- Постановка звука Ш при дизартрии статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Правильная постановка звуков при дизартрии
- Общая информация
- Основные моменты
- Подготовительные мероприятия
- Артикуляционная гимнастика
- Речевой слух
- Соноры
- Переднеязычные звуки
- Вспомогательные меры
Постановка звука Ш при дизартрии
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
В процессе обследования речи ребенка каждый логопед сталкивается со смазанной речью, другими словами «каша во рту».Такие дети нуждаются в комплексной помощи (консультация невролога, физиотерапевта, работа логопеда).Хочу поделиться своим опытом постановки звука Ш при стертой дизартрии у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_postanovka_zvuka_sh_pri_dizartrii.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Дизартрия — нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата
В процессе обследования речи детей каждый логопед сталкивается со случаями «смазанной речи», другими словами «каша во рту». Причин можно выделить несколько:
• слабое речевое дыхание
• неумение владеть голосом, как инструментом, что делает речь бедной и невыразительной.
Дети со смазанной речью нуждаются в комплексной помощи(консультация невролога, физиотерапевта, работа логопеда :
1) работа над физиологическим и речевым дыханием;
2) работа над голосом;
3) работа над артикуляцией.
4)развитие мелкой и общей моторики.
Вся работа по постановке звуков определяется индивидуальным подходом и во многом зависит от подготовленности артикуляционных укладов: дорсального, какуминального, альвеолярного.
По мнению Г.В. Чиркиной на I этапе отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] и автоматизируются. На этом этапе планируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].
II этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р]. Дифференцируют: [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т’].
При стертой дизартрии коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения гласных звуков. Уточняют гласные звуки, желательно в такой последовательности: [э, а, и, ы, о, у]. Добиваются четкой артикуляции. На своих индивидуальных занятиях использую игровые приемы «Тяни ниточку», «Чья дорожка длиннее», «Волшебные клубочки», и др. Задача этого этапа — работа над силой, выразительностью, объемным звучанием голоса. Упражнения «Малыш» А-а-а, «Гудит паровоз» Уууу — ууу! «Эхо» Эээ, «Мышонок пищит» Иии «Смех» аха-ха-ха и др.
Длительность гласных звуков определяет разборчивость речи, темп, мелодико-интонационную окраску, т. к. модулируя голосом по высоте и силе гласные звуки, удается передавать эмоциональный компонент речи. Согласные звуки в основном несут семантическую нагрузку.
Согласные звуки начинают отрабатывать с мягких сонорных звуков, а затем закрепляют их твердые пары: [м’-м, н’-н, j, л’-л, р’-р].
После сонорных звуков уточняют или заново формируют смычно-взрывные звуки: [п’-п, б’-б, т’-т, д’-д, к’-к, г’-г].
Затем уточняют щелевые звуки: [ф’-ф, в’-в]. Рекомендуется следующий порядок: [с’-с, з’-з, ш-ж, х’-х, щ, ч, ц]. Переднеязычные звуки значительно чаще искажаются при дизартрии, как правило носят межзубные , или боковые искажения.
Рассмотрим пример постановки звука Ш при боковом произношении.
Вся коррекционная работа начинается с выработки правильных артикуляционных укладов при выполнении артикуляционной гимнастики.
- Подъем широкого языка – просим ребенка положить язык на верхнюю губу, удержать в указанной позиции, вернуться в исходное положение. Повторить несколько раз. При этом нужно обращать внимание на тремор. Если наблюдается, прекратить выполнение.
- Далее продолжать работать над верхнем положением языка — удерживать широкий язык за верхними резцами. Обращать внимание на положение боковых краев языка.
- Затем язык заводим несколько назад, вглубь ротовой полости.
Во всех перечисленных выше заданиях необходимо обращать внимание на качество выполнения: удержание положения под заданный счет, количество повторений, состояние мышечного аппарата языка (язык расслабленный, широкий, боковые края активные). Кроме того, нужно проводить упражнения, направленные на выработку плавного переключения языка с одной позиции на другую. Такая последовательность в выборе звуков для коррекционной работы объясняется рядом факторов:
— прежде всего, последовательностью формирования звуков в онтогенезе;
— возможностью опираться на зрительный контроль, на кинестетические ощущения;
— опорой на тактильно-вибрационный контроль. Кроме того, предусматривается постепенный переход от простых артикуляций к более трудным.
При попытке поставить звук от артикуляционного уклада ребенок возвращается к своему искаженному варианту. Проблемный звук не называем, а просим «пошипеть, как сердитый гусь, как осенний ветер, как змейка» и др. В таких случаях использую логопедические индивидуальные шпатели, или чайную ложку. Несколько приподняв кончик языка , прошу ребенка произнести звук «т» и подуть на язычок точно вперед (воздушную струйку отрабатываю очень тщательно, добиваясь целенаправленности, силы, точности. Помощниками служат игры и пособия для развития воздушной струи «Остуди чай», «Сдуй снежинку», «Подуй на осенние листики», «Воздушный футбол», «Фокус», затем упражнение «Цветок» Поработать над силой и продолжительностью выдоха, постепенно наращивая фразы. АХ! АХ, пахнет! АХ, как пахнет! Ах, как пахнет цветок! Упражнение «Ай, да я!» Похвалиться, подтрунить «Ну и ну».
Далее переходим к закреплению позиции языка и произношения на уровне слогов, продолжая помогать черенком ложки, или шпателем.
Параллельно развиваем фонематический слух: выделяем заданный звук в изолированном виде, на уровне слогов и слов. Использую игры «Поймай звук», «Хлопни, если услышишь звук», «Ушки на макушке» и др. Поняв, что ребенок может удержать язык в нужном положении, прошу произнести его звук «ш» в чистом виде, знакомлю с графическим изображением, составляем букву из палочек, копируем, обводим, штрихуем, выкладываем из пуговиц, шнурков, и мн.др..
Следующим этапом в коррекции произношения — автоматизация звука без использования ложки на уровне слогов и слоговых цепочек. Примеры слогов: открытые, закрытые, со стечением согласных. Повторение слоговых цепочек, содержащие звук «ш», Вся дальнейшая работа не только автоматизация произношения, но и развитие фонематического слуха . Кроме того, целесообразно вести работу над ритмом — проговаривать слоги с выделением интонационно одного из них. Вариант игры «Телеграф»
Автоматизация звука «ш» на уровне слов. Отрабатываем произношение звука в начале слова, в конце, середине слова, при стечении с согласными. Параллельно веду работу над развитием фонематических процессов, навыков слогового и звука-буквенного анализа и синтеза. «Домики слов», «Крышечки» и др.
Когда проблемный звук автоматизирован на уровне слов, перехожу к постановке звука «ж». Дальнейший алгоритм работы над звуком такой же, как и при работе со звуком «ш». Обращаем внимание ребенка на различия произносительных и акустических признаков.
Следует отвести достаточное количество занятий на закрепление произношения на уровне связной речи: предложение, рассказ. Учу детей анализировать предложение : количество слов, наличие предлогов, последовательность слов в предложении , работаю с деформированным текстом и предложением, использую в работе схему предложения, метод «фишек», предлагаю отшагать предложение, или отхлопать. А при делении слов на слоги, использую игровое упражнение «Послушные ладошки».В определении положения заданного звука в слове помогают звуковые домики, звуковые паровозики.
Источник
Правильная постановка звуков при дизартрии
Основная проблема почти любого нарушения речи – это неправильное произношение тех или иных звуков. В зависимости от дефекта может быть нарушена как одна группа звуков, так и несколько.
Постановка звуков при дизартрии требует особых навыков от логопеда. Из-за тяжести нарушения, которое обусловлено патологиями нервной системы, процесс коррекции занимает от одного года до трех лет. Часто он требует дополнительных мер в виде физиотерапии и массажа.
Общая информация
Постановка любых звуков проходит в четыре этапа и ни один из них нельзя пропускать. Перед любой работой обязательно проводится полное обследование состояния речи ребенка. Логопед проверят все звуки и отмечает степень дефекта (замена, искаженность и т. п.).
После проверяется слоговая структура. Для этого ребенку показывают картинки, названия которых состоят из разных по сложности слогов. Например, «мама», «папа» и другие. Посложнее − «ветки», «санки» и т. д.
Следующий этап – изучение фонематической стороны речи. Для этого показывают дошкольнику разные картинки и просят назвать первый, последний звук или найти все картинки на заданный звук.
Следующий этап – обследование лексики, то есть словарного запаса. Показывают группу предметов и просят классифицировать ее. Например, «это мебель» или «это посуда».
На заключительном этапе просят составить рассказ по картинке. На основе полученных сведений логопед делает заключение и определяет цели коррекционной работы.
У дошкольников обязательно проверяют состояние органов речи. Отмечают тонус (повышенный или пониженный), особенности строения, а также длину подъязычной связки.
Особенность дизартрии в том, что при ней отмечаются разные проблемы с дыханием. Из-за этого речь бедно окрашена, почти лишена эмоций и выразительности.
Основные моменты
Последовательность постановки звуков может быть разной. Некоторые специалисты предлагают начинать с гласных, потом переходить на согласные. Чиркина рекомендовала начинать с той группы, к которой готов артикуляционный аппарат.
Для начала постановки звука «Ш» при дизартрии или других необходимо выполнить несколько задач. Их цель подготовить почву для работы.
Родителям стоит приготовиться к тому, что для устранения нарушения потребуются месяцы работы.
Специалист занимается развитием:
Именно эти три компонента дают основу для произношения тех или иных звуков. Без них ребенок не будет шипеть или свистеть, не говоря уже о рычании.
Занятия в детском саду проводятся как групповые, так и индивидуальные. Для увеличения эффективности работы родители в домашних условиях тоже осуществляют работу по закреплению тех или иных навыков.
Подготовительные мероприятия
Перед тем как начать постановку любого звука и проводить автоматизацию, необходимо создать условия для его появления. Для этого нужно развивать речевое дыхание.
При воспроизведении любой фонемы весь воздух идет в ротовую полость. Если он слабый или его нет, то не будет чистого произношения. Для его развития используют гимнастику Стрельниковой и разного рода тренажеры.
Их принцип работы одинаковый. Например, перед дошкольником кладут картину луга в цветах. На ромашке сидит божья коровка, вырезанная из бумаги. Ее нужно аккуратно сдуть.
Внимание ученика концентрируют на том, что нужно сделать вдох носом и силой выдохнуть через рот. Если действия осуществлены правильно, божья коровка будет сдута с картинки.
Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не надувал щеки. Если это происходит, то можно слегка держать их ладонями.
Полезно дуть на султанчики, ветродуйчики, перья. Словом, все, что может показать движения воздуха. Ни в коем случае нельзя проводить занятие без визуализации. Дошкольник попросту не поймет, что от него требуется.
Артикуляционная гимнастика
Для постановки звука «Р» при дизартрии и других необходимо подготовить органы речи. Из-за повышенного или пониженного тонуса, плохого уровня чувствительности движений ребенку сложно выполнить некоторые позиции. Например, поднять кончик языка к зубным альвеолам.
Гимнастика всегда проводится перед зеркалом! Ребенок должен привыкать к визуальному контролю!
Комплекс упражнений подбирается индивидуально для каждой группы звуков.
Например, для свистящих он включает:
- «Блинчик» — плоский язык кладется на нижнюю губу и слегка прикусывается языком. Процесс сопровождается произношением звука «пппппппп».
- «Лопата» – широкий язык кладется на нижнюю губу и удерживается несколько секунд.
- «Часики» – рот открыт, язык не касается губ и зубов, передвигается из стороны в сторону.
Гимнастику проводят до тех пор, пока не будет идеального воспроизведения. Нельзя пренебрегать этим этапом. Без способности сделать «чашечку» (при открытом рте язык высовывается и поднимаются его края) невозможно говорить о произношении «Ш».
Речевой слух
Для того чтобы ребенок успешно усвоил новое произношение, он должен отличать его на слух. Это важно и для дифференциации разных групп, например, звонких и глухих.
Поэтому развитие начинают с использования неречевого материала. Например, ребенку показывают, как мнется бумага, стучит карандаш об стол, переливается вода из стакана в стакан. После его просят отвернуться и на слух он должен определить действие.
Нельзя давать дошкольнику возможность угадывать! Любые попытки наобум выдать ответ нужно пресекать. На вопросы логопед не отвечает, но можно наводить на мысль «как думаешь, что журчит?» или «что шуршит?».
Можно показывать картинки с изображением музыкальных инструментов и показывать образец их звучания. После отрывки включаются в случайном порядке, и ребенок должен показать правильный ответ.
Еще одно простое задание, которое легко осуществимо в домашних условиях. Дошкольнику предлагается закрыть глаза и прислушаться к окружающему миру. Он должен определить, что происходит вокруг него. Например, поехала машина, на кухне мама моет посуду, мяукает кошка и т. п.
Только после того, как начнет хорошо идти различение неречевых звуков, переходят к речевым. Для начала используют гласные звуки.
Нельзя давать образ буквы – это собьет ребенка с толку и запутает. В качестве символов используют знаки, которые предложила Ткаченко.
Дошкольнику объясняют, как произносится звук «А» (широко открыв рот) и показывают большой кружок красного цвета – он будет символом. После разбирают звуки «У» и «О». Предлагаются задания на определение звука при беззвучной артикуляции.
Понемногу учат выделять место звука. Например, называют ряд «О, А, О» и просят сказать какой звук первый. Для облегчения понимания показывают картинку поезда или машины (рассказывая, что есть начало, середина и конец).
Только после того, как этот этап идеально отработан, переходят к постановке звука «С» у ребенка с дизартрией и других.
Соноры
К этой группе относят «Л», «Р» и их мягкие пары. Целесообразно начинать коррекцию с них, попутно отрабатывая подготовительный этап для шипящих. Нередко они быстро отрабатываются.
Всего есть три способа постановки звука:
- механический – для него нужны зонды или их заменители;
- по подражанию – не всегда возможен;
- смешанный – подразумевает использование и того, и другого.
Постановка звука «Р» при дизартрии лучше проводится зондом. Из-за проблем с двигательными мышцами вызвать его по подражанию не получится. Зонд выглядит как гладкая палочка с небольшим шариком на конце.
Ребенка лучше уложить на спину. Он должен расслабиться. Его просят открыть рот, поставить кончик языка на альвеолы и произносить искаженный звук «З» (при условии, что он есть в речи). В этот момент зондом аккуратно раскачивают язык.
При быстрых движениях будет слышен правильный рык. Акцентируют внимание дошкольника на этом моменте. В отличие от других звуков, с механической помощью можно начинать автоматизацию. Для этого лучше использовать стечения слогов с «ТР» и «ДР».
Постепенно, незаметно для ребенка, зонд отодвигается, и дошкольник начинает сам правильно рычать. После слогов используют слова и последний этап – скороговорки и рассказы.
Звук «Л» лучше всего ставить межзубно. Для этого ребенку предлагают слегка прикусить кончик языка и произнести звук «Ы». Данное упражнение называют «гудок парохода».
После того как этот этап удается хорошо воспроизводить нужно убрать язык за зубы.
Для этого потребуется выполнение небольшой хитрости. Дошкольнику предлагается представить, что язык – это мышка. Чтобы ее спрятать, после гудка нужно кончик быстро убрать. В таком случае он автоматически чиркнет по альвеолам и будет слышен правильный звук «Л».
Автоматизация происходит таким же образом. Вначале используют прямые и обратные слоги, потом слова, далее скороговорки.
Для того чтобы сделать этот процесс интересным используют разные игры. Например, для автоматизации слогов предлагают представить, что комната — это болото. Для передвижения нужно прыгать по кочкам и произносить слоги.
Либо применяют разнообразные настольные игры-ходилки. Кружочками раскладывают марблс, проходят пальцами и т. п.
Переднеязычные звуки
При дизартрии нередко страдают все группы звуков. Например, «Д», «Т» и их мягкие пары. Для коррекции используют разные приемы. Перед этим обязательно разрабатывается подвижность нижней челюсти. Кончик языка должен подниматься к верхним зубам.
Для постановки звука «Д» у ребенка с дизартрией используют следующий прием: просят произносить «Б» длительно и в это время шпателем аккуратно поднимают кончик языка. После акцентируется внимание на слуховом восприятии.
Иногда допускается коррекция звука «Т» в межзубной позиции. Для этого предлагают дошкольнику языком постучать между зубов и говорить «та». Со временем язык сам уберется за зубы.
Для каждой группы приемы постановки могут быть разными. Например, заднеязычные («К», «Г», «Х» и мягкие пары) целесообразно ставить специальным зондом, который будет отодвигать язык вглубь рта.
Вспомогательные меры
Нередко при дизартрии отмечается повышенный или пониженный тонус органов речи. Для того чтобы справиться с этой проблемой используют логопедический массаж.
Он может быть как ручным, так и зондовым. Процедура заключается в поглаживании, небольшом надавливании на разные участки. Часто его проводят на каждом занятии в начале. Это позволяет сделать мышцы восприимчивыми к воздействию.
Часто дизартрию сопровождает повышенное слюноотделение. Для снижения секреции дают кисели, жевать галеты и сухари. Перед занятием ребенка садят на стул, предлагают запрокинуть голову и имитировать жевание. Логопед может массировать точки за ушами, места соединения челюстей. Это позволит снизить работу желез.
При постановке звуков нет единых схем. Для каждого ребенка способы подбираются индивидуально.
Источник