- Постановка звука [С] у детей
- Артикуляция звука [С]
- Недостатки произношения звука [С]
- Постановка звука [С].
- Первый этап — подготовительный.
- Примеры артикуляционных упражнений для свистящих звуков:
- Второй этап — это непосредственно постановка звука [С].
- Постановка звука [С] — приём «свисток» .
- Третий этап — закрепление и автоматизация.
- Примеры заданий и упражнений на автоматизацию:
- Итоги
- Способы и приёмы постановки свистящих звуков различной этиологии. учебно-методический материал по логопедии по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Постановка звука [С] у детей
Постановка звука [С], как и любого другого звука происходит в три этапа. Чтобы достичь желаемого результата в процессе коррекции звукопроизношения, важно знать правильную артикуляцию речевого аппарата при произношении того или иного звука. В этой статье вы познакомитесь с примерами артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, узнаёте способы постановки звука [С], в зависимости от вида сигматизма. Также сможете подобрать задания для автоматизации звука.
Артикуляция звука [С]
Звук [С] — согласный, глухой, твёрдый, переднеязычный.
В норме к четырём годам у детей сформировано верное произношение свистящих.
Артикуляция звука [С]
Губы растянуты в широкой улыбке, видны зубы, между которыми расстояние около 2 мм.
Конец языка упирается в нижние резцы, спинка языка занимает позицию «горки».
По середине языка образуется желобок, через который идёт холодная струя воздуха.
Не используем голос.
Недостатки произношения звука [С]
- Межзубный сигматизм. При произношении звука [С] конец языка попадает между зубов. Тем самым препятствует выходу воздушной струи. Выдуваемый воздух становится тёплым. Получаемый звук напоминает [Т].
- Носовой сигматизм. Язык уходит назад, губы соединены. Воздух поднимается к мягкому нёбу и выходит через нос. Часто вместо [С] слышно подобие [Х]. Здесь важно убедиться, что у ребёнка нет ринолалии и ринофонии.
- Боковой сигматизм. Язык уходит в бок. Причём не просто в сторону, а один край языка вверху, другой внизу. Расстояние между зубами увеличивается. Выдыхаемый воздух идёт по бокам. Произносимый звук напоминает «хлюпанье».
- Губно-зубной сигматизм. Издаваемый звук напоминает [Ф]. Верхняя челюсть выходит вперёд. Получается, что нижняя губа соприкасается с верхними зубами.
- Призубный сигматизм. Звук напоминает [Т]. Конец языка одновременно упирается в верхние и нижние резцы. В итоге воздух не может свободно выходить.
- Шипящий сигматизм. Конец языка уходит глубже в полости рта, спинка поднимается высоко, по середине языка не образовывается желобок. Появляется «шипение». Напоминает звук [Ш] (шабака).
В случае парасигматизма происходят стойкие замены свистящих звуков. Смягчение не [С], а [С’], также замена на [Т], [Ф]. Т.е. звук не напоминает определённый, в следствии неправильной артикуляции, а ребёнок конкретно заменяет [С], на другой звук.
Постановка звука [С].
Первый этап — подготовительный.
Постановка звука начинается с подготовительной работы, которая включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие речевого дыхания, установление уровня слухового восприятия.
Логопеду необходимо знать, что ребёнок дифференцирует звуки. Если речевое дыхание развито слабо, то возможны сложности в ходе постановки звука. И, конечно, самая важная часть подготовки — это артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляции речевого аппарата— это отличный способ подготовки органов речи.
Примеры артикуляционных упражнений для свистящих звуков:
1.«Улыбка». Губы сильно растянуты в улыбке. Зубы спрятаны.
2. «Лягушка». Ребёнок улыбается широко. Зубы видны и сомкнуты. Удерживаем положение около десяти секунд и отдыхаем. Повторяем 5-7 раз.
«Подражаем мы лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам».
3. «Чистим зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка «чистим зубы». Водим язычком по внутренней части нижних зубов. Важно чтобы язык скользил ближе к дёснам, а не по краю зубов. Челюсть зафиксирована.
4. «Качели».Улыбнуться, рот приоткрыт, язык поочерёдно поднимается и опускается, кончик языка упирается в резцы (верхние и нижние, соответственно).
«Сели дети на качели и взлетели выше ели.
На качелях вверх — вниз, ты качаться не ленись».
5. «Накажи язычок». Приоткрываем рот, кладём язычок на нижнюю губу (стараемся расслабить язык, убрать напряжение). Начинаем пошлёпывать его губами, произносим «пя-пя…..». Надо удержать расслабленный язык около 10 секунд. «Похлопывание» происходят на одном выдохе.
6. «Горка». Открываем рот. Кончик языка упирается в нижние резцы. Спинка языка приподнята вверх.
7. «Мяч в ворота». Вытягиваем губы трубочкой и дуем на «мяч» из ваты в импровизированные ворота. Особенность данного упражнения: мяч должен попасть в ворота на одном выдохе. Также следите, чтобы дети не надували щёки.
Приёмы развития речевого дыхания можно найти в статье «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста».
Время отведённое на артикуляционную гимнастику в среднем составляет 5 минут за одно занятие. Лучше проводить её несколько раз в течение дня. Не стоит ребёнка сразу знакомить со всевозможными упражнениями. Выберите 3 задания и отрабатывайте их. Работа над артикуляцией речевого аппарата — это работа над мышцами и она требует усилий от малыша. Не забывайте, что все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок видел правильно ли он делает упражнение.
Второй этап — это непосредственно постановка звука [С].
Выделяют три способа постановки звука: по подражанию, постановка от опорных звуков, постановка с механической помощью (зонды, ватные палочки, шпатели). Часто имеет место быть смешанный способ.
Техника подражания подходит, если присутствуют небольшие дефекты звукопроизношения или звук [С] отсутствует. Обязательно на занятии зеркало, так как ребёнок должен видеть вашу артикуляцию и свою.
- Предложите ребёнку широко улыбнуться, чтобы были видны зубы.
- Кончик языка напрягаем и упираемся им в нижние резцы.
- Попросите ребёнка подуть (на шарик, в бутылочку, на пёрышко) и вы услышите звук [С]. Для детей дошкольного возраста важно, чтобы был игровой момент.
Губно-зубной сигматизм — пробуем произнести [С] при раздвинутых губах и обнажённых зубках. Нижняя губа не должна «уходить» вверх. Можно её придержать рукой. Выдыхаемая речевая струя не должна уходить в щёки. Практикуем межгубное дутьё (в бутылку, на свечу).
Предложите ребёнку улыбнуться и подуть — получается межзубное дутьё. Следующий этап это спрятать язык за нижние резцы.
Межзубный и призубный сигматизм. Необходимо механическое воздействие. Надавить ватной палочкой на кончик языка и спрятать его за нижние резцы. Придержите язык и попросите ребёнка подуть, а после произнести [С]. Сначала отдельно, а затем в слоге.
В случае шипящего сигматизма используется межзубное дутьё, «фыркаем» на язык. Затем практикуем межзубное произношение [С] слогов, слов и фраз. Язык должен зафиксировать необходимое положение. После этого отводим его кончик за нижние резцы.
При боковом сигматизме: межгубное дутьё, межзубное дутьё, межзубное произношение [С] в слогах, словах, предложениях. Затем при помощи механического воздействия уводим язык в за зубы.
Носовой сигматизм. Здесь надо выработать воздушную струю по центру языка (дутьё на свечу, ватку). Начинаем с отработки межгубного дутья, затем межзубное дутьё и произношение [С] в слогах, словах, фразах. Переводим кончик языка в зазубное положение.
Постановка звука [С] — приём «свисток» .
Есть приём постановки [С] , который подходит для всех видов сигматизма.
Назовём его «свисток». Механическое воздействие на язык оказывает сам ребёнок с помощью пальца. В чём суть данного способа?
Дошкольник кладёт свой указательный палец (около 2 сантиметров) на широкий язык, который лежит за нижними зубами. Верхними зубками он прикусывает палец. Условно у него «свисток» во рту. При этом губы растянуты в широкой улыбке, при которой хорошо видны зубы. Логопед предлагает подуть ребёнку. Органы артикуляции должны остаться зафиксированными. При таком способе закреплять [С] лучше в обратных слогах.
Третий этап — закрепление и автоматизация.
Постановка правильного произношения изолированного звука это только начало пути. Теперь важно его автоматизировать. Автоматизация проходит постепенно.
Примеры заданий и упражнений на автоматизацию:
• Слоги для повторения отражённо
СА — СА — СЫ
СА — СЫ — СА
СЫ — СА — СЫ
АС — ОС — УС
УС — ЫС — АС
СВА СМО СПА (выбирают те звуки, которые ребёнок произносит правильно)
СВО СМУ СПУ
• Разучивание чистоговорок.Са – са — са — летит оса.
Су — су — су — видели осу?
Сы — сы — сы — нет осы. (ребёнок может произносить слоги, а логопед продолжать предложение. Затем можно поменяться местами).
• «Выбери и назови».
Перед дошкольником лежат картинки. Его задача выбрать и назвать те, на которых изображены продукты питания. (сок, сахар, диван, сыр, суп, стул).
• Слова для повторения отражённо.
Сок, Соня, сова, носок, кусок, сокол, лесок, голосок, колесо, солнце, фасоль.
• «Один — много» Взрослый говорит слово в единственном числе, дети во множественном).
Сок — соки
собака — собаки
насос — насосы
• «Закончи предложение».
Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает, найдя соответствующую картинку.
На суку сидит (сова).
В лесу растёт (сосна).
Соня пьёт (сок).
• «Назови ласково». (собака — собачка, сова — совушка).
• Работа с сюжетной картиной. Картину подбирайте исходя из отрабатываемого звука. И задавайте соответствующие вопросы.
Итоги
Заданий на автоматизацию звуков огромное множество. Помните занятие должно проходить в игровой форме. Так как именно игра является ведущей деятельность у дошкольников. Детям скучно повторять одни и те же слоги. Придумайте сказку. Нарисуйте карту путешествия. Пусть он «идёт» по дорожке и выкладывает камешки на ней. Один камень = один слог или слово.Можно использовать магнитный жезл. Собирать фишки жезлом, при верном произношении слова или слога. Или пусть накачивает импровизированный насос. Не следует форсировать события. Коррекционная работа предполагает поэтапность. Нельзя переходить на следующий уровень, если ещё не доведён до автоматизма предыдущий. Не забывайте включать в занятие задания на развитие мелкой и крупной моторики, задания на развитие интеллекта и познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, воображения), отработку слоговой структуры слова. Обратите внимание, какие игры ребёнку наиболее интересны, что его больше увлекает. Удачи Вам на пути коррекции звукопроизношения!
Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
Источник
Способы и приёмы постановки свистящих звуков различной этиологии.
учебно-методический материал по логопедии по теме
Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребенок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_i_priyomy_postanovki_svistyashchih_zvukov.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Митрофановский детский сад
Выступление на районном
Способы и приёмы постановки свистящих звуков
Шафоростова Елена Ивановна.
Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребенок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Основные виды речевых нарушений
Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта—плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух;
—недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков;
—дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);
—отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, сюсюканье» и т. д.).
Развивать СЛУХОВОЕ восприятие звука
Формировать ЗРИТЕЛЬНЫЙ образ звука
а) практический показ
в) артикуляционный профиль
Создавать КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ образ звука
Использование приемов БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ
Подготовка речевого аппарата к освоению навыков произношения звука (С)
Артикуляционные упражнения для свистящих звуков
«Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Фокус»
Существуют основные или базовые способы постановки звуков, которые используются при формировании всех или почти всех звуков языка. Применительно к постановке конкретных звуков эти способы по-разному видоизменяются и приспосабливаются, а также комбинируются между собой. При постановке звуков желательно использовать также некоторые дополнительные приемы, повышающие эффективность работы над звуками.
Постановка звука по подражанию, когда он отсутствует в речи ребенка.
Постановка звука с использованием опорного звука
Постановка звука по показу артикуляции.
Постановка звука с механической помощью.
Постановка звука [С] по подражанию
Постановка звука [С] от артикуляционных упражнений
Ребенку дается инструкция:
«Положить широкий язык на нижнюю губу, завести кончик языка за нижние зубы, сблизить зубы, улыбнуться и выдохнуть»
Постановка звука [С] на выдохе
Приоткрыв рот, разместить плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами.
Сомкнуть, но (не сжать) зубы в форме правильного прикуса и вытянуть губы в улыбку.
«Всосать» в себя очень немного воздуха (слегка охладить кончик языка). Послышится подобие тихого звука [С] .
«Сдуть холодок» сквозь зубы с кончика языка наружу, «процедить» его сквозь зубы. Губы должны оставаться в широкой улыбке.
На вдохе и выдохе гонять туда-сюда с кончика языка маленькую порцию холодка.
Затем надо свистеть только на выдохе – прерывисто, с паузами
Для звука [С] опорными являются звуки [И] и [Ф]
Звуки [С], [И] одинаковые по месту образования (переднеязычные)
Звуки [С], [Ф] одинаковые по способу образования (щелевые)
Постановка звука [С] от звука [Ф]
На фоне звука [Ф] оттягивается вниз нижняя губа.
Кончик языка при этом рефлекторно отодвигается за нижние зубы.
Постановка звука[С]от звукосочетания [ИЭ] (слайд 12)
(английское «yes»)Ребенок последовательно проговаривает звуки [ИЭ],
оставляет язык в данном положении, сближает зубы и добавляет выдох.
Постановка звука [С] от звука [Ц]
Попросите ребенка протяжно произнести звук [Ц]. Обратите его внимание на звук [С], который слышится после [Т]. Скажите ему, что этот звук напоминает свист комара.
Пусть ребенок произносит звукосочетание [ЦСС] таким образом: [ ЦС – С – С – С ], прерывая звучание звука С короткими паузами. В дальнейшем паузы следует удлинять. Затем предложите ребенку произнести изолированный звук [С], – сразу «посвистеть» как комар.
После этого переходите к произнесению слогов
Постановка звука [С] от звука [С’]
Ребенок тянет верхнеязычный звук [С’].Губы должны быть вытянуты в улыбку.
Во время длительного произношения [С’] ребенок должен постепенно округлять губы и, в конце концов, вытянуть их в трубочку, как при произношении гласного У, только оставив, более широкое отверстие.
Вы беззвучно показываете ребенку, каким образом нужно менять форму губ.
Звук [С’] зазвучит более твердо, прохладная струя воздуха становится более теплой
Постановка звука [С] механическим способом
Постановка звука [С] с механической помощью
Ребенок должен улыбнуться и поместить широкий распластанный язык между зубами так, чтобы на нижних зубах лежал только его распластанный кончик.
Предложите ребенку подуть на самый кончик языка и положите вдоль средней линии языка зубочистку, слегка надавливая ею на язык. Зубочистка должна входить в рот примерно на 2 см.
Перемещайте зубочистку, ищите положение, в котором звук [С] будет звучать наиболее правильно.
Недостатки произношения свистящих (и шипящих) звуков называются сигматизмом. Различают следующие виды сигматизма.
Для выработки дифференцированных движений кончика языка предлагается массаж, легкое покусывание.
Для укрепления мышц нижней челюсти — имитация жевания, открывание рта с сопротивлением, подставив тыльную сторону руки под подбородок, выдвижение нижней челюсти вперед.
Для укрепления круговой мышцы рта — миогимнастика
Постановка звука (С)
Пусть ребенок высунет очень широкий язык между зубами. Кончик языка должен располагаться на уровне резцов или чуть высовываться вперед. Губы должны быть сильно растянуты в улыбку. Желательно (если получится), чтобы ребенок слегка прикусил язык с обеих сторон по бокам коренными зубами.
В таком положении пусть ребенок дует себе в середину ладони на ватку, «делая» струю воздуха как можно холоднее. Пытаясь сдуть ватку, ребенок создаст по средней линии языка «желобок».
Объясните ребенку, что по этому «желобку» идет воздух, обратите его внимание на то, что при этом слышится свист.
Артикуляционные упражнения: активизирующие мягкое нёбо,
укрепляющие мышцы задней стенки глотки,
способствующие наращиванию валика Пассаванта
Наиболее эффективны такие упражнения, как сухое заглатывание, позёвывание, покашливание, пение мелодий на «А – а – а…».
В качестве массажа мягкого нёба используются полоскания «тяжелой» жидкостью (киселем, соком с мякотью)
Зондовый массаж и зондовый массаж при боковом сигматизме.
ТРЕХЭТАПНЫЙ способ постановки звука
Добиваться образования желобка по средней линии языка. Для этого произносить звук [Т] с аспирацией (придыханием), наличие которого контролируется тактильными ощущениями; получается слитное сочетание смычного и щелевого звука, где после взрыва слышен звук напоминающий английское [th]
2.Сделать то же самое, опустив язык за нижние резцы и сжав зубы; получится звук близкий к фонеме [Ц] , в составе которой слышатся звуки [Т] и [С] , но не следует указывать на это ребенку.
3.Постепенно удлинять звук [С] и отделять его от звука [Т].
Губно-зубной сигматизм и призубный сигматизм
ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ на слух звуки [С] – [Ф]с использованием пиктограмм.
2. ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ:
удерживать положение губ в улыбке с обнажением резцов
движение нижней губы вверх – вниз;
удерживать широкий кончик языка у нижних резцов, касаясь их;
ОТРАБАТЫВАТЬ опорный звук.
Использовать ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ при положении губ в улыбке длительно произносить звук С, а затем и слоги со звуком С, придерживая при этом нижнюю губу ребенка его же пальцем, приставленным к ямочке под нижней губой.
С напряжением произносить [ИЕ] — это способствует торможению движения вверх нижней губы, подготавливает нужную форму языка и направленную концентрированную воздушную струю
Произносить звук [Ф], выдвигая язык вперед и упирая его кончик в нижние зубы. К шуму, свойственному звуку [Ф], должен присоединиться свистящий шум.
Постановка звука [С] от звука [Т]
Пусть ребенок выдохнет воздух и вслед за Вами длительно произносит звук [Т] . На ладони струйкой должен ощущаться выдох.
Попросите ребенка сильно улыбнуться (вытянуть губы «в ниточку»). Обратите внимание ребенка на то, что вслед за [Т] слышится свист
Для уточнения звучания можно немного увеличить просвет между зубами и, «свистя» немного шевелить языком около зубов.
Дифференцировать на слух звуки [С] – [Щ]
Формировать артикуляционные умения:
а) удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов;
б) удерживать широкий кончик языка у нижних резцов, касаясь их;
в) чередовать движения широкого языка вверх – вниз, касаясь оснований верхних и нижних резцов;
г) чередовать движения широкого языка от нижних резцов к подъязычной уздечке (движения по дну рта вперед – назад);
д) формировать сильную направленную воздушную струю.
Отрабатывать опорные звуки (И), [Ф]
Постановка верхнеязычного варианта произношения
звука [С] от звука [Ш]
Ребенок должен тянуть звук [Ш] и медленно продвигать язык вперед, от альвеол к верхним резцам. Язык не должен отрываться от нёба.
При таком произношении сначала будет слышаться несколько смягченный звук [Ш] , потом неясный свистящий звук и, наконец, правильный звук [С] . Это произойдет, если зубы сомкнуты (верхние резцы находятся прямо над нижними).
Предупредите ребенка, что при движении языка звук будет меняться, предложите вместе послушать, что в итоге получится.
Нарушение произношения звука (З)
Способ №1. Постановка звука [З] по подражанию «Звонок»
Способ № 2. Постановка звука [з] от опорного звука [С]
с использованием тактильно-вибрационного контроля (ладонь ребенка
на горле). Предложите ребенку «погудеть горлышком»
Способ№3 Постановка звука [З] (говорить тихо. а потом громко)
Постановка звука [З] по аналогии с сохранными
согласными [Т — Д], [П — Б] … … [С — З]
Постановка звука [З] от звуков [М] или [Б]Тянуть звук [М], вставляя [С] без пауз сплошным потоком. Получится [мзмзмзмз…].
Или отрывисто произносить звук [Б], вставляя[С]. Получится [бз бз бз бз…].
Не допускать вкрапления гласного, типа [мэс]или [бэс]
Нарушения произношения звука (Ц)
ПО ПОДРАЖАНИЮ: «Тссс!» — нельзя шуметь.
ОТ ОПОРНЫХ ЗВУКОВ:От звуков [Т] и [С]
Ребенок повторяет звукосочетание ТС вслед за логопедом.
От звука [Т] Ребенок произносит звук [Т]. и сильно дует на язык, слегка отодвигая его назад.
Источник