Способы постановки гласных звуков

Постановка звуков

Постановка гласных звуков

  • От звука «а» путем выдвигания губ вперед и отодвигания языка назад получается звук «о», еще более сильное выдвижение губ вперед и более глубокое положение языка позволяет организовать звук «у».
  • — от звука «э», сужая ротовую щель при оттягивании углов рта получается звук «и»
  • — от звук «и», отодвигая губы, получается звук «ы»
  • — от «пи-пи», отодвигаем губы – «ы»
  • — от j – а получается «я», от j – о получается «ё», от j – у получается «ю», от j – э получается «е».
  • — от «и» в слогах аи, ои, аиа – можно получить «й», произнося гласные короче.
  • «й» — от правильной артикуляции. Отрабатывается движение спинки языка (кошка выгибает спинку).
  • — от «хь» говорить с голосом громко и долго, проверяя пальцем напряжение поднятой спинки.

Постановка согласных звуков

Звук Т

  1. Положить язычок на нижнюю губу и повторять та-та-та
  2. Тоже только произносим са-са-са

Звук С

  1. По подражанию. Улыбнуться, соединить зубы вместе, широким кончиком языка упереться в нижние резцы и подуть на кончик языка.
  2. От звука [ф]. Длительно произносим звук [ф], упираемся кончиком языка за нижние зубы. Если необходимо, убираем губы с механической помощью.
  3. От звука [и]. Произнести звук [и], сблизить зубы и подуть на кончик языка.
  4. Произносим шепотом ихи, затем тоже со сжатыми зубами.
  5. Механическим способом. Постановочный зонд расположить по средней линии языка. Прикусить зонд и выдохнуть через рот. Зонд можно заменить спичкой, ватной палочкой, шпажкой.

При межзубном сигматизме необходимо научить ребенка заводить язык за зубы.

Звук Сь

Длительно произносить звук [с].При этом пальцами растягивать губы ребенка в улыбку.

Звук Ц

  1. Улыбнуться, зубы соединить, широким кончиком языка упереться в нижние резцы. Быстро произносить звуки [т] и [с].
  2. Механическим способом. Произносить слоги «та» или «ты» с сильным выдохом, при этом зондом удерживать кончик языка у нижних резцов.

Постановка Ш

  1. Произносим звук [т], при этом язык поднимаем язык вверх к твердому небу, губы округлить.
  2. Произносим звук [с], язык поднимаем к твердому небу.
  3. Механическим способом. Произносить «с» или «са». Открыть рот, подложить зонд под язык, зубы сжимаем.
  4. Сделать «Грибок» и сильно подуть на ладошку.

Постановка Ж

  1. Произносить звук [ш], при этом «включить» голос.
  2. При произнесении звука [з] поднять язык вверх.

Постановка Л

  1. При произнесении звука [а] прикусывать кончик языка зубами, губы в улыбке.
  2. Зажать широкий кончик языка между зубами и погудеть.
  3. Механическим способом. Зонд-рамку кладем поперек языка и прижимаем его боковые края, кончик языка упирается в верхние зубы.

Звук Ль

  1. При произнесении звука [л] разводим уголки губ в стороны.
  2. Механическим способом. Язык положить на зонд-лопаточку. Двигать зондом вверх-вниз и произносить ля-ял-ля.

Звук Р

  1. «Завести моторчик» от ззз, ддд, дж, жжж, дзж.
  2. Сделать «грибок» и сильно подуть.
  3. Приклеенный к небу язык двигать от альвеол кзади и быстро произносить ц.
  4. Механическим способом. Поднять широкий язык за верхние резцы и длительно произносить звук [ж]. В это время зондом шариком производить частые колебательные движения из стороны в сторону. Слышится вибрация кончика языка.

Зонд можно заменить пальцем, сосокой-пустышкой, ватной палочкой.

Источник

Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Исправление недостатков звукопроизношения — одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как гласные — А,О,У,Ы,Э.

Скачать:

Вложение Размер
glasnye.doc 49.5 КБ
buklet_glasnye.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ ПОСТАНОВКИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

ВАЖНОСТЬ РАБОТЫ С ГЛАСНЫМИ.

МБДОУ «Детский сад №17»

Исправление недостатков звукопроизношения — одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как гласные — А,О,У,Ы,Э и простых согласных Д, Т, Н, Ф, В и др.(т.е.звуков раннего онтогенеза).

Усвоение звуковой стороны речи (по А.Н.Гвоздеву)

а) звуки «раннего онтогенеза» (онтогенез—значит индивидуальное развитие организма ребенка): гласные [а], [о], [у], [и];

б) звуки «среднего онтогенеза»: гласный [ы].

Методика постановки гласных звуков

К группе гласных относятся шесть звуков: У – О – А – Э – И – Ы. Гласные звуки – это своего рода озвученный выдох, получивший в надставной трубке, или резонаторной полости, ту или иную окраску (тембр), в зависимости от формы ротоглоточной полости и направления воздушной струи.

Также в русском языке есть так называемые йотированные гласные: Е – Ё – Ю – Я, каждая из которых представляет собой сочетание гласной и звука j. Полнозвучное произношение гласных обеспечивает выразительность речи, придавая ей красоту и мелодичность. Каждый гласный звук требует определенной внешней и внутриглоточной артикуляции.

Звук «У» образуется при поднятом языке, который отодвигается назад. Ротовая полость сужается, а глоточная полость увеличивается.

Звук «О» – рот приоткрыт, глоточная полость увеличена.

Звук «А» – корень языка отодвигается назад, рот широко открыт, губы принимают овальную форму, глоточная полость маленькая.

Звук «Э» – широкая ротовая полость, глоточная сужается, язык внизу упирается в нижние резцы зубов.

Звук «И» произносится при смещении языка вперед и вверх, при этом образуется небольшая полость между стенкой языка и передней частью неба.

Звук «Ы» – при его произношении язык выдвигается вперед и вверх, при этом рот приоткрывается, а глоточная полость расширяется, звук получается прикрытым.

При произношении каждой гласной полость ротоглотки делится на два взаимосвязанных резонатора: задний – полость глотки и передний – полость рта.

Передняя часть резонатора называется « резонатором высоких тонов » (И, Э), задняя – « резонатором низких тонов »(О, У, Ы). Звук «А» содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов.

Недостатки произношения гласных звуков.

Гласные звуки, как более простые по артикуляции, усваиваются детьми сравнительно рано и легко. Недостатки произношения их редки.

Звук И иногда произносится почти как э или е (эгла — игла, пела — пила); звук Ы уподобляется звуку и. Дети на слух различают гласные и и э (е) на таком примерно речевом материале: петь — пить, бел — бил, пил — пел, села — сила, дитя — дети, тени — тина.

Для слуховой дифференцировки ы — и: был — бил, пил — пыль, Дима — дым, выл — вил, лыжи — лижи, мыло — мила, мышка — миска, пила — пыль.

Встречается неточное произношение губного гласного О . При правильной артикуляции звука о губы принимают овальную форму. При неточном произношении о губы несколько растянуты и форма рта близка к форме, характерной для артикуляции а . Для исправления указанного недостатка в произношении гласного о , произнесите вслух несколько раз звукосочетание ао и внимательно следите (с помощью зеркала) за артикуляцией губ. Некоторым будет полезно «протянуть» звук о: ооо , удерживая рот в овальном положении, чтобы зафиксировать правильную артикуляцию губ.

Неточное произношение звука У. Для исправления указанного недостатка в произношении гласного У , попросите ребёнка вытянуть вперёд губы произносить звук У, затем пальцами смыкать и размыкать губы. Либо делать в более быстром темпе упражнение «балалайка» пальчиками по губам. Звук можно сразу ввести в слова: утка, Умка, бумага, Буратино и т.д.

Коррекция гласных звуков. При постановке гласных звуков начинать работу нужно со звука –А–. Затем переходим к звукам –Э–О–У–И. Они легко произносятся по подражанию. Основная задача при их постановке – устранение назального оттенка, продвижение языка к нижним зубам.

Вначале все звуки отрабатываются в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, например:

Когда изолированно гласные звуки будут отработаны, переходим к слитному произнесению сочетаний из двух гласных звуков, затем из трех.

АОЭ—ЭАО ОУИ—ИОУ ЭИО—УИО

АИУ—АЭИ ЭОА—ОУИ ЭИО—ЭОА

Сочетания произносятся то низким голосом (имитация голоса волка), то высоким голосом (имитация голоса зайца), то средним голосом (имитация голоса ежика). Дети охотно подражают голосам животных. Такие игры развивают умения координировать высоту голоса.

Упражнения для постановки гласных звуков

Представьте, что ваша кисть – раскрывающийся цветок. Произнесите «У – О – А – Э – И – Ы». Если вы когда-нибудь видели, как распускается бутон цветка, то не могли не заметить, что этот процесс не только зрелищный, но и непрерывный. Воссоздайте эту непрерывность. Попробуйте несколько раз с помощью линейки гласных раскрыть воображаемый цветок.

Примечание «Линейка гласных»

Линейка гласных – это последовательность гласных звуков «у-о-а-э-и-ы», (иногда «и-э-а-о-у-ы») для удобства используемая в голосоречевом тренинге как один из видов ритмической организации слоговых комбинаций и звукосочетаний. Этот порядок гласных звуков дает возможность постепенного подъема гортани от «у» до «и» и в связи с этим повышения тона.

Приемы индивидуальных занятий в трудных случаях

Для устранения замены и звуком э (е) пользуются такими приемами:
1) делают гимнастику языка — поднимание и опускание средней части спинки языка;
2) то же повторяют с соответствующим произнесением при слегка оскаленных зубах, поочередно: эиэиэи. , затем и-и-и-. пи-би-ки-ги .
Если ы произносится как и (рил — рыл, сипал — сыпал), кончик языка отодвигают от передних зубов, а среднюю часть спинки языка опускают (шпателем) несколько ниже.
В случае вообще неотчетливого произнесения гласных (мало раскрывается рот, ребенок говорит сквозь зубы, не вполне правильно лежит язык, недостаточно растягиваются, выпячиваются, поднимаются и раскрываются губы) после гимнастики языка, губ произносят отдельно каждый звук и потом комбинации их (слитно на одном выдохе): аоуэиы, иоуаэы , потом бабобу-бэбибю и т. п.

Источник

Постановка гласных звуков у детей

В логопедии звуки разделены по времени своего появления на звуки раннего и позднего онтогенеза. В норме гласные относятся к первой группе, и их нарушения наблюдаются довольно редко. Однако встречаются такие состояния, при которых артикуляция гласных фонем становится затруднительной.

Нормальная артикуляция гласных звуков

  • У:
  1. Губы вытягиваются вперед трубочкой.
  2. Зубы верхнего и нижнего рядов не соприкасаются, они полностью закрыты губами.
  3. Корень язык отведен назад, вглубь ротовой полости. Спинка органа поднята высоко к нёбу.
  • О:
  1. Губы чуть-чуть вытянуты вперед и принимают округлую форму, но меньше, чем в случае с фонемой У.
  2. Зубы прикрыты губами.
  3. Язык отведен назад: задняя часть его спинки поднимается комком к мягкому небу.
  • А:
  1. Нижняя челюсть опущена, между резцами верхней и нижней челюсти сохраняется расстояние примерно в 2 пальца (1-1,5 см).
  2. Передние зубы немного видны.
  3. Язык широкий, плоский, находится у нижних зубов, кончик его касается нижних зубов, боковые края опущены к нижним жевательным зубам.
  • И:
  1. Рот растянут так, что напоминает улыбку.
  2. Зубы слегка обнажены.
  3. Язык смещается вперед и вверх.
  • Э:
  1. Рот растянут в улыбке, но раскрытие шире, чем при проговаривании фонемы И.
  2. Зубы обнажены.
  3. До нижних резцов дотрагивается кончик языка, верхних коренных зубов касаются его боковые стороны, спинка приподнята, приближена к твердому нёбу.
  • Ы:
  1. Губы свободно раскрыты.
  2. Есть зазор между резцами, который сколько шире, чем при проговаривании фонемы И.
  3. Кончик языка сильно отведен назад, а задняя часть органа поднята к нёбу, но не касается его.

Недостатки произношения гласных звуков

Среди недостатков произношения гласных звуков есть такие, которые характерны для всего гласного ряда или для нескольких звуков из него.

  • Назализация, когда носовой резонатор неправильно участвует в артикуляции: вход в носовую полость остается открытым. Считается грубым дефектом.
  • Расширенная артикуляция. Рот раскрывается более широко, чем требуется для правильного произношения. Из-за этого округление губ при выговаривании лабиализованных звуков становится меньше. Подъем языка при таком широком растворе снижается.
  • Суженная артикуляция. Механизм действия противоположен описанному выше. Считается грубым дефектом.
  • Передняя артикуляция. Характерна для О, У. Происходит из-за того, что язык мало отведен назад вглубь рта. При этом кончик его находится близко от нижних резцов, спинка стоит комком.
  • Повышение голоса. Грубый дефект произношения У, И.
  • Ы-образное произношение, когда гласный звучит близко к Ы. Характерно для А, О, Э, И.

Существуют ошибки в произношении, характерные для конкретных звуков.

  • И звучит похожим на ЛЬ. В речи это будет выглядеть так: вместо писать – пльсать, вместо кидает – кльдает.
  • При выговаривании фонемы Э язык выглядывает изо рта и ложится на нижнюю губу.

Чаще всего это происходит, когда ребенку слишком старательно показывают образец артикуляции.

  • Ы. Более сильное выдвижение нижней челюсти, чем это необходимо. Как следствие, положение челюстей становится похожим на прогенический прикус.

Как правило, появляется, когда преподаватель неверно показывает отличия Ы и И.

Методика постановки гласных звуков

Среди наиболее распространенных методик постановки гласных звуков выделяют методику Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной и методику К.А. Волковой.

Первая из них предусматривает:

  1. Длительно произносить гласный в составе слогов и изолированно.
  2. Отрабатывать гласный в слогах и изолированно отрывисто, кратко.
  3. Изменять громкость звука при его выговаривании.
  4. Проговаривать гласную фонему, делая на нее ударение, а также безударно в слогах и словах.
  5. Различение гласных в слогах.

К.А. Волкова предлагает выполнять следующие виды упражнений:

  1. Проговаривать звук изолированно.
  2. Произносить гласный при напряжении артикуляционных органов: позиции под ударением; и в начале слова; в начале слога.
  3. Отрабатывать под ударением и в безударной позиции.
  4. Проговаривать в начале слова, слога, в конце, между согласными, т.е. изменять позицию звука.
  5. Различать гласные в слогах и словах.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение “Гаражик”. Представляем, что ротик – это гараж, в который въезжают машинки. Раз – раскрыть ротик широко и держать его в этом положении до 5 секунд, пока все машинки не заедут. Два – закрыть гараж. Язык спокойно лежит на дне рта. Повторить не менее 3 раз.

“Хомячок”. Логопед демонстрирует картинку хомячка, обращая внимание на то, как у него надуты щечки. Затем предлагает ребенку тоже надуть щечки. При выполнении задания рот должен быть закрыт. Через 5 секунд нужно выпустить воздух через губы.

Если у ребенка это упражнение не получается, то можно предложить ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами, в результате чего воздух изнутри надует щеки. Повторить 3 раза.

“Щенок”. Логопед показывает картинку собачки (она скалит зубы) и мальчика (он улыбается). Педагог обращает внимание ребенка на то, как показывают зубки щенок и мальчик и предлагает так же показать свои зубки. Упражнение выполняется перед зеркалом 2-3 раза. Можно при этом читать несложные веселые стихи по теме картинки.

Несколько упражнений артикуляционной гимнастики можно объединять общим сюжетом. Например, предложить ребенку посадить в веселый поезд животных из разны упражнений. В первый вагончик посадим хомячка (дети надувают щечки), в следующий щенка (улыбаются) и т.д.

Также к эффективным упражнениям относятся «Иголочка», «Качели», «Заборчик», «Лошадка».

Индивидуальные занятия в трудных случаях

Логичнее отдавать предпочтение индивидуальным занятиям в трудных случаях, когда нарушено произношение гласных звуков (например, у слабослышащих и глухих детей или при ринолалии, дизартрии). Для этого в арсенале педагога имеются различные способы постановки проблемных звуков.

Например, для устранения Ы-образной артикуляции, кроме подражательных упражнений, хороший эффект дает механический способ, когда логопед нажимает шпателем на спинку языка. Этот же способ подходит и при сужении артикуляции гласных О, У.

Если у ребенка наблюдается переднее артикулирование звуков, механически это можно устранить следующим образом: шпателем прижать переднюю часть языка и отодвинуть назад.

Чтобы закрыть проход в носовую полость и устранить назальный оттенок, шпателем нужно слегка нажать на корень языка.

Звук А обычно ставится по подражанию, в игре. Например, ребенку дают куклу и предлагают показать, как ее укачивать: а-а-а.

Звук О хорошо ставится механически, отталкиваясь от А. Логопед просит ребенка произнести звук А, а сам тем временем сближает губы ребенка, придавая им округлую форму. Также можно использовать различные колечки или баранки.

Похожие действия совершает логопед при постановке У. Только теперь здесь нужно отталкиваться от поставленного О и еще сильнее сближать губы ребенка.

Звук Э. Ставится по подражанию, отталкиваясь от гласного А в сравнении.

При постановке Ы можно отталкиваться от артикулирования И. Используется шпатель, т.к. ротовая щель при произнесении фонемы И узкая. Логопед должен немного надавить шпателем на переднюю долю языка и чуть-чуть отодвинуть его вглубь рта. Нужно предложить ребенку сопоставить звучание звуков И-Ы в слогах. Например, Пи – Пы. Также необходимо контролировать положение нижней челюсти – она не должна выдвигаться вперед.

Заключение

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Однако занятий только с логопедом для выработки прочных навыков звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал в детском саду и дома.

Источник

Читайте также:  Цитофлавин таблетки способ применения
Оцените статью
Разные способы