- Постановка стратегических целей
- Стратегические цели
- Что такое стратегические цели компании
- Характеристики
- Виды стратегических целей
- Требования к стратегическим целям
- Направления развития компании
- Положение на рынке
- Инновации
- Маркетинг
- Производство
- Финансы
- Управление персоналом
- Менеджмент
- Карты стратегических целей
- Как определить стратегические цели компании
- Примеры стратегических целей
- Заключение
- Виды целей и методики целеполагания
Постановка стратегических целей
Определение цели — это более конкретный, чем миссия, уровень принятия решений, требующий выработки соответствующих стратегических задач. Стратегия, разработанная для достижения одних целей, не будет применима для достижения других целей.
Сам процесс постановки целей в организации в основном происходит сверху вниз. П. Друкер, разработчик метода управления по целям, считал, что каждый руководитель в организации, от наивысшего до самого низшего уровня, должен иметь четкие цели, которые обеспечивают поддержку целей руководителей, находящихся на более высоком уровне. Когда осуществляется процесс выработки целей, необходим двусторонний обмен информацией, чтобы обеспечить понимание каждым сотрудником его конкретных целей. Кроме уяснения ожидаемых результатов двусторонний обмен информацией позволяет подчиненным сообщить руководителям, что им требуется для достижения поставленных целей.
Эффективность целей — это базовый критерий стратегического це- леполагания. Чтобы цели вели к эффективным решениям, а затем и к действиям, они должны удовлетворять ряду требований.
1. Цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, организация создает чёткую базу отсчета для последующих решений и выполнения контрольных функций. Чем более конкретно сформулирована цель, тем легче ее достичь.
2. Цели должны быть ориентированными во времени. Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей.
3. Цели должны быть реалистичными. Цель должна быть достижимой. Установление цели, которая превышает возможности организации или несоизмерима с внешними факторами, может привести к отрицательным последствиям. Существенным также является то, что цели представляют собой важные мотивы поведения людей в организации. Если цели нереалистичны, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет, поскольку вознаграждения и повышение по службе в основном связаны с достижением цели.
4. Цели должны быть сопоставимыми и взаимно поддерживающими. Стратегическое планирование имеет системный характер, что должно обеспечиваться разработкой скоординированных целей на горизонтальном уровне и взаимно поддерживающих — в рамках управленческой вертикали (иерархия целей). Сопоставимыми должны быть цели различных функциональных областей, быть согласованы с производственными возможностями организации, показатели прибыли должны соответствовать показателям рыночной позиции (определенному росту продаж) и т. д. Взаимоподдержка обеспечивается правильной разбивкой целей на подцели в рамках внутренней иерархии, когда каждая цель должна соответствовать цели более высокого уровня.
Таблица 5.1 Цели функциональных областей | |
Ключевая область | Описание цели |
1 | 2 |
Прибыльность рентабельность) | Может выражаться в различных показателях, таких, как объем прибыли, доход на инвестированный капитал, отношение прибыли к объему продаж (коэффициент чистой прибыли) и др. |
Положение на рынке | Может описываться следующими понятиями: доля рынка, объем продаж в денежном или натуральном выражении, рыночная (отраслевая) ниша |
Производитель ность | Может быть выражена отношением выхода к входу, а также в виде издержек на единицу продукции |
Инновации | Определяют новые способы ведения бизнеса (новые технологии и методы организации производства, внедрение на новые рынки и т. д.) и могут выражаться как в денежных, так и в других показателях |
Продукция | Кроме показателей объема продаж или прибыльности по отношению к конкретному изделию (ассортименту изделий) цели могут быть связаны с выведением нового товара на рынок или снятия с производства |
Финансовые ресурсы | Могут быть выражены движением денежной наличности, структурой капитала, выпуском ценных бумаг, оборотным капиталом, выплатой дивидендов |
Производственный потенциал | Можно описать с помощью таких показателей, как: производственные мощности, постоянные затраты, единицы продукции в натуральном и денежном выражении |
Организация (с точки зрения процесса) | Определяет изменения в структуре или деятельности, может выражаться любым количеством целей |
1 | 2 |
Персонал | Цели могут определять выполнение трудовых функций и отношение к работе, профессиональное обучение, способы мотивации работников |
Социальная ответственность | Может быть выражена целями в форме видов деятельности, ориентированных на участие в решении острых социальных проблем (экология, безработица) |
Неэкономические цели в основном связаны с социальными задачами организации. Формулирование социальных целей является, безусловно, важной задачей, поскольку любая коммерческая организация — это не просто деловая структура, ориентированная на получение прибыли, но и объединение людей, имеющих определенные потребности. Именно от них зависит достижение успеха организацией.
Кроме этого нужно учитывать социальную ответственность организации перед обществом, что может выражаться в таких целях, как: создание дополнительных рабочих мест; оказание благотворительной помощи; принятие на работу безработных, инвалидов, молодых людей и т. д.
Экономические цели организации выражаются в показателях хозяйственной деятельности и могут быть количественными или качественными. Например, количественная цель — увеличение объема продаж на 5% к 2015 г., качественная цель — достижение организацией технологического лидерства в отрасли.
Общие цели необходимо преобразовать в четко сформулированные задачи с указанием ожидаемых результатов, на достижение которых будет направлена деятельность организации.
Задачи, стоящие перед большинством организаций, можно отнести к одной из четырех областей их деятельности: финансовой, обслуживания потребителей, хозяйственной деятельности и внутренних возможностей. Специфические задачи определяются природой организации, а именно: базовой отраслью, организацией производственного процесса, группой потребителей и динамикой рынка.
Процедура разработки целей организации заключается в том, что, отталкиваясь от формулировки миссии и учитывая целевые установки основных субъектов целеполагания, цели формулируются с учетом базовых и стратегических критериев (рис. 5.3).
При стратегическом управлении важно помнить о так называемой иерархической структуре стратегии, которая заключается в следующем: то, что на высшем уровне управления считается средством достижения каких-либо целей, на более низких уровнях оказывается целью. Из этого следует, что стратегия, разработанная для организации в целом, выступает в качестве цели по отношению к структурным подразделениям ор-
ганизации. На основании указанной цели и разрабатываются функциональные стратегии (политики) структурных подразделений, которые в свою очередь являются целями отдельных более мелких подразделений организации или отдельных работников.
Рис. 5.3. Схема разработки стратегических целей организации
Исследователи констатируют тот факт, что постановка цели приводит к значительному увеличению производительности: это было установлено в 90 из 100 публикаций. Ни один из известных в настоящее время способов мотивации даже приближенно не может повторить этот результат. Тем не менее, западные исследователи не смогли определить самую глубокую причину, стабильно приводящую к росту производительности труда персонала при постановке цели.
Источник
Стратегические цели
Целеполагание — первый шаг в развитии бизнеса, так как это определяет дальнейшую стратегию продвижения, реализацию товаров и услуг, принципы организации производства. Каждая цель планируется на определенный временной промежуток и сравнивается в конкретных цифрах, чтобы иметь представление о достигнутом.
Что такое стратегические цели компании
Стратегические цели предприятия ― это система ориентиров для выстраивания долгосрочных планов по развитию компании. В соответствии с этим формируются направления бизнес-стратегий финансовой деятельности, особенностей производства. Например, базой при построении стратегических целей в отношении финансовой составляющей становится максимизация рыночной стоимости предприятия.
Характеристики
Стратегические цели характеризуются:
Полноценностью. Цели формулируются для каждого направления деятельности компании, оценка проводится комплексно или и по отдельным направлениям.
Измеримостью. Планы четко выражены в математических показателях. Можно измерить степень достижения необходимого результата, нагляднее производить расчеты.
Ясностью. Цели не имеют двоякого толкования. Каждый отдел и сотрудник должен понимать задачу в процессе.
Виды стратегических целей
Выбор плана бизнес-стратегии, его реализация зависят от положения компании. Учитывается наличие конкурентов, клиентский спрос, опыт в рыночной нише.
Виды стратегических целей:
Цели задания — основываются на актуальных задачах компании, проявляющихся во внешнем мире.
Цели ориентации — строятся в соответствии с внутренней стратегией организации.
Цели системы — формируются из способа поддержания структуры компании в равновесии. Их задача состоит в создании баланса между различными подразделениями для достижения общих результатов.
Бизнес может быть маленьким, средним или крупным, при этом ему необходимо реализовать на предприятии каждый вид целей. Без этого невозможна работа компании, так как ее развитие происходит во внешних и во внутренних структурах.
Требования к стратегическим целям
Бизнес не может бездумно ставить стратегические цели организации: требуется системность и следование правилам. Цели должны удовлетворять требованиям, чтобы их внедрение положительно сказалось на работе предприятия. Основные из них:
Актуальность — цели должны ставиться в соответствии с актуальным положением дел в компании, чтобы опираться на ее реальные возможности.
Достижимость — нельзя ставить невыполнимые цели: сотрудники не будут стремиться к их выполнению, так как заведомо знают, что не преуспеют в этом деле.
Установление сроков — важно зафиксировать даты, в которые фирма придет к достижению целей. Это помогает проводить работу в одном темпе и оперативно реагировать на происходящее.
Согласованность — в приоритете у компании сразу несколько целей. В этом случае между ними должна устанавливаться очередность, чтобы обеспечить понимание приоритетных и менее приоритетных задач.
Направления развития компании
Есть несколько направлений развития, для которых применяются стратегические цели. Этот инструмент организует работу на следующих уровнях.
Положение на рынке
Стратегические цели могут использоваться, чтобы обеспечить компании рыночное преимущество. Это достигается при помощи завоевания лидерских позиций в выбранном сегменте рынка, через увеличение рыночной доли.
Инновации
Установки, связанные с этой сферой, внедряют в бизнес современные способы развития компании. С этим может быть связано использование технологических новинок, новый способ организации производственной деятельности, выход на новые рынки.
Маркетинг
Задачи в этой сфере сосредоточены на выход компании на лидирующие позиции в области продаж. Цели могут быть направлены на продвижение товарных позиций, формирование имиджа бренда, повышение клиентского сервиса.
Производство
Главные цели этого направления — достижение высоких производственных показателей. К ним относятся: улучшение производительности труда и качества продуктов, уменьшение издержек.
Финансы
Это направление отвечает за показатели финансового обеспечения. Оно сохраняет, поддерживает и приумножает состояние компании, рационально распределяет ресурсы.
Управление персоналом
Стратегические цели нацелены на грамотное взаимодействие с сотрудниками. Это направление связано с созданием оптимальной системы оплаты труда, повышением квалификации персонала, улучшением материально-технических условий, созданием мотивации.
Менеджмент
Эта разновидность целей включает в себя ряд внутренних подразделений. Менеджмент решает управленческие вопросы, занимаясь настройкой социально-экономических систем производства.
Карты стратегических целей
Карты строятся в формате диаграмм для актуальных целей организации. Каждая цель отображается в виде текста на карте. Цели помечаются графически в овале, квадрате или прямоугольнике. На карте расположено несколько целей (чаще всего до 20) в виде горизонтальных полос.
Между указанными целями возникают связи, которые помечают стрелочками. Эти стрелки демонстрируют, как выполнение одной цели влияет на другую.
Как определить стратегические цели компании
Для этого необходимо обратить внимание на положение дел в компании. На первом этапе материала для работы практически нет, поэтому необходимо заняться анализом выбранной ниши. Это поможет оценить масштабы производства, выручку, маркетинговые стратегии. На поздних этапах следует исходить из документов и сведений, которые дадут представление о достижениях компании за период.
Примеры стратегических целей
Рассмотрим внедрение стратегических целей на примере финансовых показателей. Если компания хочет увеличить доход, она выбирает пути реализации стратегии. Например, через развитие отношений с клиентами. Для этого направление выносится отдельным блоком, где прописываются задачи. В блоке «Клиенты» можно прописать:
оперативная доставка товаров для клиентов;
улучшение качества сервисного обслуживания;
внедрение программы лояльности;
организация круглосуточной техподдержки;
проведение дополнительного обучения персонала.
Заключение
Стратегические цели компании — необходимый этап при планировании деятельности организации в долгосрочной и краткосрочной перспективах. Они помогают определить направления для развития, чтобы знать, куда бизнес должен стремиться и какими путями можно реализовать задуманное.
Источник
Виды целей и методики целеполагания
Сегодня, хочу написать о целях и методах их постановки.
Условно модели поведения людей можно разделить на приспособленческую и целеориентированную. Приспособленцы обычно подчиняются обстоятельствам, любят стабильность и подстраиваются к жизненным условиям, а целеустремленные люди предпочитают брать ответственность за свою жизнь, быть лидерами и прилагать усилия для достижения большего комфорта. Оба типа личности имеют плюсы и минусы, а для общества полезно их сотрудничество. Если вы считаете себя приспособленцем и хотите им оставаться — это здорово, и я считаю, нужно иметь смелость, чтобы признать это в нашем обществе, где постоянно пропагандируется, что лидеры лучше других людей (что совершенно не так: все одинаково хороши и полезны).
Цель — это будущий желаемый результат. Для всех людей полезно уметь ставить и добиваться целей, хотя бы бытовых. Целеполагание помогает структурировать, организовать и начать контролировать свою деятельность. И в целом, учит брать ответственность за свою жизнь. Из любых желаний можно сделать цели, но желания превратятся в цель в тот момент, когда они приобретут четкую форму и человек осознает их.
· долгосрочные (стратегические) — на период 5-10 и больше лет
Подразумевается, что ваши стратегические цели составляются на основе ваших ценностей и системы приоритетов или вообще являются ими, если вы не готовы формулировать четкие цели на долгий период жизни.
· тактические — на период от 1 года до 5 лет
Тактические цели, в свою очередь, должны опираться на стратегические и включать в себя большую часть промежуточных целей на пути к главным, так как за 5 лет вполне реально выполнить почти все, что обычный человек может придумать.
· краткосрочные — на период до года
Краткосрочные цели являются самыми понятными, а потому должны быть сформулированы максимально четко и подробно. Их в свою очередь можно разделить на кварталы или по месяцам.
Правильно поставив себе цель, вы становитесь очень «опасным», ведь при грамотном планировании и личной эффективности, о которых я много писала на канале, вы ее точно добьетесь. Но есть несколько рисков , из-за которых даже правильно поставленная цель может быть не эффективна и не зажигать вас:
· Ставя себе краткосрочные и тактические цели, вы игнорируете стратегические. Хотя именно от них следует исходить и постоянно сверяться с ними, т.к. они являются главными целями жизни.
· Цель сформулирована через отрицание — вы стремитесь уйти от какой-то проблемы, а не придти к решению причины этой проблемы. Например, вместо «уменьшение количества болезней» лучше написать «улучшение здоровья и самочувствия».
· Цель не откликается вам — она пришла к вам извне, и вы приняв ее за свою, поставили себе.
SMART — это хорошая методика как для небольших проектов, так и для личных краткосрочных целей. Для крупных стратегических целей она не очень подходит, так как обычно они более расплывчатые, и мы не можем конкретизировать их, а условия вокруг сильно меняются с течением времени.
По критериям SMART цель должна быть:
Цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного.
Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.
Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперёд за счёт достижения успеха. Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия и развитие, но при этом иметь ввиду, что они должны быть достижимыми.
Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Таким образом достигается эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый от этого результат, то этот час можно провести попивая кофе или просто болтая.
· ограниченной по времени (Time-limited)
Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении.
Пример правильно поставленной цели: купить новую Tesla S в кредит под 5% годовых с первым взносом 30.000$ до 10 августа 2020 года.
Этот метод дополняет смарт еще двумя критериями: evaluate (оценивать) и re-do (корректировать). Согласно этим критериям, после каждого этапа достижения цели, нужно рефлексировать или собирать обратную связь (если в деле задействованы не только вы) и при необходимости корректировать цель, основываясь на обратной связи.
Этот метод может помочь в больших проектах или в долгосрочных целях, так как в течение длительного времени, по пути к цели, она может частично утратить свою актуальность, и потребуется ее откорректировать, основываясь на ваши новые желания и обстоятельства.
Этот метод заключается в брейншторме по каждому из проектов или сфер вашей жизни с помощью интеллект-карт. Правда, чтобы научиться их делать, нужно либо прочитать книгу, либо подождать пока я выложу на нее обзор. Интеллект карта целей состоит из четырех уровней:
· проект или сфера жизни
· направление — часть проекта
· промежуточная цель — точка, достижение которой сильно улучшает ситуацию в этом направлении
· самая мелкая цель — точка, достижение которой приближает к промежуточной цели
Для того, чтобы поставить себе цель и разбить ее на мелкие кусочки, нужно создать интеллект-карты для каждой сферы жизни или проекта. В карте должно быть представлено текущее видение и идеальный результат в этой сфере. Затем, разделите эти сферы на направления, а в каждом из направлении направлений поставьте одну промежуточную цель и только одну маленькую цель.
Если делать такие карты сфер жизни для постановки краткосрочных целей, то промежуточные цели будут раскиданы по кварталам или месяцам, а маленькие по неделям.
Цель — это место, куда вы хотите попасть. Чтобы поставить цели, нужно понимать себя, свои желания и интересы. Иначе, есть риск поставить себе не свои, «чужие» цели, которые не будут мотивировать вас добиваться их.
Я ставила себе очень много подобных навязанных или нереалистичных целей типа: заработать миллион в месяц (когда я получала 20.000) или купить крутую машину. Но после небольшой рефлексии и упражнения, о котором я писала в статье про феномен шкаф, я осознала, что вместо машины для меня важно часто путешествовать, а для комфортной жизни, пока мне достаточно суммы сильно поменьше миллиона. Соотвественно, я поставила себе совсем другие цели.
Хорошая новость в том, что постановка качественных целей — самый сложный и важный этап из всей ее реализации. То есть, нужно только научиться осознанности, понять себя, а дальше будет легче, ведь вы напишите себе стратегию достижения и сможете просто идти по этому плану.
А еще, это абсолютно нормально, когда какие-то глобальные цели теряют свою актуальность. Мы живем в постоянно меняющимся мире, поэтому и цели могут трансформироваться или исчезать, вообще. Важно — почаще размышлять о своих целях и уметь их гибко корректировать.
Источник