«Этапы современного урока. Постановка учебной задачи»
«Этапы современного урока. Постановка учебной задачи»
Просмотр содержимого документа
«»Этапы современного урока. Постановка учебной задачи»»
Учебная задача – это цель по овладению обобщенными способами действий; задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы.
«Поставить перед школьником учебную задачу – это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий».
Вопрос, на который предстоит ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально важными моментами:
1) ученики должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения задачи);
2) они должны хотеть решить эту задачу, проблему.
Сообщение темы урока и постановка учебной задачи тесно связаны между собой. Процесс постановки учебной задачи начинается с выполнения заданий и упражнений, при работе над которыми дети применяют уже полученные знания и известные способы действия. Но в эти упражнения (не акцентируя внимание детей) включаются задания, которые дети выполнить не могут.
Учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия.
1. Создать такую учебную ситуацию, в которой учащийся обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ученика, что обеспечит её принятие.
2. Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать интерес к учебной задаче. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки и т. д.
3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик — учитель, помогающий ученику сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
Познакомьтесь с приёмами
Приемы создания проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия
к формулированию проблемы
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.
-Что вас удивило?
-Что интересного заметили? — Какие факты налицо?
Какой возникает вопрос?
Какая будет тема урока?
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.
-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?
-Почему так получилось? Чего мы не знаем?
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Рассмотрим примеры постановки учебной задачи на уроках в начальных классах.
Тема «Род имён существительных», 2 класс
На доске написаны слова; пенал, машина, пальто…
— Что общего у этих слов? (это имена существительные)
— Что отличает их друг от друга?
Учебная задача: сегодня на уроке мы с вами ответим на вопрос, чем отличаются имена существительные друг от друга.
Для решения учебной задачи учитель использует грамматическую сказку, которая позволяет выйти на научный теоретический материал:
«Королева Грамматика тоже задумалась и издала указ «Кто придумает для имён существительных знаки различия, тот будет награждён». Услышали про королевский указ муж да жена, прибыли в королевство и принялись за работу. Для начала решили они все слова между собой поделить».
— Как они это сделали? (рассматриваются различные варианты, предлагаемые учениками).
«Подумала Королева Грамматика и решила так: те слова, которые взял себе муж – будут мужского рода, слова, которые взяла себе жена – женского. И те слова, которые не взяли не мужчина, не женщина (они остались по серединке) – среднего рода».
Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных».
— Давайте понаблюдаем за существительными с шипящим на конце. Прочитайте слова:
Глушь, речь, луч, дрожь, вещь, ключ, ночь.
— Что вы о них можете сказать?
Это существительные, нарицательные, неодушевленные, с шипящими на конце.
— Что еще вы заметили?
У одних слов есть мягкий знак на конце, у других нет. Почему? Что нам предстоит выяснить?
Учебная задача: выяснить (или узнать), почему у одних существительных пишется Ь на конце слова, а у других нет.
Тема «Деление с остатком». Последнее задание устного счета формулируется следующим образом:
Первые три клеточки таблицы заполняются быстро, не вызывая затруднений. Последнее задание вызвало вначале замешательство, а затем недоумение: «Не делится», «В примере ошибка». На уроке создана такая ситуация, когда имеющихся у учащихся знаний явно недостаточно для выполнения предложенного задания, ученикам предоставлена возможность осознать этот факт, а учителю сформулировать тему и цели предстоящего урока.
Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.
Тема: Склонение имён существительных.
В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагаю найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), выделить окончания. Выделив окончания, дети испытывают удивление, возникает проблемная ситуация: Существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.
Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?
(Далее дети высказывают свои предположения, что у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, делают обобщения и выводы, предлагают различные варианты решения проблемы).
Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.
Тема: Квадратный дециметр
При изучении новой единицы измерения площади фигур – квадратным дециметром, даю задание: узнать площадь крышки стола, если длина её – 90см, а ширина – 50см.
(Зная формулу нахождения площади, дети пытаются умножить длину на ширину. Возникает затруднение, так как дети ещё не изучали умножение двузначных чисел. Предлагается изучить умножение двузначного числа на двузначное, но тогда мы должны отступить от темы урока. Тогда приходим к выводу, что необходима другая единица измерения площади)
Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.
Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний, применение знаний в практической деятельности.
Проблемные вопросы по окружающему миру:
Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?
Что случится, если растения исчезнут?
Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?
Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.
Проблемные вопросы по русскому языку:
Являются ли родственными (однокоренными) слова:
Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.
При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.
Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?
Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)
Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)
Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)
Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.
Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках окружающего мира.
Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.
Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.
Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.
Постановка проблемных задач.
а). По математике это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.
В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?
Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?
Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:
Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.
(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).
б). Задачи с заведомо допущенными ошибками.
Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Иногда предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.
в). Задачи с противоречивыми данными.
На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?
В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?
(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)
г). Нестандартные тексты задач.
Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из “Задачника” Г.Остера.
д). Творческие задачи.
Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.
Разрешение учебных проблем оказало положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. Выполнение заданий, предшествующих постановке учебной задачи помогает обучающимся приобрести опыт творческого мышления и в то же время приносит им радость познания, эмоциональное удовлетворение от преодоления трудностей, которые им встретились.
Источник
Ситуации и приёмы постановки учебной задачи
Ситуации и приёмы постановки учебной задачи в развивающем обучении.
Сеник Янина Болеславовна,
учитель начальных классов МОУ «СОШ №13» г.Воркуты
Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно, сосредоточить внимание учащихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот характерные особенности уроков. Материал каждого урока должен быть использован для развития мыслительной деятельности учащихся. Должна продумываться каждая деталь урока, чтобы все заставляло учащихся мыслить.
Эффективность урока определяется, прежде всего, результатами познавательного процесса; важнейшими показателями при этом выступают сформированность предметных знаний и умений и их практическое использование.( слайд 2)
Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. Вся учебная деятельность современного урока строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Проблема выбора педагогической технологии всегда остро стоит перед педагогами, особенно перед думающими педагогами. Ведь от выбора технологии зависят не только результаты работы учителя, но и степень его самореализации, его мастерства.
Какие формы и методы взять для уроков развивающего обучения? Какими должны быть способы взаимодействия учителя и учеников?
Теперь уже ни для кого не секрет, что учитель развивающего обучения при ответе на этот вопрос должен опираться на теорию учебной деятельности, основоположниками которой по праву считаются В.В.Давыдов и Д.Б. Эльконин.
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
— действия самоконтроля и самооценки.
Понятие учебной задачи ( слайд 3).
Учебная задача – это определённое учебное задание, которое имеет чёткую цель.
Учебная задача – это цель, заданная в определенных условиях.
Задачи есть способ достижения цели, в них раскрыта последовательность ее достижения
Учебная задача — это системное образование, состоящее из двух обязательных компонентов:
— модель требуемого состояния предмета задачи ( слайд 4 )
Задачи урока формулируются к ведущей цели урока — усвоение определённых способов действия, которые необходимы для её достижения.
Важно формулировать задачи через глаголы, отражающие УУД: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Количество задач может быть разным, исходя из поставленной цели, содержания учебного материала, логики действий учащихся. Этап урока соответствует поставленной задаче или нескольким задачам.
В.В.Давыдов вычленил действия по выделению и принятию детьми учебной задачи: ( слайд 5)
обнаружение своего неумения справиться с практической задачей за счёт прежде выработанных средств;
расчленение общего способа и самого действия (что нужно сделать);
обоснование имеющегося практического результата принимаемой схемой общего способа;
соотнесение последовательности овладения общим способом с практическим результатом ( для чего это);
разделение процесса учения и практического действия.[2]
Но что значит поставить перед ребенком задачу? Ее недостаточно просто выдвинуть – задача, сформулированная учителем, должна быть принята учеником, т. е. стать его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит
ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика, иначе он получит от учителя ответ на незаданный, не интересующий его вопрос и распорядится этим ответом так, как любой человек распоряжается случайной информацией, которую он сам не искал, не запрашивал: может быть, заинтересуется, может быть, “пропустит мимо ушей”.
Получается, для того, чтобы ребёнок принял учебную задачу, “пропустил” её через себя, он должен оказаться с ситуацией непонимания один на один.
Но урок постановки учебной задачи состоит не из одного этапа, а из нескольких. Назову их: ( слайд 6)
На этом этапе даётся задание на отработанный уже способ, дети прекрасно справляются с ним.
Даётся такое задание, при выполнении которого и обнаруживается неумение учеников его выполнить.
Дети ещё раз проверяют ход решения по отработанному способу и находят тот шаг в алгоритме, где и произошёл “сбой”, где способ не работает.
— Перевод частной проблемы в общую (преобразование условий учебной задачи).
Самый ответственный для учителя этап, а иначе урок превратится в урок решения конкретной частной задачи, и мы их будем решать каждый день. Для того, чтобы дети сформулировали общую учебную задачу, они должны ответить на вопрос: почему? что мы не знаем?
Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появиться потребность в открытии . ( слайд 7)
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой школьники с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Поэтому ситуации играют большую роль постановки учебной задачи .
Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности
Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ребята поставить учебную задачу или нет.
Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию ( слайд 8,9)
продумать содержание учебной задачи,
продумать и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы- нуждения, а по -буждения
Выбор — дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.
Неопределенность — неоднозначные решения ввиду недостатка данных .
Неожиданность — вызывает удивление необычностью, парадоксальность .
Конфликт — ситуация, рассматривающая противоположности.
Несоответствие — не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.
Проектируя учебные ситуации, необходимо иметь в виду, что они должны строиться с учётом: ( слайд 11)
специфики учебного предмета,
уровня сформированности учебных действий учащихся,
включения содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Урок математики. 4 класс Ситуация выбор.(слайд 12)
Ребятам предлагается найти каждой фигуре формулу нахождения площади. В результате работы, оказывается, что для треугольника нет формулы. Задача урока найти формулу нахождения площади треугольника .
Урок русского языка. Ситуация неопределенность.(слайд 13)
Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал , зап[е]вал запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.
Урок русского языка. Ситуация неожиданность.(слайд 14)
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята — объяснить не могут . Задача урока: познакомить с падежами.
Урок русского языка. Ситуация несоответствие.(слайд 15)
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
— Почему так получилось?
— Какое правило не знал автор записки?
— Как правильно записать это слово?
Задача урока : правописание безударной гласной в корне слова. (слайд 16)
Ситуация – проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения.
Современное телевидение и сеть Интернет переполнены информацией. Как вы считаете, каких передач и сериалов для детей не хватает сегодня на ТВ и в Интернет?
Придумайте названия этим передачам и сериалам.
Задание. Спроектируйте учебную задачу: ( слайд 17)
до)ехал (до) б. рёзы
(по) бежал (по)д. роге
(про) читал (про) город
(на)кричал (на)с. баку
Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1) слова из словарика и не из него.
2) слова с приставками и предлогами.
3) глаголы и прилагательные
У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте задачу урока.
Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
Задача урока: научиться отличать приставки от предлогов.
Задание. Спроектируйте учебную задачу: ( слайд 18)
«Выполни деление устно, докажи правильность полученного результата, сделав проверку умножением.
56:8
99:33
12:0
Два первых задания не вызывают затруднений. Выполняя третье, учащиеся предлагают числа 12, 0. Проверка показывает, что ни одно число при умножении на 0 не дает в произведении 12. Возникает проблема поиска такого числа, которое бы при умножении на 0 дало в результате 12, оказывается, что такого числа нет: произведение всегда равно 0.
Делается вывод о невозможности деления на 0. В этих ситуациях каждый ученик выступает в роли исследователя, каждый может выдвинуть гипотезу в решении проблемы и попытаться доказать ее верность.
Задача урока: доказать невозможность деления на 0
Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока, к уроку, создание эмоционального настроя класса
Приемы создания проблемной ситуации ( слайд 19, 20)
Что вы предполагали сначала?
4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение?
Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?
5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?
Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?
6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний.
Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено?
Какова будет тема урока?
Постановка учебной задачи через приемы создания ситуации интеллектуального конфликта (слайд 21)
Учащимся предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую они решить уже не могут. Возникает определенный разрыв между тем, что дети знают, и чего они еще не знают. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего «неуспеха». Это положительная эмоция, так как нет переживания неуспеха на фоне успеха другого. Затем учащиеся фиксируют «разрыв» в графико-знаковой форме и вместе с учителем формулируют учебную задачу, то есть то, чего не хватает в данный момент — «дефицит своих способностей»
На данном этапе урока очень эффективно использование ИКТ технологий .
В частности интерактивных кроссвордов. Особенностью таких кроссвордов является то, что вопросы и ответы предъявляются учащимся не линейно. То есть вопросы, на которые учащиеся не смогли ответить, остаются без ответов. А дальнейшая работа на уроке строится на исследовательском поиске ответов на вопросы.
Следующий методический прием : восстановление текста с пропусками понятий, среди которых есть неизвестные детям.
Задание-загадка: «Попробуйте открыть тайну названия сказки» с урока литературного чтения по нанайской сказке «Айога» развивает читательское умение предопределять содержание.
Постановка учебной задачи завершается формулированием темы урока или вопроса, требующего исследования. При создании ситуации противоречия учитель управляет поиском его разрешения. Поиск решения сопровождается выдвижением гипотез и их проверкой, которые осуществляются через побуждающий или подводящий диалог. Учитель прогнозирует возможные ошибочные гипотезы и заготавливает контраргументы и подсказки к ним, тщательно планирует проверку решающей гипотезы.
Учащиеся с большим интересом увлекаются решением необычной проблемы, которое ведёт к новым знаниям, самостоятельным открытиям. Поиск решения требует от ученика самостоятельных рассуждений, изучения конкретных фактов. Детям нравится творчески думать, доказательно рассуждать, сопоставлять орфографические явления, находить закономерности.
Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия: (слайд 22)
1. Создать такую учебную ситуацию , в которой учащийся обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ученика, что обеспечит её принятие.
2. Обеспечить детей инструментом , позволяющим удержать, зафиксировать интерес к учебной задаче . Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки и т. д.
3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик — учитель, помогающий ученику сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей.
Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех, воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть наша главная педагогическая задача.
С вопроса, с удивления начинается мышление. Наука понимания самая трудная.
«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак», — сказал Оноре де Бальзак.
Источник