Постановка учебной задачи.
Постановка учебной задачи начинается с действия рефлексии.
Рефлексией называется «оценка результатов предшествующего мышления». Различают процессуальную, предметную и личностную рефлексию Процессуальная рефлексия – это мыслительная деятельность по поводу процесса решения учебной задачи. Предметная рефлексия – осмысление предметных оснований задачи. Личностная рефлексия – это обращение мысли субъекта на самого себя, на свой внутренний мир, психологические качества и состояния.
Выполнение действия рефлексии связано с решением таких задач как:
1. Создание в сознании учащихся «ситуации успеха» по результатам осмысления предыдущей деятельности, создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала;
2. «Выравнивание» знаний всех учащихся, необходимых для осуществления учебных действий (это должны быть задания, которые могут выполнить все);
3. Устранение «псевдопонятий» сложившихся в предшествующем обучении (в ходе беседы устраняются противоречия);
Таким образом, в результате прохождения этого этапа учащиеся отвечают на вопросы: «Что мы узнали?», «Какой путь прошли?»
Следующим этапом в постановке учебной задачи является действие целеполагания.
Целеполагание или целеобразование – это процесс порождения новых целей в учебной деятельности школьников. Оно предполагает: — мотивацию; — выделение предмета деятельности; — постановку учебной задачи. Для создания мотивации учитель вводит учащихся в ситуацию противоречия между «знанием и незнанием», явлениями для разрешения, которых у них не хватает знаний, способа решения новой задачи или и знаний и способа решения. Это – движущая сила творческого усвоения знаний. При постановке учебной задачи противоречие возникает между двумя положениями, между житейским представлением и научным фактом, между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Столкновение с противоречием вызывает или эмоциональное переживание (удивление) или затруднение.
Для создания проблемной ситуации используются следующие приёмы:
— одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения;
— столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
— обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» и предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью;
— дать практическое задание, не выполнимое вообще;
— дать практическое задание, не сходное с предыдущим;
— дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими и доказать, что задание учениками не выполнено.
Поставить учебную задачу можно через различные ситуации:
— ситуация неожиданности, создается при ознакомлении с фактами, вызывающими удивление;
— ситуация конфликта, возникающая, когда новые факты вступают в противоречие с устоявшимися представлениями;
— ситуация несоответствия, порождается противоречием между жизненным опытом и научными данными;
— ситуация неопределенности, возникает, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для решения. Это побуждает проявить смекалку, интуицию, сообразительность;
— ситуация выбора, предполагает, что школьники должны сделать выбор из нескольких вариантов ответа и обосновать его;
— ситуация предложения, основана на возможности выдвинуть версию о причинах, характере и последствиях изучаемых событий.
Постановка учебной задачи завершается формулированием темы урока или вопроса, требующего исследования. При создании ситуации противоречия учитель управляет поиском его разрешения. Поиск решения сопровождается выдвижением гипотез и их проверкой, которые осуществляются через побуждающий или подводящий диалог. Учитель прогнозирует возможные ошибочные гипотезы и заготавливает контраргументы и подсказки к ним, тщательно планирует проверку решающей гипотезы.
Учащиеся с большим интересом увлекаются решением необычной проблемы, которое ведёт к новым знаниям, самостоятельным открытиям. Поиск решения требует от ученика самостоятельных рассуждений, изучения конкретных фактов. Детям нравится творчески думать, доказательно рассуждать, сопоставлять орфографические явления, находить закономерности.
В дидактике и методике развивающего обучения используется несколько методов создания ситуации возникновения учебной задачи: система проблемных вопросов и заданий; учебные диспуты; дискуссии; игровые ситуации проблемного характера; игры моделирования; антиномии; парадоксы; апории и т.д.
Например, изучая тему «Сложение вида 26+7» (М.И. Моро, 2 кл.) учащимся был предложен вопрос: Ребята, как удобнее выполнить сложение чисел 73+8? Учащиеся выполнили сложение уже ранее известным им путём (73+8=(70+3)+8=70+(3+8)=70+11=81). Учитель ответил: «Я утверждаю, что есть ещё более удобный способ сложения этих чисел. Можете ли вы предположить, в чём он состоит?» Ребята не смогли ответить на вопрос. Перед ними — проблема. И тут учитель спрашивает, чем же на уроке они будут заниматься, какую задачу перед собой поставят. Дети переходят к формулировке учебной задачи. Они столкнулись со сложением с переходом через десяток.
Заключение.
Учебная задача — стоящая перед обучаемым цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях. Особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, которые в последующем успешнее им решаются. Главным методом обучения должен стать метод введения учащихся в ситуацию учебной задачи и организации учебных действий. Учебная задача решается посредством системы учебных действий. Первым из них является преобразование проблемной ситуации, входящей в такую задачу. Это действие нацелено на поиск такого исходного отношения предметных условий ситуации, которое служит общей основой последующего решения всего многообразия частных задач. Другие учебные действия позволяют учащимся моделировать и изучать это исходное отношение, выделять его в частных условиях, контролировать и оценивать процесс решения учебной задачи.
Источник
«Этапы современного урока. Постановка учебной задачи»
«Этапы современного урока. Постановка учебной задачи»
Просмотр содержимого документа
«»Этапы современного урока. Постановка учебной задачи»»
Учебная задача – это цель по овладению обобщенными способами действий; задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы.
«Поставить перед школьником учебную задачу – это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий».
Вопрос, на который предстоит ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально важными моментами:
1) ученики должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения задачи);
2) они должны хотеть решить эту задачу, проблему.
Сообщение темы урока и постановка учебной задачи тесно связаны между собой. Процесс постановки учебной задачи начинается с выполнения заданий и упражнений, при работе над которыми дети применяют уже полученные знания и известные способы действия. Но в эти упражнения (не акцентируя внимание детей) включаются задания, которые дети выполнить не могут.
Учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия.
1. Создать такую учебную ситуацию, в которой учащийся обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ученика, что обеспечит её принятие.
2. Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать интерес к учебной задаче. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки и т. д.
3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик — учитель, помогающий ученику сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
Познакомьтесь с приёмами
Приемы создания проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия
к формулированию проблемы
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.
-Что вас удивило?
-Что интересного заметили? — Какие факты налицо?
Какой возникает вопрос?
Какая будет тема урока?
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.
-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?
-Почему так получилось? Чего мы не знаем?
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Рассмотрим примеры постановки учебной задачи на уроках в начальных классах.
Тема «Род имён существительных», 2 класс
На доске написаны слова; пенал, машина, пальто…
— Что общего у этих слов? (это имена существительные)
— Что отличает их друг от друга?
Учебная задача: сегодня на уроке мы с вами ответим на вопрос, чем отличаются имена существительные друг от друга.
Для решения учебной задачи учитель использует грамматическую сказку, которая позволяет выйти на научный теоретический материал:
«Королева Грамматика тоже задумалась и издала указ «Кто придумает для имён существительных знаки различия, тот будет награждён». Услышали про королевский указ муж да жена, прибыли в королевство и принялись за работу. Для начала решили они все слова между собой поделить».
— Как они это сделали? (рассматриваются различные варианты, предлагаемые учениками).
«Подумала Королева Грамматика и решила так: те слова, которые взял себе муж – будут мужского рода, слова, которые взяла себе жена – женского. И те слова, которые не взяли не мужчина, не женщина (они остались по серединке) – среднего рода».
Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных».
— Давайте понаблюдаем за существительными с шипящим на конце. Прочитайте слова:
Глушь, речь, луч, дрожь, вещь, ключ, ночь.
— Что вы о них можете сказать?
Это существительные, нарицательные, неодушевленные, с шипящими на конце.
— Что еще вы заметили?
У одних слов есть мягкий знак на конце, у других нет. Почему? Что нам предстоит выяснить?
Учебная задача: выяснить (или узнать), почему у одних существительных пишется Ь на конце слова, а у других нет.
Тема «Деление с остатком». Последнее задание устного счета формулируется следующим образом:
Первые три клеточки таблицы заполняются быстро, не вызывая затруднений. Последнее задание вызвало вначале замешательство, а затем недоумение: «Не делится», «В примере ошибка». На уроке создана такая ситуация, когда имеющихся у учащихся знаний явно недостаточно для выполнения предложенного задания, ученикам предоставлена возможность осознать этот факт, а учителю сформулировать тему и цели предстоящего урока.
Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.
Тема: Склонение имён существительных.
В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагаю найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), выделить окончания. Выделив окончания, дети испытывают удивление, возникает проблемная ситуация: Существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.
Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?
(Далее дети высказывают свои предположения, что у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, делают обобщения и выводы, предлагают различные варианты решения проблемы).
Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.
Тема: Квадратный дециметр
При изучении новой единицы измерения площади фигур – квадратным дециметром, даю задание: узнать площадь крышки стола, если длина её – 90см, а ширина – 50см.
(Зная формулу нахождения площади, дети пытаются умножить длину на ширину. Возникает затруднение, так как дети ещё не изучали умножение двузначных чисел. Предлагается изучить умножение двузначного числа на двузначное, но тогда мы должны отступить от темы урока. Тогда приходим к выводу, что необходима другая единица измерения площади)
Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.
Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний, применение знаний в практической деятельности.
Проблемные вопросы по окружающему миру:
Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?
Что случится, если растения исчезнут?
Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?
Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.
Проблемные вопросы по русскому языку:
Являются ли родственными (однокоренными) слова:
Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.
При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.
Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?
Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)
Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)
Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)
Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.
Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках окружающего мира.
Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.
Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.
Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.
Постановка проблемных задач.
а). По математике это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.
В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?
Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?
Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:
Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.
(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).
б). Задачи с заведомо допущенными ошибками.
Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Иногда предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.
в). Задачи с противоречивыми данными.
На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?
В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?
(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)
г). Нестандартные тексты задач.
Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из “Задачника” Г.Остера.
д). Творческие задачи.
Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.
Разрешение учебных проблем оказало положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. Выполнение заданий, предшествующих постановке учебной задачи помогает обучающимся приобрести опыт творческого мышления и в то же время приносит им радость познания, эмоциональное удовлетворение от преодоления трудностей, которые им встретились.
Источник