- Выступление на МО на тему: «Методы постановки учебной проблемы и поиска решений» учебно-методический материал по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методы создания проблемной ситуации на уроке
- Проблемные ситуации “с удивлением”
- Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»
- Побуждающий от проблемной ситуации диалог
- Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации
- Побуждение к формулированию учебной проблемы
- Принятие ученических формулировок учебной проблемы
- Демонстрация приемов с включением в деятельность педагогов
- Подводящий к теме диалог
- Практическая часть
- Рефлексия
Выступление на МО на тему: «Методы постановки учебной проблемы и поиска решений»
учебно-методический материал по теме
По данной теме находится достаточно много публикуемого теоретического материала. В данной работе попыталась теоретический материал привязать к практическому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_postanovki_uch.problemy.docx | 21.34 КБ |
metody_postanovki_uchebnoy_problemy.pptx | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Методы постановки учебной проблемы и поиска решений»
Учитель: Ильинова Ю.Н.
Учебной называется такая задача, которая программирует направленность деятельности учащегося на открытие, фиксацию и усвоение общего способа деятельности. В основе проблемной ситуации лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без усвоения нового материала.
Главный смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению нового знания.
Непременным исходным условием организации учебной деятельности является введение ученика в ситуацию, в которой у него возникает и формируется познавательная потребность. Ученик осознаёт отсутствие фактического знания или способа действий, необходимых для выполнения задания или объяснения предъявленной записи. При этом учитель побуждает ученика словесно выразить или охарактеризовать то знание или способ, которые ему необходимы.
Методы постановки учебной проблемы:
— подводящий к теме диалог;
-побуждающий от проблемной ситуации диалог;
-сообщение темы с мотивирующим приемом.
Одновременно предъявить противоречивые факты
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Приём 3. Дать задания с ловушкой
Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Приём 5. Приём 5.
Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
-предъявить научный факт в виде интригующего сообщения, интересного и увлекательного эксперимента, презентации (яркое пятно, актуальность)
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация → учебная задача → поиск способов её решения → решение задачи.
Русский язык. 1 класс. Тема: «Какие бывают слова?»
Прием «Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием»
В начале урока дети делятся подготовленными воспоминаниями о своих первых словах.
Переходом к теме может быть Ваше обобщение:
– Теперь мы с вами знаем, что речь каждого человека начинается с его первого слова. Сейчас вы убедились в том, что эти слова могут быть разными. Вот о словах мы сегодня и поговорим.
Задание 13 носит мотивирующий характер. Важно, чтобы первоклассники из предложения действительно не поняли, ктои что получил в подарок.
Обобщение: «Оказывается, в нашем языке есть и такие слова, которые сами не подсказывают, о ком или о чём идёт речь».
Предложите прочитать вопрос заголовка, на который предстоит ответить на уроке. Это и будет постановкой учебной задачи.
Выполняется задание 14. Подсчитывается, что в подписи под картинкой 11 слов – они узнаются по пробелам.
Далее учащиеся впервые продолжают работу в «особой» тетради.
– Конечно, в нашем языке есть не только слова-названия.
Откроем тайну других слов. Задания 17, 18 – обобщающие, 19 – для первичного закрепления.
Окружающий мир. 1 класс. Тема: «Живая и неживая природа. Свойсва живых существ».
Прием. «Одновременно предъявить противоречивые факты».
Повторив с учащимися материал предыдущих уроков, ставим перед ними проблему, которая спрятана в задании на с. 70 учебника.
Сначала нужно предложить ученикам назвать, что изображено на
фотографиях, и назвать всё общим словом (это объекты природы).
Убедившись в том, что здесь изображены только природные объекты, ученики начинают сравнивать объекты и предлагать, на какие две группы их можно распределить. Это сложная задача для детей, так как двух очевидных групп они назвать не смогут, но всё-таки пусть сделают попытку распределить природные объекты (на живые и неживые) и проверят свой ответ. Можно предложить ученикам выбрать ответ из тех, что предложите вы.
1. На фотографиях изображены растения, животные, вода, камни.
2. Здесь изображены объекты природы, но нет изделий человека.
3. На фотографиях есть живые и неживые природные объекты.
Прием. «Обнажить житейское представление вопросом или практическим заданием на ошибку. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью».
Далее ученики называют, что они считают живым, что неживым. Если ученики не назвали среди живых существ растения и грибы, а только назвали животных, не поправляйте их сразу, а спросите их, по какому признаку они выделили животных. Затем, выполняя задание (с флажком) на с. 71, ученики (с помощью учителя) приходят к выводу, что к живой природе относятся также растения и грибы, так как они обладают свойствами живых организмов. Из свойств живых существ наиболее сложным в понимании
детей является термин «развитие» (качественное изменение организма). Осознать, что растение дышит, трудно, что питается тоже не очень очевидно (в сравнении с животным), но то, что оно размножается (приносит потомство) и развивается (изменяется), можно продемонстрировать на тех примерах, что даются в учебнике (мак, одуванчик).
Окружающий мир. 1 класс. Тема: «Насекомые, их разнообразие»
Прием «Дать задание с ловушкой»
В начале урока обобщите знания учащихся об изученных ранее группах животных (о млекопитающих и птицах), акцентируя внимание на существенных признаках каждой группы животных. На доске могут быть помещены карточки с изображением млекопитающих, птиц и одно насекомое, например муравей. Распределив животных на две группы, учащиеся обнаруживают, что одно животное не подходит по существенным признакам ни к млекопитающему, ни к птицам. Предлагаем ученикам поставить познавательную задачу.
Чтобы учащиеся определили, к каким животным они отправятся в гости на уроке, загадайте им загадки и объявляем тему урока. Далее последовательно выполняя задания учебника, решаем и эту учебную задачу.
Окружающий мир. 1 класс. Тема: « Рыбы, их многообразие»
Прием «Предъявить научный факт в виде интригующего сообщения, интересного и увлекательного эксперимента, презентации (яркое пятно, актуальность)
Можно продемонстрировать, как действует плавательный пузырь.
Возьмите пластиковую бутылку с пробкой. Поместите её в тазик с водой. Затем наполните её наполовину водой и снова опустите в тазик. Что изменилось? Проверьте, когда бутылка утонет.
— Плавательный пузырь – это наполненный воздухом продолговатый мешочек. Регулируя количество воздуха в нём, рыба может находиться в толще воды, подниматься вверх, опускаться на дно.
Математика. 1 класс. Знакомство с единицами длины (миллиметром и дециметром)
Прием «Дать практическое задание, не выполнимое вообще».
На доске рисунок двух ящериц, педагог предлагает сравнить их длины, пользуясь различными мерками. Сначала оба отрезка измеряются первой меркой. Ориентируясь на число мерок в каждом отрезке, дети определяют, какой отрезок длиннее. Аналогичные действия они выполняют, пользуясь второй меркой, а затем третьей. Полученные числовые результаты служат для сравнения длин отрезков.
– Теперь я попробую сравнить длины этих отрезков, пользуясь мерками, а вы следите за тем, как я буду это делать, – говорит учитель. Он укладывает в меньший отрезок большую мерку и записывает на доске число, которое показывает, сколько раз эта мерка уложилась в отрезке. Затем берёт меньшую мерку, укладывает её в большем отрезке и записывает на доске соответствующее число.
– Как же так? – говорит учитель. – У меня получается совсем другой ответ, чем у вас. Ребята обычно быстро обнаруживают причину расхождения результатов и утверждают, что так действовать нельзя. При сравнении длин отрезков нужно в одном и в другом отрезках укладывать какую-то одну мерку: только в этом случае можно правильно определить, какой отрезок длиннее или короче.
Учитель подводит итог:
– Вы правы: нужно договориться , какой меркой мы будем пользоваться, сравнивая длины отрезков.
— Вашему вниманию предлагается фрагмент урока в 4 классе по теме «Смутное время». Учебная задача на уроке: выбрать на русский престол нового царя. 5 кандидатов. Но есть определенные условия: кандидат не должен быть иностранцем, самозванцем и быть богатого, знатного рода.
-А теперь попробуйте определить, к какому приему можно отнести эту учебную проблему.
Учащиеся с большим интересом увлекаются решением необычной проблемы, которое ведёт к новым знаниям, самостоятельным открытиям. Поиск решения требует от ученика самостоятельных рассуждений, изучения конкретных фактов. Детям нравится творчески думать, доказательно рассуждать, сопоставлять явления, находить закономерности.
Источник
Методы создания проблемной ситуации на уроке
Класс: 3
Слайд 1
Здравствуйте! Меня зовут Королёва Надежда Тихоновна. Я учитель начальных классов Солнечной СОШ №1.
Слайд 2
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими». (Шалва Амонашвили)
Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.
Cлайд 3
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Суть проблемного обучения: ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
Главная цель: обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения, создать такие условия, чтобы ребенок хотел, любил и умел учиться.
Основное звено проблемного обучения: проблемная ситуация.
Слайд 4
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.
Слайд 5
Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»
На столе лежат буклеты. Прошу воспользоваться ими в ходе нашего мастер-класса.
Слайд 6
Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение. Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.
Тип противоречия |