Способы постановки целей урока истории

Постановка целей на уроках истории

Постановка целей урока по ФГОС. Изначально, составляя конспект урока, учитель ставит цели на урок, что он должен делать, чему учить. На уроках по ФГОС уже не учитель, а ученик ставит цели. В этой разработке я поделилась опытом, как обговариваю постановку целей на уроках истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Постановка целей на уроках истории»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26»

Сообщение на ШМО учителей общественных дисциплин.

Тема: Постановка учениками целей урока на занятиях истории и обществознания.

учитель истории и обществознания

Янченко Людмила Сергеевна

Современный урок по ФГОС требует развития у учащихся навыков постановки цели. Постановки цели я посещаю несколько уроков обществознания. Мы учимся ставить глобальные цели, цели на ближайших несколько лет, на год, на четверть и наконец-то на урок. Анализ практической деятельности учителей показывает, что, как правило, цели учебной деятельности определяются и формулируются самим педагогом. Ученик в итоге не несет ответственности за то, что происходит вокруг. Он воспринимает информацию, не понимая, зачем ему она, и получается “ в одно ухо влетело, а в другое вылетело”. Поэтому они и задают вопросы, а зачем нам нужен ваш Юрий Долгорукий? А ведь, правда, зачем? Вот и возникает вопрос, ответ на который и будет целью урока. Глобальная цель-это стать образованным человеком с широким кругозором. Глупо не знать, что Юрий Долгорукий со своим братом, отдыхая у боярина Кучки, решил в 1147 году основать новый город. Но к такой цели подойдет любая историческая тема, да и вообще все знания, полученные в школе. Какие более конкретные цели? Вот сейчас из-за напряженных отношений с Украиной остро стоит вопрос о Киевской Руси, о её преемственности с Московским государством. В теме про Юрия Долгорукого мы поймем, как происходил переход от одного государства к другому. Юрий всегда мечтал о киевском престоле, именно к нему он тянул свои руки из лесов и болот Северо-Восточной Руси, из-за этого он и погиб, отравленный киевскими боярами. Но уже его сын Андрей Боголюбский в Киев не стремился, предпочитая украшать и обогащать именно свои земли. Ему не интересен был разграбленный половцами и другими князья и город со своенравными боярами.

Не зная целей, ребенок чувствует себя потерянным, потому, что учителя знают, что будет происходить на уроке, а он – нет. И совсем другое чувство возникает у школьников, когда они представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать.

Чтобы научить учащихся постановки целей и задачи, я даю понятие этих слов. Цель – (филос.), есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие цели входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими цель может быть осуществлена. Понятие цель есть продукт деятельности сознания и воли. То есть сначала у человека появляется желание (мечта), представление о чем-либо. Затем человек выбирает, необходимо ли ему из мечты сделать цель. То есть уже не просто мечтать о чем-либо, а составить план по достижению мечты и, как правило, на бумаге. Очень важно понять, что ученик хочет, о чем он мечтает. На уроках обществознания, мы создаем карту желаний. Ученикам дается шаблон с различными сфера и жизни человека: здоровье, семья, работа, учёба, путешествия, дружба, любовь. Они его заполняют, таким образом, они познают самих себя, понимают, о чем мечтают. Далее из мечты мы формируем цель. Цель-это то, что тебе нужно и ради чего ты готов действовать.

Цели прописываем долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные — понятно-это закончить хорошо или отлично школу, поступить в престижный вуз, найти высокооплачиваемую работу. Но более ценные — это краткосрочные цели. Например, исправить оценку по истории, научиться скоро чтению, помириться с подругой, толерантно относиться к непохожим на нас людей. Умение постановки целей очень важно на уроке. Ведь ученик не только должен ставить цель урока, потому что это требует учитель, потому что это написано во ФГОС, а более, потому чтобы понимать для чего он это делает. Цель постановки цели. Ведь ставя цель, учащихся уже предвидится результат, стремиться к нему. И цель постановки цели — это осмысленная деятельность. Именно то, о чем мы говорим на обществознании в первом параграфе. Именно умение ставить цели, выбирать способы достижения целей и предвидеть результат деятельности — это главное отличие деятельности человека от деятельности животного.

Ученики должны уяснить, что цель – это желаемый результат урока, заданный конкретно и определенный во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения.

Цель может ставиться как на один урок, так и на их серию, в зависимости от того, сколько времени отводится на изучение поставленной проблемы.

Технический, но тем не менее важный этап в постановки целей, это запоминания фраз — клеше. Для четкого выражения целей лучше использовать глагольные формы которые «показывают» завершенность действия обучающегося.

Научить.
Ознакомить.
Объяснить.
Развить.
Убедить.
Оказать влияние. Раскрыть

Существуют различные педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание:

1.Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.

2. Сообщение цели в виде проблемного задания

Читайте также:  Способы минимизации отходов при обработке мяса

3. Указание целей учебного занятия на доске “Что сегодня на уроке?”.

5. Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений, процессов и др.

6. Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия.

7. “Составление карты мыследеятельности”.

8. “Постановка привлекательной цели” и т.д

Результативность работы по постановки целей видна не сразу. Это кропотливый многолетний труд, который, между прочем, тоже имеет цели: улучшить качество получаемых знаний, воспитание активной, мыслящей личности. Эффективность возможна только при систематической работе, мастерства учителя, использующего многообразные приёмы (стараешься, но не всегда получается), осознания школьником значимости постановки целей, и его контроля над полученными результатами.

Переход к новому типу преподавания, где ученик уже не объект, а субъект учебного процесса долгий и трудный. Учитель должен перестроиться сам, изменить отношение к процессу обучения учащихся и, в том числе, их родителей. Навыки постановки целей важны не только на уроках, но и в дальнейшей жизни. Зная, что нужно, умея подбирать необходимые средства для достижения целей, человек сможет добиться необходимых результатов. А успех отдельной личности — это успех целой страны.

Источник

«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»
методическая разработка по истории

выступление на ГМО по теме:«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»

Скачать:

Вложение Размер
mk_tselepolaganie.pptx 891.3 КБ
master_klass_tselepolaganie.docx 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

у читель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №5» г. Камень-на-Оби Е.А. Ермакова мастер-класс по теме: «Целеполагание , как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»

Плохой учитель сообщает истину, хороший — учит ее находить . А. Дистервег «Хорошее начало – половина дела». Народная мудрость

Цель мастер — класса : обрести в вашем лице союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Задачи: напомнить коллегам понятие «педагогический успех», «целеполагание», «ситуация успеха»”; показать методы и приемы целеполагания на первом этапе урока применяемые на уроках истории провоцирующие создание ситуации успеха для учащихся .

В процессе обучения истории учитель формулирует три группы целей: Обучающие «выбрать», «назвать», «дать определение», «написать», «перечислить», «систематизировать». Развивающие соотнести, сопоставить, классифицировать, сгруппировать, объяснить, сделать выводы, доказать, обосновать суждения, выдвинуть (проверить) гипотезу. Воспитательные пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение…

« Подводящий диалог » Тема: «В рыцарском замке» Действия учителя Действия ученика Ребята, кого в современном обществе называют рыцарем? Приведите пример рыцарского поступка. А в средние века кого называли рыцарем? Есть в этом определении характеристики, которые вы перечисляли, говоря о современном значении слова «рыцарь»? А почему сейчас мы так понимаем это слово? Посмотрите отрывок фильма «История рыцаря». Поступок какого героя можно назвать рыцарским, а какого – нельзя? И почему? Итак, кто же из них был рыцарем по титулу? А мог ли первый герой стать рыцарем? Кто думает иначе Ребята, какое противоречие в фактах мы видим в этом отрывке? Так какой же возникает вопрос? Формулируем учебную проблему :

«Работа над понятием». Тема урока: «Смутное время» Найдите в толковом словаре значение термина смутное время «Смутное время» — раздоры, восстания, мятеж. Определите цель нашего урока, поставьте задачи которые нам предстоит решить для достижения цели.

«Противоречие». Тема: « Отечественная война 1812 года». Сегодня мы будем говорить о войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «Отечественная». Ни одна из предыдущих войн не имела такого названия. Учащиеся формулируют цели урока.

«Ситуация яркого пятна» тема «НЭП» Нэпман у нэпмана спрашивает: «Как дела?» Тот отвечает: «Как у картошки. Если не съедят, то посадят .»

Тема :« СССР в 30-е гг.»: Действия учителя Предполагаемы ответы детей Что вы знаете об отношении людей к личности Сталина? Характеризуют его по-разному По официальной версии И.В. Сталин родился 21 декабря 1879 под знаком Сатаны. Как думаете о чем пойдет речь? Отразилось ли это на его политики?

«Тема-вопрос». Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта?» 1. Вспомнить 2 . Определить 3. Выяснить

«Работа с таблицей» тема «Столетие бедствий » Вопросы для сравнения Жакерия Восстание У. Тайлера

«Домысливание» Тема: « Бунташный век» Выясним … Узнаем… Научимся … Проверим …

«Оптические иллюзии» Тема: «Архитектура Древней Греции»

«Решение ребусов» С (х = т) Тема: «Смута»

«Собери пазлы » тема: «Отечественная война 1812 года» Василий Верещагин «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г).

Был Грозный на расправу скор, жесток – И сила беззаконья и закона. И смерть его раздоров всех исток – Борьба бояр кровавая у трона . Она была подобна схватке свор. Кто одолел, те правили с грехами. Борьба властей – трагический раздор. Был смутными закончен временами . Врагам на растерзанье сдали Русь: Безвластье и предательство в расцвете. Как я такого времени страшусь! Бесследно всё – кто за беду в ответе? Из прошлого не выкинуть строки. Отечество спасло простонародье . К своей судьбе вернулись мужики, Где ожидало старое невзгодье . .. Взойдёт не скоро светлая заря – И жизнь не зря по-черному бранили: Нашли народу нового царя И на века холопство сохранили . Алексей Порошин «Отсроченная тема»

Спасибо за внимание! Желаю Вам творческих успехов!

Предварительный просмотр:

«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»

Плохой учитель сообщает истину, хороший -учит ее находить.

«Хорошее начало – половина дела». народная мудрость

Одной из поставленных задач ФГОС является становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости. Среди образовательных задач одной из главных для меня представляется задача формирования у учащихся активного подхода к процессу обучения, т.е. умения самостоятельно получать новую информацию, перерабатывать полученные знания, ставить и решать проблемные задачи находить пути к их достижению.

Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Поэтому задача учителя – дать каждому ребенку шанс проявить себя. Для реализации основной цели своего педагогического творчества учитель уделяет большое внимание создании ситуации успеха на уроке.

Как достичь ситуации успеха на уроках я буду рассматривать через первый этап урока-целеполагание.

Под целью урока следует понимать предвосхищаемый результат — образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным, а главное, понятным детям. Только тогда работа ученика на уроке не будет бесцельной.

Задача учителя в создании ситуации успеха на уроке состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Цель мастер — класса: обрести в вашем лице союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

  • напомнить коллегам понятие «педагогический успех», «целеполагание», «ситуация успеха»”;
  • показать методы и приемы целеполагания на первом этапе урока применяемые на уроках истории провоцирующие создание ситуации успеха для учащихся .

Напомню коллегам о том, что в процессе обучения истории учитель формулирует три группы целей:

1. Обучающие цели связаны с формированием знаний об исторических фактах. Сформулировать обучающую цель урока — значит определить его главную идею и раскрывающие ее основные события, явления, которые должны быть усвоены учениками. Глаголы-подсказки для постановки цели: «выбрать», «назвать», «дать определение», «написать», «перечислить», «систематизировать».

2. Развивающие цели касаются формирования общих и предметных умений. Определяя развивающие цели урока, следует опираться на перечень обязательных учебных умений, определенных государственным стандартом: соотнести, сопоставить, классифицировать, сгруппировать, объяснить, сделать выводы, доказать, обосновать суждения, выдвинуть (проверить) гипотезу.

3. Воспитательные цели связаны с формированием ценностных отношений. Они формулируются в терминах: пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение…

Стоит ли скрывать от учеников эти цели? Конечно, нет. Если учитель откровенен, то ученики обязательно откликнутся и сами помогут в формировании целей, реализация которых изменяет их самих, увеличивает их знание, развивает умения, делает их лучше.

Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной? Для того чтобы цели учителя стали целями учеников, мы используем педагогические приемы целеполагания: проблемная ситуация, ситуация «яркого пятна», конструктор цели, «подводящий диалог», работа с таблицей и др.

Давайте сейчас вместе с вами применим на себе некоторые из них.

Прием «Подводящий диалог».

Представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Например, постановка проблемной задачи на уроке в 6-м классе, тема

тема «В рыцарском замке»:

Ребята, кого в современном обществе называют рыцарем?

Честного, отважного, бесстрашного, галантного, воспитанного, вежливого и т.п. человека.

Приведите пример рыцарского поступка.

Защитил слабого, уступил место в автобусе, подал руку женщине и т.д.

А в средние века кого называли рыцарем?

Военного феодала на службе короля, получившего свой титул по наследству.

Есть в этом определении характеристики, которые вы перечисляли, говоря о современном значении слова «рыцарь»?

А почему сейчас мы так понимаем это слово?

Наверное, средневековые рыцари тоже соответствовали этим качествам.

Посмотрите отрывок фильма «История рыцаря». Поступок какого героя можно назвать рыцарским, а какого – нельзя? И почему?

Смотрят отрывок. Первый герой поступил по рыцарски, защищая честь любимой женщины, а второй герой поступил подло, заменив наконечник копья.

Итак, кто же из них был рыцарем по титулу?

А мог ли первый герой стать рыцарем? Кто думает иначе

Да, нет (разные версии ответов).

Ребята, какое противоречие в фактах мы видим в этом отрывке?

Так какой же возникает вопрос?

Настоящий рыцарь ведет себя не по — рыцарски, и наоборот.

Формулируем учебную проблему: Кто такие рыцари в средние века? Кто мог стать рыцарем?

Прием «Работа над понятием ». Учащимся предлагается название темы урока и задание: объяснить значение каждого слова или отыскать в толковом словаре. Например: «Смутное время» — раздоры, восстания, мятеж. Далее от значения слова определяется цель урока уч-ся. (Например, Цель- Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги. Можно попытаться попросить уч-ся поставить задачи: Раскрыть понятие Смуты, а так же выявить ряд причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси. Рассмотреть основные события и итоги Смутного времени. Определись каковы были последствия Смутного времени)

Прием «Противоречие». Например

Тема: «Отечественная война 1812 года».

Сегодня мы будем говорить о войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «Отечественная». Ни одна из предыдущих войн не имела такого названия.

Данный прием основан на противоречии между какими-либо фактами, которые кажутся несопоставимыми. Ученик начинает осознавать необходимость дополнительных сведений для снятия противоречия. Что нам предстоит узнать, чтобы ответить на вопрос противоречия

  • С кем пришлось воевать России?
  • За какие отличия война 1812 г. получила название «Отечественная»

Прием «Ситуация яркого пятна». заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, просмотр видеофрагмента в начале урока и на основании увиденного формулирование цели урока. Данный прием хорошо использовать на уроках, посвященных ярким личностям или событиям.

Очень нравится учащимся работать с анекдотами. Например, при изучении темы «НЭП» в 11 классе предлагаю учащимся объяснить смысл анекдота 20-х годов и причину его появления:

Нэпман у нэпмана спрашивает: «Как дела?» Тот отвечает: «Как у картошки. Если не съедят, то посадят.

Например, постановка проблемной задачи на уроке в 9-м классе, тема::«СССР в 30-е гг.»:

Предполагаемы ответы детей

Что вы знаете об отношении людей к личности Сталина?

Характеризуют его по-разному

По официальной версии И.В. Сталин родился 21

декабря 1879 под знаком Сатаны.

Как думаете о чем пойдет речь? Отразилось ли это на его политики?

Прием «Тема-вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Тем самым учащиеся приводят в активное состояние все свои возможности.

Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта?»

План действий: 1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.

2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта. 3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.

Прием «Работа с таблицей». Например, урок истории в шестом классе по теме «Столетие бедствий». По ходу изучения нового материала дается задание заполнить таблицу. Сначала учащиеся должны сформулировать критерии сравнения двух восстаний, а затем приступить к ее заполнению.

Вопросы для сравнения

Восстание У. Тайлера

Главное формируемое действие — действие по выбору критериев сравнения , осознание цели и основания сравнения. Далее необходимо сделать вывод о сходствах и отличиях изучаемых событий. Если задание выполнено полностью, то учащиеся легко найдут сходства и отличия двух событий и сделают правильные выводы. Затем провести проверку, сравнить с правильным вариантом на доске, и каждый сможет ответить на вопрос, достиг ли он поставленной цели.

Прием «Домысливание». Предлагаю тему урока и слова «помощники». С помощью слов «помощников» сформулируйте цели урока:

Выясним… Узнаем… Научимся… Проверим…

Тема «Бунташный век»

Выясним… почему такое название

Узнаем… какие бунты были

Научимся…сравнивать и сопоставлять бунты, находить общее и отличное..

Проверим…действительно ли его можно назвать бунташным веком

• Использование оптических иллюзий для постановки цели урока. Например, при постановки цели урока «Архитектура Древней Греции» учащимся можно показать изображение храма Парфенона и рассказать о том, что при строительстве данного храма архитекторы сделали акцент на колоннах храма. Равномерно уменьшив объем колонн у верхних и нижних оснований, строители добились зрительного ощущения четко выведенной вертикали. Использование подобного эффекта привело к тому, что строение кажется большим по размеру, чем на самом деле.

  • узнать особенности архитектуры, скульптуры и театра Древней Греции.
  • Виды памятников греции.

• Постановка цели через расшифровку ребусов.

Изучая тему «Смута» 7 классе учащимся можно предложить решить ребус и, исходя из получившегося слова, определить цель урока. И тут же можно дополнить методом работы с термином.

• Постановка цели через решение кроссвордов . С помощью современных интернет-программ легко можно составить кроссворд с использованием нужных именно вам слов. Определив ключевое слово, учащиеся формулируют цель урока.

• приём постановки цели «Собери пазлы». При изучении темы «Отечественная война 1812 года» в 8 классе, учащимся предлагается собрать пазл, определить событие, которое изображено на репродукции, и поставить цель урока. В качестве картинки для пазлов можно использовать репродукцию картины баталиста Василия Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г). Это как вариант для работы в группах

  • Рассмотреть причины войны 1812 года.
  • Осветить ход сражений.
  • Выявить последствия войны 1812 года.

• Прием «Отсроченная тема» через постановку проблемного вопроса, стихотворение и т.д.

При изучении темы «Смутное время» учащимся предлагаю прочитать отрывок стихотворения, определить, о чём идёт речь и сформулировать цель урока, поставить задачи

Был Грозный на расправу скор, жесток –
И сила беззаконья и закона.
И смерть его раздоров всех исток –
Борьба бояр кровавая у трона.

Она была подобна схватке свор.
Кто одолел, те правили с грехами.
Борьба властей – трагический раздор.
Был смутными закончен временами.

Врагам на растерзанье сдали Русь:
Безвластье и предательство в расцвете.
Как я такого времени страшусь!
Бесследно всё – кто за беду в ответе?

Из прошлого не выкинуть строки.
Отечество спасло простонародье.
К своей судьбе вернулись мужики,
Где ожидало старое невзгодье.

. Взойдёт не скоро светлая заря –
И жизнь не зря по-черному бранили:
Нашли народу нового царя
И на века холопство сохранили..

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания — это коллективное действие, каждый ученик —участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения — урока. Дети учатся высказывать свое мнение, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является современным и помогает создать на уроке ситуацию успеха

Источник

Читайте также:  Нитроксолин способ применения детям
Оцените статью
Разные способы