Методы руководства: постановка задач и контроль их выполнения
Одна из важнейших задач руководителя — обеспечить постановку общих целей и частных целей для каждого сотрудника. Можно выделить три основных способа решения задач целеполагания.
- Руководитель сам определяет общую цель для всего коллектива и частные цели для подчиненных, а затем выдает индивидуальные задания.
- Руководитель определяет общую и частные цели самостоятельно, затем организует их обсуждение и по итогам обсуждения самостоятельно корректирует цели, формулирует и выдает задания.
- Руководитель разрабатывает проект общей цели. Совместно с сотрудниками он обсуждает и корректирует его. По его предложениям сотрудники сами разрабатывают цели для себя, и руководитель обсуждает с каждым его предложения. Только после этого он обсуждает совместно со всеми все частные цели и утверждает их.
В разных ситуациях может быть оправданным и эффективным любой способ целеполагания. Но то, каким образом исполнитель включен в разработку целей, распределение работ, и то, как он получает различные задания, напрямую влияет на его мотивацию. Рассматривая приведенные выше способы целеполагания, легко заметить разницу во взаимодействии руководителя с подчиненными в каждом из них. Принадлежность первого способа к авторитарному стилю руководства достаточно очевидна. Руководитель — «локомотив» для того, чтобы прокладывать путь идущим за ним, может ограничиться тем, что общая цель известна ему одному, а все остальные работают по заданиям. Но он не может надеяться, что его подчиненные будут стремиться к высоким результатам.
Руководитель, действующий по второму сценарию, кое-что делает для лучшей мотивации своих подчиненных: общая цель известна всем, кто будет над ней работать, каждому выдано задание, которое понято и принято. Эти моменты — необходимость обеспечить понимание задания и его принятие подчиненными — являются совсем не формальными, а очень значимыми именно с точки зрения мотивации. Поэтому можно считать, что при таком способе постановки целей руководитель выдерживает необходимый минимум, при котором вообще можно рассчитывать на какую-то заинтересованность подчиненных в работе.
Но наилучшие условия мотивации создает третий способ постановки целей. Он имеет некоторые недостатки — трудоемкий, требует от руководителя умения организовать коллективное обсуждение решений, занимает относительно много времени. Поэтому в режиме оперативной работы он трудно осуществим. Однако при постановке крупных целей он незаменим, так как способен обеспечить наиболее высокую мотивацию подчиненных. Даже при постановке оперативных заданий руководитель обязан выдерживать необходимый мотивирующий минимум и заботиться о том, чтобы подчиненные обязательно точно понимали, что от них хотят, принимали это задание и могли высказать свои замечания, если их что-то не устраивает. Именно в ходе такой совместной проработки и корректировки любой работник в состоянии более адекватно оценить все важные для оценки достижимости результата моменты. Известно, чем менее понятен сам результат и его назначение, тем более трудным он субъективно воспринимается, переоцениваются требующиеся усилия, и понижается самооценка.
Итак, правильная процедура постановки целей требует от руководителя:
- определить общую и частные цели конкретно, то есть так, чтобы можно было проверить, достигнута цель или нет;
- обеспечить полноту частных целей, необходимых для достижения общей;
- обеспечить понимание заданий исполнителями;
- добиться принятия заданий исполнителями, т. е. готовности их выполнять;
- выделить связи (внутренние и внешние), которые нужно контролировать и координировать;
- определить частные цели так, чтобы общий результат был максимально близок к возможному с точки зрения его полезности.
Именно зафиксированная в ходе целеполагания связь между частными (индивидуальными) и общими целями может считаться главным мотивирующим условием. Для этого сама процедура постановки целей должна быть обязательно реализована как процедура совместной работы.
Если руководитель хочет, чтобы цели были не просто поняты всеми работниками, а и приняты ими в качестве собственных, и обладали бы побуждающей силой, необходимо придерживаться следующих правил:
- Исполнители должны участвовать в постановке цели.
- Не следует ставить слишком отдаленные цели. Чем ближе цель, тем больше она мобилизует.
- Постановка легких для достижения целей не мобилизует, а расхолаживает.
- Человек более активен и прикладывает больше усилий для достижения тех целей, которые он ставит перед собой сам. Надо предоставить подчиненным возможность самим формулировать свои цели, но обязательно обсуждать их с ними.
- Нельзя допускать неконкретной постановки целей, так как они неконтролируемы.
- Совокупность частных целей должна составлять общую цель.
- Если исполнитель сомневается в том, что он может выполнить полученное задание в срок, не стоит прибегать к приказу, необходимо понять источник затруднений.
- При обсуждении частных целей необходимо обязательно согласовать все связи, то есть зафиксировать: от кого и что ждет каждый исполнитель, чтобы выполнить свою работу. Эти связи руководитель должен контролировать и координировать.
Контроль — функция необходимая, но чаще всего вызывающая у тех, кого контролируют, неприятные ощущения. Как и способы постановки целей, способы контроля могут быть различными в зависимости от реализуемого стиля руководства.
Если у руководителя есть основания не доверять квалификации или ответственности кого-то из исполнителей, он может его жестко контролировать. Если же он имеет дело с квалифицированным и ответственным сотрудником, то здесь жесткий контроль будет только вредить. Все возможные способы проведения контроля можно в сущности свести к трем вариантам и оцедить их с точки зрения того, насколько они способны реализовать свою основную цель как функции руководства — мотивировать людей к продуктивному и качественному труду.
1. Руководитель контролирует работу подчиненных, делая это всегда неожиданно для них. Подчиненные знают, что в любой момент их работа может стать объектом контроля. Контролируя, руководитель старается выявить, что делается не так, как должно быть. А когда обнаруживает недостатки, то делает либо устные внушения, либо принимает более жесткие административные меры.
Он не обсуждает с подчиненными, как они будут устранять обнаруженные недостатки, полагая, что это их проблема. Определяет лишь время, за которое все должно быть приведено к норме.
2. Руководитель редко контролирует текущую работу подчиненных, особенно тех, кто, по его мнению, хорошо справляется со своими обязанностями. Когда неожиданно обнаруживаются какие-то недостатки, он считает их случайными и не склонен применять санкции к подчиненным, а ограничивается тем, что просит их не допускать впредь аналогичных ошибок.
3. Руководитель регулярно контролирует работу подчиненных. При этом им заранее сообщается о предстоящем контроле и предлагается подготовиться к нему. Руководителя в равной степени интересуют и успехи, и затруднения. Ошибки не рассматриваются как провинность. После ознакомления с работой подчиненного руководитель обязательно обсуждает вместе с ним, что и как нужно сделать, чтобы устранить обнаруженные недостатки и затруднения.
Первый способ контроля следует признать жестким, подавляющим и унижающим добросовестных работников. Он может действовать как антимотиватор, так как создает у подчиненного впечатление недоверия со стороны руководителя, понижает его самооценку способностей. Этот способ может применяться только по отношению к тем работникам, которым у руководителя есть основания не доверять.
Второй способ контроля представляет другую крайность. В отличие от первого, он даже не обеспечивает необходимого компонента управления — обратной связи. Самооценка исполнителями своих способностей может в таком случае быть завышенной. Трудность задачи тоже может недооцениваться, поскольку руководитель практически предоставил ее «на откуп» подчиненному. Наиболее рационален третий вариант контроля, хотя при определенных обстоятельствах может возникнуть необходимость его сочетания с первым вариантом. Контроль может и должен решать и другие задачи, а именно:
подчеркнуть внимательное, доверительное и уважительное отношение к сотруднику, повышая тем самым его самооценку;
создать у подчиненного положительный эмоциональный настрой и уйти от нежелательного в общении эмоционального напряжения — обиды, раздражения и т. д.;
добиться от подчиненного позитивного отношения к критическим замечаниям, понимания и принятия критики, готовности исправить недостатки;
получить от сотрудника замечания по поводу организации и условий работы;
определить вместе с подчиненным, что, когда и как нужно исправить и нуждается ли он в помощи.
В целом же, чтобы сделать контроль более эффективным, следует соблюдать ряд простых правил, которые опробованы на практике многими руководителями и принесли им успех:
- Контроль должен быть регулярным и не неожиданным. Он не должен сводиться к отдельным инцидентам.
- Не надо стремиться проконтролировать все, лучше сосредоточиться на наиболее важных моментах.
- Не надо использовать скрытый контроль. Кроме обиды, досады и напряжения в отношениях он ничего не приносит.
- Контролируя, надо стараться выявлять не только недостатки, но и успехи.
- Не должно быть неконтролируемых участков работ.
- Результаты контроля должны обязательно доводиться до подчиненного. Негативные результаты контроля бесплодны, если они сразу же не обсуждены и не найдены способы устранения недостатков.
- Беседа по итогам контроля должна быть конструктивной.
- Важно, чтобы подчиненный действительно (а не формально) сделал для себя соответствующие выводы.
Источник
Пять шагов постановки задач подчиненным
Что общего между управлением и математикой? Менеджмент тоже требует расчетов, в этом деле существуют свои теоремы, аксиомы, алгоритмы. Как насчет строго математического подхода? Попробуем!
Аксиома № 1. Если вы руководите людьми, значит, вы ставите им задачи
Теорема № 1: если вы ставите задачи хорошо, значит, вы хорошо руководите.
А теперь обратимся к доказательству. Давайте посмотрим, из каких этапов состоит постановка задач.
Предлагаю следующий алгоритм:
- Передать информацию.
- Произвести обратную связь — убедиться, что подчиненный верно понял ваши указания.
- Добиться однозначных обязательств по выполнению.
- Сообщить о процессе текущего и окончательного контроля и учета.
- Довести перечень мер, которые надо предпринять в случае выявления каких-либо отклонений от первоначального плана. То есть, сказать о плане «Б».
Что может быть лучше показательной порки?! Положительные примеры! К ним и обратимся.
Передать информацию
Можно передать информацию коротко.
Пример. Руководитель отдела продаж разговаривает с менеджером по продажам. Нужно за неделю выполнить план по звонкам новым клиентам.
Можно воспользоваться моделью SMART. Наверняка помните расшифровку данной аббревиатуры. SMART — это характеристики постановки цели и задачи. Каждая цель и задача в соответствии с данной концепцией должна быть:
- S (Specific) — конкретной.
- M (Measurable) — измеримой.
- A (Achievable (Ac), Ambitious (Am) — достижимой, с одной стороны, и амбициозной, с другой.
- R (Relevant) — соотносимой с другим целями.
- T (Time bound, Trackable) — определенной во времени и отслеживаемой.
Понимаю ироничную улыбку некоторых читателей. Мне однажды участник тренинга в качестве обратной связи так и сказал: «Спасибо большое за то, что на тренинге не было SMART и SPIN»! Да, эти схемы многим известны. Но всем ли? И те многие, кто о них читал или слышал, применяют ли они их в полной мере? Это как знать о том, что бег полезен, и бегать каждый день по 3–5 км. Разные вещи, не так ли?
Так что обратимся к примерам. Руководитель отдела закупок ставит задачу менеджеру по закупкам. Буквами в скобках буду помечать характеристики SMART. Нужно исследовать двух непосредственных конкурентов за неделю к 10:00 следующего вторника (M, T). Что нам надо знать?
- Первое — цены по десяти выборочным позициям и возможные скидки в зависимости от объемов (S, M).
- Второе — отсрочка (S, M).
- Третье — сроки доставки (S, M).
- Неделя — срок небольшой (Am), но достаточный (Ac).
- Данная информация позволит нам понять, насколько выгодно мы работаем, во-первых (R).
- А, во-вторых, мы сможем получить лучшие условия у действующих поставщиков (R, Am)
Сразу скажу, что существуют и другие расшифровки данных букв. Более того, модель — не панацея. Вы можете использовать свои собственные характеристики задач. Главное, чтобы эти характеристики были. Потому что, если руководитель говорит своему новому подчиненному при постановке задачи средней степени сложности «Работу надо сделать хорошо, давай делай», то такой вариант, мягко говоря, не является удовлетворительным.
Я предлагаю вам свою авторскую технологию постановки задач подчиненным (да и к самому себе при целеполагании это можно применять) — МАРСОВ. Мнемоническое правило запоминания МАРСОВ: русская фамилия от планеты Марс.
Итак. В каждой задаче должно быть:
- Мотивация для подчиненного.
- Алгоритм выполнение задачи, если она не супертворческая.
- Результат, четко сформулированный, ожидаемый, понятный.
- Средства решения задачи и их доступность.
- Обоснование реальности (и, возможно, необходимости) выполнения, если задача новая и/или сложная.
- Время выполнения.
Пример: Руководитель отдела ставит обучающую задачу своему подчиненному.
Мотивация для подчиненного
- «Тебе же значительно легче будет работать».
- Другой вариант мотивации: «Твои достигнутые цели — это твои деньги в будущем».
- И пример эмоционально-негативной мотивирующей фразы: «Если ты не справишься, то какой же ты профессионал!?».
Алгоритм выполнения задачи (в случае если задача не творческая)
- Первое. Изучаешь информацию.
- Второе. Спрашиваешь у других, с какими сложностями они столкнулись.
- Третье. Прописываешь пять шагов системы МИТ для себя.
- Четвертое. Обсуждаешь со мной.
- Пятое. Заучиваешь наизусть.
- Шестое. Применяешь.
Результат
Нужно освоить новую систему МИТ, чтобы применять ее каждый день. Как я понимаю, в этой системе пять шагов. Каждый шаг надо уметь делать и понимать, к чему он ведет.
Средства решения задачи и их доступность
Можешь почитать эту книгу, чтобы лучше разобраться. Можешь зайти на тот сайт, где также есть подсказки. Еще можно пообщаться с коллегами.
Обоснование реальности выполнения (и необходимости, если нужно)
- «В других компаниях это уже введено. Мы что, хуже!?»
- Или такой вариант. «Чтобы это сделать, нужно уделить свое пристальное внимание и время. Надо постараться».
- А можно и так. «Этому можно выучиться за 10 дней».
Время выполнения: «Нужно сделать в течение месяца до 30 декабря».
Итак, все, что мы сейчас делали, — это сообщали информацию подчиненному. Мы привели два развернутых примера сообщения информации во время постановки задачи: модель SMART и модель МАРСОВ. Теперь перейдем к следующим шагам алгоритма постановки задачи.
Обратная связь — убедиться, что указания поняты верно
Нужно обязательно проверить, насколько человек понял свое задание. Для кого-то вы можете применить военный метод: «Расскажи, что ты понял?», для кого-то более мягкий и доверительный: «Скажи, пожалуйста, с какими сложностями мы можем столкнуться?». Предлагаю и другие примеры:
- «Расскажи, какие сложности ты видишь?»
- «С чего ты сейчас начнешь?»
- «Расскажи, пожалуйста, что ты будешь делать?»
Только не спрашивайте у подчиненного, особенно у нового, «Ты понял?», потому что есть высокая вероятность, что вы услышите «Да», за которым скрывается «Нет». В любом случае, будьте с подчиненным в диалоге, разговаривайте, обсуждайте, убеждайте и приказывайте.
Добиться однозначных обязательств по выполнению
Задача предполагает ее выполнение. А выполнение предполагает обязательства. А обязательства необходимо взять:
- «Справишься?»
- «Это тебе по силам? Сможешь?»
- «К какому сроку ты все сделаешь?»
Если подчиненным вам отвечает «Постараюсь», значит, он не берет на себя обязательств. Можно ему парировать «Постараешься или сделаешь?».
Сообщить о процессе текущего и окончательного учета и контроля
Контроль мотивирует на выполнение. И знание о том, что его будут контролировать, также воздействует на подчиненного:
- «Один раз в неделю во вторник или в среду подходишь ко мне и рассказываешь, что уже сделано!»
- «Тебя будет проверять Василий Сергеевич, к нему подходишь два раза в неделю и рассказываешь, а он комментирует».
- «Смотри, я могу в любое время тебя проверить, будь начеку».
Довести перечень мер, которые надо предпринять в случае выявления каких-либо отклонений от первоначального плана
Расскажите подчиненному о том, что ему делать, если задание не получается, все не так, из рук вон плохо. Сообщите ему о плане «Б» на случай непредвиденных сложностей:
- «Если что-то действительно не получается, звони мне или подходи, будем обсуждать».
- «Если поймешь, что не получатся, обратись к Василию Сергеевичу».
Ну, что же. Теорема № 1 доказана. Я удаляюсь для выведения и доказательства новых теорем, а вы — для постановки задач своим подчиненным! До встречи на управленческих высотах!
Источник