- Приёмы постановки шипящих звуков. методическая разработка по логопедии на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Как научить ребенка говорить шипящие звуки
- Почему возникают проблемы с произношением шипящих
- Как научить ребенка говорить букву «ш»
- Диагностика
- Как проверить произношение шипящих без логопеда
- Тренируем правильное произношение шипящих
- Разминаем язык
- Разминаем губы
- Массаж языка
- Основные методы постановки
- Логопедические занятия
- Постановка звука «ж»
- Постановка звука «щ»
- Постановка звука «ч»
- Как заниматься с ребенком дома
- Упражнения
- Гимнастика для постановки произношения
- Заключение
Приёмы постановки шипящих звуков.
методическая разработка по логопедии на тему
Некоторые приёмы постановки звуков: ш, ж, ч, щ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_postanovki_shipyashchih_zvukov.docx | 367.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Постановка шипящих звуков.
Постановка звука Ш
Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ш.
Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ш; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.
Постановка звука ш различными способами.
- По подражанию:
— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами ( ветер шумит, змея шипит, воздух выходит из лопнувшего шарика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения. - От артикуляционного уклада
- — ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.
- От опорного звука:
— ребенку предлагается слегка приоткрыть рот, в медленном темпе 4- 6 раз произносить с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки (альвиолы) за верхними зубами; постепенно учим ребенка плавно удлинять выдыхаемую струю и не ударять кончиком языка в бугорки, а только поднимать к ним широкий кончик языка. - От опорного звука с механической помощью:
— ребенку предлагается длительно произносить звук с (передние зубы все время видны) шпателем аккуратно поднимают широкий язык за верхние зубы и слегка отодвигают его назад – к альвеолам (края шпателя при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов); затем добиваются этого умения у логопата уже без механической помощи;
Постановка звука Ж
Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ж.
Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ж; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.
Постановка звука ж различными способами.
- По подражанию:
— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (жужжание жука, пчелы, шмеля, вращение юлы и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения. - От артикуляционного уклада:
— ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук. - От опорного звука:
— основной способ: ребенку предлагается произнести звук ш и, добавив голос, получить звук ж;
— ребенку предлагается открыть рот, в медленном темпе 4-6 раз произносить с придыханием звук д, ударяя кончиком языка в бугорки (альвеолы) за верхними зубами; постепенно учим удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только постепенно поднимать к ним кончик языка. - От опорного звука с механической помощью:
— ребенку предлагается длительно произносить звук з (передние зубы все время видны ) логопед пателем поднимает широкий язык за верхние зубы и слегка отодвигают его назад – к альвеолам (края шпателя при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов); затем добиваемся такого умения уже без использования механической помощи; - — ребенку предлагается при открытом рте, длительно произносить звук р и кончиком шпателя, поднесенного к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка – будет слышно жужжание; после неоднократных повторений можно вызвать жужжание, едва поднеся шпатель к подъязычной уздечке; затем убрать его и, сближая зубы, добиться правильного звучания ж.
Постановка звука Ч
Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч.
Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.
Постановка звука ч различными способами.
- По подражанию:
— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения. - От слияния составных частей аффрикаты ч:
— ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т’, щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно). - От опорного звука:
— ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками. - От опорного звука с механической помощью:
— ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;
— ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.
Постановка звука Щ
Цель: научить ребенка произносить нормированный звук щ.
Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука щ; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.
Постановка звука щ различными способами.
- По подражанию:
— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (шипит маленькая змея и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения. - От артикуляционного уклада:
— ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук. - От опорного звука:
— ребенку предлагается длительно произносить звук ч – чщщщ… - От опорного звука с механической помощью:
— ребенку предлагается произнести слоги си/ась, шпателем слегка приподнять кончик языка к альвеолам, легонько отодвигая его назад, в результате должен получиться звук щ.
Источник
Как научить ребенка говорить шипящие звуки
В период формирования речи у детей могут возникнуть сложности с произношением. Это обусловлено постепенным развитием речевого аппарата. В одних случаях произношение стабилизируется самостоятельно к 5-7 годам, в других – может потребоваться помощь логопеда. Задача родителей заключается в облегчении процесса становления речи путем внедрения специальных упражнений.
Почему возникают проблемы с произношением шипящих
За процесс речевого развития отвечают определенные участки мозга. Если их работа нарушается, возникают сложности с произношением отдельных звуков. В большинстве случаев проблему провоцируют родовые травмы. Особую опасность представляют смещения костей черепа затылочной части или позвонков. В результате этого кровообращение в области головы замедляется. Клетки мозга не получают необходимое количество кислорода, что приводит к их разрушению.
Полученная во время родов травма может спровоцировать и ущемление подъязычного нерва или нарушения в ассоциативных нейронных связях слухового анализатора. Это отражается на способности распознавания и воспроизведения устной речи. Для правильного произношения отдельных звуков не менее важны жевательные и мимические мышцы. В некоторых случаях развитие речи у детей замедляется из-за травм, полученных после рождения (падение с дивана, удар затылком и т.д.).
Как научить ребенка говорить букву «ш»
У маленьких детей нередко возникают проблемы с произношением шипящих звуков. Медики выделяют несколько вероятных причин такого явления. К самым распространенным из них относят неправильную артикуляцию. Она представляет собой определенное положение языка во время произношения. Среди других причин выделяют:
- Неправильное произношение звуков родителями. Ребенок произносит их так, как слышит от окружающих.
- Ограничение двигательной активности языка из-за укороченной подъязычной уздечки.
- Нарушения в функционировании слухового аппарата.
- Аномалии строения зубов и челюсти.
Первоначально следует устранить причину механического характера. Если проблема заключается в короткой уздечке, её подрезают. Важно обратить внимание на прикус ребенка. При отклонениях принимаются соответствующие меры. В других случаях поставить речь помогает комплекс упражнений.
Диагностика
Речь формируется в период с 3 до 5 лет. Если возникают проблемы, родителям необходимо отвести чадо к логопеду. Диагностика у специалиста осуществляется в игровой форме. Врач определяет, с произношением каких звуков у ребенка наблюдаются проблемы. Также проводится визуальное обследование артикуляционного аппарата. В него входит осмотр ротовой полости. Оцениваются строение челюсти, зуб, губ и неба. Во время осмотра ребенку предлагается выполнить следующие действия:
- попытки дотянуться языком до подбородка и носа;
- перемещения языка из левой части рта в правую, периодически меняя ритм движений;
- выдвигание нижней челюсти вперед, а затем – назад;
- пощелкивания языком;
- формирование трубочки из губ после их растягивания в улыбке.
Как проверить произношение шипящих без логопеда
Чтобы научить ребенка произносить шипящие звуки, следует настроить правильную артикуляцию. Но предварительно требуется оценка речевого аппарата. Чтобы выявить пробелы, совсем необязательно посещать логопеда. Это можно сделать и в домашних условиях. Необходимо провести с ребенком беседу, в рамках которой осуществляется наблюдение за движениями губ и языка малыша. В норме при произношении звука «ш» наблюдается следующее:
- кончик языка приподнимается к небу, образуя небольшую щель;
- поток воздуха проходит через неактивные голосовые связки, вызывая соответствующий звук;
- губы вытягиваются вперед, формируя трубочку;
- боковые края языка касаются верхних зубов.
Тренируем правильное произношение шипящих
Постановка звука «ш» осуществляется поэтапно. Чтобы достичь желаемых результатов, нужно тренироваться постоянно. Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя упражнения на каждую зону речевого аппарата.
Разминаем язык
В постановке правильного произношения звуков особенно важны тренировки для языка. Его положение играет значимую роль при развитии речевых навыков. К самым эффективным упражнениям относят:
- Сомкнув зубы, необходимо выталкивать язык через образовавшееся отверстие.
- Следует улыбнуться с широко открытым ртом, после чего – разместить край языка на нижней губе. В таком положении нужно удержаться в течение 40 секунд.
- Слегка приоткрыв рот, требуется дотянуться языком к носу. Такое упражнение повторяется не менее 5 раз.
- Исходное положение – как и в предыдущем упражнении. Языком нужно закрыть верхние передние зубы, а затем – вернуть его на место.
- Широко раскрыв рот, необходимо максимально поднять язык к носу, а затем – опустить к подбородку.
- Язык высовывается изо рта, на его кончик кладется кусочек конфеты. Ребенок должен постараться приклеить его на небо непосредственно за верхними зубами.
Разминаем губы
Регулярные тренировки для губ помогут в дальнейшем произносить звуки правильно. Их нужно сочетать с упражнениями на другие участки ротовой полости:
- Самое действенное упражнение – «трубочка». Зубы плотно смыкаются, а губы вытягиваются вперед. Зубы они при этом закрывать не должны. В таком положении следует продержаться 6 секунд.
- Чередование упражнений «улыбка» и «трубочка». Улыбаться следует, полностью сомкнув рот.
- Необходимо вытянуть губы, пытаясь их округлить. Через 6 секунд следует вернуться в исходное положение.
- Упражнение «трубочка» сначала выполняется в стандартной форме. После этого импровизированную трубочку следует сделать больше, немного разомкнув губы.
Массаж языка
Одним из методов коррекции произношения считается логопедический массаж. Он не только способствует правильной постановке звуков, но и ускоряет развитие речи в целом. Мануальное воздействие снижает слюноотделение и улучшает тонус лицевых мышц. При кожных и простудных заболеваниях массаж противопоказан.
Продолжительность первого сеанса составляется 10 минут. Предварительно расслабляются лицевые мышцы. Важно создать благоприятные условия, чтобы ребенок ни на что не отвлекался. Со временем продолжительность процедуры увеличивается до 20-30 минут. Курс лечения включает в себя 15 посещений специалиста.
Основные методы постановки
Приемы постановки подбираются, исходя из причин нарушения работы речевого аппарата. Существует несколько способов воспроизведения звуков. К ним относят:
- от артикуляционного уклада;
- от опорного звука;
- от подражания;
- от опорного звука с механической помощью.
Логопедические занятия
Самым удачным способом поставить речь считаются визиты к логопеду. Регулярные занятия способствуют улучшению мелкой моторики и формированию воздушной струи, которая играет значимую роль при произношении звуков. Логопед подберет комплекс упражнений, отталкиваясь от индивидуальных особенностей речевого аппарата. Занятия включают в себя игры, изучение скороговорок и мануальные практики. Если ребенок не идет на контакт с незнакомым человеком, наиболее актуальными будут занятия в домашних условиях.
Постановка звука «ж»
Во время занятий логопед может осуществить постановку любого проблемного для ребенка звука. Проводятся артикуляционные упражнения, позволяющие малышу понять, как должны быть расположены язык и губы при правильного произношения шипящих. Голосовые связки во время произношения необходимо привести в состояние напряжения. Губы слегка выдвигаются вперед и округляются. Кончик языка прикладывается к передней части неба, формируя небольшую щель. Во время произношения звука «ж» воздушную струю легко ощутить, поднеся ко рту ладонь. Перед упражнениями тренируется произношение звука «ш», так как он считается одинаковым с «ж» по артикуляции.
Постановка звука «щ»
Автоматизация шипящих звуков у детей вызывает немало трудностей. При произношении звука «щ» голосовые связки вибрировать не должны, поскольку он глухой. Положение губ и языка напоминает позицию, которая имеет место в случае со звуком «ж». Отличие заключается в направлении воздушной струи между зубами. Они смыкаются, либо максимально сближаются друг с другом. Упражнения закрепляются чтением стихов. После каждой тренировки логопед выявляет недочеты и пытается их исправить.
Постановка звука «ч»
При постановке звука «ч» логопед пользуется хитрым приемом. Ребенку ставят задачу – проговорить сочетание «ать». Но в момент произношения специалист слегка прижимает уголки губ и просит выдвинуть их немного вперед. В итоге у малыша получается воспроизвести сочетание «ачь». Регулярные тренировки помогают без труда поставить речь, даже при наличии серьезных отклонений. Чтобы повысить их эффективность, логопед постоянно разговаривает с малышом, провоцируя его произносить нужные звуки в непринужденной обстановке.
Как заниматься с ребенком дома
Автоматизация звука «ш» в домашних условиях дает такие же результаты, как визиты к логопеду. Помимо артикуляционной гимнастики, практикуют другие способы разработки речевого аппарата для постановки шипящих звуков – чистоговорки, чтение стихов и сказок, специальные игры. Не рекомендуется практиковать занятия, если ребенок к ним не расположен. Желательно выделить на них время в первой половине дня. Оптимальная продолжительность занятий составляет 15 минут.
Упражнения
Практика налаживания функции речевого аппарата включает в себя выполнение специальных упражнений. К наиболее действенным из них относят:
- Язык следует положить на нижнюю губу. При выдувании воздуха он должен образовать желобок в серединной части.
- Игра с изображениями помогает развить ассоциативное мышление. Доктор демонстрирует несколько картинок, а ребенок должен выбрать те, на которых присутствует определенный звук.
- Необходимо чередовать надувание щек со сдуванием. Через каждые 5 повторений делается небольшой перерыв.
- Осуществляются круговые движения с высунутым языком, как будто облизываются остатки мороженого или варенья с губ.
Гимнастика для постановки произношения
Артикуляционная гимнастика направляется на расслабление и напряжение мышц ротовой полости. В дальнейшем это отражается на речевых навыках ребенка. Гимнастика включает в себя следующие упражнения:
- Раскрыв рот, следует проводить языком по зубам, имитируя очищающие движения. Кончик языка не должен уходить внутрь и высовываться наружу.
- При раскрытой ротовой полости осуществляются касания по небу по принципу вперед-назад. Необходимо удерживать язык в напряженном состоянии.
- Следует приоткрыть рот, плотно прижав язык к небу. После этого рот раскрывается как можно шире. Цель такого упражнения заключается в растягивании подъязычной связки.
- Требуется растянуть рот в широкой улыбке, держа его приоткрытым. Язык при этом присасывается к небу, после чего – отрывается. Этот процесс сопровождается характерным щелчком.
- Язык всей поверхностью присоединяется к поверхности неба. Затем следует широко открывать и закрывать рот. Язык при этом не должен менять своего исходного положения.
Заключение
Постоянные занятия с ребенком способствуют быстрому обучению навыкам говорения. Рекомендуется доверить этот вопрос профессионалам. При необходимости проведения домашней гимнастики для шипящих звуков – важно тщательно ознакомиться с описанием каждого упражнения.
Источник