Способы постановки звуков от опорного

Логопедические приемы постановки звуков

Данный материал поможет педагогам и родителям при постановки зуков у дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
priemy_postanovki_zvukov.doc 75.5 КБ
priemy_postanovki_zvukov.doc 75.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ»

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Приступая к коррекции звуков, необходимо знать причину их недостатков. Нарушения звукопроизношения могут быть как при дислалии, так и дизартрии, стертой форме дизартрии, ринолалии. При каждом диагнозе есть свои особенности. Но при всех нарушениях необходимо знать характеристику звука, правильную артикуляцию, комплекс упражнений для каждой группы звуков. Подготовительный этап (артикуляционные упражнения, выработка воздушной струи) будет зависеть от диагноза и особенностей ребенка, продолжается до выработки стереотипа.

Постановку звуков начинают с наиболее доступных данному ребенку. При этом используются все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, вибрационный.

Вызывая звуки, нужно стараться максимально использовать уже доступные ребенку артикуляционные движения и фонемы, а не создавать абсолютно новые модели.

Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится задерживаться на промежуточных артикуляциях.

Артикуляции улучшаются при удлинении выдоха и достаточном давлении воздушной струи.

Поэтому лучше начинать постановку звуков лежа на кушетке. Ребенок вдыхает через нос «полный живот воздуха» и плавно выдыхает через рот. Дыхание лежа – нижне-диафрагмальное.

При формировании артикуляционного праксиса необходимо учитывать мышечную взаимосвязь органов артикуляции. Для этого полезно использовать следующие приемы:

— чтобы переместить язык несколько в глубь рта необходимо механическим путем выдвинуть углы рта вперед. И наоборот, при отодвигании углов рта в стороны, язык приближается вперед. Эти приемы использовать с опорой на зрительный контроль.

Принцип избирательной артикуляционной гимнастики допускает применение дополнительных артикуляционных упражнений.

Например, при дизартрии идет отклонение языка в левую сторону при подъеме вверх. Это значит, что правая сторона слабее. При слабости мышц правой стороны языка следует проводить упражнения для укрепления и развития силы правой половины языка:

Языком дотронуться до зубов левой стороны, вверху, внизу, подпереть левую щеку. Эффективными являются упражнения с преодолением сопротивления. Например, при правосторонней слабости язык отходит влево, ребенок высовывает язык и отводит его в левую сторону. Этому отведению препятствовать шпателем или удержанием языка рукой через марлевую салфетку.

При коррекции искаженных звуков не называйте этот звук ребенку, чтоб не вызвать у него неправильного произношения.

Ставить звуки с слогах.

  1. По подражанию
  2. От гимнастики языка на звук, но использовать правильное произношение — Т, Д, Н. Если эти звуки произносятся межзубно, то научить их произносить правильно, а потом уже ставить дефектные звуки.
  3. Механическим путем (зонды, шпатели, пальцы, соски)

4. От опорных звуков (таблица Рау и Ипполитовой в учебнике «Логопедия» под редакцией Волклвой на с. 101): ←↑→↓

Источник

Постановка сонорных звуков: этапы, способы и упражнения

Среди 42 фонем русского языка, 36 – это согласные звуки. В их образовании в большей степени участвуют язык, зубы, губы и нёбо. Гласные звуки состоят только из голоса, т.к. в их образовании участвуют легкие и голосовые связки. Согласные же состоят из шума, но среди них есть такие, в которых присутствует значительная часть голоса. Их называют звонкими согласными (сонорными).

Сонорные звуки – это звонкие согласные звуки, которые почти не образовывают шума при звучании. Эта группа включает в себя 8 парных по мягкости-твердости и один мягкий непарный звук: [Л] – [Л’], [М] – [М’], [Н] – [Н’], [Р] – [Р’], [Й]. Сонорные звуки не имеют пар по глухости в отличие от большинства звонких согласных.

К сожалению, количество детей, у которых к 5-6 годам есть проблемы с произношением Р и других сонорных звуков, увеличивается. В связи с этим у родителей появляются серьезные опасения, ведь этот возраст пограничный, т.е. впереди обучение в школе, а ошибки в звукопроизношении неизбежно переносятся на ошибки в чтении и письме. Также могут встречаться насмешки со стороны ровесников, которые приведут к тому, что ребенок станет замкнутым и у него серьезно снизится самооценка.

Нарушения произношения звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’]

Нарушения при произношении звуков Л и Л’ называют ламбдацизмами. Звук может вовсе отсутствовать в речи, произноситься межзубно или с какими-то другими искажениями (Л произносится как [нг], произносится мягко, как [Л’] и т.д.).

Другой формой этого нарушения являются параламбдацизмы, для которых характерна замена на другие звуки. [Л] может заменяться на [Р], [У], [Ы], [В] и т.д.

Нарушения при произношении звуков Р и Р’ называют ротацизмами:

  • Звук отсутствует.
  • Горловое произношение (велярное или увулярное).
  • Боковое (слышится [рл’]).
  • Носовое (слышится [нг]).
  • Одноударное.
  • Р произносится мягко, как Р’.

Другой тип нарушения параротацизмы, т.е. замена звуков на другие. [Р] может меняться на [Л], [Д], [Г], [Ы], [В], [Г] и т.д.

Если эти нарушения присутствуют у ребенка в возрасте до 4,5-5 лет, то это может считаться нормой (при условии нормального развития других компонентов речи). Если же проблемы встречаются после 5 лет, то это является весомым поводом для обращения к логопеду-дефектологу.

Правильная артикуляция звуков Р и Л

Артикуляция звука Р:

  • Губы разомкнуты и обнажают зубы.
  • Кончик языка в форме ложечки поднят и вибрирует у альвеол (при твердом Р) или у верхних зубов (при мягком Р).
  • Корневая часть языка опущена (при твердом Р) или поднята (при мягком Р).
  • Нёбная занавеска поднята – она преграждает выход воздушной струи через нос.
  • Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
  • Напряжение выдыхаемой струи воздуха достаточно сильное.

Артикуляция звука Л:

  • Положение губ зависит от последующих гласных звуков.
  • Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны.
  • Между краями языка и коренными зубами есть щель, через которую будет проходить воздушная струя.
  • Корневая часть при произношении Л приподнята (язык в форме седла), при произношении Л’ – опущена, приподнята передняя средняя часть спинки языка.
  • Нёбная занавеска поднята и преграждает выход струи воздуха через нос.
  • Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Артикуляция сонорных звуков

Постановка сонорных звуков – это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Важна четкая последовательность действий – от простого к сложному. Начинать нужно с подготовительных мероприятий, которые являются своеобразной базой для последующей работы.

На начальном этапе проводятся различные упражнения артикуляционной гимнастики, направленные на развитие подвижности губ, языка, направленной воздушной струи т.д.

Вот несколько примеров таких упражнений:

  • «Улыбка – трубочка». Нужно поставить верхние резцы на нижние, растянуть губы в улыбке, обнажив все зубы. Такое положение нужно удерживать в течение 3-5 секунд. Затем вытянуть губы трубочкой, удерживая в таком положение те же 3-5 секунд. Повторять переключение между позициями нужно 5-7 раз. Важно следить за тем, чтобы в процессе переключения зубы не сдвигались и не размыкались.
  • «Футбол». Необходимо вытянуть губы трубочкой и продолжительно дуть на шарик из ваты, который лежит на столе перед ребенком. Цель – загнать «мяч» в импровизированные ворота (можно сделать из больших кубиков). Загонять шарик нужно на одном выдохе, при этом нужно следить, чтобы щеки не раздувались.
  • «Грибок». Раздвинуть губы в улыбке, обнажив зубы, затем приоткрыть рот и, прижав широкий язык к нёбу, широко открыть рот. Такое упражнение лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется импровизированный «гриб» (язык – это тонкая шляпка гриба, растянутая подъязычная связка – его ножка).
  • «Качели». Необходимо улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть рот, затем положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны). Такое положение нужно удерживать под счет от 1 до 5. Затем поднимаем широкий язык на верхние резцы (с внутренней стороны) и удерживаем под счет от 1 до 5. Положение нужно менять 4-5 раз.
  • «Чистим зубы». Открываем рот и кончиком языка «чистим» верхние резцы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. При этом губы должны быть растянуты в улыбке, нижние и верхние зубы обнажены. Нижняя челюсть не должна двигаться – только язык.
  • «Гармошка». Губы растянуты в улыбке, рот приоткрыт. Нужно приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Нужно следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

Способы постановки сонорных звуков

Постановка сонорных звуков мало чем отличается от постановки других звуков. Она также предполагает использование нескольких методов: по подражанию, от опорного звука, от артикуляционного уклада и смешанный (от опорного звука с механической помощью и т.д.). Для примера приведем способы постановки звуков Л и Р.

Постановка звука Л по подражанию

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (летящий в небе самолет и т.д.). Важно следить за правильной артикуляцией.

Постановка звука Л от артикуляционного уклада

Логопед подробно объясняет, какое положение занимают артикуляционные органы при произношении звука Л. Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад, использовать правильную струю воздуха, определить наличие или отсутствие голоса. В итоге должен получиться правильный изолированный звук.

Постановка звука Л от опорного звука

Есть несколько способов:

  • «Пароход гудит». Ребенок должен зажать передними зубами кончик языка и произнести «ы-ы-ы».
  • «Песенка иголочки». Ребенок произносит «а-а-а» и одновременно «постукивает» кончиком языка по альвеолам.
  • Ребенок произносит «а-а-а», одновременно открывая и закрывая рот, прикусывая при этом кончик языка.
  • Ребенок произносит «а-а-а», одновременно касаясь кончиком языка к верхней губе (используется при смягчении звука).

Постановка звука Р по подражанию

Ребенку предлагает образец произношения Р в сочетании с игровыми образами (рычит тигр, ревет мотор и т.д.). Важно следить за правильной артикуляцией.

Источник

Способы и последовательность постановки звуков

Речевое развитие является отражением физического и интеллектуального развития ребенка. Поэтому правильная речь зависит от оптимальности общего режима дня, физических нагрузок, закаливающих мероприятий, сенсорного опыта и т. д. С показателями речевого развития в норме можно ознакомиться здесь.

С проблемами дефектов звукопроизношения встречаются многие родители детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом количество звуков, которые требуют коррекции может быть различным. Различны и причины одинаковых, на первый взгляд, нарушений дикции. В связи с этим важное значение в коррекционно-логопедической работе отводится:

  • определению причины отклонений;
  • выявлению неправильно произносимых звуков;
  • разработке индивидуальной коррекционной траектории;
  • исправлению нарушений.

Постановка звуков у детей — несложный, но кропотливый труд. При отягощенном анамнезе и органических первичных патологиях без логопеда не обойтись. Но, если ребенок относительно здоров, не имеет грубых наследственных предрасположенностей, не состоит на учете у невропатолога, отоларинголога и других медицинских специалистов, достаточно активен в познавательном плане, то самостоятельная звукопостановка в домашних условиях может быть вполне эффективной. Для подробного изучения проблем нарушения речи и постановки звуков речи можно обратиться к учебникам по логопедии и книгам по нейропсихологии.

Последовательность постановки звуков

Постановка звука — это формирование посредством специальных логопедических приемов новой нервной связи между звуковыми ощущениями (восприятием самостоятельно произнесенного звука), кинестетическими ощущениями (самостоятельным воспроизведением звука) и зрительными ощущениями (визуальным восприятием артикуляции). Постановка звука — это выработка новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука, и затормаживание старых дефектных.

Последовательность этапов по формированию звукопроизносительных умений и навыков представлена на схеме:

В первую очередь уточняется артикуляция гласных (э, а, и, ы, о, у) в приведенной последовательности. Затем отрабатываются мягкие соноры, далее их твердые пары: (м’-м, н’-н, j, л’-л, р’-р). После чего переходят к формированию смычно-взрывных: (п’-п, б’-б, т’-т, д’-д, к’-к, г’-г). Далее переходят к работе над щелевыми согласными: (ф’-ф, в’-в) и переднеязычным (с’-с, з’-з, ш-ж, х’-х, щ, ч, ц).

Г . В . Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации :

  1. О трабатываются а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л. Затем эти же звуки автоматизируются . также предполагается дифференциация : п — м, м — н, к — х, т — с, а — у — о — ы .
  2. Отрабатываются и автоматизируются б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р . Дифференцируют : с — з, ш — ж, ц — ч, ч — щ, ч — ть .

Данная очередность обусловлена порядком формирования фонетической системы языка в онтогенезе и возможностьювыполнить контроль с опрой на зрительный анализатор, кинестетику и вибрацию.

Последовательность постановки наиболее проблемных звуков можно отразить в виде схемы:

свистящие — шипящие — сонорные — йотированные

Обязательным атрибутом для занятий по коррекции звукопроизношения является зеркало. Постановка звуков речи базируется на общих педагогических и специальных логопедических принципах работы, является системным процессом и осуществляется поэтапно.

Подготовительный этап

Предусматривается подготовка речевого аппарата и периферических анализаторов к постановке звука. На этом этапе ведется работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха. В этот же период развивают мелкую и общую моторику, работают над совершенствованием представлений о пространстве.

Все вышеперечисленные направления работы проводятся на фоне развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления. Кроме того, уделяется внимание эмоционально-волевой сфере ребенка, формируется интерес ребенка к логопедическим занятиям, вырабатывается навык управления и контроля за собственными действиями.

Этап постановки

Начинать следует с уточнения правильно произношения звука, над которым предстоит работа. Перед зеркалом проводится показ правильного положения органов артикуляции. Ребенку предлагается повторить определенную артикуляционную позу, опираясь на зрительные и кинестетические ощущения.

Приемов постановки одного и того же звука существует несколько. Выбор зависит от вида нарушения, от анатомических особенностей речевого аппарата, от степени доверия между ребенком и взрослым, который выполняет постановку звуков.

В основе работы лежит артикуляционная схожесть некоторых звуков (представлено на схеме). Другими словами, новый звук ставиться от другого звука, сходного по артикуляции. Важно, чтобы опорный звук, от которого будет осуществляться постановка, был нормированным, то есть неискаженным и достаточно хорошо автоматизированным в самостоятельной речи ребенка.

Таблица опорных звуков для коррекции звукопроизношения

Способы постановки

  1. По подражанию. Внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции с использованием исключительно зрительных и тактильно-вибрационных ощущений.
  2. Механический. Оказывается помощь органам артикуляции специальными логопедическими инструментами или специально подготовленными подручными средствами.
  3. Смешанный. Используются приемы 2-х предыдущих способов.

Постановка шипящих звуков

Постановка сонорныго звука «Л»

Постановка сонорного звука «Р»

Этап автоматизации

К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.

Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.

На данном этапе широко используются дидактические игры на автоматизацию звуков. Игровые упражнения способствуют улучшению эмоционального фона занятий, что в результате значительно ускоряет процесс закрепления поставленных звуков.

Этап дифференциации

Обучение различению звуков сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также как и при автоматизации последовательно от слога к тексту. При этом одновременно ведется работа над всеми компонентами произносительной стороны речи (см. схему).

На всех этапах работы широко используются игровые приемы деятельности, различные картинки-символы, логопедические песенки, настольные игры, предметные и сюжетные картинки, демонстрационные альбомы, насыщенные речевым материалом на отрабатываемый звук.

Параллельно со всеми видами деятельности ведется расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, монологической связной речи. Полезными будут коммуникационные игры, логоритмика, занятия по вокалу.

Источник

Читайте также:  Отбеливание зубов способы отбеливания
Оцените статью
Разные способы