- Мастер- класс по теме «Приемы постановки целей на уроке»
- Способы постановки целей урока (сравнительный анализ)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Целеполагание на уроке. Методика организации привлечения обучающихся к целеполаганию
Мастер- класс по теме «Приемы постановки целей на уроке»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ НА УРОКЕ И ВКЛЮЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕСС ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Учитель русского языка и литературы: Вежеева Елена Евгеньевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мишкинская средняя общеобразовательная школа»
Цель: Рассмотреть приемы привлечения обучающихся к постановке цели на уроке по требованиям ФГОС
Виды постановки целей
Правила целеполагания – цель должна соответствовать современным требованиям общества к подготовке выпускника школы, быть актуальной и прежде всего соответствовать требованиям ФГОС; – цель должна быть конкретной, четко сформулированной; – цель должна быть диагностичной (четко описан результат, которого мы хотим достичь); – цель должна быть операциональной, в формулировке цели имеется указание на средства ее достижения (разработана стратегия достижения результата); – цель должна быть инструментальной, технологичной (определяют конкретные действия по их достижению); – цель должна быть достижимой (то есть ее можно достичь хотя бы с малой вероятностью); – цель должна быть соотнесена с конкретным сроком ее достижения; – цель должна быть осознанной всеми субъектами образовательного процесса; учителем, администратором, который пришел на урок, и учеником, которому должно быть понятно, зачем он выполняет ту или иную деятельность и где это может потребоваться в жизни; – цель должна быть побудительной (побуждать к действию).
Цели должны быть… – посильными для учеников; – скорректированы в зависимости от уровня познавательных возможностей учащихся конкретного класса; – сформулированы конкретно; – выражены просто, ясно, доступно (представлены как результат); – обсуждены с учащимися и приняты ими; – пронизывающими весь ход урока от начала и до конца.
Цель сформулирована правильно, если отвечает на следующие вопросы: – Посильна ли цель ученикам? – Конкретна ли цель? – Способствует ли достижению запланированного результата? – Можно ли оценить достигнутый результат? – Цели сформулированы в действиях учащихся? – Заложен ли в формулировке конечный результат? (Диагностична ли цель?) – Прописаны задачи, способствующие достижению цели? Цель урока трансформируется в педагогические задачи: – Информационная: Что и чему будем учиться? – Операционная: Как и каким образом будем учиться? – Мотивационная: Зачем нам это надо? – Коммуникативная: С кем и где?
Таксономия Блума Уровень Глаголы- действия 1. Знание систематизировать, собирать, определить, описать… 2. Понимание связать, изменить, уточнить, классифицировать, построить… 3. Применение применить, оценить, рассчитать, изменить, выбрать, завершить, вычислить 4. Анализ анализировать, оценивать, систематизировать, разбить, рассчитать… 5. Синтез аргументировать, систематизировать, собирать, классифицировать, компоновать… 6. Оценка делать вывод, противопоставить, убедить, критиковать, принять решение, защищать…
Приёмы постановки цели на уроке Формирование цели при помощи опорных глаголов. Работа над понятием. Формулировка цели с помощью вопросов. Дополнение цели с помощью слов-помощников. Домысливание. Тема-вопрос. «Эпиграф». «Группировка». «Исключение». Ситуация «яркого пятна». Кластер. Проблема предыдущего урока. Проблемная ситуация. Нерешенная домашняя задача и т.д.
Приём «Знаю- не знаю» Тема : «Знаки препинания в сложном предложении» Знаю Не знаю Хочу узнать что такое сложное предложение условия постановки знаков препинания в сложном предложении когда и какие знаки ставятся в сложном предложении
Деревья Шорты Картины Праздники Города Приём «Яркое пятно»
Приём «Исключение» Перед В следствие Ввиду Когда Через
Приём «Работа над понятием» Тема: «Склонение имен существительных» Прочитайте тему урока. Что в формулировке темы известно? Какие слова незнакомы? Определим значение слова «склонение» (работа со словарем, толкование слова можно выписать на карточку) Подумайте, какие знания об имени существительном нам могут пригодиться при изучении данной темы
Приём «Эпиграф» Слово, оно что яблочко, с одного- то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать.
Приём «Слова- помощники» – Я повторю… – Я узнаю… – Я научусь… – Мне пригодится…
Приём «Проблемный вопрос» Спорят два друга Петя и Артем. Они получили тетради с проверенным сочинением. В одном из сложносочиненных предложений Артем НЕ ПОСТАВИЛ запятую перед союзом И. Учительница за ошибку это не посчитала. Артем утверждает, что учительница не могла ошибиться. Петя утверждает, что в сложносочиненном предложении перед союзом И запятая СТАВИТСЯ ВСЕГДА. Петя заявляет, что учительница «не увидела» ошибку Артема. Кто прав?
Приём «Группировка» А.С.Пушкин А. Блок С.Есенин М.Ю. Лермонтов А. Ахматова Ф.М. Достоевский Н.В.Гоголь
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал К.Д.Ушинский
Источник
Способы постановки целей урока (сравнительный анализ)
1. Определяются через содержание; деятельность учителя; учебную деятельность обучающихся .
Цель определяется через содержание и деятельность учителя
Через содержание и учебную деятельность обучающихся.
2. Формулируются в терминах субъективной позиции учителя; учащихся.
Целеполагание формулируется в терминах субъективной позиции учителя
субъективной позиции обучающихся.
3. Целеполагание определяет типы целей (какие?); планирует результаты обучения (какие?)
Целеполагание определяет типы целей (какие?): обучающие, развивающие, воспитательные;
Целеполагание определяет планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные
4 .Предложите варианты оформления целеполагания в структуре конспекта урока в одной из тем курса географии 6 класса.
Тема: «Атмосфера: строение, значение, изучение» 6 класс
Обучающая — сформировать представления об атмосфере, ее строении, значении и методах изучения.
Развивающая – развить умение работать в заданном режиме, память, логическое мышление, внимание.
Воспитательная — совершенствовать такие качества личности, как аккуратность, наблюдательность, уважение друг к другу, бережное отношение к природе, развить умение выслушать товарища и аргументировать текст, развить грамоту предмета речи.
Тема: «Атмосфера: строение, значение, изучение» 6класс
Личностные — Уметь предложить меры, направленные на уменьшения загрязнения атмосферы
Метапредметные — Знать причину образования озоновых дыр; знать значение атмосферы для живых существ
Предметные — Уметь характеризовать каждый термин урока;
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 821 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 616 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 202 человека из 62 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-308074
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Целеполагание на уроке. Методика организации привлечения обучающихся к целеполаганию
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
Цель: создание условий для формирования у студентов знаний о цели, целеполагании, видах целей, организация деятельности студентов по развитию умения ставить цели, определять характер поставленных целей, оценивать правильность формулировки цели и задач в своей педагогической деятельности.
Студенты должны знать:
методику организации привлечения учащихся к целеполаганию и анализ процесса и результатов обучения младших школьников;
Студенты должны уметь:
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
Основные понятия и термины по теме: цель, целеполагание, задачи, требования предъявляемые к целеполаганию, подходы к формулированию целей урока и способы постановки цели.
План изучения темы:
Понятие «цель», «педагогическая цель», «ц елеполагание». Ориентиры для определения педагогических целей. Требования к педагогической цели. Подходы к целеполаганию в педагогике.
Способы постановки педагогических целей. Постановка целей обучения через описание образовательных результатов. Прием конкретизации целей обучения. Описание учебных результатов через характеристику уровней усвоения знаний.
Этапы целеполагания. Уровни целеполагания. Трудности педагогического целеполагания. Уровни развития педагогического целеполагания.
Методы и формы организации учебного процесса: лекция-визуализация с использованием проблемных вопросов, решением ситуаций, составлением схемы «Способы постановки цели урока», рефлексия: «Неоконченные предложения».
Оборудование: презентация по теме, статьи Егоровой Юлии Александровны, кандидат педагогических наук, доцента кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Чистополь. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, таблица — фиксация знаний «ЗХУ».
Современные исследования свидетельствуют о том, что в реальном педагогическом процессе цель является определяющим фактором, тем стержнем, вокруг которого педагог объединяет все педагогические средства в систему, определяя место каждого из них. Установлено, что целеполагание является необходимым условием продуктивной деятельности педагога; ведущим, системообразующим компонентом педагогической деятельности, позволяющим смоделировать субъекту деятельности траекторию собственного развития, осуществить самодвижение и коррекцию собственного саморазвития.
Целеполагание определяет структурную основу программ деятельности не только учащихся, но и педагогов, позволяя определять адекватную технологию обучения и систему критериев оценки получаемых результатов.
Педагогическое целеполагание выступает важнейшим компонентом профессиональной компетентности учителя в контексте современных подходов к образованию. Решить насущные проблемы современного образования способен педагог, умеющий выстраивать процесс целеполагания, а значит, обладающий творческим стилем мышления, умением анализировать педагогические явления, ставить педагогически обоснованные цели, отбирать и своевременно корректировать средства для их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности.
В современной школе набирает силу компетентностный подход. Определена целая система компетенций, представляющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций называется компетенция целеполагания. В данном случае новым образовательным продуктом для ученика выступают поставленные им цели, составленные планы и программы.
Компетентностно-ориентированный урок — это урок, на котором реализуется способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретённом учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях. Главной целью такого урока является формирование личности, раскрытие и развитие её задатков, способностей.
В настоящее время в отечественной педагогической психологии всё больше сторонников приобретает подход к обучению с позиции субъект-субъектных отношений, при которых не только педагог, но и ученик выступают полноправными субъектами учебной деятельности. Сама деятельность при этом становится совместной. Как любой другой вид деятельности, учебная деятельность представляет собой систему, в которой системообразующим фактором выступает цель (В.Д.Шадриков).
Перед вами лежит таблица — фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.
Источник