Способы постановки учебной проблемы

Выступление на МО на тему: «Методы постановки учебной проблемы и поиска решений»
учебно-методический материал по теме

По данной теме находится достаточно много публикуемого теоретического материала. В данной работе попыталась теоретический материал привязать к практическому.

Скачать:

Вложение Размер
metody_postanovki_uch.problemy.docx 21.34 КБ
metody_postanovki_uchebnoy_problemy.pptx 1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Методы постановки учебной проблемы и поиска решений»

Учитель: Ильинова Ю.Н.

Учебной называется такая задача, которая программирует направленность деятельности учащегося на открытие, фиксацию и усвоение общего способа деятельности. В основе проблемной ситуации лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без усвоения нового материала.
Главный смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению нового знания.
Непременным исходным условием организации учебной деятельности является введение ученика в ситуацию, в которой у него возникает и формируется познавательная потребность. Ученик осознаёт отсутствие фактического знания или способа действий, необходимых для выполнения задания или объяснения предъявленной записи. При этом учитель побуждает ученика словесно выразить или охарактеризовать то знание или способ, которые ему необходимы.
Методы постановки учебной проблемы:

— подводящий к теме диалог;

-побуждающий от проблемной ситуации диалог;

-сообщение темы с мотивирующим приемом.

Одновременно предъявить противоречивые факты

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Приём 3. Дать задания с ловушкой

Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Приём 5. Приём 5.

Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

-предъявить научный факт в виде интригующего сообщения, интересного и увлекательного эксперимента, презентации (яркое пятно, актуальность)

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация → учебная задача → поиск способов её решения → решение задачи.

Русский язык. 1 класс. Тема: «Какие бывают слова?»

Прием «Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием»

В начале урока дети делятся подготовленными воспоминаниями о своих первых словах.

Переходом к теме может быть Ваше обобщение:

– Теперь мы с вами знаем, что речь каждого человека начинается с его первого слова. Сейчас вы убедились в том, что эти слова могут быть разными. Вот о словах мы сегодня и поговорим.

Задание 13 носит мотивирующий характер. Важно, чтобы первоклассники из предложения действительно не поняли, ктои что получил в подарок.

Обобщение: «Оказывается, в нашем языке есть и такие слова, которые сами не подсказывают, о ком или о чём идёт речь».

Предложите прочитать вопрос заголовка, на который предстоит ответить на уроке. Это и будет постановкой учебной задачи.

Выполняется задание 14. Подсчитывается, что в подписи под картинкой 11 слов – они узнаются по пробелам.

Далее учащиеся впервые продолжают работу в «особой» тетради.

– Конечно, в нашем языке есть не только слова-названия.

Откроем тайну других слов. Задания 17, 18 – обобщающие, 19 – для первичного закрепления.

Окружающий мир. 1 класс. Тема: «Живая и неживая природа. Свойсва живых существ».

Прием. «Одновременно предъявить противоречивые факты».

Повторив с учащимися материал предыдущих уроков, ставим перед ними проблему, которая спрятана в задании на с. 70 учебника.

Сначала нужно предложить ученикам назвать, что изображено на

фотографиях, и назвать всё общим словом (это объекты природы).

Убедившись в том, что здесь изображены только природные объекты, ученики начинают сравнивать объекты и предлагать, на какие две группы их можно распределить. Это сложная задача для детей, так как двух очевидных групп они назвать не смогут, но всё-таки пусть сделают попытку распределить природные объекты (на живые и неживые) и проверят свой ответ. Можно предложить ученикам выбрать ответ из тех, что предложите вы.

1. На фотографиях изображены растения, животные, вода, камни.

2. Здесь изображены объекты природы, но нет изделий человека.

3. На фотографиях есть живые и неживые природные объекты.

Прием. «Обнажить житейское представление вопросом или практическим заданием на ошибку. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью».

Далее ученики называют, что они считают живым, что неживым. Если ученики не назвали среди живых существ растения и грибы, а только назвали животных, не поправляйте их сразу, а спросите их, по какому признаку они выделили животных. Затем, выполняя задание (с флажком) на с. 71, ученики (с помощью учителя) приходят к выводу, что к живой природе относятся также растения и грибы, так как они обладают свойствами живых организмов. Из свойств живых существ наиболее сложным в понимании

детей является термин «развитие» (качественное изменение организма). Осознать, что растение дышит, трудно, что питается тоже не очень очевидно (в сравнении с животным), но то, что оно размножается (приносит потомство) и развивается (изменяется), можно продемонстрировать на тех примерах, что даются в учебнике (мак, одуванчик).

Окружающий мир. 1 класс. Тема: «Насекомые, их разнообразие»

Прием «Дать задание с ловушкой»

В начале урока обобщите знания учащихся об изученных ранее группах животных (о млекопитающих и птицах), акцентируя внимание на существенных признаках каждой группы животных. На доске могут быть помещены карточки с изображением млекопитающих, птиц и одно насекомое, например муравей. Распределив животных на две группы, учащиеся обнаруживают, что одно животное не подходит по существенным признакам ни к млекопитающему, ни к птицам. Предлагаем ученикам поставить познавательную задачу.

Чтобы учащиеся определили, к каким животным они отправятся в гости на уроке, загадайте им загадки и объявляем тему урока. Далее последовательно выполняя задания учебника, решаем и эту учебную задачу.

Окружающий мир. 1 класс. Тема: « Рыбы, их многообразие»

Прием «Предъявить научный факт в виде интригующего сообщения, интересного и увлекательного эксперимента, презентации (яркое пятно, актуальность)

Можно продемонстрировать, как действует плавательный пузырь.

Возьмите пластиковую бутылку с пробкой. Поместите её в тазик с водой. Затем наполните её наполовину водой и снова опустите в тазик. Что изменилось? Проверьте, когда бутылка утонет.

— Плавательный пузырь – это наполненный воздухом продолговатый мешочек. Регулируя количество воздуха в нём, рыба может находиться в толще воды, подниматься вверх, опускаться на дно.

Математика. 1 класс. Знакомство с единицами длины (миллиметром и дециметром)

Прием «Дать практическое задание, не выполнимое вообще».

На доске рисунок двух ящериц, педагог предлагает сравнить их длины, пользуясь различными мерками. Сначала оба отрезка измеряются первой меркой. Ориентируясь на число мерок в каждом отрезке, дети определяют, какой отрезок длиннее. Аналогичные действия они выполняют, пользуясь второй меркой, а затем третьей. Полученные числовые результаты служат для сравнения длин отрезков.

– Теперь я попробую сравнить длины этих отрезков, пользуясь мерками, а вы следите за тем, как я буду это делать, – говорит учитель. Он укладывает в меньший отрезок большую мерку и записывает на доске число, которое показывает, сколько раз эта мерка уложилась в отрезке. Затем берёт меньшую мерку, укладывает её в большем отрезке и записывает на доске соответствующее число.

– Как же так? – говорит учитель. – У меня получается совсем другой ответ, чем у вас. Ребята обычно быстро обнаруживают причину расхождения результатов и утверждают, что так действовать нельзя. При сравнении длин отрезков нужно в одном и в другом отрезках укладывать какую-то одну мерку: только в этом случае можно правильно определить, какой отрезок длиннее или короче.

Учитель подводит итог:

– Вы правы: нужно договориться , какой меркой мы будем пользоваться, сравнивая длины отрезков.

— Вашему вниманию предлагается фрагмент урока в 4 классе по теме «Смутное время». Учебная задача на уроке: выбрать на русский престол нового царя. 5 кандидатов. Но есть определенные условия: кандидат не должен быть иностранцем, самозванцем и быть богатого, знатного рода.

-А теперь попробуйте определить, к какому приему можно отнести эту учебную проблему.

Учащиеся с большим интересом увлекаются решением необычной проблемы, которое ведёт к новым знаниям, самостоятельным открытиям. Поиск решения требует от ученика самостоятельных рассуждений, изучения конкретных фактов. Детям нравится творчески думать, доказательно рассуждать, сопоставлять явления, находить закономерности.

Источник

Методы создания проблемной ситуации на уроке

Класс: 3

Слайд 1

Здравствуйте! Меня зовут Королёва Надежда Тихоновна. Я учитель начальных классов Солнечной СОШ №1.

Слайд 2

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими». (Шалва Амонашвили)

Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

Cлайд 3

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Суть проблемного обучения: ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Главная цель: обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения, создать такие условия, чтобы ребенок хотел, любил и умел учиться.

Основное звено проблемного обучения: проблемная ситуация.

Слайд 4

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.

Слайд 5

Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»

На столе лежат буклеты. Прошу воспользоваться ими в ходе нашего мастер-класса.

Слайд 6

Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение. Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»

Между двумя (или более) положениями

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением«

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Слайд 7

Проблемные ситуации “с удивлением”

Приём 1. Одновременное предъявление классу противоречивых фактов.

2 класс. Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:

1) Из числа 8 вычесть 3.

2) К полученной разности прибавить 4.

Итак, 8 – 3 + 4 = 9

Учитель: Выполни вычисления по следующей программе:

1) К числу 3 прибавить число 4.

2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.

Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).

Учитель: Ребята, сравните выражения (Побуждение к осознанию противоречия).

Ученики: Выражения одинаковые, а результаты разные.

Слайд 8

Приём 2. Столкновение мнений уч-ся.

Урок русского языка, 3 класс «Сложные слова».

Лесточек, мухолофка, сарока.

— Исправить ошибки в словах, обозначить орфограммы, выделить корень

1. Какое слово можно назвать «лишним», почему?

2. Разберите слово мухоловка по составу.

— Существуют ли слова с двумя корнями?

— Какой вопрос возникает? (Сколько корней в этом слове?)

— Докажите что в этом слове два корня (Подбирают однокоренные слова)

— Как можно назвать такие слова?

— Почему их назвали сложные?

После столкновения двух разных мнений учащихся идёт побуждающий диалог. Далее нужно сравнить по учебнику.

Слайд 9

Приём 3. «Окружающий мир». 3 класс.

Учитель: Ученики:

— Послушайте и скажите: бывает ли так?

«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули».

Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал.

— Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.

— Еще не бывают грибы выше берез.

— Ночью солнце не светит.

Удивление (возникновение проблемной ситуации).

Слайд 10

Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»

Прием №4 (невыполнимое задание)

Тема: Умножение.

Детям предлагаются задания на нахождение суммы одинаковых слагаемых. Затем предлагается решить задачу

На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?

— Вы смогли записать выражение к задаче?

— Что будем сегодня делать? Какой вопрос исследовать? (будем искать другой способ решения)

Слайд 11

Тема: Умножение двузначного числа (Задание, не схожее с предыдущим)

3, 6, 12, 78, 8, 63, 9, 51

— Что это за числа?

— Выпишите в 1 столбик все однозначные числа и умножьте их на 7, во 2 столбик все двузначные и умножьте их тоже на 7.

— Вы смогли выполнить задание?

— Почему задание не получилось?

— Чем оно отличается от предыдущего?

— Какова тема сегодняшнего урока?

Здесь используется побуждающий диалог.

Работа в группах.

Решите пример 12* 3 (Учитель помогает каждой группе)

— С чего нужно начать? (Побуждает к гипотезе)

— Из каких разрядных слагаемых состоит число 12?

Нельзя давать оценку ответов детей. Все ответы нужно принимать.

Слайд 12

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом.

Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.

Слайд 13

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

  • создания проблемной ситуации;
  • побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
  • побуждения к формулированию учебной проблемы;
  • принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Слайд 14

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации

представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие.

Существует несколько приёмов формулировки вопросов:

1. Добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».

2. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?».

3. Развести различные представления учеников можно репликой:
«Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».

4. При осознание не решаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?».

Или «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?».

Если проблема легко решается спрашиваете так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Принятие ученических формулировок учебной проблемы

Если строится проблемный урок, то тема заранее не известна. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала — поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Вот это интересно! Кто может выразить мысль точнее?».

Демонстрация приемов с включением в деятельность педагогов

Давайте попробуем проследить этапы проблемного диалога на примерах.

Слайд 15

(Занятие по окр миру. Тема «Фрукты»)

Демонстрация 3 яблок 1-красное, 1 – зеленое, 1 – желтое.

В: Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?

Д: Это яблоки. Они растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.

В: Какого они цвета? (предъявление 2-го факта)

Д: Красное, желтое, зеленое (возникновение проблемной ситуации)

В: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

Д: Все это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)

В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).

Слайд 16

Занятие математике. Тема: «Масса»

Перед детьми математическая игра = 1 кг. и пуховая подушка весом = 1 кг.

У: Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? (вопрос на ошибку)

Д: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.

У: Давайте поговорим: взвешивание на весах (предъявление факта)

Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

У: Что вы сказали сначала?

У: А как оказалось на самом деле? Побуждение к осознанию противоречия

У: Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)

Слайд 17

Подводящий к теме диалог

Второй путь к учебной проблеме заключается . А хотите са­ми догадаться, в чем его суть? Тогда начнем с примера.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках».

  1. Спишите из упражнения слова: «забег, поход, подкоп. (записывают слова)
  2. Поставьте ударение. (ставят ударение)
  3. Подчеркните безударные гласные. (подчеркивают безударные гласные )
  4. Найдите безударные гласные. Обозначьте их. (обозначают)
  5. Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? (О безударной гласной в корне)
  6. В какой части слова находятся безударные гласные? (в приставке)
  7. Значит, какая сегодня тема урока? (Безударные гласные в приставках)

Слайд 18

Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель работал методом диалога. Вот только каким был диалог? Таким же, как в предыдущих случаях? Побуждающим? Нет. Мы встретились с иным типом диалога — подводящим. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий.
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязательно будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.

Таким образом, второй способ постановки учебной пробле­мы — подводящий к теме диалог. Как видите, он проще первого. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения». Педагогу не требуется следить за своей реакцией на реплики учеников: неожиданный ответ бывает лишь на плохо сформулированный вопрос.

Слайд 19

ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный тра­диционный урок.

Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.)

Например, при изучении темы «Алфавит» учитель просит одного ребёнка прочитать список учащихся из классного журнала. Затем задаёт вопрос: «Случаен ли порядок фамилий?» Дети убеждаются, что их фамилии записаны в алфавитном порядке. Учитель спрашивает: «Где ещё вам может понадобиться знание алфавита?» Ответив на этот вопрос, ученики осознают важность изучения этой темы. Эти приёмы могут переплетаться между собой.

При использовании данного метода развивающий эффект отсутствует, но тема становится интересной и значимой для детей.

Слайд 20

Я хочу предложить вам в качестве «яркого пятна» русскую народную сказку «Колобок».

Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть?

Слайд 21

Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы можете изучать?

(безударные гласные в корне слова, этимология слова КОЛОБОК. производное от колоб «круглый хлебец»)

Слайд 22

Свяжите сказку с уроком окружающего мира. Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?

Слайд 23

Мы убедились, что учебную проблему можно поставить тремя методами.

Первый — побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй — подводящий к теме диалог. Третий — сообщение темы с мотивирующим приемом.

Практическая часть

— А сейчас мы попробуем в группах создать проблемную ситуацию. Возьмём одну известную тему и посмотрим сколько проблемных ситуаций можно создать к одной и той же теме. Выбираем тему общую для всех групп.

(В группах по 4 человека создают проблемную ситуацию)

Слайд 24

Рефлексия

— Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.

  • Смелость города берёт.
  • Старая песня на новый лад.
  • Через тернии к звёздам.
  • О монах, ты идёшь трудной дорогой.
  • Учиться обучая.

Слайд 25

А закончить свой мастер-класс я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.

«То, что я хочу познать — это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!». Удачи вам!

Источник

Читайте также:  Сыворотка для волос капус голубая способ применения
Оцените статью
Разные способы
Тип противоречия