Постановка задач исследования
Методические рекомендации по подготовке исследовательской работы для обучающихся очно-заочной школы (направление «Социальная психология»)
Лекция №1: «Организация исследовательской работы».
Данная лекция начинает цикл материалов по организации и проведению социально-психологического исследования, а также по оформлению и презентации результатов исследовательской деятельности.
Думаю, проведение исследования для вас не является абсолютно новой и неизвестной деятельностью. Да и чаще всего структура исследовательских работ общая: введение, обзор литературы, организация и методы исследования, изложение и обсуждение практических результатов, выводы, литература, приложение.
Однако психологическое исследование имеет рядом особенностей, которые связаны со спецификой познания: мы изучаем не внешние объекты, а сами себя, человеческую психику. Поэтому особое внимание мы уделяем описанию методологии исследования: цели, задачи, объект и предмет исследования и т.д.
Именно этому и будет посвящена первая лекция по организации и проведению исследования.
Выбор темы исследования
Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно изучить и которую хотелось бы разрешить. Тема исследования должна быть конкретной, нужной, интересной (ее результаты должны быть полезны и интересны не только Вам, но и еще какому-то кругу людей). Особенно внимательно отнеситесь к названию работы. Оно должно точно отражать ее содержание.
Актуальность исследования
Рассмотрение значимости и важности выбранной проблемы составляет актуальность исследования, котораяобычно прописывается в нескольких абзацах в начале работы.
Актуальность — важность, значимость рассматриваемого вопроса для настоящего момента. Актуальность важно формулировать чётко и конкретно, привязывая к теме исследования. Нежелательны абстрактные высказывания общего плана о состоянии человечества и психологии. Актуальность темы достаточно выразить в аргументации интереса к избранной теме и значимости для других людей. Но не забывайте, что актуальность важно формулировать не абстрактную («для блага общества» и т.п.), а реальную, отражая следующие ответы на вопросы:
· есть ли в обществе потребность для изучения этого вопроса;
· какие проблемы личности и общения поможет разрешить обращение к этой проблеме;
· кто из известных авторов-теоретиков уже занимался изучением этого вопроса;
· почему так важно обращаться к этой теме именно сейчас;
· почему же это стало интересно именно Вам.
Описание актуальности подытоживается общим выводом, которое можно оформить в виде предложения: «Таким образом, описанная выше актуальность проблемы определила цель нашего[1] исследования».
Формулирование цели исследования
Определить цель исследования — значит ответить себе и другим людям на вопрос, о том, что конкретно мы хотим изучить, для чего проводим исследование, что хотим выяснить.
Объект и предмет исследования
Объект исследования — та или иная сторона действительности. Эта сфера деятельности, реалий мира, данная исследователю до начала его работы. В нашем случае — это психологическая реальность, не зависящая от исследователя.
Определяя объект исследования, проясняем: что именно в этом мире мы исследуем?
Предмет исследования— это что именно в объекте исследования мы изучаем, какую сторону объекта?
Предмет исследования — это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта. Предмет — более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Размышляя над предметом исследования, определяют, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование. Предмет исследования созвучен теме исследования.
Гипотеза исследования
Гипотеза – это предположение, еще не доказанная логически или не подтвержденная опытом догадка. Это предположение о том, как возможно эффективно и результативно разрешить ту проблему, которую вы указали в теме и в цели исследования. Обычно гипотеза начинается со слов «предполагается…», «возможно…», «если…, то…». В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения гипотеза становится теорией (в т.ч., Вашим авторским мнением), а если она опровергнута, то гипотеза превращается в ложное предположение. Не забывайте, что в науке отрицательный результат — тоже результат, и зачастую он не менее важен, чем положительный.
Постановка задач исследования
Задачи исследования отражают его цель, объект, предмет и гипотезу. Это своего рода план, по которому будет раскрываться Ваше исследования.
Задачи — это заданные в определённых конкретных условиях направления деятельности. В исследовании задачи — это конкретные вопросы или действия, разрешение или совершение которых приближает к раскрытию проблемы исследования и достижению цели работы. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, как решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задаётся программа исследования: изучить литературу по проблеме, выявить особенности, дать характеристику, раскрыть специфику феномена; сделать предположение, подобрать методы, разработать программу наблюдения (эксперимента), собрать сведения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д. Так или иначе, задачи формулируют требования к анализу проблемы. Они могут быть практическими и теоретическими. Важна субординация задач: вначале прописываются задачи теоретического характера (например, изучить литературу по проблеме исследования), затем указываются методические задачи (подобрать и апробировать методы, методики изучения чего-любо, далее — задачи аналитического, обобщающего и прикладного характера (проанализировать и обобщить результаты исследования, сделать выводы, разработать рекомендации и т.п.).
Не забывайте четко выстраивать цепочку исследования: название работы — цель – задачи — выводы. Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, а выводы в конце работы должны четко соответствовать поставленной цели и задачам.
Методы исследования
Методы и методики подбираются в соответствии с целями и задачами исследования. После этого определяется выборка (люди соответствующего пола, возраста и т.д.), на которой проводится исследование, а также продумывается ход проведения исследования.
Метод — способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности. Метод — это путь познания, который исследователь прокладывает, руководствуясь своей гипотезой. Методы и методики — это то, с помощью чего и как мы будем исследовать.
Чаще всего все методы объединяются в три группы: теоретические, эмпирические и интерпретационные методы. В рамках группы эмпирических методов можно пояснить, какие методики вы предполагаете использовать.
1. Теоретические методы: анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2. Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, опрос и тест (здесь уместно перечислить те тестовые методики, которые Вы используете);
3. Интерпретационные методы (методы математико-статистической обработки данных исследования – это методы первичной числовой обработки данных: проценты, среднее значение и т.д.).
Источник
Задача и цель исследования: определение методов
Задача и цель исследования составляют костяк научной работы. При написании курсовых и дипломных работ, диссертаций автор всегда начинает с постановки проблемного вопроса и определения основных направлений своего труда, что во многом определяет формулировку верных выводов и заключений.
Общая характеристика
Задача и цель исследования имеют принципиальное значение для любой научной работы. По меткому определению К. Маркса, правильная постановка проблемы составляет половину успеха анализа научного материала. Здесь следует отметить, что цель – это генеральная установка, которую сам себе задает ученый при решении той или иной проблемы. Как правило, она носит обобщенный характер, в ней мало конкретики, так как она лишь вводит в курс дела автора и задает направление поиска. Ее формулировка должна быть предельно точной и понятной как для самого ученого, так и для рецензентов. Несмотря на ее обобщенный характер, она, тем не менее, в самом общем виде дает понять, что собой по сути представляет работа. Задача и цель исследования должны быть определены в самом начале работы. При этом задача конкретизирует цель, уточняет некоторые наиболее важные ее положения. Поэтому в научной работе авторы, как правило, выделяют несколько задач для более подробного пояснения смысла своего труда.
Соотношение с объектом и предметом
Важнейшими методологическими характеристиками научной монографии, диссертации или диплома являются предмет и объект. Последнее понятие означает в самом общем то, что подвергается анализу при изучении той или иной проблемы. Задача и цель исследования должны полностью ему соответствовать. Но, как правило, именно цель отражает проблемный вопрос, который ставит перед собой учащийся при написании работы. Под предметом принято понимать отдельные свойства, качества, стороны объекта, которые подвергаются рассмотрению, ему соответствуют задачи, которые также поясняют, что конкретно в объекте интересует автора.
Особенности
Проблема цели, задачи исследования заключается в том, что ее постановка и формулировка должны максимально точно отражать ту мысль, которую автор хочет донести своим трудом. Но на начальном этапе это крайне трудно сделать, потому ученые сперва формулируют гипотезу, которую выдвигают вначале как некоторый ориентир в своих поисках. На данном этапе чрезвычайно важно для исследователя представлять хотя бы примерно, что он хочет получить на выходе, в заключение своей работы. Цель – это как раз мысленный образ результат анализа той или иной проблемы, это конечный результат, совокупный итог, которого специалист хочет достичь в конце своей работы. Цель, задачи, объект и предмет исследования составляют костяк любой работы, и поэтому очень важно соотносить их друг с другом. В этом ряду важно определиться со средствами и путями для проведения анализа проблемы. Задача – это есть выбор автором методов и способов для наиболее оптимального решения главного вопроса.
Формулировка цели
Правильная постановка методологических характеристик определяет ход всей научной работы. Поэтому недаром авторы уделяют столь пристальное внимание грамотной формулировке проблемы и научного аппарата вообще. Цель, задачи, методы исследования определяют содержание и заголовки глав, параграфов, разделов и подразделов. Формулировка целей работы, как правило, традиционна: ее обозначают такими словами, как «выявить», «установить», «определить» и другими. С помощью этих слов ученый показывает, чего именно он добивается своим трудом. Как правило, он стремится обнаружить и охарактеризовать какие-либо новые стороны предмета, описать его ранее неизвестные свойства, вскрыть связь явлений, их отношения между собой. Это тем более важно, что от этого зависит определение новизны и актуальности работы, что особенно ценится в научных кругах. Формулируя цель, ученый обозначает для себя и для читателей и те закономерности, которые он намеревается обозначить, или классификацию явлений и признаков. Предложения должны быть обозначены в виде глаголов в инфинитивной форме и несовершенного вида.
Формулировка задачи
На втором подготовительном этапе ученый определяется с подробностями и деталями, с которыми ему предстоит работать, для чего прописывает задачи исследования. Цель исследования является общей идеальной умозрительной моделью окончательного результата, но автор анализирует конкретные факты, для рассмотрения которых ему нужно несколько сузить поле.
Поэтому он разбивает цель на несколько подцелей в зависимости от уровня сложности и трудности поставленной проблемы. Лучше всего двигаться от простой задачи к более сложной – это позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся в распоряжении автора возможности. Обычно данную методологическую характеристику обозначают утвердительным предложением, что позволяет лучше разобраться в большом объеме материала. Выделяют несколько видов задач; условно их принято выделять в три группы:
1. Те, которые направлены на выявление наиболее важных, сущностных признаков, критериев, характеристик изучаемого предмета.
2. Те, которые обосновывают наиболее эффективные способы решения проблемного вопроса.
3. Те, которые объясняют выбранные методы для анализа проблемы.
Значимость
Цель, задачи, объект исследования тесно между собой взаимосвязаны еще и потому, что они определяют в своей совокупности научную новизну и практическую значимость работы. Для учебных программ в первую очередь имеет значение последняя составляющая, так как на данном учебном этапе важнее всего обучить студента элементарным навыкам работы с научным и учебным материалом, а также привить ему интерес и понимание того, что из себя представляет полноценная исследовательская работа. Однако в аспирантуре учащиеся уже выходят на более высокий уровень развития и должны понимать научную значимость и новизну своих работ не только на практике, но и в теории.
Выбор темы
Предмет исследования, цель, задачи зависят от темы выбранной работы, а также от поставленной проблемы. В идеале структура работы должна полностью повторять методологические характеристики, которые зафиксированы во введении. Проблема выбирается исходя из наличия противоречий в какой-либо научной области. Кроме того, авторы ориентируются при своем выборе на степень изученности той или темы с историографии. Особенный интерес в научных кругах представляют те темы, которые или не изучены, или мало изучены в науке. При этом авторы исходят из того, насколько важна практическая значимость работы. Ведь научный труд только тогда ценен, когда его результаты могут быть использованы на практике.
Цели и задачи исследования также формулируются с оглядкой на данную установку. Ставя перед собой какую-либо задачу, ученый в первую очередь ориентируется на то, насколько полезным может быть его изобретение в обществе с научной и практической точек зрения. Помимо вышеперечисленных факторов, большое значение имеет также общественно-политическая ситуация, которая определяет интерес к тому или иному вопросу. Речь в данном случае идет о так называемом общественном заказе, на который часто ориентируются ученые.
Связь с проблемой
Главными методологическими характеристиками являются цели, задачи исследования. Основная часть работы, то есть главы и параграфы, посвящена их раскрытию, во введении они прописываются как основные ориентиры, а в заключении на их основании подводятся основные результаты. По сути, постановка и формулировка цели – это выбор автором наиболее эффективного способа для решения проблемы. Ее решение – это определенная последовательность действий, своего рода алгоритм, который задается с помощью целей и задач. Поэтому в научных кругах придается особенно важное значение их формулировке: важно, чтобы данные методологические характеристики были прописаны простыми, грамотными, понятными предложениями.
Место в научной работе
Цели и задачи формулируются в начале курсовых, дипломных, диссертационных исследований. Единого критерия по их формулировке не существует; в распоряжении авторов и ученых имеются лишь некоторые общие правила, которые являются общепризнанными и которые используются наиболее часто в трудах. Так, при выборе задачи, например, исследовали ориентируются на то, какие методы они будут использовать, как теоретически будут обосновывать то или иное заключение. Рассматриваемые в данной статье методологические характеристики служат ступенями к решению поставленной проблемы. Поэтому особенно важно, чтобы главы и параграфы в точности следовали формулировкам целей и задач, а выводы в заключении предельно кратко, ясно, точно и грамотно излагались именно на основании конкретно поставленных целей и задач. Они тесно связаны с гипотезой, которая является предположением и догадкой, которая нуждается в доказательстве. В этом смысле цель похожа на гипотезу, так как тоже представляет из себя мысленный результат научной работы. При выборе рассмотренных методологических характеристик необходимо ориентироваться также на проблему, методы и приемы исследования.
Этапы исследования
Если цели носят весьма общий характер, то задачи призваны уточнить действия автора по решению проблемного вопроса. Как правило, набор методологических этапов традиционен. В зависимости от широты и глубины выбранной темы ученый ставит свои задачи. Если речь, например, идет о рассмотрении какой-либо широкой проблемы, то он ставит себе задачу сформулировать общие положения, выявить сходства и различия, оценить состояние объекта на данном этапе развития и так далее. Если же речь идет о конкретном, экспериментальном исследовании, то он ставит себе задачу проанализировать какой-либо элемент, выявить какие-либо его свойства, проверить его действие в тех или иных условиях. Здесь следует отметить, что первая группа задач относится преимущественно к гуманитарным наукам, вторая – к научно-техническим.
Специфика дисциплин
Здесь необходимо отметить, что, несмотря на универсальность подходов в выборе методологических характеристик, большое влияние на их формулировку оказывает та дисциплина, к которой принадлежит выбранная тема. Гуманитарные работы имеют более общие задачи исследования; цель исследования – изучить какое-либо общественное явление в самом общем смысле. Разумеется, и здесь никак невозможно обойтись без конкретики, деталей, фактов, но они служат как бы вспомогательным материалом для доказательства гипотезы или того или иного заключения. Иное дело – науки точные. Здесь исследователь чаще всего имеет дело с конкретным физическим материалом, его основной способ решения поставленной задачи чаще всего – это эксперимент, который во многом определяет специфику методологических характеристик, так как теперь автор должен давать свои рассуждения не на основании научного материала, а на основе практического опыта.
Источник