Способы постановки целей по блуму

Таксономия Блума как методика оценки успешности обучения

Таксономия целей Блума помогает правильно определить задачи обучения. Многим кажется, что это — получение знаний. Но на самом деле школы и другие учебные заведения должны научить анализировать полученную информацию, сопоставлять ее и делать выводы. Как это сделать?

Таксономия Блума — что это такое

Если сказать кратко, таксономия Блума — это классификация педагогических целей. Ее создатель, как видно из названия, — профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум. В 50-е годы прошлого столетия он пытался систематизировать цели и задачи обучения. Результатом этой работы и стала теория, которая по прошествии десятков лет вызывает массу споров. Но при этом активно используется при создании образовательных программ.

Согласно таксономии Блума, обучение — это не просто запоминание каких-либо фактов. Оно должно включать в себя их анализ и оценку.

Можно сказать, что таксономия Блума — это педагогическая методика по запоминанию и усвоению знаний.

Таксономия мыслительных умений Блума (глаголы действия)

Свои мысли по поводу педагогического процесса автор выразил в книге «Таксономия образовательных целей: сфера познания». Там он рассказал о том, в какой иерархии находятся образовательные цели. Если смотреть на пирамиду снизу вверх, цели идут в таком порядке:

На каждом уровне учащийся побуждается к действию. Для этого используются специальные глаголы таксономии Блума. Обучение выглядит так:

Уровень пирамиды Определение Действия педагога Действия ученика Глаголы
Знание Выделение важной информации Рассказать, показать, при необходимости направить Принять, запомнить, распознать Перечислить, запомнить, назвать
Понимание Понимание полученной информации, объяснение своими словами Сравнить, противопоставить, продемонстрировать Объяснить, преобразовать, продемонстрировать Обсудить, определить, рассказать
Применение Применение новых знаний в конкретных ситуациях Наблюдать, помогать, критиковать Показать знания, решить поставленные задачи Применить, вычислить, изменить, выбрать, классифицировать, завершить, инсценировать, провести эксперимент, соотнести, спланировать, решить, использовать
Анализ Разделение информации на отдельные, связанные между собой части Направить, исследовать, проинформировать Разделить, обсудить, раскрыть Проанализировать, сгруппировать, сравнить, связать, упорядочить, проверить
Синтез Обобщение информации Обобщить, оценить, порассуждать Обобщить, сформулировать, спланировать Сгруппировать, скомбинировать, разработать, предложить, перегруппировать, установить, заменить
Оценка Оценивание знания согласно определенным критериям Уточнить, допустить, гармонизировать Провести дискуссию, оценить, выбрать Доказать, сделать выводы, обосновать, порекомендовать, суммировать, проверить, оценить

Три области обучения

Таксономия учебных целей по Блуму включает три области образовательной деятельности. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Когнитивная

Это знания и развитие интеллекта. Сюда включаются запоминание каких-либо фактов, распознавание информации, построение связей и т.д.
Блум разделил когнитивный процесс на шесть частей. Они описаны выше в таблице по таксономии Блума. Приведем примеры и инструменты, используемые в каждой из них:

Уровень Примеры Инструменты
Знание Цитирование правил техники безопасности, котировки цен наизусть Выделение важных моментов в тексте, повторение после чтения, использование флэш-карточек
Понимание Записать принципы по-своему, своими словами. Объяснить материал другому человеку так, чтобы он понял Аналогии, метафоры, заметки, поиск в интернете
Применение Высчитать, сколько сотрудник должен быть в отпуске, не используя компьютер и специальные программы. Оценить надежность, воспользовавшись законами статистики Практические занятия, обучение в группе
Анализ Выявить сделанные в рассуждениях логические ошибки
Синтез Составить инструкцию Пример заданий по таксономии Блума — составление э ссе, создание новой модели
Оценка Выбрать из нескольких кандидатов самого лучшего. Принять лучшее для этой ситуации решение

Аффективная

Эта область обучения тесно связана с чувствами, эмоциями, настроением. Также имеет несколько уровней:

Процесс Описание Пример Ключевые слова
Восприятие Готовность слушать, внимание (избирательное), осведомленность в каких-то вопросах Уважительно выслушать другого человека Признание, внимательность, понимание
Реагирование Учащиеся активно участвуют в процессе, готовы отвечать Участие в обсуждении, работа с презентациями Ответить, помочь, исполнить, рассказать
Усвоение ценностей Человек придает ценность явлению или объекту Проявление чувствительности к различиям в культуре, вера в процесс демократии Ценить, оберегать, инициировать, делиться, уважать
Организация ценностей Учащийся превращает ценности в приоритеты, противопоставляет их друг другу, разрешает конфликты Ученик понимает, что между свободой и ответственностью нужно сохранять баланс Связать, сравнить
Интернализация ценностей У учащегося есть ценности, определяющие его поведение. Он действует последовательно, предсказуемо В самостоятельной работе человек уверен в себе. Он решает проблемы, используя объективный подход. Принимает людей такими, какие они есть Действовать, выполнять, задавать вопросы, проверять, решать

Заключение

Споры об актуальности таксономии Блума как методики оценки успешности обучения, наверное, будут продолжаться еще долгие годы. Одни будут критиковать иерархию в пирамиде. Другим не понравится разделение на области обучения. Но можно сказать одно: теория стала большим шагом вперед в процессе выделения педагогических целей. Благодаря ей учителя правильно построят обучение, а ученики не только получат знания, но и научатся оценивать их и применять в жизни.

Источник

Формулирование целей обучения. Таксономия Блума.

При создании обучающего курса авторам необходимо сформулировать цели обучения.

Согласно теории Бенжамина Блума, цели обучения зависят от иерархии мыслительных процессов (запоминание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).

Таксономия Блума — таксономия педагогических целей в познавательной сфере , предложенная в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом ( 1913 — 1999 ).

Для каждого уровня иерархии существует ряд активностей (глаголов, которые сопутствуют процессу:

знание (запоминание)

Глаголы: Перечислите, запомните, назовите, напишите, сымитируйте, определите, выучите.

понимание

Глаголы: Обсудите, определите, расскажите, объясните, суммируйте, опишите, сформулируйте, проиллюстрируйте, продемонстрируйте.

применение

Глаголы: Примените, вычислите, измените, выберите, классифицируйте, завершите, продемонстрируйте, обнаружьте, инсценируйте, задействуйте, исследуйте, проведите эксперимент, проиллюстрируйте, интерпретируйте, модифицируйте, оперируйте, потренируйте, соотнесите, спланируйте, покажите, сделайте набросок, решите, используйте

анализ

Глаголы: Проанализируйте, оцените, сгруппируйте, вычислите, категоризируйте, классифицируйте, сравните, свяжите, противопоставьте, критикуйте, обсудите, дифференцируйте, различите, разделите, исследуйте, проведите эксперимент, объясните, выведите, упорядочьте, усомнитесь, соотнесите, выберите, разделите, проверьте

синтез

Глаголы: Сгруппируйте, соберите, скомбинируйте, составьте, создайте, разработайте, сформулируйте, обобщите, объедините, придумайте, модифицируйте, организуйте, спланируйте, подготовьте, предложите, перегруппируйте, перепишите, установите, замените

оценка

Глаголы: заключите, оцените, поддержите, одобрите, рекомендуйте, покритикуйте, одобрите, сделайте выводы.

Каждый уровень пирамиды Блума основывается на предыдущем. Внизу лежит запоминание, а наивысшей точкой когнитивных способностей и целей обучения лежит способность к независимой оценке.

Первые три уровня описывают конкретные результаты обучения (запоминание, понимание, применение). Дальше описываются мыслительные активности, которые необходимы для достижения этих результатов.

С точки зрения ТРЕНИНГА:

Три типа обучения:

KSAs (Таксономия Блума)

A – influence attitude

У Блума Знание- Понимание- Использование- Анализ- Синтез- Оценка

Знание (Cognitive) –также развитие инетеллектуальных навыков. Например, бухучет, стадии развития детей, знание, как издать книгу и т.д.

Навыки (psychomotor) –физические движения, координация. Например, умение пользоваться 3д принтером, хорошо слушать или пинать мяч.

Отношение (affective) –чувства, мотивация, энтузиазм. Хотя этому невозможно научить, тренинг может этот процесс спровоцировать.

Источник

Профиль обучения: биолого-химический

Блок уроков: ВРЕМЕНА ГОДА

Система целей курса

Тема, уровень владения

При следующих условиях

Ученик будет иметь следующие результаты

Соответствующие следующим критериям

Достижение которых можно проверить с помощью

Усвоена тема «Погода». Выполнены упражнения на прогнозирование, запоминание

Знать слова: снег, мороз, холод, метель, мерзнуть, отогреваться, ходить на лыжах. Уметь применять их в предложениях из 4-5 слов в устной речи

Распознает перечисленные слова на слух, узнает в тексте и правильно читает. Правильно выстраивает порядок слов в предложениях. Правильно применяет слова по назначению

Аудирование или частный диктант. Чтение контрольного текста. Ответы на вопросы. Задавание вопросов.

В этом фрагменте таблицы показан пример очень условный, который с точки зрения преподавателей может быть раскритикован и морально уничтожен. Но нам здесь важно не конкретное содержание того или иного учебного материала, а принцип работы. В третий столбец вписываются конкретные планируемые результаты обучения для всех уровней каждой темы курса, обозначенной в первом столбце. В четвертом столбце указываются, по каким признакам можно определить, что эти цели достигнуты, как это выражается в действиях. Фактически речь идет о практическом подтверждении диагностичности поставленных целей. Средства, позволяющие это обнаружить называются в пятом столбце. Труднее всего учителю заполнить второй столбец: при каких условиях цели могут быть достигнуты. Сюда входят ранее приобретенные знания, на которых базируется новый материал, и перечень всех процедур, действий, которые необходимо проделать для подготовки изучения нового материала. При этом указываются методы, организационные формы, средства, по возможности – и отдельные технические приемы.

Как видно, работа с такой таблицей весьма трудоемка, хотя и чрезвычайно полезна. Более простой способ содержится во втором варианте. Этот вариант представляет собой сетевой план формирования знаний, умений и навыков, представленных кооперационно. В этом случае учителю легко отслеживать результативность деятельности.

Источник

Смешанное обучение в России

Соответственно каждому уровню с помощью определенных глаголов может предлагаться набор задач.

Так, например, для уровня ЗНАНИЙ подойдут задачи, начинающиеся с глаголов: запомните, повторите, перечислите, назовите, напишите, сымитируйте, определите, выучите и т.д.

ПОНИМАНИЕ достигается путем объяснения, описания, определения, обсуждения, формулирования, иллюстрирования, демонстрации.

Задачи, нацеленные на ПРИМЕНЕНИЕ знаний, формулируются с помощью глаголов решать, планировать, объяснять, изображать, экспериментировать, тренироваться, показывать, использовать, учить, демонстрировать и др.

АНАЛИЗ аналитические способности формируются заданиями с ключевыми глаголами исследовать, сравнивать, противопоставлять, разделять, интерпретировать, анализировать, группировать, отбирать, классифицировать и т.д.

В свою очередь способности к СИНТЕЗУ тренируются задачами, ориентированными на составление, сочинение, соединение, конструирование, воображение, формулирование, построение, изобретение.

ОЦЕНКА Последняя группа направлена на самостоятельную интеллектуальную деятельность и требует умения делать заключения, уметь оценивать, одобрять, поддерживать, рекомендовать, критиковать и делать выводы.

При этом каждый уровень когнитивной пирамиды, по Блуму, базируется на предыдущем. В основе всего лежит запоминание, а наивысшей точкой как когнитивных способностей, так и целей обучения является способность к независимой оценке. Казалось бы, идея ясна: без запоминания и знания невозможно понимание, без понимания невозможно использование, без освоения начальных уровней невозможен анализ и синтез, а без всего этого невообразима творческая оценка явлений и событий.

Уровни таксономии Блума

Для каждого уровня таксономии опишем Навыки/ Примеры заданий / Типологию заданий / Достижение цели

Знание

Повторение или распознавание информации.

Примеры заданий: Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.

Типология заданий: Задания на воспроизведение нового материала

Достижение цели: Ученик воспроизводит термины, знает конкретные правила, понятия, факты и т.д.

Понимание

Схватывание (понимание) смысла информационных материалов.

Примеры заданий: Описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому.

Типология заданий: Задания на узнавание изученного явления, его интерпретацию и преобразование.

Достижение цели: Ученик понимает факты, правила, интерпретирует схемы, графики.
На основе имеющихся данных предположительно характеризует будущие последствия.

Применение

Применение в сходной ситуации.

Примеры заданий: Применить, проиллюстрировать, решить.

Типология заданий: Задания на применение знаний (правил, теорий) на практике, то есть в новых конкретных условиях.

Достижение цели: Ученик использует ранее полученные знания не только в стандартных условиях, но и в новых ситуациях и правильно их применяет.

Анализ

Определить части и структуру.

Примеры заданий: Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия.

Типология заданий: Задания на анализ материала, то есть выделение отдельных элементов и установление логики их взаимосвязи.

Достижение целиУченик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждений, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.

Синтез

Соединить части по-новому.

Примеры заданий: Создать, придумать дизайн, разработать, составить план.

Типология заданий: Задания на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое.

Достижение цели: Ученик делает творческую работу, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из нескольких областей.
Это творческая переработка информации для создания нового целого.

Оценка

Оценить значимость на основе критериев.

Примеры заданий: Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

Типология заданий: Задания на оценку каких-либо явлений по определенным критериям.

Достижение цели: Ученик может выделять критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия

Таксономия образовательных целей

Познавательные цели охватывают все, что связано с приобретением знаний и развитием умственных навыков. Таксономия Б. Блума представляет собой иерархию следующих мыслительных навыков: знание, понимание, применение, анализ, оценка, творчество .

1. Уровень знания — нижний, начальный уровень. Все цели, относящиеся к этому уровню, формируются в терминах механического воспроизведения изученного материала. Например: «Знает признаки весны», «Запомнит название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 20».

2. Чтобы продемонстрировать уровень понимания, учащиеся должны изложить изучаемый материал своими словами. Способность изложить информацию своими словами подтверждает, что учащиеся ее усвоили. Например: «Расскажет о домашних животных», «Определит нечетные числа».

3. На уровне применения цели предполагают применение полученных знаний при выполнении стандартных и нестандартных заданий. Например, «Применяет простые методы вычислений».

4. На уровне анализа ученики в состоянии разделить изученный материал на отдельные составляющие, определить их взаимосвязь. Например, «Ученики смогут разложить произведение числа на множители», «Опишут внешний вид одного из диких животных».

5. На уровне оценки ученики демонстрируют свое отношение к получаемой информации, делают содержательные оценочные суждения об изучаемом материале, о новых данных, относящихся к предмету изучения, При этом основываются на анализе, адекватных доводов и четких критериев. Например, «Может аргументировано объяснить эффективность выбранного метода решения».

6. На уровне творчества ученики, используя свои творческие возможности, представляют изученный материал в новой форме. Например, «Самостоятельно составляет задачу на применение простых методов вычисления».

Источник

Читайте также:  Способы увеличения налоговых доходов
Оцените статью
Разные способы