончик языка.

Звук т может быть вызван от п. Несколько раз подряд повторяют слоги па-па-па, положив широкий язык на нижнюю губу. Затем воспроизводят эти же слоги улыбаясь, чтобы отключить губы от артикуляции.

Звук к при ринолалии либо отсутствует, либо заменяется глоточным звуком. Его исправляют сдвигая переднюю часть спинки языка в глубину полости рта шпателем во время произнесения слогов та-та-та.

По мере перемещения языка слог та превращается в тя, затем в кя, и наконец, в ка.

По мнению Ипполитовой А. Г. , из фрикативных согласных легче всего происходит постановка звука ф. Для этого пациент по инструкции или с механической помощью приближает нижнюю губу к верхним зубам и дует на нее.

Звук с исправляют чаще всего традиционным способом. Учат дуть на ватку, дуть с просунутым между губами широким языком, дуть на язык между зубами, дуть на язык придвинутый к нижним резцам.

Звук ц легко получается от слияния звуков т и с.

При постановке звука ш много времени уходит на обучение приподниманию языка в форме «чашечки».

Для исправления звука щ достаточно произнести с, округлив губы и оттягивая назад кончик языка.

Аффрикату ц ставят от т , или от слияния т , и щ. Введение ее в слоги начинают с закрытых.

Звук х обычно трудностей не вызывает.

Звук j получают слиянием гласного с и в словах, например: иакорь вместо «якорь». Но отсутствие этой фонемы при ринолалии наблюдается только у детей младше 5 лет.

Звук л, особенно его мягкий вариант, оказывается сохранным чаще других согласных.

Вибрирующий звук р довольно редко удается поставить при недостаточности небно-глоточного смыкания. В этих случаях направленная воздушная струя не может достичь надлежащей силы, чтобы вызвать вибрацию кончика языка.

Смычно-проходные носовые звуки м, н также могут нарушаться при ринолалии.

Обычно начинают исправлять звукопроизношение с глухих звуков.

Источник

Коррекция звукопроизношения при ринолалии

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: формирование представлений у молодых педагогов о способах коррекции звукопроизношения при ринолалии.
Задачи:
1. Сформулировать общие положения коррекции звукопроизношения при ринолалии.
2. Выявить основные разделы нормализации звуковой стороны речи при ринолалии.
3. Показать приёмы работы по коррекции звукопроизношения при ринолалии.

Описание: Ринолалия — это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами органов речи. Она не так часто встречается у детей, нежели другие нарушения речи (дислалия, дизартрия). Поэтому, начав свою педагогическую деятельность в роли логопеда, мне было очень трудно работать именно с этим нарушением речи. Изучив много методической литературы я систематизировала свои знания в данной статье. Эта статья будет полезна начинающим логопедам, студентам дефектологических факультетов.

1. Общие положения коррекции звукопроизношения при ринолалии.
Патологическое звукообразование при ринолалии имеет антропофонические и фонологические признаки. Первые заключаются в искажении звучания фонем, а вторые — в замене одной фонемы другой. Практически все звуки при ринолалии назализованы, многие из них звучат лишь приближённо, и одновременно они взаимозаменяются внутри групп, сходных по способу образования и акустическим признакам. Поэтому работа по исправлению звукопроизношения занимает длительный период времени. Органические дефекты и многолетний опыт патологической артикуляции фонем ещё больше затрудняют коррекцию.
Коррекция каждого звука предусматривает:
1) умение выделять его среди других;
2) соотносить с определенной артикулемой;
3) правильно воспроизводить артикулему;
4) применять это умение в потоке связной речи.
Как упоминалось выше, воспитание слуховых дифференцировок предшествует созданию артикуляционного уклада. Приступая к постановке звука, ребёнок уже должен уметь выделять в речи фонему, над которой работает, что не противоречит приёму начального обучения артикулеме без называния согласного звука.
Детям, не дифференцирующим особенностей собственной речи на слух, в процесс постановки звука привлекают зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы. Тактильное и зрительное наблюдения не могут постоянно сопровождать бытовую речь. Кинестезии в дальнейшем остаются единственным видом контроля над спонтанной речью. Кроме того, кинестетический контроль осуществляется в момент речи, в то время как слуховой срабатывает уже после проговаривания. Поэтому соотнесение фонемы с определённой артикулемой является очень важным моментом в работе над звуком.
Воспроизведение звука предусматривает образование преграды в нужной зоне, подачу на неё направленной воздушной струи, обеспечение достаточного внутриротового давления и при необходимости включение фонации.
Величина воздушного давления в полости рта не зависит от произвольного усилия. Она достигается только благодаря компенсированному нёбно-глоточному смыканию. При недостаточности последнего давление во рту падает из-за утечки воздуха в нос. Любая попытка возместить утечку усиленным выдохом или сужением глотки и носовых ходов увеличивает скорость воздушного потока, усиливает носовой оттенок и понижает разборчивость речи. Имеется прямая зависимость объёма утечки воздуха от размера нёбно-глоточной недостаточности. Тем не менее, успех коррекционно-воспитательной работы в значительной мере определяют индивидуальные компенсаторные способности детей.
При недостаточности нёбно-глоточного смыкания не фиксируют внимание ребёнка на объёме утекающей воздушной струи, а стараются сделать её максимально бесшумной.
Этому помогает плавное выполнение всех упражнений без резких утрированных движений и скандирования.
Приступая к коррекции звуков, проводят проверку детей на способность к воспроизведению артикуляций и фонем по подражанию, что позволяет выявить наиболее доступные звуки.
Вызывая звуки, нужно стараться максимально использовать уже доступные ребёнку движения и фонемы, а не создавать абсолютно новые модели. Такой подход уменьшает напряжение, облегчает введение звука в слоги и выражает принципы опоры на уже сформированные умения и переход от простого к сложному для каждого обучающегося.
Приёмы вызывания согласных описаны в специальной педагогической литературе довольно подробно. Однако при врождённых расщелинах нёба и губы они не всегда подходят из-за органических изменений артикуляционного аппарата, снижений кинестезии и слуховых дифференцировок. Особенность всех корригирующих приёмов при ринолалии заключается в том, что они должны быть достаточно ощутимы, не вызывая попутно напряжения артикуляторов, что усиливает утечку воздуха в нос и удлиняет и без того увеличенное время смычки.
Коррекцию звуков начинают с наиболее доступных данному ребёнку. Выбор метода и упражнений устанавливается строго индивидуально. Однако выраженные органические дефекты могут препятствовать достижению идеальной артикуляции. Рубцовые изменения губы ограничивают её подвижность: открытый прикус, прогения, прогнатия, нарушения зубного ряда в переднем отделе верхней челюсти, постоянное ношение массивного ортодонтического аппарата осложняют постановку губно-губных и переднеязычных звуков. Значительные рубцовые изменения уплощают нёбный свод и ограничивают открывание рта. Поэтому, стремясь к акустической полноценности фонем, можно допускать отклонения в артикуляции.
Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится задерживаться на промежуточных, более грубых артикуляциях: межзубной, одноударной и пр., т. е. пользоваться звуками-аналогами. Следует отметить, что подготовительные упражнения для коррекции отдельных звуков могут продолжаться довольно долго, пока не будет выработан чёткий кинестетический стереотип.

Читайте также:  Способы управления общим имуществом мкд

2. Основные разделы нормализации звуковой стороны речи при ринолалии.
Нормализация звуковой стороны речи при ринолалии включает ряд специальных разделов:
— Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назализации при их произнесении.
— Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (типа ССГ), а также в многосложных словах и в конце фразы.
— Фонематическое восприятие и состояние слухового контроля за собственной речью.
В первом периоде обучения в детском саду на индивидуальных занятиях проводится:
— уточнение произношения гласных звуков [а], [э], [о], [у], [ы] и согласных [п], [п’]; [в], [в’]; [ф], [ф’]; [т], [т’];
— постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’]; [х], [х’]; [с], [с’]; [г], [г’]; [д], [д’]; [б], [б’].
Во втором периоде озвучиваются звуки [и], [д], [д’], [з], [з’], [ш], [р].
В третьем периоде отрабатываются звук [ж] аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведётся интенсивная работа над устранением назального оттенка. Большое место отводится дифференциации ротовых и носовых звуков [м] – [п], [м’] – [п’], [н] – [д], [н] – [т], [м] – [б], [м’] – [б’].

3. Приёмы работы по коррекции звукопроизношения при ринолалии.
В образовании взрывных фонем самым важным моментом является обеспечение достаточного внутриротового давления для мгновенного прорыва преграды. Утечка воздуха в нос при укорочениях и свищах нёба ведёт к раздражению давления, и сила звуков ослабляется.

Источник

Оцените статью
Разные способы